ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7650
Скачиваний: 7
ли бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков -своя цена. Но в том-то и дело, что симметрия отсутствует. Только продавец знает о своей машине все. Покупатель же не знает о ней ничего. При равном количестве плохих и хороших автомобилей устанавливается средняя цена: 4500 долл. = (3000 долл. + 6000 долл.)/2. По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по цене, превышающей их реальную ценность. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).
Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые люди перестанут страховаться, и доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложиться ситуация, когда страхуются только больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некачественный «товар» вытесняет с рынка качественный. Страховая деятельность становится невыгодной, но она необходима. Поэтому часто страховой деятельностью занимается государство. Помимо трансакционных издержек, еще и асимметричность информации заставляет государство включаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности.
Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском -отсутствием стимулов к мерам предосторожности.
Наконец, следует сказать несколько слов о проблеме «принципал - агент» (подробнее о проблеме «принципал - агент» см. гл. 9) с точки зрения асимметричности информации. Собственник акций компании (принципал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные цели. Конечно, менеджер заинтересован в процветании фирмы, как и ее владелец, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, типичными среди которых обычно называют разрастание управленческого персонала и сокращение рабочего дня. Принципал не имеет полной информации о целях своих управляющих, поэтому в принципе деятельность фирмы может быть далеко не всегда направлена на максимизацию прибыли, как это принято считать в неоклассической теории.
§ 2. Риск и способы его снижения.
Страхование
В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Рассмотрим некоторые основные понятия, связанные с поведением человека в условиях неопределенности. Участие в лотерее - типичный пример рисковой деятельности.
Ожидаемое значение случайной величины (например, выигрыш или проигрыш в лотерее) подсчитывается по формуле математического ожидания:
Е(х) = + я2х2 + ... + яхп, (1)
где ку лг, ... жп - вероятности каждого исхода,
х,, х2, ... хп- значения каждого исхода.
При этом важно учитывать, что вероятности могут иметь различную природу, то есть быть как объективными, так и субъективными. Те ученые, которые придерживаются концепции объективной природы вероятностей, полагают, что значения вероятностей потенциально определимы на математической основе. Так, французский астроном, математик и физик Пьер Лаплас определял вероятность исследуемого события как отношение количества благоприятных исходов данного события к количеству всех возможных исходов. Сторонники субъективного подхода (например, американский экономист и статистик Леонард Сэвидж) полагали, что вероятности - это степени убежденности в наступлении тех или иных событий.
В любом случае, какую бы трактовку природы вероятностей мы ни приняли, нам важно различать математическое ожидание (предполагаемое значение исхода) и ожидаемую полезность.
Истоки математического обоснования теории ожидаемой полез
н
1 Даниил Бернулли (17001782), швейцарский
математик и естествоиспытатель. В
17231725 гг. работал в Петербургской
Академии наук на кафедрах физиологии
и математики. Габриэль Крамер
(17041752)- швейцарский математик. 2 См.подробнее:
БернуллиД Опыт новой теории измерения
жребия. В книге: Теория потребительского
поведения и спроса. С.-Пб. 1993. С. 23.
ости можно встретить в
работах швейцарских математиков Габриэля
Крамера и Даниила Бернулли, последний
из которых предложил свое решение
знаменитого Санкт-Петербургского
парадокса 1 Парадокс формулируется
следующим образом: индивиды готовы
заплатить всего лишь небольшую сумму
денег за участие в игре, в которой
математическое ожидание выигрыша
бесконечно велико. Игра заключается в
подбрасывании монеты до тех пор, пока
не выпадет заданная ее сторона, например,
«орел», а размер выигрыша определяется
количеством подбрасываний монеты
до выпадения заданной стороны. Так, при
первом подбрасывании в случае выпадения
«орла» субъект X выплачивает субъекту
У 1 долл.; во втором таком же случае У
получит 2 долл.; в третьем - 4 долл., т.
е. за каждый бросок с выпадением «орла»
субъект X выплачивает при л-ом броске
2"_1долл.
Вероятность (ж) выигрыша в игре с подбрасыванием монеты, согласно теории вероятности, составляет 50%, или 0,5 при каждом броске.
Математическое ожидание денежного выигрыша при первом броске составляет к х 1 долл. или 0,5 х 1 долл. = 0,5 долл. При втором броске оно составит (0,5 х 0,5) х 2 долл. = 0,5 долл. Общее ожидаемое значение представляет собой сумму ожиданий на каждой стадии игры и составит, следовательно, 0,5 долл. + 0,5 долл. + 0,5 долл. + ... Сумма этого бесконечного ряда представляет бесконечно большую величину.
Таким образом, как отмечалось выше, парадокс заключается в том, что ожидаемый денежный выигрыш в такой игре бесконечен, однако большинство людей уклонится от участия в ней.2 Почему же так происходит? Чтобы объяснить Санкт-Петербургский парадокс, Д. Бернулли предположил, что в данном случае индивиды стремятся к максимизации не ожидаемого денежного выигрыша, а морального ожидания, впоследствии названного ожидаемой полезностью выигрыша. А это не одно и то же. Рассмотрим эту проблему подробнее в связи с отношением людей к риску.
