Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7522

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

такие же задачи, что и у природы, сотворившей золото в ограниченном количестве: Центральный банк должен сделать ограниченным предло­жение денег и делать их доступность тем самым также ограниченной. Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их ценность исчезнет совсем.

Подводя общий итог анализу возникновения денег, нужно обратить внимание на одну специфическую роль, которую играют деньги в рыноч­ном хозяйстве. Обмен, о котором так много говорилось в предыдущих параграфах, связан с определенными издержками (К. Менгер говорит об экономических жертвах, которых требуют меновые операции). Что это за жертвы, или издержки? Это уже известные нам трансакционные из­держки, связанные с осуществлением обменных сделок (трансакций). Ведь обмен происходит, как отмечал Р. Коуз, не в идеальном мире, где два человека беспрепятственно меняют на опушке леса яблоки на оре­хи, не неся при этом никаких трансакционных издержек. Деньги же по­могают сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен. Поэтому деньгами в разных странах и регионах становился не самый полезный (с точки зрения личного потребления) товар, а такой, который в наибольшей степени способствовал облегчению обмена. На­значение денег - не приносить пользу, подобную удовлетворению по­требностей в еде, питье и т. п., а экономить трансакционные издержки. Можно представить, насколько больше были бы эти издержки, если бы развитие обмена началось и закончилось бартером: одни лишь затраты на поиски нужного контрагента составляли бы львиную долю этих из­держек обмена!

В заключение этого параграфа отметим, что из повседневной прак-
тики мы знаем о наличных и безналичных деньгах (подробнее об этом
см. гл. 20). Именно развитие безналичного денежного обращения, когда
деньги нельзя «потрогать», позволило Ф. Хайеку высказать очень важ-
ную мысль: деньги - это наиболее абстрактный институт развитой ци-
вилизации, от которых зависит торговля и «через которые опосредству-
ются ... чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных
действий». Поэтому деньги, подчеркивает Ф. Хайек, «которые мы ежед-
невно пускаем в ход, остаются вещью совершенно непостижимой, и,
пожалуй, наряду с сексом - объектом самых безрассудных фантазий».1
Изучение экономической теории поможет вдумчивому читателю освобо-
диться от обыденных представлений о деньгах и не дать увлечь себя
фантазиям, например, о возможности ликвидации денег в целях дости-
жения всеобщего равенства, как это
предполагалось в теориях социалистов-
утопистов и не менее утопических -

концепциях К. Маркса, Ф. Энгельса, 1 Хайек Ф. Пагубная самона-

В. И. Ленина. деянность, М., 1992. С. 177.

§ 5. Основные элементы

рыночного механизма

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, бази­руется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, кон­куренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма долж­ны стать прежде всего объектом нашего анализа.


В гл. 3 было показано, что любая экономическая система сталкива­ется с необходимостью решения трех основных вопросов: Что произво­дить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономи­ке эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происхо­дит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить кар­тошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокра­щает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызы­вает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате про­изводители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополни­тельный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить боль­ше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использо­вать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предприни­мателей и новые капиталы. С другой стороны, вследствие снижения цен на картофель его производство становится менее выгодным по сравне­нию с производством мяса. Многие из тех, кто работает на картофеле­копалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты тру­да в других местах. Предприниматели, занятые производством картофе­ля, теряют часть прибылей и начинают искать более выгодные сферы приложения капитала. Со временем установившееся новое соотноше­ние цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение про­изводства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изме­нения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор тех­нологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) -


Гпава 5

это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая ко­личеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количе­ство товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти коле­бания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие про­изводства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимате­ля - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масшта­бов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отно­шению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурен­тная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже поку­патели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каж­дый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимули­рует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механиз­ма. Однако характер конкуренции может быть различным, что суще­ственно влияет на способ достижения рыночного равновесия.



§ 6. Основные типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможнос­ти входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

множеством покупателей и продавцов;

высокой мобильностью факторов производства;

отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;



однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

равным доступом всех участников рыночных отношений к ин­формации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участ­ника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздейство­вать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и ниг­де не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам мо­гут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробному анализу в условиях совершенной конкуренции будет по­священа гл. 6.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсут­ствует, то такая рыночная структура называется несовершенной кон­куренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

чистая монополия, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

монополистическая конкуренция, которая характеризуется на­личием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены в гл. 7.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функциони­рования является экономическая свобода, самостоятельность, незави­симость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего из­ложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее поло­жение будет конкретизировано.



§ 7. Цена, спрос и предложение.

Равновесие на рынке



Сейчас необходимо перейти к вопросу о том, как дей­ствует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уров­не, когда спрос и предложение равны.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое


Q

предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как пра­вило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить дан­ный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и ко­личество приобретаемого товара.

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графи­чески. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат (рис. 5.1).

Р А



pi


о qi Кривая спроса


Рис. 5.1.


Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса состав­ляет то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д.1 При предположении, что функция спроса носит линейный харак­тер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:


D = a-b- Р

Уравнение функции спроса показыва­ет, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и Ь отражают изменение экзогенных (нецено­вых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b из­меняется наклон кривой. Параметр а по-















q

(1





1 Приведенное графическое изображение является традици­онным для экономической науки, в то время как с математической точки зрения на абсциссе приня­то обозначать независимую пе­ременную (в данном случае -цену), а на ординате - зависимую (в данном случае - величину спроса).

казывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены, о чем подробнее см. § 8 данной главы.

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара по­вышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок посту­пает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского пове­дения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономичес­кой теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потре­бителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при сни­жении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнитель­ное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены то­вара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спро­са, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически при­остановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рын­ке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уров­нем дохода начнут удовлетворять свои потребности.


Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относитель­ными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, напри­мер, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относи­тельно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может пре­обладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замеще­ния действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские каче­ства невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект