ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7646
Скачиваний: 7
М
атематическое
ожидание в денежном выражении, естественно,
не меняется:
(0,5 х -50) + (0,5 х 50) = 0.
Но и предельная полезность не меняется, поэтому в условных единицах полезности ожидаемая полезность будет также равна нулю:
(0,5 х -2) + (0,5 х 2) = 0.
Таким образом, мы видим, что для людей, безразличных к риску, положительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проигрыша.
С точки зрения теории ожидаемой полезности все три рассмотренные варианта выбора будут рациональными. Однако впоследствии было выявлено и описано достаточное количество случаев, не укладывающихся в данную теорию. Рассмотрим некоторых из них.
Известен так называемый эффект точки отсчета. Чтобы пояснить его, приведем пример. Человек собирается купить джинсы стоимостью 50 долл., при этом у него есть выбор, либо купить их в магазине рядом с домом, либо потратить час времени и купить их в другом магазине по цене 40 долл. Конечно, он может махнуть рукой на деньги и купить их рядом с домом, но все же существуют достаточные стимулы для поездки в целях экономии. Если же тот же самый человек стоит перед выбором, купить кожаную куртку за 690 долл. рядом с домом или - за 680 долл. в удаленном магазине, стимулов к поездке будет гораздо меньше. Экономия в 10 долл. получается в обоих случаях, но точка отсчета заключается в проценте экономии, т. е. отношении сэкономленных денег к цене товара, выраженном в процентах.
Человек может вести себя, опровергая концепцию ожидаемой полезности, в результате нелинейной зависимости объективных и субъективных вероятностей. Существует тенденция к повышению субъективной вероятности по мере увеличения желательности событий, т. е. человек выдает желаемое за действительное. Применительно к рисковой деятельности, можно сказать, что человек в большей степени будет склонен идти на риск, если повышается притягательность возможного исхода.
Исключения из теории ожидаемой полезности связаны также с желанием большинства людей избежать риска любой ценой. Существует эффект определенности. Он заключается в том, что привлекательность определенных исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределенных. Проведенные эксперименты показывают, что выигрыш с 100%-ной вероятностью люди оценивают непропорционально выше, чем выигрыши с вероятностью, приближающейся к 100%, но не достигающей ее: с вероятностью 99%, 98% и т. д. Т. е. люди оценивают вероятность не только с количественной, но и с качественной точек зрения. Они оказываются еще менее склонны к риску, чем это предполагается в теории ожидаемой полезности.
М. Фридмен и Л. Сэвидж в своей статье «Анализ полезности при выборе альтернатив, предполагающих риск»1 связывают склонность или антипатию к риску с уровнем доходов различных лиц и строят следующую кривую полезности (рис. 8.4):
Участок А - группа лиц с низкими доходами.
Участок В - промежуточная группа. . _ _ ~
v,.„ « См.: Теория потребителе-
Участок С - группа лиц с высокими кого поведения и спрога. С. 208-Доходами. 250.
Лица, принадлежащие к группам А и С, испытывают обычную антипатию к риску. Лица группы В склонны к риску, поскольку они не успели привыкнуть к богатству, недавно перейдя из группы А, но у них есть шанс попасть в группу С. Группа В немногочисленна, так как из-за своего стремления к риску лица этой группы быстро переходят в группу А или в группу С. В данном случае рациональность поведения в отношении риска зависит от фактического дохода, или благосостояния.
Есть и другие факты, противоречащие концепции ожидаемой полезности. Однако данная концепция остается основной при оценке рационального выбора в условиях неполноты информации.
Итак, подавляющая масса людей стремится максимально снизить риск, так как относится к категории противников риска.
Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.
Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».
Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны. Предприятий подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассоциацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в случае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счет роста курса акций другой компании или других компаний.
Страховые компании могут быть основаны на принципе объединения риска (взаимные страховые компании) или создаваться как обыкновенные акционерные компании. Во втором случае речь идет о компаниях, ориентированных на получение прибыли, первоначальный капитал которых образуется за счет вкладчиков - акционеров, а не за счет тех, кто будет пользоваться услугами компании.
Общий принцип страхования, который вытекает из его определения, следующий: вы жертвуете какой-то долей своего текущего потребления, чтобы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.
