Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 1389
Скачиваний: 6
Эти герои – олицетворение народа, сражающегося за свою независимость.
Эпический масштаб повествования. И все герои в нем эпически крупны и значительны. Убийство ТБ Андрия: по законам эпопеи оно должно быть оправдано.
Смерть Остапа в страшных мучениях, но с верой, что защищает правое дело. Смерть ТБ: и на костре он рвется помочь своим товарищам-казакам.
Анализ «Повести о том, как поссорился ИИ с ИН»: жизнь Миргорода, жизнь городских помещиков ИИ и ИН. Вроде бы, Гог. рисует этот мир, эту неспешную жизнь почти с умилением. Вроде бы с сочувствием повествует о той войне, которая развернулась между двумя бывшими приятелями из-за того, что один другого назвал гусаком. Но это ироничное, насмешливое умиление и сочувствие.
Над чем же смеется Г-сатирик и почему печалится Г-моралист?
Всем городом мирили-мирили бывших приятелей, так и не примирили. Финальная фраза повести: «Скучно на этом свете, господа!» Каков, по-вашему, ее смысл?
См.:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=995
19. История создания и состав цикла Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Проблематика. Основные мотивы. Фантастическое и реальное в цикле.
Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях».
Это повести 1835-41 гг. Собраны вместе только в 1842 г. , но без общего названия.
Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Записки сумасшедшего, Коляска.
Повести связаны :
местом действия – это Петербург;
единством осн. героя – это «маленький ч-к» (см. выше).
общностью критического пафоса.
Что же именно критикуется? Примечательно, что разоблачению, критике подвергается не герой, а сама российская действительность: показной шик и блеск столицы, отсутствие в ней настоящих ценностей (Невский проспект), усиливающаяся власть чина (Нос, Записки сумасшедшего) и денег (Портрет), равнодушие и жестокость к маленькому человеку (Шинель).
Худож. особенности: прием резкого контраста,
совмещение сатирического принципа изображения с фантастикой;
фантастика как средство реалистической типизации (т.е. фантастика нужна не для того, чтобы поразить воображение читателя, а для того, чтобы сделать более выпуклыми явления реальной жизни: оказавшись выше чином, Нос может не снизойти до разговора со своим хозяином. Бред? Нет, отражение того, насколько определяющее значение в жизни имел чин).
В изображении Пб. подчеркиваются социальные контрасты: богатство и бедность, радужные мечты и жестокая реальность.
Мотив безумия. Многое в Пб по-настоящему безумно, алогично. Но такова логика действительности («Нос»). В «Записках сумасш.» рассматривается уже сама клиника сумасшествия.
Тема «маленького ч-ка». Как она решается в повести «Шинель». Расскажите о повести, ее герое, ее символическом финале.
Акакий Акакиевич Башмачкин. Титулярный советник. Смешное имя, нелепая одинокая жизнь, смешная, казалось бы, любовь к переписыванию бумаг – да просто больше любить ему нечего и некого. Смешно, казалось бы, и то, с какими усилиями души он копит на шинель, каким событием в его жизни становится появление шинели. Удивительно, что жалкий А.А. может меняться: приобретение шинели дает ему силы.
Г. добивается того, что читатель не смеется, а преисполняется жалости и сострадания. к А.А. У «маленького ч-ка всегда отнимают самое дорогое. Отняли и у А.А. Но погибает А.А. не только потому, что у него отняли шинель. Причиной его смерти стало и то, что «он не нашел поддержки и сочувствия у людей». Уже после кражи шинели А.А. «добивает» то, что его слезная просьба о помощи вызывает только гнев «значительного лица».
Финал: появившееся в Пб привидение не просто мстит за А.А. – оно восстанавливает тем самым справедливость. Но читатель понимает, что это иллюзорный финал, а на самом деле заступиться за таких, как А.А.., некому.
См.:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=151
22. Творческая история, жанровая структура поэмы Н. В. Гоголя.
«Мертвые души». Взаимодействие романного и поэмного пластов. Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Символический образ Руси-тройки. Образ народа.
23. Образы помещиков, принципы их построения в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Проблема национального характера в поэме.
24. Образа Чичикова и его идейно-композиционная роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
1 том (1836-41). Сюжет, как и в случае «Ревизора», предложил Пушкин. Первоначально задуманы были 3 тома (части), которые бы воспроизводили структуру «Божественной комедии» Данте. 1 т. – «ад» современной действ-сти (ад не потому, что в этой действ-сти все мучаются, как в аду, а потому, что здесь люди максимально далеки от настоящей жизни, от идеала). Потом должны были быть части , изображающие чистилище и рай. Мучительно писал 2-й том, но, понимая несовершенство написанного, сжег его.
Жанр.
