Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 1385

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«

Онегинская строфа» - 14 строк., все разнообразие рифм – разнообразие жизни. Относительная законченность содержания в строфе.


А. Пушкин. «Евгений Онегин». Образы героев романа. Образ автора в романе.


Система образов, герои, их соотнесенность.

Круг героев ром. невелик, и просто удивительно, как в нем представлен сложный мир человеческих отношений и характеров, даны типы эпохи.

Герои сложно соотнесены: Татьяна – Ольга, дух. наполненность, своеобычность одной – и «обыкновенность» второй;

Онегин (умудренный жизнью и разочарованный) -Ленский (неискушенный, преисполненный надежд мечтатель и поэт): «…Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой».

Онегин как первый «лишний» человек в русской лит. (Каков вообще, по-вашему, этот тип - «лишний человек»?)

Онегин, его качества. Эволюция. Онегина. в первой главе. Онегин в деревне: отношения с помещиками, отнош. с Ленским, поведение с Татьяной (вполне благородное, но при этом О. все же не хватает яркости и глубины души, чтобы по-настоящему откликнуться на свежее, не похожее на принятые в свете чувство татьяны . В «отповеди» О. Татьяне проявл. его привычка быть ироничным, чувствовать свое интеллект. превосходство над другими, в дан. случае над Т.) Дуэль как невыдержанное испытание на самостоятельность мысли (подчинился светским порядкам, испугался светского осуждения – и убил друга. Расплата – опустошенность души, муки совести. Не случайно отправляется в путешествие (должны были составить отд. главу). 8 гл. : новая встреча с Т., новое – умудренным взглядом - открытие Татьяны. Потрясение, вызванное признанием Татьяны и делающее О. на наших глазах в финале личностью драматической, ч-ком, перед которым открывается вся сложность жизни.

Ленский – поэт–романтик. Качества. Отношение П. к нему. Рассказ о смерти Л., полный печали. 2 варианта судьбы: может, его ждал высокий «удел», судьба большого поэта – но 2-й вар.: мог превратиться в заурядного помещика (ведь в нем нет энергии Онег., да и вообще среда сильна, она подчиняет ч-ка себе).

«Татьяны милый идеал». Качества. Татьяны как выразительница нравств. позиции Пушкина.

Образ автора, его сложная структура: участник сюжетного действия, приятель Онегина (в 1 гл.), и создатель романа, создавший и его героев. Голос автора, его взгляд на мир чувствуется постоянно.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=89

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47225a0d.pdf


12. Идейно-художественные особенности поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».


1833. Поэма глубокого философского смысла. В поэме говорится о наводнении 1824 г.

«Вступление»: гимн красоте Пб., гимн основателю города. Высокий одический стиль.

Но история, рассказанная в поэме, казалось бы, абсолютно опровергает этот гимн. Перед нами правда жизни, рассказ о бедном чиновнике Евгении (пушкинское определение жанра «МВ» - «петербургская повесть»). Сначала – его мечты о счастье с Парашей, его невестой. Потом – наводнение, его страшные картины и переживания Евг. Уцелевший в наводнении Е. обнаруживает, что жившие у самой воды Параша и ее мать погибли, и лишается рассудка. Через некоторое время, бродя по городу, Евг. вдруг оказывается у памятника Петру Великому – у Медного всадника, и грозит ему кулаком как виновнику произошедшего. За что разгневанный Всадник бросается за обомлевшим от страха Евг. Вскоре Е. умирает.


Бунт Евг. оказался недолгим, подавленным всей мощью власти, государства, которые и воплощает Медный вс.

В поэме развивается тема «маленького человека». Скромный чиновник, «маленький ч-к» Евг. страдает от произвола власти, государства. Преисполненный сочувствия читатель принимает его сторону, сочувствует его бунту.

Сложнее отношение П. к Петру. Обратим внимание: Петр «Вступления» и Медный всадник – это скорее разные персонажи, нежели один персонаж.

В самой деятельности Петра П. видит две стороны:

П. приветствует созидательную, творческую деятельность Петра. П. приветствует ту государственную власть, которая несет в себе творчество, направлена на созидание, улучшение жизни. Петр «Вступления» является воплощением этого созидательного начала.

Но к простому человеку власть и гос-во поворачиваются другой стороной – стороной равнодушия, насилия и самодовольства. Это-то равнодушие к людям уже реальная российская власть, царь Александр I проявили к людям при наводнении (в поэме царь посмотрел-посмотрел на картину наводнения, произнес:»С Божьею стихией царям не совладать», повернулся и ушел. Медный всадник, «кумир на бронзовом коне» - воплощение этой равнодушной и жестокой гос. силы. Ее вторжение в человеческую жизнь трагично.

П. протестует против этого трагического равнодушия и утверждает право простого человека на счастье.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=91


----------------------------------------------------------------------------------------------------


15. Периодизация творчества и основные мотивы лирики

М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта» (1837) – переломное произведение

в судьбе и творчестве Лермонтова.


