Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7549

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М

атематическое ожидание в денежном выражении, естественно, не меняется:

(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.

Но и предельная полезность не меняется, поэтому в условных еди­ницах полезности ожидаемая полезность будет также равна нулю:

(0,5 х -2) + (0,5 х 2) = 0.

Таким образом, мы видим, что для людей, безразличных к риску, по­ложительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проигрыша.

С точки зрения теории ожидаемой полезности все три рассмотрен­ные варианта выбора будут рациональными. Однако впоследствии было выявлено и описано достаточное количество случаев, не уклады­вающихся в данную теорию. Рассмотрим некоторых из них.

Известен так называемый эффект точки отсчета. Чтобы пояснить его, приведем пример. Человек собирается купить джинсы стоимостью 50 долл., при этом у него есть выбор, либо купить их в магазине рядом с домом, либо потратить час времени и купить их в другом магазине по цене 40 долл. Конечно, он может махнуть рукой на деньги и купить их рядом с домом, но все же существуют достаточные стимулы для поезд­ки в целях экономии. Если же тот же самый человек стоит перед выбо­ром, купить кожаную куртку за 690 долл. рядом с домом или - за 680 долл. в удаленном магазине, стимулов к поездке будет гораздо меньше. Экономия в 10 долл. получается в обоих случаях, но точка отсчета зак­лючается в проценте экономии, т. е. отношении сэкономленных денег к цене товара, выраженном в процентах.

Человек может вести себя, опровергая концепцию ожидаемой полез­ности, в результате нелинейной зависимости объективных и субъектив­ных вероятностей. Существует тенденция к повышению субъективной ве­роятности по мере увеличения желательности событий, т. е. человек вы­дает желаемое за действительное. Применительно к рисковой деятель­ности, можно сказать, что человек в большей степени будет склонен идти на риск, если повышается притягательность возможного исхода.

Исключения из теории ожидаемой полезности связаны также с же­ланием большинства людей избежать риска любой ценой. Существует эффект определенности. Он заключается в том, что привлекатель­ность определенных исходов для людей оказывается непропорцио­нально выше, чем неопределенных. Проведенные эксперименты по­казывают, что выигрыш с 100%-ной вероятностью люди оценивают непропорционально выше, чем выигрыши с вероятностью, приближа­ющейся к 100%, но не достигающей ее: с вероятностью 99%, 98% и т. д. Т. е. люди оценивают вероятность не только с количественной, но и с качественной точек зрения. Они оказываются еще менее склон­ны к риску, чем это предполагается в теории ожидаемой полезности.

М. Фридмен и Л. Сэвидж в своей статье «Анализ полезности при вы­боре альтернатив, предполагающих риск»1 связывают склонность или антипатию к риску с уровнем доходов различных лиц и строят следую­щую кривую полезности (рис. 8.4):


Участок А - группа лиц с низкими до­ходами.

Участок В - промежуточная группа. . _ _ ~

v,.„ « См.: Теория потребителе-

Участок С - группа лиц с высокими кого поведения и спрога. С. 208-Доходами. 250.


Лица, принадлежащие к группам А и С, испытывают обычную анти­патию к риску. Лица группы В склонны к риску, поскольку они не успели привыкнуть к богатству, недавно перейдя из группы А, но у них есть шанс попасть в группу С. Группа В немногочисленна, так как из-за свое­го стремления к риску лица этой группы быстро переходят в группу А или в группу С. В данном случае рациональность поведения в отноше­нии риска зависит от фактического дохода, или благосостояния.

Есть и другие факты, противоречащие концепции ожидаемой полез­ности. Однако данная концепция остается основной при оценке рацио­нального выбора в условиях неполноты информации.

Итак, подавляющая масса людей стремится максимально снизить риск, так как относится к категории противников риска.

Существует несколько способов снизить риск, или несколько спо­собов страхования. Под страхованием понимается процедура, по­зволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определен­ность малых.

Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности так­же использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой слу­чай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».

Распределение риска - способ страхования, применяемый в слу­чае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма суще­ственны. Предприятий подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассо­циацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в слу­чае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.

Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в слу­чае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счет роста курса акций другой компании или других компаний.


Страховые компании могут быть основаны на принципе объедине­ния риска (взаимные страховые компании) или создаваться как обыкно­венные акционерные компании. Во втором случае речь идет о компани­ях, ориентированных на получение прибыли, первоначальный капитал которых образуется за счет вкладчиков - акционеров, а не за счет тех, кто будет пользоваться услугами компании.

Общий принцип страхования, который вытекает из его определе­ния, следующий: вы жертвуете какой-то долей своего текущего по­требления, чтобы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.