Поэма. Как понимаете определение жанра? Романное начало: элементы плутовского романа, главное – социально-философского, широкое и при этом отчетливо критическое изображение России: губернский город, жизнь в поместьях, Петербург («Повесть о капитане Копейкине») – вся Россия, все сословия. Но: особая роль лирич. отступлений, авторского голоса, поэтическая манера письма. Это лирическое начало, делающее повествование о России поэмой. Лирич. отступления о народе – сами как песня («реестр» Чичикова, финальное отступление о России, о птице-тройке). Другие отступления: о двух типах писателей, о толстых и «тоненьких» чиновниках, о духовном разложении человека – в гл. о Плюшкине и т.д
Сюжет. В чем суть аферы Чичикова? Суть сюжета, возможности «дорожного» сюжета (можно показать всю Россию).
Композиция:
1 гл (явление Чичикова) как завязка – развитие действия:
5 «помещичьих» глав : посещение Чичиковым пяти помещиков. В чередовании этих глав есть свои закономерности. Какие?
7 – 8 чиновничьи; рассказ о чиновниках города;
9-10 гл. - разоблачение Чичикова (кем?) + «Повесть о кап. Копейкине». О чем рассказывается в повести? Особое значение этой повести: в ней нарисован Петербург, вершины гос. аппарата. Именно в Пб. мучают волокитой равнодушием инвалида-героя 12 года и делают из него бунтаря-разбойника.
11 гл. - отъезд Чичикова, биография Чич. и его странное растворение в пространстве России.
.5 глав о помещиках. Назовем по порядку всех помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
1) Это и есть настоящие мертвые души. Именно представители дворянства, а не народ оказываются духовно мертвыми. Гоголевские помещики воплощают собой дворянское сословие, людей, испорченных праздностью, отсутствием стимулов к развитию (вроде бы все у них есть…).
2) Но при этом в каждом из них представлена какая-то малосимпатичная грань русского национального характера. Манилов – воплощение мечтательности, слабохарактерности, прекраснодушия, отсутствия привычки к труду. Коробочка – воплощение недалекости, глупости, ограниченности интеллектуального и духовного кругозора. Ноздрев – воплощение бессмысленно-задорного нрава, бессмысленного азарта и хвастовства. Собакевич- воплощение отсутствия доброжелательности, открытости. Плюшкин – воплощение не просто скупости, а «зацикленности» на накоплении богатств материальных, которое способствует смерти духовной.
См.:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=153&submenu=4
Народ. Живые, а не мертвые души, вопреки отношению. Зависимость жизни крестьян от помещика. Плохо крестьянам у всех помещиков, особенно у …? С улыбкой и грустью изображены люди из народа: девочка Пелагея (чья?), которая не знает, где лево, где право; Петрушка, Селифан (кто они такие?); бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй (где?).
Но истинная сила. талант, красота «народной России» - в реестре Чичикова (плотник Степан Пробка, сапожник Максим Телятников, ушедший в бурлаки Абакум Фыров). Это список приобретенных Чичиковым, но уже покойных крестьян («реестр», который он читает перед заключением купчей). Это талантливые, красивые люди.
Сила и красота – в лирич. отступлении о птице-тройке, о «бойком народе», о стране, «что не любит шутить…».
Чичиков. Он предприимчив, не знает покоя, «копит копейку», готов ради нее на все.. Вспомните, какие подлости делает ради обогащения (гл. 11). Уточните детали его биографии
При этом он умеет подлаживаться под каждого, с кем имеет дело. Находит ключ к каждому из помещиков, чиновников в городе.
Новый для России тип – тип приобретателя, человека буржуазного склада. Он воплощает новые, буржуазные тенденции в русской жизни.
Ясное отношение к нему Гоголя: Г. называет Чичикова подлецом. Но Чич все же активнее, живее, чем помещики, и несет в себе меньше общественного зла, чем чиновники.
Каким Г. видел дальнейший путь Чичикова? Именно Чичиков, по Гоголю, оказывается способным к возрождению. Поэтому он и продолжит свое путешествие во втором томе.
См.:
(http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00067301184773069574/).
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47121d6c.pdf
23. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Проблематика. Анекдотичность сюжета и реализм характеров. Особенности образной системы.
Значение финала. Образ Хлестакова.
1835-36. Сюжет подсказан Пушкиным.
Жанр: не просто комедия, а общественная комедия. Как вы понимаете это определение?
Образная система: ни одного положительного героя. И все же можно говорить о положит. герое. Это герой – смех.
Анекдотичный сюжет, но он позволяет Гог. показать реальные недостатки русской жизни.
Особый комизм, особая анекдотичность сюжета заключаются в том, что чиновников никто не собирался обманывать: совсем не подходящего на роль ревизора Хл. был принят за такового лишь из-за объявшего чиновников страха и паники. А вот для страха-то у чиновников были все основания!