Надо учитывать и тот факт, что есть виды деятельности, которые связаны с нестрахуемыми рисками. При этом варианты нестрахуемых рисков могут нести как отрицательную, так и положительную нагрузку. Никто не застрахует вас, например, от ядерной войны или от всеобщей экологической катастрофы; понятно, что, когда речь идет о катастрофах в рамках всего человечества, нет такой страховой компании, которая приняла бы на себя ответственность за риски подобного рода. Это негативные, но неизбежные варианты нестрахуемых рисков.
Однако есть другие примеры нестрахуемых рисков. Речь пойдет о предпринимательской деятельности. Сама суть предпринимательства содержит в себе элемент риска, и говорить о его страховании просто неуместно. Поэтому можно сказать, что в данном случае факт нестрахуе-мости рисков является положительным моментом. Однако предприниматель, реализуя основную рисковую идею, может страховать отдельные аспекты своей деятельности. Например, идя на риск при создании нового предприятия по производству пиломатериалов, он скорее всего постарается застраховать свои склады от пожаров, а рабочих - от травм в процессе производства. Но сама идея и ее реализация - сформировать предприятие в данной отрасли - тем не менее остается рисковой.
§ 3. Механизм уменьшения
асимметричности информации
Помимо прямого страхования рисков, о котором шла речь в § 2 настоящей главы, можно создать такую ситуацию, когда степень асимметричности информации заметно снизится, что даст возможность потребителям заведомо обезопасить себя от покупки низкокачественных товаров и услуг. Заметим, что асимметричная информация может складываться не только на рынке товаров, но и на рынке труда, рынке страховых услуг, рынке инвестиционных ресурсов (заемных средств) и др.
Одним из самых распространенных способов уменьшения асимметричности информации являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автором концепции рыночных сигналов является американский экономист, лауреат Нобелевской премии 2001 г. Майкл Спенс.
Что же может служить рыночным сигналом? Первое, что сразу приходит на ум, - это реклама. Однако, реклама не снижает степень асимметричности, поскольку она может распространяться в отношении товара или услуги как высокого, так и низкого качества: сама по себе реклама не дает возможность их дифференцировать. Значит, продавцам товаров и услуг необходимо не просто подавать рыночный сигнал, но подавать эффективный рыночный сигнал - такой сигнал, который с большей степенью вероятности могут подавать продавцы высококачественных, нежели низкокачественных благ.
Рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия -хорошая отделка мебели, тщательно проложенные швы на одежде, аромат продовольственного товара и т. д. - соответствуют более высокому качеству самого товара; репутация продавца; дипломы и сертификаты на рынке труда и т. п.
М. Спенс рассмотрел такой сигнал на рынке труда, как образование. Действительно, каким образом работодатель может узнать о качестве покупаемого им товара, т. е. услугах труда? Как отличить более производительного работника от работника с низкой производительностью? По внешнему виду, на собеседовании перед приемом на работу это сделать непросто. Дорогой костюм, качественный макияж и т. п. еще ничего не говорят о трудовых навыках человека, пришедшего наниматься, поскольку все это могло быть одолжено у друзей. В модели М. Спенса эффективным рыночным сигналом является образование. Оно говорит о способностях человека, поскольку более способные люди чаще заканчивают университеты, колледжи и т. п. Следовательно, фирмы при найме работников имеют возможность при помощи такого рыночного сигнала, как образование, избежать или снизить уровень асимметричной информации, возникающей на рынке труда.
В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства. Дело в том, что брать на себя гарантийные обязательства на длительный срок могут только фирмы, которые обеспечивают высокое качество товара и предполагают поэтому, что реальное исполнение таких обязательств не станет частым случаем. А производители низкокачественных товаров, напротив, не заинтересованы в долгосрочных гарантиях, которые, возможно, придется исполнять. Достаточно вспомнить наше недавнее прошлое - начало рыночных реформ 1991-1993 гг.: во многих рыночных ларьках, палатках, отделах
200
магазинов, торговавших привезенными из Китая и Турции товарами, висела табличка: «Проданный товар обратно не принимается и не обменивается». Причем речь не шла о понятной в таком случае торговле фармацевтическими товарами или предметами нижнего белья. Не принимались обратно верхняя одежда, электробытовые приборы, термосы и т. п. Лишь в более позднее время, когда правительственные органы ужесточили борьбу с продажей низкокачественной и не-сертифицированной продукции, подобные таблички исчезли со стен торговых точек. Таким образом, гарантии могут быть вполне расценены потребителями как сигналы о высоком качестве благ, а, следовательно, потребители будут готовы заплатить за блага, поставляемые с гарантиями, более высокую цену.