Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7604

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких услови­ях экономическая прибыль (сверх вознаграждения за управленческий труд и дохода в форме чистой производительности капитала) должна исчезнуть.

Однако специфика собственно предпринимательской деятельности раскрывается не в статичной, а в развивающейся, динамичной эконо­мике, когда факторы, определяющие величину спроса и предложения, изменяются. Один из наиболее авторитетных специалистов в области теории экономического развития, предпринимательства и предпринима­тельской прибыли Й. Шумпетер1 выделяет следующие случаи экономи­ческого развития (по его терминологии - «осуществления новых комби­наций» факторов производства):

Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства.

Освоение нового рынка сбыта.

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

Проведение соответствующей реорганизации рыночной структу­ры, например обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия.2

Именно в этих условиях развивающейся экономики особую роль играют предприниматели, и одновременно проявляется специфика предпринимательской деятельности как фактора производства. Пред­приниматель не просто соединяет факторы (ресурсы) в производ­ственном процессе, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Предприниматель не просто руководит предприятием, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Предприниматель вне­дряет инновации и несет ответственность за экономический риск. «Предпринимателями, - пишет Й. Шумпетер, - мы называем хозяй­ственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».3

Итак, нулевая экономическая, или

нормальная, прибыль, является след-

ствием статичной экономики и свободной 1 йозеф Шумпетер (1883-

конкуренции в чистом виде. Но, с одной 1950), выдающийся австрийский

стороны, в реальной действительности экономист, с 1932 г. жил и рабо-

свободная конкуренция, полное равнове- тал в США.

сие рынка, статичная экономика суще- 2 См- шУмлетеР и- Те°Р*я
г _ 1 экономического развития, м.,

ствовать не могут. Всегда имеется опре- 1982 с 15Э

деленная степень несовершенства конку- э шумпетер й. Указ. соч.

ренции (монополизация рынка), рыноч- С. 169-170.

ное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. С другой стороны, экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развива­ются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама эконо­мическая информация является редким благом, недоступной в одина­ковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономи­ческой системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.


Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополи­зация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получае­мую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.

Можно выделить несколько причин появления этого дополнительно­го дохода. Во-первых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанно­го с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что риски в экономической де­ятельности носят разный характер. Вероятность некоторых событий, по­рождающих риски, - например, стихийного бедствия, пожара, несчастно­го случая, кражи и т. п. - может быть исчислена. Чтобы избежать таких рисков, фирмы прибегают к страхованию и несут определенные затра­ты (см. гл. 8). В этом случае плата за риск входит в издержки. Однако в рыночной экономике существуют и другие виды рисков, порождаемые непредсказуемыми изменениями спроса и предложения, которые оказы­вают существенное влияние на положение фирмы. Эти изменения мо­гут быть связаны как с общим изменением конъюнктуры на рынке в ходе экономического цикла, так и с последствиями экономической политики государства, которое, изменяя правовую базу экономики, а также ис-Йользуя косвенные методы регулирования (бюджетно-налогового, де­нежно-кредитного, внешнеэкономического), в значительной степени оп­ределяет условия хозяйствования отдельных фирм. Кроме того, на уро-|ёнь дохода, получаемого фирмой, оказывают влияние и постоянные из­менения во вкусах и предпочтениях потребителей, в предложении ре­сурсов и т. д. Все эти изменения в экономике (независимо от того, по­рождаются они циклическими, структурными или политическими фак­торами) могут стать для фирмы причиной как дополнительных дохо­дов, так и убытков. Другими словами, предприниматель сталкивается * своей деятельности с нестрахуемыми рисками. Взятие на себя Этих нестрахуемых рисков является одним из источников экономичес­кой прибыли.

L


Во-вторых, экономическую прибыль можно рассматривать как воз­награждение за инновации. Одной из важнейших причин динамичного характера рыночной экономики является деятельность самих предпри­нимателей, направленная на внедрение новых технологий, освоение достижений науки и техники, совершенствование форм и методов орга­низации производства и т. д. Стимулом к такого рода инновационной деятельности является стремление снизить издержки производства и таким образом добиться преимущества в конкурентной борьбе и полу­чить большую прибыль. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что разработка и внедрение инноваций также связаны со значительной нео­пределенностью. До начала реального процесса производства никто не может гарантировать, что новые технологии окажутся эффективными, а новый вид продукции принесет прибыль. Другими словами, инновации также могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Следовательно, предприниматель, решаясь на осуществ­ление нововведений, рискует, но платой за этот риск, в случае успеха, может стать экономическая прибыль.