В лит-ру Лермонтов входит в 1830-е годы (это время политической реакции, разочарованности и скепсиса в общественных настроениях). Поэзия Л. необыкновенно грустна и драматична.


Можно выделить раннее творчество (сугубо романтическое; лирич. герой полностью сосредоточен на своей душе и своих переживаниях. Ст. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Нищий». Весьма показательно сегодня всем известное ст. «Парус», в котором нарисован парус, но при этом реализуется мысль о мятущейся, неуспокоенной человеческой душе).

и творчество 1837-41 гг. (тв-во зрелой поры).

Рубежными в биографическом и творческом плане здесь оказываются ст. «Бородино» и «Смерть поэта». до этого не публиковал своих произв. «Бородино» (1837) – жанрово сложное стихотв.: лирическое и эпическое начала соединены. Отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Дань подвигу народа, простых солдат: повествование ведет один из них, состарившийся ветеран.

«Смерть поэта» - ст., написанное на смерть Пушкина (1837) и обличающее представителей света как истинных убийц поэта. Стало причиной 1-й ссылки. Важно и другое: с этих стихотв. окружающий объективный мир (а не только содержание своей собственной души) занимает все более существ. место в поэзии Л. Точнее, этот мир тоже становится содержанием души поэта и лирич. героя его поэзии.


Важнейшие мотивы: несвободы и устремленности к свободе («Парус», «Узник» («Отворите мне темницу…»), одиночества («Листок», «И скучно и грустно…», устремленности к красоте мира.

«Дума»: грустные размышления о судьбе поколения 1830-х.

Важнейшая особенность лирики Л. – это безумная тоска по идеалу, страстная устремленность к нему. Устремленность к красоте мира: «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».

Стихи о поэте и поэзии: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» (своеобразное продолжение пушкинского «Пророка». Оказывается, что проповеди, с которой пушкинский пророк отправился к людям, никто не хочет слышать).

Стихи о любви (в том числе «Сон» - трагическое стихотв. о невозможности счастья).

«Родина» - сокровенное, негромкое чувство любви к России, ее народу (вспомним, что этой же теме. хотя в несколько иной вариации, посвящено и ст. «Бородино»).


РАССАЖИТЕ О ЛЮБИМЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ, О ТОМ, ЧТО ПОНЯЛИ и КАК ПОНЯЛИ.

См.:

http://www.a4format.ru/author.index.php?lt=203&author=44



16. Жанровые, композиционные, идейно-художественные особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Система образов.


Время создания - 1838-39. Первоначально главы печатались как отдельные повести.

Жанр: не просто роман, а психологический и социальный одновременно, т.е. социально-психологический.

В центре романа – образ Печорина. Важнейшая задача – психологическое исследование человеч. характера, исследование внутреннего мира мыслящего человека эпохи 30-х годов. Эпоха, общественно-политические условия, конечно, накладывают свой отпечаток на этот х-р. Это сложный и противоречивый х-р, совместивший в себе одаренность, интеллект, критическое отношение к действит, отвагу мысли и действий, независимость суждений со скепсисом, разочарованием, холодным эгоизмом и равнодушием. Перед нами действительно одаренная личность, которой нечем себя занять. Фатальным образом действия этого человека оборачиваются разрушением (вспомните, чьи судьбы и как разрушил П.).


Задача углубленного исследования характера П. определяет КОМПОЗИЦИЮ и ОБРАЗНУЮ СИСТЕМУ романа.

Композиция: роман состоит из пяти отд. повестей. Части «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В двух первых пов. П. увиден глазами простого армейского. офицера М.М., потом – автора, а вот последнии три пов. – это уже жневник Печорина, еог самоанализ. Т.е. читатель постепенно все глубже идет в понимании П. Расскажите кратко, о сем говорится в каждой из частей*.

Второй принцип: герой представлен в соотношении с другими героями

Сопоставление с «водяным общ-вом». Кстати, кто это?

Сопоставление со скептиком и ироником доктором Вернером (они с П. похожи).

Сопоставление с Грушницким: на фоне недалекого и пошловатьго Грушницкого очевидна подлинность страстей и сомнений П., его интеллект и неподдельная глубина личности.


Сопоставление с простым и добрым АРМ. офицером Максимом Максимычем. А вот здесь в чем выигрывает, а в чем и проигрывает П.? Простота Максима Максимыча – это чудесное качество, которого нет у Печ.

Другие образы в романе: горцы, женские образы.

Важное значение пов. «Фаталист». Как вы понимаете ее смысл, что она дает для понимания П.? Здесь-то в смелом поступке проявляются истинные возможности П.

----------------------------

*http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00089901184773069424/

См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=203&author=44&dtls_books=1&title=149


http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/42cd0553.pdf



14 Жанр романтической поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова «Демон», «Мцыри» Лермонтова.


«Демон» - 1829-41. Это произведение всей жизни Л.

Сюжет основан на библейской легенде об ангеле, который восстал против Бога.

