Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие конкуренции).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы антимонопольной политики
1.2. Особенности и методы антимонопольной политики
2. Развитие антимонопольного регулирования в России и за рубежом
2.1. Антимонопольное законодательство США
2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы
ВВЕДЕНИЕ
Антимонопольная политика как комплекс мер, направленных на развитие рыночной экономики в стране, контроль и наблюдение за процессами на рынке, устранение административных барьеров и обеспечения, таким образом, устранение недобросовестной конкуренции является одним из важнейших инструментов регулирования экономики.
Результативность антимонопольной политики государства определяется эффективностью работы реализующих ее органов власти, а именно долью дел, разрешенных в пользу антимонопольного органа; суммой собранных штрафов; выигрышем потребителей в результате предотвращения картелей и предварительного контроля слияний; отношением совокупных выигрышей потребителей к затратам антимонопольного ведомства на правоприменение.
Целью работы является изучение эволюции антимонопольного законодательства в разных странах.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы антимонопольной политики
- изучить развитие антимонопольного регулирования за рубежом
- изучить антимонопольную политику России.
Предметом работы является эволюция антимонопольного законодательства в разных странах.
Объектом работы является антимонопольная политика в России.
Изучению проблем, связанных с управлением антимонопольной политикой, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению антимонопольной политикой.
В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Авдашева С.Б., Борисов Е. Ф., Воробьев Е.М. и др.
Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
1. Теоретические основы антимонопольной политики
1.1. Понятие конкуренции
Под конкуренцией понимается борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Для экономики характерно понятие деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [4, с. 23].
В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1], конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В экономической теории конкуренция имеет 3 аспекта рассмотрения:
1. Конкуренция в качестве степени состязательности на рынке;
2. Конкуренция в качестве саморегулирующего элемента рыночного механизма;
3. Конкуренция в качестве критерия, определяющего тип отраслевого рынка.
Существуют различные признаки классификации конкуренции (рис. 1). Рассмотрим некоторые из них.
Одним из основных признаков классификации конкуренции выступает классификация по отраслевому и территориальному признакам:
- внутриотраслевая;
- межотраслевая;
- международная [6, с. 59].
Внутриотраслевая конкуренция — вид конкуренции, где борьба между производителями с целью увеличения прибыли происходит в пределах одной отрасли [10, с. 35].
Внутриотраслевая конкуренция обладает следующей функцией – приведение цены товаров к единой цене, определяемой размером средних затрат в отрасли. В рамках такой конкурентной борьбы выигрывают предприятия, которые внедряя передовые технологии, способны значительно уменьшить индивидуальную стоимость товаров относительно их общественной стоимости, в результате чего появляется возможность получения сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это вид конкуренции, где борьба между производителями происходит в различных отраслях с целью нахождения наиболее выгодных условий применения капитала.
В результате происходит перемещение капиталов из низкоприбыльных отраслей в высокоприбыльные.
В результате перемещения капиталов в более выгодные отрасли межотраслевая конкуренция способствует наиболее эффективному распределению производственных ресурсов общества и одновременно с этим установлению необходимых пропорций в экономике.
По методам конкурентной борьбы конкуренция классифицируется на ценовую и неценовую конкуренцию.
Для ценовой конкуренции характерно искусственное снижение цен на определенную продукцию. В результате применения ценовой дискриминации различия в ценах продукции не подкрепляются различиями в себестоимости.
Отраслью наиболее частого применения ценовой конкуренции является сфера услуг.
Для неценовой конкуренции характерно совершенствование качества продукции в результате применения высоких технологий, внедрения инноваций, улучшения маркетинговой деятельности. Для данного вида конкуренции характерно стремление захвата части рынка с помощью выпуска новых товаров или модернизированных товаров.
Критерии классификации
Виды конкуренции
По отраслевому и территориальному признакам
- Внутриотраслевая;
- межотраслевая;
- международная
По количеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы
- Совершенная (чистая);
- несовершенная (абсолютная монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
По методам конкурентной борьбы
- Ценовая;
- неценовая;
- нечестная;
- честная
Рисунок 1 – Классификация видов конкуренции
Выделяют следующие направления деятельности фирмы в конкурентной среде:
- конкуренцию в области рынков сырья с целью завоевания позиций на ресурсных рынках;
- конкуренцию в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
- конкуренцию между покупателями на сбытовых рынках [14, с. 59].
Конкуренция в маркетинге рассматривается по отношению к потребителю, в результате чего разные типы конкуренции соответствуют конкретным этапам потребительского выбора [20, с. 123].
