Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7621

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р

' Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало умень­шение величины спроса на 5%. Коэффициент эластичности ра­вен; (-5%)/Ю% = -0,5. Но нас бу­дет интересовать абсолютное значение, которое равно 0,5.



А



3 -

о 1 2 3 q 0 1 2 3 ь и 1 * ° q

а) б) в)

Рис. 5.6. Эластичность спроса

То в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, ха­рактеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены [ЕП представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвав­шему его изменению цены:

(3)

Р_ Д£ АР d~ q р

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меня­ется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент Когда снижение цены в точности компенсируется соответству­ющим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неиз­менной (рис. 5.6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (Е = 1) Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рис 5 66), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (£0 > 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как прави­ло, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внима­ние знак «минус».1

На степень эластичности спроса вли­яет целый ряд факторов: наличие това­ров-субститутов (т. е. взаимозаменяе­мых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, каче­ство товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожи­дания потребителя и т. д.

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодо­полняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, ка­рандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэф­фициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отно­шение изменения спроса на товар У к вызвавшему его изменению цены на товар у.

/:"^.^ (4)



При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фотопленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При измене­нии цены независимого товара коэффициент перекрестной эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).


Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном до­ходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а следователь­но, и к снижению их цен.

Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежес­пособный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важ­нейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей ока­зывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими сло­вами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.


7
_ де д/ d~ q i

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:



(5) .

где£^ - коэффициент эластичности спроса в зависимости от до­хода, Q -^величина спроса, а / - доход покупателей.

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некото­рых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается, как отмечалось в § 7, товаров низкого качества, с низкими потребитель­скими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населе­ния. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают воз­можность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спро­сом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неиз­менной). Такие графики называют кривыми Энгеля.1 На рис. 5.7 пока­зан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е,), предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (/), а на оси ординат - расходы на потребление данного блага (С).

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластич­ность предложения - это показатель относительного изменения пред­лагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложе-

Кривые Энгеля

1 Эрнст Энгель (1821-1896) -немецкий статистик, занимав­шийся анализом влияния изме­нения дохода на структуру потре­бительских расходов.

Рис. 5.7.

Рис. 5.8.

Эластичность предложения

ния (ер) представляет собой отношение изменения предложения к

S

вызвавшему его изменению цены:

(6)

EP = aqap

s qp

На рис. 5.8 показаны три линии предложения с разной эластичнос­тью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т. д.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколь­ко при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следователь­но, время становится одним из факторов эластичности. Особенно боль­шое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к но­вому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с уче­том элемента времени.


Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предло­жение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 5.9а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увели­чивает цену равновесия до


В



условиях краткосрочного равновесия (рис. 5.96) число предпри­ятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предло­жение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклон­ной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предло­жения немного возрастает до Q3, а цена равновесия Р3 становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена рав­новесия еще более снизилась.

Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличе­ния рассматриваемого периода времени, что способствует установле­нию нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспо­собиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обрат­ная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют боль­шое практическое значение не только для понимания поведения потре­бителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа послед­ствий экономической политики государства, в частности, политики нало­гообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределе­ния налогового бремени, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Проиллюстрируем это на условном примере (см. рис. 5.10). Пред­положим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и го­сударство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна воз­расти.

ТЕсли бы увеличение цены в точности соответствовало размеру на­лога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластич­ности спроса). На рисунках 5.10а и 5.106 показано, что реальное рас­пределение налогового бремени между продавцом и покупателем зави­сит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (рис. 5.10а) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и толь­ко 15 центов - производитель). При эластичном спросе и неэластич­ном предложении (рис. 5.106) повышение цены приводит к т^|щ^_чтр^. потребители существенно сокращают закуг&^а^огр^говара, пере­ключая свой^стгрос' на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты нашга (цена возрас­тает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам произ­водитель).