Демон и есть такой ангел. Бунтарское начало, протест против послушания, готовность поплатиться за это изгнанием из рая – это, бесспорно, то, что определяет духовную высоту героя. Демон, тем не менее, воплощает личность сложную, противоречивую. В нем живут, с 1 стороны, отрицание, а с ними и озлобление, гордыня, близкая к презрению – это чувства разрушительные и саморазрушительные. Но, с др. стороны, в нем живут желание добра, стремление к красоте, гармонии. Они и воплотились в любви к земной девушке Тамаре. Однако его любовь несет смерть сначала ее жениху, потом и самой Тамаре (проследите по сюжету, в чем это выражается).

В этом демон является своеобразным двойником Печорина, который тоже с неизбежностью приносил разрушение и гибель тем, с кем был близок. В этом и вина, и беда таких героев. Отчасти это и осмысление Лермонтовым собственной души.

Эгоизм, отсутствие истинного альтруизма, сосредоточенность на собственном бунте – вот за что Л. осуждает своего героя. Но при этом все же жалеет, раскрывает истинный драматизм подобной ему личности – гордой, жесткой, самодостаточной и одинокой.


«Мцыри» -1839.

Развивает традиции романтич. поэмы. Но здесь уже романтич. герой, усилия которого обретают высокую, осмысленную направленность. Герой порывает с несвободой. три дня его скитаний – это путь не просто на родину, в родные места. Это еще и путь к себе, обретение самого себя. Три дня трудных скитаний оказываются для героя днями настоящего счастья. Здесь ему открывается красота мира, счастье свободы, открываются и истинные силы и возможности его духа (битва с барсом).

Но финал трагичен: после скитаний обессиленный герой роковым образом вновь оказывается у стен ненавистного монастыря.

Побежден или не побежден Мцыри? В чем, по-вашему, смысл финала?

К худож. особенностям поэмы относятся: исповедальность, тонкий психологизм (передача человеч. переживаний), изумительная сила в изображении природы («Вокруг меня цвел Божий сад…»)

См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=203&author=44&dtls_books=1&title=146

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=203&author=44&dtls_books=1&title=147




17. Жанровая многоплановость сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Историческое и национальное. Элементы народной фантастики. Синтез романтизма и реализма.


Первый сборник Гоголя (1831-32).

2 части, 8 повестей (4+4). В холодном Пб. Гоголь вспоминает теплую, сытную Украину.

Конечно, романтическое произвед. Но есть и проявления реализма: в романтизованной жизни очевидна узнаваемая бытовая повседневность, крестьянский быт.

Показана жизнь свободных, не знающих креп. права украинских крестьян (хотя после 1783 г. креп. право утвердилось и на Укр.).

Соединение повседневности и праздничности (ряд повестей связан с праздниками, с ярмаркой – это тоже праздник), необычности обстановки.

Соединение фантастики и реальности

Соединение языческих верований и глубокого христианского начала в народном сознании

Веселое, жизнерадостное начало совмещено с драматическим и страшным. Есть страшные повести (Басаврюк, Страшная месть). В некот. повестях есть что-0то страшное и трагическое, но оно в конце концов преодолевается (Майская ночь, или Утопленница).

Все это очевидно в пов. «Ночь перед Рождеством». Г. погружает нас в мир народных представлений и верований. Звучат нар. песни, колядки. Сражение с чертом закончилось полной победой богобоязненного Вакулы. Происки темных сил заканчивются победой сил добра.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=993


18. Сборник Н. В. Гоголя «Миргород» как художественное целое. Контраст как определяющий композиционный принцип сборника. Анализ входящих в состав сборника повестей «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«Миргород» - второй по счету сборник Гоголя (1835). Еще ближе к реальной жизни, чем «Вечера…». Чем отличается от предыдущего? Есть ли гармония и радость и «Вечеров…» в этом сборнике?

Состав: 2 части, 4 повести (Старосветские помещики, Тарас Бульба; Вий, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). Очень разные в жанровом, художественном отношении повести, но скрепленные в сборнике некой общей идеей. Подумаем какой.

Принцип соединения - принцип контраста. Что же чему противопоставляется?

Сравнить борьбу, которую ведут герои в «Повести о том…» и в «Тарасе Бульбе». Борьба за высокую идею и борьба за пошлые интересы; подвиг, жизнь, отданная Родине, - и жизнь, проведенная в праздности и мелочных заботах.


Повесть «Тарас Бульба». Жанровая природа: историч и героич повесть, близость к эпопее. Время действия - рубеж 16-17 в. За что и с кем борется ТБ?

Образы ТБ, Остапа, казачьей массы. Сравнение образов сыновей Бульбы: Остапа и Андрия. Сложность хар-ра Андрия, утонченность его души, способность на возвышенную любовь. Но даже ради любви не надо было предавать товарищей: ТБ наказывает сына зне за то, что тот полюбил полячку, девушку из вражеского лагеря, а то, что он повернул оружие против своих же товарищей.