Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7528

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§


ми А


Общая и предельная полезность



9. Спрос и полезность.

Теория потребительского выбора

Как уже было показано, цена равновесия на конкурент­ном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предло­жения. В данном параграфе более подробно остановимся на экономи­ческих принципах, лежащих в основе кривой спроса, т. е. цены покупа­теля. Затем в следующей главе проанализируем принципы, определяю­щие кривую предложения, т. е. цену продавца.

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребитель­ной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необхо­дим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершен­но бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания по­ведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые зако­номерности самого процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как исполь­зуется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потреб­ности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как по­требность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наи­большую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

Для более точного описания процесса убывания полезности в эко­номической науке используется уже известное нам понятие пре­дельной полезности, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара, о чем кратко говорилось в § 3. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предель­ной полезности: по мере увеличения количества потребляемого то­вара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.'

На рис. 5.11а на абсциссе отложим количество потребляемого товара О, на

ординате - общую полезность TU. По

мере увеличения количества потреблен- 1 Идея убывающей предель-

ного товара общая (суммарная) полез- ной полезности была впервые

Л„ „ высказана немецким экономис-

ность возрастает, но прирост полезности п г ,0£-.

к - г- г- том Германом Госсеном в 1854 г.,

(незаштрихованные прямоугольники) с хотя сам термин «предельная по-каждой новой порцией товара сокраща- лезность» он не употреблял.

ется, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно раз­делить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия.

На рис. 5.116 в виде прямоугольников отложена только предельная по­лезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.


Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезно­сти зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.

Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, ко­торые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оцен­ка интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно от­делить первичные, неотложные потребности от менее насущных по­требностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответ­ствии с определенной шкалой, на которой первые места занимают са­мые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.

Каково основное условие равновесия, которое должно быть выпол­нено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Ведь, как отмечалось в гл. 1, мы рассматрива­ем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении по­требностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ ста­нут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы де­нег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную пре­дельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет от-


дельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одина­ковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же по­лезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины.

Это условие равновесия потребителя может быть выражено сле­дующим образом:

ми, МЛ MU^ MU

1 _ 2 3 _ п

только два вида товаров: А \л В. Очевидно, что имеются некоторые ком­бинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара Вит. д.). Отказ от од­ного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следова­тельно, в равной мере безразличен.1

Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кри­вую безразличия U2 (рис. 5.12а). Эта кривая проведена таким образом,

Кривые безразличия, бюджетная линия и равновесие потребителя






где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

Проведенный нами до сих пор анализ базировался на кардиналист-ской концепции полезности. В § 3 данной главы уже отмечалось, что в маржиналистской теории важное место занимала проблема количе­ственного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопос­тавляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кар-диналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерите­ля абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Мар­шалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезно­сти. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универ­сальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу отно­сительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кри­вые безразличия, которые широко используются неоклассической шко­лой при исследовании многих микроэкономических процессов, связан­ных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оп­тимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.

Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зре­ния ординалистского подхода.

Равновесие потребителя может быть показано графически с помо­щью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, распо­лагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает

Товар В ^ ^























Товар ^


ч

Электронные^ ^ часы


Газированная > к. вода


О

(6)

то если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 - это лишь одна из бесчислен­ного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 5.12а пунктирной линией показаны лишь неко­торые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответ­ствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных то­варов называется картой безразличия.

Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к на­чалу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от не­которого количества товара В для получения дополнительного количе­ства товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потре­битель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаи­мозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого то­вара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребнос­тей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения может быть представ­лена как отношение: MRS = АВ/&А. На рис. 5.13 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (АА) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (ДВ), сокращается, т. е. предельная нор-

Товар А

Рис. 5.13. Предельная норма замещения




Товар В А

Батарейки

а) совершенные субституты б) совершенные комплементы

Рис. 5.14. Разновидности кривых безразличия

ма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным стано­вится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожерт­вовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной по­лезности, а сокращение количества товара В - к возрастанию его пре­дельной полезности. Наклон кривой безразличия в каждой ее точке оп­ределяется предельной нормой замещения (MRS), умноженной на -1.

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зави­симости от предпочтений потребителя. На рис. 5.13 потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются совершенной взаимозаменяе­мостью. Но если в качестве примера взять товары - совершенные суб­ституты (полностью взаимозаменяемые товары), то кривая безразличия будет иметь линейный вид, как это показано на рис. 5.14а.

Чем же объясняется такая конфигурация? Допустим, потребителю нравится минеральная вода, но у него совершенно одинаковые пред­почтения по отношению к газированной и негазированной воде. В таком случае он готов пожертвовать 1 единицей газированной воды, увеличив на 1 единицу потребление негазированной воды. Наклон кривой безраз­личия, имеющей линейный вид, в таком случае в любой ее точке везде будет равен -1. В случае же товаров - совершенных комплементов (рис. 5.146) потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут по­требляться лишь в строго постоянной пропорции. Например, электрон­ные часы и батарейка к ним. Электронные часы без батарейки не могут использоваться. Увеличение электронных часов до 2 единиц при 1 ба­тарейке никак не отражается на увеличении благосостояния потребите­ля. То же самое можно сказать и про увеличение батареек до 2 единиц при 1 единице часов. Запас батареек, как может показаться некоторым читателям, никак не увеличивает благосостояния потребителя: ведь вставить в часы можно лишь одну батарейку. Кривая безразличия в та­ком случае будет иметь /.-образный вид.


8 Кук; экпипмииргипм та.