Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7524

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

замещения действуют в противоположных направлениях. С одной сто­роны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего по­требления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов бу­дет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, ког­да снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие се­мьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут по­зволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тра­тя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена переве­шивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - уве­личивается (как в случае с картофелем).

Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из зако­на спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокра­щать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называе­мый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены

на них увеличатся, так как богатый поку- , ' Торстен Веблен (1857-
с- ' 1929), американский экономист,

патель приобретает эти товары прежде один'из ос^ователей институци.

всего из-за престижных соображении (так онального направления в эконо-
называемый эффект Веблена).1 мической теории.

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все про­давцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее ко­личество товара, т. е. увеличить предложение.


Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена на рис. 5.2 (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает дви­жение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

При предположении, что функция предложения носит линейный ха­рактер, уравнение кривой предложения может быть представлено в сле­дующем общем виде:

Qs = a + b - Р (2)

Уравнение функции предложения показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель го­тов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость. Пара­метры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины fa изменяется наклон кривой.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясня­ется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен пред­приниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность на­нять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить произ­водство.

В
месте с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции

7 Курс экономической теории


к

о



увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Во-первых, высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Во-вто­рых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производитель мо­жет опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства про­изойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Д
ля каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут сме­щаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спро­са, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобре­тать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом слу­чае будем двигаться не по кривой Dv а произойдет сдвиг кривой в но­вое положение D2 (рис. 5.3).

Рис. 5.4.

нического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо (рис. 5.4). Величина предложе­ния при неизменной цене Р, возрастает с 01 до Q2. К сдвигу кривой пред­ложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов - к сдвигу кривой вправо.

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что про­исходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим гра­фик, показывающий одновременное поведение спроса и предложения

Р
ис. 5.3. Сдвиг кривой спроса

Кроме того, следует отметить, что на величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность дру­гих товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъек­тивные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кри­вая спроса D1 сместится вправо и тому же уровню цены Р, будет со­ответствовать возросший уровень спроса Q2.

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки про­изводства. Поэтому, если в результате использования достижений тех-



















Рис. 5.5.


интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (рис. 5.5). В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q,) и цена Р, выступает как уравновешивающая цена, или цена рав­новесия.

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спро­са и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохра­няться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо пара­метры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается ра­венство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответство­вать тому количеству продукции, которое производители намерены про­должать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутство­вать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количе­ство имеющегося в обществе данного товара распределено между воз­можными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, на­против, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара при­водит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в опре­деленный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка (подробнее об этом см. в гл. 15).

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэконо­мическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой эконо­мическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состо­янии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями произво­дителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствую­щий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уро­вень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения - это теоре­тическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое со­впадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позво­ляет выявить наиболее важные закономерности функционирования ры­ночного механизма.


Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и меха­низма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нор­мального функционирования рыночного механизма и достижения обще­го равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, сво­боду предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т. е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценооб­разования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать на изменяющиеся условия и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие.



§ 8. Эластичность спроса и предложения



Рассмотрев основы рыночного равновесия, мы пока еще не выяснили, почему кривая предложения выглядит таким, а не иным образом, и почему именно таким, а не иным образом выглядит кривая спроса. В свою очередь, если мы не выясним этого, то не поймем, отче­го кривая предложения пересекается с кривой спроса в данной, а не в другой точке. В связи с этим зависимость величины спроса и предложе­ния от соответствующей рыночной цены товара нуждается в более де­тальном рассмотрении.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис. 5.6). Основным моментом, на который нужно обра­тить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка, или валовой доход, продав­ца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению Р х О. На рис. 5.6а представлен случай, когда паде­ние цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.