Выделяют следующие виды конкуренции в соответствии с этапами принятия решения покупателем о покупке:
- желания-конкуренты. Данный вид конкуренции основан на множественном выборе способов вложения денег потребителем;
- функциональная конкуренция. Это базовый уровень конкуренции в маркетинге, основанный на возможности удовлетворения одной и той же потребности множеством различных способов;
- межфирменная конкуренция. Данный вид конкуренции основан на выборе наиболее эффективных альтернатив покупателя для вложения денежных средств;
- межтоварная конкуренция. Данный вид конкуренции основан на борьбе товаров между собой в рамках одной фирмы. Это частный случай конкуренции с целью создания имитации потребительского выбора ассортиментного ряда.
Конкуренция, в отличие, от монополии является стимулом прогресса (рис. 2).
Рисунок 2 - Отличие конкуренции от монополии
По количеству субъектов рынка и их конкурентной силы выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.
Для совершенной конкуренции характерна борьба многих производителей, которые создают примерно равные объемы идентичной продукции.
В отличие от совершенной конкуренции, несовершенная конкуренция характеризуется ограничением монополиями и государственным влиянием.
Для ограничения монополий и их объединений во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство.
Для антимонопольной политики европейских стран характерна направленность регулирования уже существующих монополий в независимости от того, в результате чего они получили монопольное положение [3, с. 43].
Для антимонопольной политики США характерна позиция, по которой предполагается необязательное лишение фирмы монопольного положения, если она достигла его благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю [5, с. 145].
Для России характерно становление и совершенствование антимонопольного регулирования.
В России орган антимонопольного регулирования - Федеральная антимонопольная служба России.
Выделяют следующие 4 типа рыночных структур (моделей), представленные в порядке убывания уровня конкуренции:
- рынок совершенной (чистой) конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- рынок олигополии;
- рынок чистой (абсолютной) монополии.
Для рынка совершенной конкуренции характерно наличие множества продавцов, которые предлагают идентичный товар, а также свободное ценообразование.
Таким образом, рынок насыщен множеством фирм с однородной продукцией, и каждая отдельная фирма не имеет возможности влиять на рыночную стоимость данной продукции.
В масштабах национальной экономической системы на практике данный вид конкуренции достаточно редок. В основном он распространяется на фондовые биржи, международный валютный рынок (Форекс), сельскохозяйственные рынки. В качестве однородного товара на таких рынках выступает валюта, акции, облигации, зерно.
В результате рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием большого числа продавцов в отрасли, маленьким размером фирм, большим количеством покупателей, однородным товаром, отсутствием контроля над ценой, свободным доступом к рыночной информации, отсутствием барьеров для входа в отрасль, неценовым методом конкурентной борьбы.
Признаки рынка совершенной конкуренции приведены на рис. 3.
Совершенно конкурентный рынок
Признаки
Атомизация рынка
Однородность продукции
Прозрачность рынка
Отсутствие отраслевых барьеров
Автономность поведения фирмы
Большое число продавцов и покупателей
Абсолютное замещение продукции конкурентов
Полнота информации
Свободный вход на рынок и выход из него
Принимая решения, фирма не учитывает реакции своих конкурентов
Незначительная доля фирмы в рыночном предложении
Потребитель не выделяет продукт отдельной фирмы
Свободный и бесплатный доступ к рыночной информации
Отсутствие препятствий для начала и прекращения производства
Свобода в принятии решений
Рисунок 3 - Признаки рынка совершенной конкуренции
Рынок несовершенной конкуренции разделяется на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию (рис. 4).
Несовершенная конкуренция
Монополия
Монопсония
Билатсральная монополия
Олигополия
Олигопсония
Дуополия
Монополистическая конкуренция
Рисунок 4 – Рынок несовершенной конкуренции
Для рынка монополистической конкуренции характерно наличие большого числа продавцов, которые предлагают разнообразный товар.
В условиях данного вида конкуренции вход на рынок достаточной свободный, имеются легкопреодолимые барьеры. В качестве примера барьеров можно привести получение лицензий, патентов и т. д. Спрос на товары имеет высокую эластичность. В качестве примера рынка монополистической конкуренции можно привести рынок косметики. Например, если покупатели предпочитают продукцию фирмы «Avon», то они готовы платить за нее больше, чем за аналогичную косметику других фирм. Но если разница в цене будет значительной, то покупатели могут перейти на более дешевую аналогичную продукцию, например фирмы «Oriflame».
Также к данному типу рынка относят рынок пищевой и легкой промышленности, рынок одежды и обуви, рынок парфюмерии.
В результате рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием большим количеством продавцов в отрасли, маленьким или средним размером фирм, большим количеством покупателей, дифференцированным товаром, ограниченным контролем над ценой, свободным доступом к рыночной информации, низкими барьерами входа в отрасль, неценовым методом конкурентной борьбы и ограниченным ценовым.