Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7532

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р
анее мы условились, что потребитель имеет фиксированный де­нежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В - 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно ку­пить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на лю­бую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 долл. На рис. 5.126 прямая линия KL - это линия возможностей потребления для дан­ного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение).

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он по­лучит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой без­различия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положе­нии равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

Как уже было сказано в § 7 данной главы, изменение спроса на бла­го при изменении его цены может быть объяснено при помощи эффек­та дохода и эффекта замещения. Используем теперь кривые безразли­чия для того, чтобы показать, в какой степени изменение объема спро­са вызывается изменением относительных цен, а в какой - реального дохода.

Допустим, что соотношение цен товаров А и В таково, что при фик­сированном денежном доходе потребителя его линия возможностей по­требления (бюджетная пиния) может быть представлена прямой KL (рис. 5.15). В этом случае положение равновесия потребителя опреде­ляется точкой касания бюджетной линии наивысшей возможной кривой безразличия (точка Е1 на кривой безразличия Ц), а объемы потребле­ния товаров А и 6 составят соответственно ОА1 и ОВ, единиц.

Если цена товара А снизилась, а цена товара В осталась неизмен­ной, то бюджетная пиния становится более пологой и пересекает ось абсцисс в точке М (прямая КМ). Эта новая бюджетная линия касает­ся более высокой кривой безразличия, и оптимум потребителя пере­мещается в точку Е2. В результате снижения цены товара А объем спроса на него увеличится до ОА2 единиц, следовательно, прирост спроса составит А^А2. Как разложить этот общий эффект на эффект замещения и эффект дохода?

Выделим сначала действие только эффекта замещения при предположении,

что реальный доход потребителя остает- "

ся неизменным. Реальный доход потре- ' Такой спосо6 измерения

^ эшшекта замещения при неиз-

бителя может рассматриваться как неиз- .ТТ. fLn

г г менном реальном доходе был

менныи, если потребитель остается на предложен английским экономи-одной и той же кривой безразличия.' стом Дж. Хиксом.

Рис. 5.15.

Проведем воображаемую бюджетную линию KXMV которая параллель­на новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой без­различия Uy Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен то­варов Л и В, однако точка равновесия Е3 соответствует прежнему уров­ню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потре­бителя из положения Е1 в положение Е3 вызван изменением цен, и, сле­довательно, прирост потребления товара А в размере АД единиц обус­ловлен эффектом замещения. Соответственно, переход точки равнове­сия потребителя из положения Е3 в положение Е2 и прирост потребле­ния товара А в размере А3А2 единиц представляет собой эффект дохо­да, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в свя­зи с изменением соотношения цен.


Обратим внимание, что в нашем примере к общему увеличению спроса на товар А привело действие как эффекта дохода, так и эффек­та замещения (результаты действия этих двух эффектов суммирова­лись). Это характерно для нормальных благ, объем потребления кото­рых возрастает при увеличении дохода. Как уже было показано ранее, при снижении цены на низкокачественное благо эффект дохода дей­ствует в направлении, противоположном эффекту замещения, причем в случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект заме­щения и общий эффект оказывается отрицательным.

Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как излишек потребителя. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу то­вара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой едини­


ц

р А



е товара, предшествующей этой последней, потребитель получает не­которую выгоду. Поясним идею излишка потребителя графически (рис. 5.16).

Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыноч­ная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину - 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Что же получается? Индивиду­альная оценка полезности 1-й единицы - 80 долл., 2-й - 60 долл., их сумма - 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долл.; 3-ю единицу покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уп­лаченная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долл. Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен упла­тить, и той суммой, которую он реально уплатил. А. Маршалл объясня­ет это следующим образом: излишек потребителя - это избыток цены, ко­торую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

На графике излишек потребителя - это заштрихованная область, ог­раниченная сверху кривой спроса, а снизу - линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя. При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.

Концепция излишка потребителя широко используется неокласси­ческой школой при графическом анализе проблем налогообложения, монополистического ценообразования (см. гл. 7, § 6) и др.

Таким образом, были рассмотрены более подробно те факторы, ко­торые лежат в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходя­щем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие коли­чества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.

Теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а также произвести более точный анализ спроса и влияние его количественных изменений на рыночное равновесие. Эти теории под­черкивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытека­ющих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.



§10. Рыночное хозяйство и

деперсонифицированный механизм цен

Категории спроса, предложения и цены являются, как было отмечено в предыдущих параграфах, взаимосвязанными. На рын­ке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении.


1 Авторы учебника - не сто­ронники бездумного использова­ния англицизмов. Но е данном случае речь идет о переводе та­ких слов, как allocation и distribution. На русский язык они часто переводятся одинаково как «распределение». Между тем есть оттенки в их значении на ан­глийском языке. Первое из ука­занных слов правильнее было бы перевести как «размещение» (речь идет о размещении, или распределении факторов произ­водства), а второе - собственно как «распределение», т. е. рас­пределение доходов.

Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую «нормальную цену», при которой предельная обществен­ная полезность и предельные обществен­ные издержки уравновешивают друг друга (вспомним теорию цены А. Маршалла). Эта «нормальная цена» - состояние наи­более эффективного при данном неизмен­ном уровне технологии использования всех основных факторов производства: и труда, и капитала, и земли.

Колебания рыночных цен и определя­ют важнейшие функции рынка:

1. Распределение основных факто­ров производства (аллокативная фун­кция рынка).1 В тех отраслях, где наблю­


дается повышение цен, происходит оживление производства, сюда пе­реливаются капиталы, труд и иные ресурсы. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.

Стимулирование технического прогресса. Если какой-то фир­ме удается уменьшить затраты факторов производства на единицу про­дукции до уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены, то эта фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершен­ствовать технологию, человеческие знания, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, без всяких лозунгов и призывов рыночная система заставляет экономичес­ких субъектов участвовать в процессе совершенствования и развития техники, технологии, науки и т. п.

Дифференциация доходов субъектов рынка (дистрибутивная функция рынка). Эта функция с неизбежностью вытекает из двух пре­дыдущих: те хозяйствующие субъекты, чьи издержки производства ока­зались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точ­ными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых прибылей. Рыночный механизм при распределении благ учитывает лишь «денежные голоса», а не потребности субъектов как таковые. Дру­гие же экономические агенты, оказавшиеся в проигрыше, терпят убыт­ки, разоряются и вообще уходят с рынка. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен - бес­смысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как от­мечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.

Выдающиеся экономисты прошлого и современные теоретики ры­ночного хозяйства подчеркивают деперсонифицированный (безличнос­тный) характер рыночного механизма, т. е. механизма колебаний цен. Наиболее известным является положение А. Смита о «невидимой руке», которая координирует действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный ин­терес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате самостоятельных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени со­ответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» - это и есть безличностный ценовой механизм, координирующий про­цесс выбора множеством производителей и потребителей. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанного, т. е. самопроиз­вольного порядка. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в его концепции товарного фетишизма, когда над товаропро­изводителем господствует фетиш-товар с его постоянно изменяющейся ценой. Все эти исследования с точки зрения позитивного экономическо­го анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует лич­ная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Обмен деперсо-нифицирован. Это следует понимать не в смысле отсутствия личных контактов между продавцами и покупателями, или в рамках этих групп. Главное в другом - над каждым агентом рыночного хозяйства господ­ствует не личность - в виде вождя племени, феодала, председателя правящей партии и т. п., - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и «приказывает», ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.