Высмеиваются :
1.чиновники, забывшие свой долг и человеческое достоинство ;
2. Хлестаков – воплощение человеческой пустоты. Хлестаков – человек-ноль, духовное ничтожество.
Николай I считал, что создал безупречный государственный аппарат. А на самом деле?
Как чиновники управляют городом? Как живется там народу?
Все чиновники – люди низкого духовного уровня, взяточники, они пренебрегают своими обязанностями. Городничий, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, судья Ляпкин-Тяпкин. (Вспомните об отличительных чертах и «грешках» каждого). Это глубоко реалистические х-ры, хотя при их изображении допускаются сатирич. преувеличения.
В осмеянии и осуждении их грехов в пьесе есть два пласта смысла:
-
это социальная критика, критика русской современной действительности. Гоголь осуждает порочность, несовершенство николаевской государственной машины: чиновники лживы, корыстны, необразованны, а вся бюрократическая машина в целом не улучшает, а ухудшает жизнь. Взятка – естественная примета этой действ-сти, без взятки она непредставима, поэтому с такой естественностью происходит дача чиновниками взяток мнимому ревизору – Хл., поэтому с такой готовностью платит и простой народ, купцы - и городским чиновникам, и –ревизору-Хлестакову, их мнимому заступнику.
-
но у этого осмеяния есть и философско-нравственное измерение.
Чиновники живут бездуховной, неправильной жизнью, предают человеческое в себе, забывают о высших целях человеческого существования и государственного служения. Сами постепенно вместо человеческих лиц обретают «свиные рыла».
Именно такими видит их Городничий в момент своего прозрения в финале. Толчком к этому кратковременному прозрению становится исчезновение Хлестакова и его оглашенное письмо.
Дайте свою трактовку финала и «немой сцены» с учетом этих двух пластов смысла комедии.
Расскажите о Хлестакове, о месте этого образа в комедии.
См.:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=152
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47122228.pdf
--------------------------------------------------------------------------------------------------
24. Эпоха в лицах в романах И.С. Тургенева. Анализ одного из прочитанных романов («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»)
См., например:
http://www.litra.ru/fullwork/work/wrid/00043101184773068875/
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
25. Идейно-художественные особенности романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Проблематика, образная система.
Время действия – самый канун реформ. Во внешне устоявшейся жизни – многочисленные детали неблагополучия.. Какие? И в романе, и у читателей - понимание необходимости перемен в обш-ве.
В центре романа – образ Базарова. Тургенев искренне хотел разобраться в этом характере.
Каков род деятельности Базарова?
Базаров умен, талантлив, но груб, бесцеремонен. Он несет в себе черты многих своих молодых современников. Он - разночинец революционного толка, НИГИЛИСТ-отрицатель.
С кем конфликтует Б. сначала? ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ.
Б. борется с Павлом Петровичем Кирсановым. Павел Петрович - дворянин,, помещик, сидит в поместье, ничем не занят, но ему кажется, что он при этом соблюдает некие принципы. Базаров: надо что-то делать, надо трудиться, но еще надо сломать старый миропорядок.
Тург. одобряет Б. за активность, энергию, демократизм, но не принимает его желания разрушать.
Баз уверен в том, что мир очень прост, очень просты и одинаковы люди. « Исправьте общество, и болезней не будет» (нравственных болезней, человеческих недостатков). Как следствие – смеется над поэзий, над Пушкиным, над чувствительностью и любовью.
В результате Б часто груб и даже жесток (например, по отношению к родителям, которые так ждали его).
Но в жизни все сложнее. Он сам страстно влюбляется (В кого? Расскажите об истории этих взаимоотношений и причине их драматизма для Базарова.) Значит, есть чувства, любовь, поэзия, сложная душа, сложный мир. Разрастается ФИЛОСОФСКИЙ КОНФЛИКТ – столкновение Базарова со сложностью, многообразием жизни. Как оборотная его сторона – разрастающийся внутренний конфликт Базарова: это и понимание того, что еще недавно такие четкие взгляды узки, и понимание собственного одиночества, и понимание равнодушия народа к его деятельности. Болезнь усиливает этот конфликт, но она же укрупняет лучшее в душе Базарова, ставит его на пороге нового качественного скачка. Важнейший поступок умирающего Б. – готовность принять причастие. Какие качественные изменения в сознании героя проявились в этом шаге?
Смерть Б. Что явилось ее фактической причиной? (Это тоже деталь неблагополучия в Р.) «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Это трагедия России, что такие сильные, талантливые люди умирают.
Многомерна философия романа и философский смысл названия.
С 1 стороны, показана неизбежность конфликта отцов и детей как старого и нового. Русская действительность только обострила этот извечный конфликт.
С др. стороны, Тург. ратует не за слом связей, а за взаимное внимание поколений друг к другу, за взаимодействие общественных сил, представленных разными поколениями.