Идеи Д. Бернулли получили развитие в работах американских экономистов Джона фон Неймана и Оскара Моргенш-терна, которых часто называют основоположниками теории ожидаемой полезности. Они показали, что в условиях неполной информации рациональным выбором индивида будет выбор с максимальной ожидаемой полезностью.
Ожидаемая полезность каждого варианта подсчитывается следующим образом:
E(U)=Iui7ri (2)
где и. - полезность исхода /, ж. - вероятность исхода /, п - число исходов. Затем индивид сравнивает ожидаемые полезности вариантов и осуществляет выбор, стремясь максимизировать ожидаемую полезность. Каково же будет его отношение к риску?
Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять:
а) нейтральных к риску;
б) любителей риска;
в) испытывающих антипатию к риску, или противников риска.
В некоторых случаях математическое ожидание при осуществлении рисковой деятельности может быть равно в денежном выражении нерисковому варианту, и все же люди поведут себя по-разному. Например, ваш должник вместо того, чтобы вернуть вам 10 долл., предлагает бросить монету.1 Если вы выиграете, то получите не 10, а 20 долл. (т. е. ваш чистый выигрыш составит 10 долл.), но если проиграете - не получите ничего (т. е. потеряете свои 10 долл.). Математическое ожидание Е(х) в этом случае составит: (0,5 х 10) + (0,5 х -10) = 0. Оно равно нулю, и получается, что вам, вроде бы, безразлично, играть в орлянку с должником или потребовать просто свои деньги назад.
Но кто-то пожелает пойти на риск в надежде получить больше, а кто-то предпочтет не предпринимать никаких действий, связанных с риском. Для того, чтобы объяснить выбор экономических агентов, необходимо включить в наш анализ концепцию ожидаемой полезности.
Практика показывает, что в основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а именно: действием закона убывающей предельной полезности.
Предположим, что у вас есть 100 долл. Вы можете сыграть в рулетку и поставить «на красное» 50 долл. В случае выигрыша (при удачной игре «на
Цвет» сумма ставки увеличивается в два
раза) у вас будет 150
долл.: 50 долл., ко- 1 Напомним еще раз, что
в
Tn_, cr. , 0 случае с подбрасыванием
моне-
торые вы не ставили, плюс 50 долл. х 2 ' у
r н ты вероятности проигрыша и вы-
- ваш выигрыш. Таким образом, вы уве- игрыша равны между собой и со-личите свое первоначальное богатство, ставляют величину 0,5.
р
1 Условные единицы полезности можно
обозначить как «ютили» (от английского
слова utiiity-полезность), можно и в
пресловутых у. е., подразумевая под
ними именно некие условные единицы,
а не доллары США.
авное
100 долл., на 50 долл. В случае проигрыша у
вас останется всего 50 долл., т. е, вы
уменьшите свое первоначальное богатство
на 50 долл. Математическое ожидание в
денежном выражении составит:
(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.
Но предельная полезность, как видно из графика общей полезности (рис. 8. 1.) , убывает, поэтому в условных единицах полезности1 ожидаемая полезность будет иметь отрицательное значение:
(0,5 х -2) + (0,5 х 1) = -1.
Иначе говоря, в случае проигрыша ваши убытки будут в условных единицах полезности больше, чем ваше приобретение в случае выигрыша. Таким образом, в категориях полезности ситуация выглядит иначе, чем в денежном исчислении, и вы не будете склонны рисковать. Вот почему мы говорили ранее о необходимости различать математическое ожидание денежной суммы выигрыша и ее ожидаемую полезность. Выражаясь более простым языком, можно сказать, что, конечно, вам доставит радость получить больше того, что вы имеете, но для вас гораздо ощутимее будет потеря того, к чему вы уже привыкли. В экономической теории данный феномен получил название эффекта владения. Эффект владения заключается в том, что люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит.
Возвращаясь к Санкт-Петербургскому парадоксу, мы можем теперь сказать, что индивиды, отказываясь от игры в подбрасывание монеты, несмотря на бесконечно большое значение математического ожидания, руководствуются, согласно гипотезе Бернулли, прежде всего ожидаемой полезностью выигрыша. А предельная полезность дохода с каждым его приростом снижается. При уменьшающейся предельной полезности денежного выигрыша люди будут требовать все возрастающих выплат, для того, чтобы компенсировать свой риск в случае проигрыша.
Конечно, существуют люди, которые все же склонны идти на риск. Само понятие предпринимательства всегда связано с большим или меньшим риском. Для таких людей, испытывающих склонность к риску, кривая общей полезности будет приобретать вогнутый вид, и приобретение в случае выигрыша будет превышать убыток в случае проигрыша в условных единицах полезности (рис. 8.2).
Математическое ожидание в денежном выражении, как и в случае, рассмотренном выше, будет следующим:
(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.
Но предельная полезность в данном случае возрастает, поэтому в условных единицах ожидаемая полезность будет иметь положительное значение:
(0,5 х -1) + (0,5 х 5) = 2.
Положительный знак говорит о том, что для людей, склонных к рисковой деятельности, ощутимее будет радость выигрыша, чем неудовольствие от проигрыша.
И, наконец, в случае нейтрального отношения к риску кривая общей полезности будет приобретать вид прямой линии (рис. 8.3).