Наконец, в-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Как мы уже знаем (см. гл. 7), монополист имеет возможность, изменяя объемы предложе­ния, влиять на величину рыночной цены и устанавливать ее на уровне, превышающем предельные издержки, что позволяет ему получать сверхприбыль. Обратим внимание, что предприниматель всей своей де­ятельностью стремится к получению конкурентных преимуществ и, сле­довательно, монопольной власти. Вместе с тем, обладание монополь­ной властью в известной степени снижает для предпринимателя сте­пень неопределенности экономической ситуации, а значит, и способству­ет уменьшению риска потерь и убытков.

В целом, следует подчеркнуть, что движущей силой экономического развития в большинстве случаев выступает именно новаторская дея­тельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригинально­стью мышления, инициативой, смелостью, умением брать на себя риск и т. п. Таким образом, если предпринимательство выступает как фак­тор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых тех­нологий, новых рынков, создания новых видов продукции, изменения рыночных структур и т. п., то и прибыль не может выступать как рав­новесная цена (об этом и говорилось в начале данной главы).

3. Функции прибыли



Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйство­вания, повсеместному распространению технических нововведений и т п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.


Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке - постоянно действующий мотив пред­принимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к посто­янному развитию. С одной стороны, ожидание экономической прибы­ли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы до­биться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведе­ния, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

С другой стороны, существование экономической прибыли спо­собствует эффективному распределению ресурсов между альтер­нативными способами их применения. Наличие в какой-либо отрас­ли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнали­зирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресур­сов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высо­кий спрос, и что общество заинтересовано в расширении её производ­ства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресур­сы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в Целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но и выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, -причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня воздает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные воз­можности для получения такой прибыли и в будущем.


Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономиче­скую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощ­ным стимулом, как и желание получить прибыль.

entrepreneurship normal profit economic profit zero profit

implicit and explicit cost static economy dynamic economy uninsurable risk innovations



Основные понятия:

Предпринимательство Нормальная прибыль Экономическая прибыль Нулевая экономическая прибыль Явные и неявные издержки Статичная экономика Динамичная экономика Нестрахуемый риск Инновации, нововведения

ванного производства и распределения в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизован­ной экономики с административно фиксированными ценами. Следова­тельно, в рыночной экономике эффективность распределения, произ­водства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. Для обоснования этого утверждения нам предстоит в настоящей главе раскрыть понятие эф­фективности так, как оно трактуется неоклассической теорией.

Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преиму­щества только в чисто конкурентной среде производства частных това­ров и услуг и при отсутствии трансакционных издержек. Несоблюдение этих условий может существенно исказить работу рынка. Тогда появляют­ся проблемы, которые рынок не в состоянии решать эффективно. Таким образом, нам предстоит рассмотреть, выражаясь образно, «плюсы» и «минусы» рыночного механизма. Анализ его преимуществ и недостат­ков мы начнем с рассмотрения сильных сторон рыночной координации субъектов экономики.



Глава 15. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА



«Хотя у ценовой системы есть множество досто­инств, возможности ее от­нюдь не беспредельны. Есть случаи, когда она просто не работает, и, как бы хороша она ни была в определенных сферах, она не может быть единственным и непререкае­мым арбитром всей обще­ственной жизни».

Кеннет Эрроу



Рынок представляет собой саморегулирующийся меха­низм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурен­тной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный меха­низм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизо­§ 1. Рынок как саморегулирующийся

механизм. Модели частичного и общего равновесия

1 Под количественной под­стройкой спроса и предложения понимается изменение их объе­ма до тех пор, пока эти показате­ли не выровняются между собой. В этом случае равновесная цена на товар устанавливается в ре­зультате количественного изме­нения спроса и предложения, а не за счет изменения цен на товары.

Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка пред­ложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигна­ла. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное со­стояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложени­ем, называется рыночным равновеси­ем. Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спро­сом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восста­новление рыночного равновесия с помо­щью ценовой и количественной1 под­стройки спроса и предложения, имели ос­нование утверждать, что рынок - это са­