Надо учитывать и тот факт, что есть виды деятельности, которые связаны с нестрахуемыми рисками. При этом варианты нестрахуемых рисков могут нести как отрицательную, так и положительную нагрузку. Никто не застрахует вас, например, от ядерной войны или от всеобщей экологической катастрофы; понятно, что, когда речь идет о катастрофах в рамках всего человечества, нет такой страховой компании, которая приняла бы на себя ответственность за риски подобного рода. Это не­гативные, но неизбежные варианты нестрахуемых рисков.

Однако есть другие примеры нестрахуемых рисков. Речь пойдет о предпринимательской деятельности. Сама суть предпринимательства содержит в себе элемент риска, и говорить о его страховании просто не­уместно. Поэтому можно сказать, что в данном случае факт нестрахуе-мости рисков является положительным моментом. Однако предприни­матель, реализуя основную рисковую идею, может страховать отдель­ные аспекты своей деятельности. Например, идя на риск при создании нового предприятия по производству пиломатериалов, он скорее всего постарается застраховать свои склады от пожаров, а рабочих - от травм в процессе производства. Но сама идея и ее реализация - сформиро­вать предприятие в данной отрасли - тем не менее остается рисковой.



§ 3. Механизм уменьшения

асимметричности информации



Помимо прямого страхования рисков, о котором шла речь в § 2 настоящей главы, можно создать такую ситуацию, когда сте­пень асимметричности информации заметно снизится, что даст возмож­ность потребителям заведомо обезопасить себя от покупки низкокаче­ственных товаров и услуг. Заметим, что асимметричная информация может складываться не только на рынке товаров, но и на рынке труда, рынке страховых услуг, рынке инвестиционных ресурсов (заемных средств) и др.


Одним из самых распространенных способов уменьшения асиммет­ричности информации являются рыночные сигналы, под которыми по­нимается информация об экономическом благе, целенаправленно посы­лаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автором концепции рыночных сигналов является американский экономист, лау­реат Нобелевской премии 2001 г. Майкл Спенс.

Что же может служить рыночным сигналом? Первое, что сразу при­ходит на ум, - это реклама. Однако, реклама не снижает степень асим­метричности, поскольку она может распространяться в отношении това­ра или услуги как высокого, так и низкого качества: сама по себе рекла­ма не дает возможность их дифференцировать. Значит, продавцам то­варов и услуг необходимо не просто подавать рыночный сигнал, но по­давать эффективный рыночный сигнал - такой сигнал, который с боль­шей степенью вероятности могут подавать продавцы высококачествен­ных, нежели низкокачественных благ.

Рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия -хорошая отделка мебели, тщательно проложенные швы на одежде, аро­мат продовольственного товара и т. д. - соответствуют более высокому качеству самого товара; репутация продавца; дипломы и сертификаты на рынке труда и т. п.

М. Спенс рассмотрел такой сигнал на рынке труда, как образование. Действительно, каким образом работодатель может узнать о качестве покупаемого им товара, т. е. услугах труда? Как отличить более произ­водительного работника от работника с низкой производительностью? По внешнему виду, на собеседовании перед приемом на работу это сде­лать непросто. Дорогой костюм, качественный макияж и т. п. еще ниче­го не говорят о трудовых навыках человека, пришедшего наниматься, поскольку все это могло быть одолжено у друзей. В модели М. Спенса эффективным рыночным сигналом является образование. Оно говорит о способностях человека, поскольку более способные люди чаще закан­чивают университеты, колледжи и т. п. Следовательно, фирмы при най­ме работников имеют возможность при помощи такого рыночного сигна­ла, как образование, избежать или снизить уровень асимметричной ин­формации, возникающей на рынке труда.

В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства. Дело в том, что брать на себя гарантий­ные обязательства на длительный срок могут только фирмы, которые обеспечивают высокое качество товара и предполагают поэтому, что реальное исполнение таких обязательств не станет частым случаем. А производители низкокачественных товаров, напротив, не заинтересова­ны в долгосрочных гарантиях, которые, возможно, придется исполнять. Достаточно вспомнить наше недавнее прошлое - начало рыночных ре­форм 1991-1993 гг.: во многих рыночных ларьках, палатках, отделах

200

магазинов, торговавших привезенными из Китая и Турции товарами, ви­села табличка: «Проданный товар обратно не принимается и не об­менивается». Причем речь не шла о понятной в таком случае торгов­ле фармацевтическими товарами или предметами нижнего белья. Не принимались обратно верхняя одежда, электробытовые приборы, термосы и т. п. Лишь в более позднее время, когда правительствен­ные органы ужесточили борьбу с продажей низкокачественной и не-сертифицированной продукции, подобные таблички исчезли со стен торговых точек. Таким образом, гарантии могут быть вполне расце­нены потребителями как сигналы о высоком качестве благ, а, следова­тельно, потребители будут готовы заплатить за блага, поставляемые с гарантиями, более высокую цену.