ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7622
Скачиваний: 7
§
ми А
Общая и предельная полезность
9. Спрос и полезность.
Теория потребительского выбора
Как уже было показано, цена равновесия на конкурентном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения. В данном параграфе более подробно остановимся на экономических принципах, лежащих в основе кривой спроса, т. е. цены покупателя. Затем в следующей главе проанализируем принципы, определяющие кривую предложения, т. е. цену продавца.
Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.
Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется уже известное нам понятие предельной полезности, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара, о чем кратко говорилось в § 3. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.'
На рис. 5.11а на абсциссе отложим количество потребляемого товара О, на
ординате - общую полезность TU. По
мере увеличения количества потреблен- 1 Идея убывающей предель-
ного товара общая (суммарная) полез- ной полезности была впервые
Л„ „ высказана немецким экономис-
ность возрастает, но прирост полезности п г ,0£-.
к - г- г- том Германом Госсеном в 1854 г.,
(незаштрихованные прямоугольники) с хотя сам термин «предельная по-каждой новой порцией товара сокраща- лезность» он не употреблял.
ется, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия.
На рис. 5.116 в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.
Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.
Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.
Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Ведь, как отмечалось в гл. 1, мы рассматриваем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет от-
дельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.
Это условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом:
ми, МЛ MU^ MU
1 _ 2 3 _ п
только два вида товаров: А \л В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара Вит. д.). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.1
Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 5.12а). Эта кривая проведена таким образом,
Кривые безразличия, бюджетная линия
и равновесие потребителя
где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.
Проведенный нами до сих пор анализ базировался на кардиналист-ской концепции полезности. В § 3 данной главы уже отмечалось, что в маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кар-диналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Маршалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.
Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зрения ординалистского подхода.
Равновесие потребителя может быть показано графически с помощью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает
Товар В ^ ^
Товар ^
ч
Электронные^ ^ часы
Газированная > к. вода
О (6)
Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения может быть представлена как отношение: MRS = АВ/&А. На рис. 5.13 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (АА) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (ДВ), сокращается, т. е. предельная нор-
Товар А
Рис. 5.13. Предельная норма замещения
Товар В А
Батарейки
а) совершенные субституты б) совершенные комплементы
Рис. 5.14. Разновидности кривых безразличия
ма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным становится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожертвовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной полезности, а сокращение количества товара В - к возрастанию его предельной полезности. Наклон кривой безразличия в каждой ее точке определяется предельной нормой замещения (MRS), умноженной на -1.
Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зависимости от предпочтений потребителя. На рис. 5.13 потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются совершенной взаимозаменяемостью. Но если в качестве примера взять товары - совершенные субституты (полностью взаимозаменяемые товары), то кривая безразличия будет иметь линейный вид, как это показано на рис. 5.14а.
Чем же объясняется такая конфигурация? Допустим, потребителю нравится минеральная вода, но у него совершенно одинаковые предпочтения по отношению к газированной и негазированной воде. В таком случае он готов пожертвовать 1 единицей газированной воды, увеличив на 1 единицу потребление негазированной воды. Наклон кривой безразличия, имеющей линейный вид, в таком случае в любой ее точке везде будет равен -1. В случае же товаров - совершенных комплементов (рис. 5.146) потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут потребляться лишь в строго постоянной пропорции. Например, электронные часы и батарейка к ним. Электронные часы без батарейки не могут использоваться. Увеличение электронных часов до 2 единиц при 1 батарейке никак не отражается на увеличении благосостояния потребителя. То же самое можно сказать и про увеличение батареек до 2 единиц при 1 единице часов. Запас батареек, как может показаться некоторым читателям, никак не увеличивает благосостояния потребителя: ведь вставить в часы можно лишь одну батарейку. Кривая безразличия в таком случае будет иметь /.-образный вид.
8 Кук; экпипмииргипм та.