ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7625
Скачиваний: 7
Р
анее
мы условились, что потребитель имеет
фиксированный денежный доход. Пусть
он тратит 6 долл. в день, причем товар А
стоит 1,5 долл., а товар В - 1 долл. Если
потратить все деньги на товар А, то можно
купить 4 ед., если все деньги потратить
на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно,
что потребитель может израсходовать
свои деньги на любую из возможных
комбинаций товаров А и В в пределах 6
долл. На рис. 5.126 прямая линия KL - это
линия возможностей потребления для
данного потребителя, или бюджетная
линия (бюджетное ограничение).
Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.
Как уже было сказано в § 7 данной главы, изменение спроса на благо при изменении его цены может быть объяснено при помощи эффекта дохода и эффекта замещения. Используем теперь кривые безразличия для того, чтобы показать, в какой степени изменение объема спроса вызывается изменением относительных цен, а в какой - реального дохода.
Допустим, что соотношение цен товаров А и В таково, что при фиксированном денежном доходе потребителя его линия возможностей потребления (бюджетная пиния) может быть представлена прямой KL (рис. 5.15). В этом случае положение равновесия потребителя определяется точкой касания бюджетной линии наивысшей возможной кривой безразличия (точка Е1 на кривой безразличия Ц), а объемы потребления товаров А и 6 составят соответственно ОА1 и ОВ, единиц.
Если цена товара А снизилась, а цена товара В осталась неизменной, то бюджетная пиния становится более пологой и пересекает ось абсцисс в точке М (прямая КМ). Эта новая бюджетная линия касается более высокой кривой безразличия, и оптимум потребителя перемещается в точку Е2. В результате снижения цены товара А объем спроса на него увеличится до ОА2 единиц, следовательно, прирост спроса составит А^А2. Как разложить этот общий эффект на эффект замещения и эффект дохода?
Выделим сначала действие только эффекта замещения при предположении,
что реальный доход потребителя остает- "
ся неизменным. Реальный доход потре- ' Такой спосо6 измерения
^ эшшекта замещения при неиз-
бителя может рассматриваться как неиз- .ТТ. fLn
г г менном реальном доходе был
менныи, если потребитель остается на предложен английским экономи-одной и той же кривой безразличия.' стом Дж. Хиксом.
Рис. 5.15.
Проведем воображаемую бюджетную линию KXMV которая параллельна новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой безразличия Uy Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен товаров Л и В, однако точка равновесия Е3 соответствует прежнему уровню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потребителя из положения Е1 в положение Е3 вызван изменением цен, и, следовательно, прирост потребления товара А в размере АД единиц обусловлен эффектом замещения. Соответственно, переход точки равновесия потребителя из положения Е3 в положение Е2 и прирост потребления товара А в размере А3А2 единиц представляет собой эффект дохода, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в связи с изменением соотношения цен.
Обратим внимание, что в нашем примере к общему увеличению спроса на товар А привело действие как эффекта дохода, так и эффекта замещения (результаты действия этих двух эффектов суммировались). Это характерно для нормальных благ, объем потребления которых возрастает при увеличении дохода. Как уже было показано ранее, при снижении цены на низкокачественное благо эффект дохода действует в направлении, противоположном эффекту замещения, причем в случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения и общий эффект оказывается отрицательным.
Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как излишек потребителя. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой едини
ц
р А
е
товара, предшествующей этой последней,
потребитель получает некоторую
выгоду. Поясним идею излишка потребителя
графически (рис. 5.16).
Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыночная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину - 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Что же получается? Индивидуальная оценка полезности 1-й единицы - 80 долл., 2-й - 60 долл., их сумма - 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долл.; 3-ю единицу покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долл. Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. А. Маршалл объясняет это следующим образом: излишек потребителя - это избыток цены, которую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.
На графике излишек потребителя - это заштрихованная область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу - линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя. При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.
Концепция излишка потребителя широко используется неоклассической школой при графическом анализе проблем налогообложения, монополистического ценообразования (см. гл. 7, § 6) и др.
Таким образом, были рассмотрены более подробно те факторы, которые лежат в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие количества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.
Теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а также произвести более точный анализ спроса и влияние его количественных изменений на рыночное равновесие. Эти теории подчеркивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытекающих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.
§10. Рыночное хозяйство и
деперсонифицированный механизм цен
Категории спроса, предложения и цены являются, как было отмечено в предыдущих параграфах, взаимосвязанными. На рынке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении.
1 Авторы учебника - не сторонники бездумного использования англицизмов. Но е данном случае речь идет о переводе таких слов, как allocation и distribution. На русский язык они часто переводятся одинаково как «распределение». Между тем есть оттенки в их значении на английском языке. Первое из указанных слов правильнее было бы перевести как «размещение» (речь идет о размещении, или распределении факторов производства), а второе - собственно как «распределение», т. е. распределение доходов.
Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую «нормальную цену», при которой предельная общественная полезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга (вспомним теорию цены А. Маршалла). Эта «нормальная цена» - состояние наиболее эффективного при данном неизменном уровне технологии использования всех основных факторов производства: и труда, и капитала, и земли.
Колебания рыночных цен и определяют важнейшие функции рынка:
1. Распределение основных факторов производства (аллокативная функция рынка).1 В тех отраслях, где наблю
дается повышение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труд и иные ресурсы. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.
Стимулирование технического прогресса. Если какой-то фирме удается уменьшить затраты факторов производства на единицу продукции до уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены, то эта фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершенствовать технологию, человеческие знания, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, без всяких лозунгов и призывов рыночная система заставляет экономических субъектов участвовать в процессе совершенствования и развития техники, технологии, науки и т. п.
Дифференциация доходов субъектов рынка (дистрибутивная функция рынка). Эта функция с неизбежностью вытекает из двух предыдущих: те хозяйствующие субъекты, чьи издержки производства оказались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых прибылей. Рыночный механизм при распределении благ учитывает лишь «денежные голоса», а не потребности субъектов как таковые. Другие же экономические агенты, оказавшиеся в проигрыше, терпят убытки, разоряются и вообще уходят с рынка. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен - бессмысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как отмечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.
Выдающиеся экономисты прошлого и современные теоретики рыночного хозяйства подчеркивают деперсонифицированный (безличностный) характер рыночного механизма, т. е. механизма колебаний цен. Наиболее известным является положение А. Смита о «невидимой руке», которая координирует действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате самостоятельных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» - это и есть безличностный ценовой механизм, координирующий процесс выбора множеством производителей и потребителей. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанного, т. е. самопроизвольного порядка. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в его концепции товарного фетишизма, когда над товаропроизводителем господствует фетиш-товар с его постоянно изменяющейся ценой. Все эти исследования с точки зрения позитивного экономического анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует личная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Обмен деперсо-нифицирован. Это следует понимать не в смысле отсутствия личных контактов между продавцами и покупателями, или в рамках этих групп. Главное в другом - над каждым агентом рыночного хозяйства господствует не личность - в виде вождя племени, феодала, председателя правящей партии и т. п., - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и «приказывает», ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.