Файл: Налоговый учет и отчетность в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ

§1.1. Система основных положений налогового учета

§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета

Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.

§2.1. Постановка создаваемой организации на налоговый учёт

§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета

§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации

§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу

Глава 3. Основные результаты налоговой реформы в России и совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации

Заключение

Библиография

Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ (последняя редакция).

Приказ МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 (ред. от 13.11.2001) "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)".

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция). 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ

Введение

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятий доходов в пользу государственного бюджета.

Налоговый учет предполагает соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая политика включает в себя три основные цели:

1) формирование доходной части бюджета;

2) содействие устойчивому развитию экономики;

3) обеспечение социальной справедливости.

Актуальность изучения налоговой системы заключается в необходимости комплексного анализа вопросов, связанных с возникновением, определением и совершенствованием налогообложения в Российской Федерации, в том числе на основе опыта зарубежных стран, с учетом исторического развития.

Важность исследования налогов и системы налогообложения предопределена следующими обстоятельствами:

- значимостью вопросов правового регулирования налогообложения;

- постоянными изменениями в налоговом законодательстве, которые зачастую носят бессистемный и спонтанный характер;

- нечеткостью и неясностью положений налогового законодательства, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика, связанная с разрешением споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Изучение излагаемого материала поможет сформировать теоретические знания и практические навыки ведения налогового учета в организациях, применяющих различные режимы налогообложения.

Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ

§1.1. Система основных положений налогового учета

Налоговый учет – не просто процедура корректировки данных бухгалтерского учета или ведения специальных регистров, а автономная система учета, предназначенная в первую очередь для расчета налога на прибыль организаций.[1]


Итак, налоговый учет есть система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 «Налоговый учет. Общие положения»).[2]

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями НК РФ порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов (Рекомендации МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая Министерством Российской Федерации по налогам и сборам для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г.)).[3]

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основании ст. 314 НК РФ налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и прилагает к учетной политике организации.[4]

Можно выделить несколько подходов к определению налоговой системы.

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре[5] налоговая система определена как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».[6]

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.


§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета

Вопросы совершенствования правового регулирования общественных отношений в России относятся к актуальным проблемам юриспруденции, в том числе науки финансового и налогового права.

При рассмотрении проблем правового регулирования тех или иных общественных отношений, в том числе и в области налогообложения, выявляются факторы, от которых зависит уровень воздействия норм права на реально существующие отношения в обществе.

Большое значение для правового регулирования налоговых отношений, в том числе отношений, возникающих при функционировании налоговой системы, имеет состояние ее нормативно-правовой базы.

Если посмотреть научную и учебную литературу по финансовому и налоговому праву, то можно установить, что категория "налоговая система" широко и активно обсуждалась учеными начиная с 1995 г. в связи с принятием 27 декабря 1991 г. Закона РФ N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".[7]

Суждения ученых о налоговой системе, включающей в себя не только налоги и сборы, но и другие элементы, достаточно разнообразны. Так, например, И.И. Кучеров[8], характеризуя налоговую систему в широком смысле, отмечал, что "в состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов... органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые др.[9]

Правовое регулирование одного из наиболее сложных институтов финансового права – института ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, является несовершенным и имеет ряд противоречий. Сложность при характеристике данного правового института представляет тот факт, что легальное определение ответственности за налоговые правонарушения отсутствует в действующем налоговом законодательстве.[10]

Одной из основных проблем является конфликтность налоговых правоотношений, где один участник налоговых правоотношений (налоговые органы) имеет возможность приме-нить от имени государства к другим участникам (налогоплательщикам) меры принуждения [11]


В связи с этим возникает необходимость защиты налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Последние в свою очередь руководствуются задачей по наполнению бюджетной системы и поэтому непосредственно заинтересованы в применении к налогоплательщику штрафных финансовых санкций. В результате деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства остается недостаточно эффективной. В связи с этим необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения.[12]

Для признания налоговой ответственности самостоятельным видом юридической ответственности необходимо определиться с основаниями и отличительными признаками данного правового института. Так, исходя из теории государства и права, единственным основанием наступления юридической ответственности является правонарушение. Дефиниция налогового правонарушения содержится в статье 106 Налогового кодекса.[13]

Налоговая ответственность является составной частью финансово-правовой ответственности. Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. В перспективе проблему применения и понимания налоговой ответственности, способно решить законодательное закрепление определения налоговой ответственности или толкование термина «ответственность за налоговые правонарушения», используемого в действующем НК РФ.[14]

Для достижения положительных результа­тов налогового регулирования, Россия нуждается в зарубежном опыте не только теоретического, но и прикладного характера. В большинстве исследований, анализирующих опыт развитых стран, основное внимание уделяется анализу налогообложения стран Западной Евро­пы и Северной Америки, а опыт Японии, Китая, развитых стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, их модели «экономического чуда» и на­логового регулирования рассматривается гораздо реже. Эти страны наглядно демонстрируют ускоренное экономическое развитие.

Финансовая безопасность России сегодня на­прямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования.[15]


Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятия доходов в пользу государственного бюджета.

Ошибочным является подход, когда налоговый учет заменяет бухгалтерский. Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н[16], но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.[17] Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов.

К числу основных претензий к главе 25 НК РФ, в первую очередь относится налоговый учет. Здесь и сложность, и трудоемкость его ведения, и проблемы, связанные с дублированием учетного процесса, и необходимость затрат на приобретение программных продуктов и на привлечение дополнительных работников.

Существует значительный разрыв между требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработанных Министерством финансов РФ, и положениями налогового законодательства. В связи с этим специалистами разработаны как методологические, так и организационные основы, обеспечивающие возможность с наименьшими временными и финансовыми затратами вести налоговый учет.[18]

§1.3. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе

Согласно статье 313 НК РФ[19] исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ[20] предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.