Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокий уровень монополизации в нашей стране и его негативное влияние на экономику делает неизбежным осуществление антимонопольной политики. Однако, российская нормативно-правовая база антимонопольного регулирования обладает значительными недостатками как общего, так и частного характера.

Во-первых, излишне активное применение антимонопольного законодательства с соответствующими ограничениями и санкциями противоречит всем основным нормам частного права.

Во-вторых, фактически любая структура нормативно-правовых документов системы антимонопольного регулирования допускает спорность интерпретации различных явлений и подает органам государственной власти безграничные поводы, которые могут необоснованно использоваться против небезуспешно действующих предприятий. Подобные плохо различимые границы часто употребляют как вспомогательное средство недобросовестной конкуренции.

В-третьих, если используется некоторая компромиссная разновидность действия антимонопольного законодательства, предполагающая распределение исходной компании-монополиста, тогда и в этом случае контроль за вновь образованными компаниями остается, как правило, в руках прежнего собственника и нет никакого заверения, что это изменит ситуацию на рынке. Конфисковать собственность или передать управление над ней другому владельцу не представляется возможным из-за ограничений норм гражданского права.

Для повышения эффективности действующего антимонопольного законодательства следует скорректировать антимонопольные законы таким образом, чтобы они являлись краткими, максимально доступными и общедоступными. Множество статей, норм, ограничений и санкций приведет лишь к чрезмерным нарушениям и негативным последствиям в экономике. Должен измениться характер отношений с конкурентами и монополистами.

Экономически точное проведение восстановления не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность с помощью четкого распределения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Нередко наблюдаются случаи перенесения расходов с регулируемых на нерегулируемые виды активности, что позволяет предприятиям, с одной стороны, «обоснованно» увеличивать цены, а с другой – прибегнуть к занижению цены на нерегулируемых рынках, позволяющие ликвидировать конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.

В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо исполнить ряд ближайших преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем.


1. Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны пребывать изолированно друг от друга настолько, насколько это возможно в действующих экономических, социальных и общественно-политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является элементарным требованием, однако наилучшим решением проблемы может стать устройство самостоятельных предприятий по каждой сфере деятельности, которые функционировали бы на основе открытой контрактной системы.

2. Регулируемые виды деятельности характеризуются доступностью информации для органов регулирования, что допускает установление цены (тарифы) на достаточно высоком для обеспечения соответствующей рентабельности уровне и в соответствии с этим другие инвестиции.

3.Допустимые конкурентноспособные разделы секторов экономики должны быть выделены и реорганизованы в целях установления реальной конкурентной среды.

4. Конкуренция может формироваться в перечисленных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются подходящие условия. Задачей органов управления является предоставление такого широкого доступа для всех допустимых участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть прямыми и недискриминационными.

5. Механизм обязан быть реконструирован корпоративно-акционерного управления командами, работающими в сферах естественной монополии. На сегодняшний день федеральное правительство располагает контрольными пакетами акций, однако часто его роль как владельца является номинальной и администрации осуществляют управление предприятиями без учета интересов собственника.

6. Инвестиционный процесс необходимо создать в соответствие с условиями рыночной экономики. Практически во всех секторах экономики естественных монополий финансирование инвестиций выполняется большей частью за счет роста тарифов.

В заключение хотелось бы отметить, что за минувшие годы большей частью определенны направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, содержащего почти все сферы экономической деятельности, создан профессиональный орган (Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления). Эволюция системы антимонопольного законодательства в Российской Федерации обосновывает, что антимонопольная политическая деятельность представляет собой не разовые события, а всегда действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической принадлежности, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идёт не о конкретном вмешательстве государственных органов в экономику организаций, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах становления при помощи экономических методов и правовых норм.


Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, в соответствии с которым общество несет финансовые и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Конечная цель заключается в том, чтобы на рынке сохранились исключительно те фирмы, которые гарантируют более высокое качество товара, сравнительно более низкие цены и мгновенную сменяемость ассортимента.

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. Авдашева С.Б., Шаститко А. Е., Калмычкова Е. Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. 2007. №1. – 59 с.
  3. Агафонова М. С. Монополия и ее особенности в современной рыночной экономике / М. С. Агафонова, Е. В. Молодых // Соврем. наукоемкие технологии. – 2013. – № 10. – 123 с.
  4. Архипова Л. С. Конкуренция как основа экономики : концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции / Л. С. Архипова, Г. Ю. Гагарина, А. М. Архипов. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 159 с.
  5. Белова И. Е. Монополия как угроза экономической безопасности России // Социально-экон. явления и процессы. – 2014. – № 4 (20). – 123 с.
  6. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2015. – 275 с.
  7. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  8. Бубнов В. А. Реформирование монополий в РФ : финансовый аспект / В. А. Бубнов, Г. А. Хоменко // Изв. ВолгГТУ. – 2015. – № 3 . – 23 с.
  9. Бурба В.В, Ломовцева О.А. Основы антимонопольной деятельности. Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 345 с.
  10. Воробьев Е.М. Экономическая теория. Курс лекций. — М.: Эксмо. – 2014. – 425 с.
  11. Гоман И. В. Конкуренция и государственное регулирование экономики российской Федерации / И. В. Гоман, А. В. Егорова // Вестн. СамГУ. – 2015. – № 2 (124). – 75 с.
  12. Девяткин Е.А. Антимонопольное регулирование : учеб.-практ. пособие / Е.А. Девяткин ; Междунар. консорциум "Электрон. ун-т" [и др.]. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2014. – 223 с.
  13. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. – М.: ФАС, 2015. – 75 с.
  14. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2014. – 295 с.
  15. Леоненко П.М., Юхименко П.И. Экономическая история. Учебное пособие. К. : Знания-Пресс, 2004. – 345 с.
  16. Лымарь Е. Н. Анализ особенностей и путей развития монополистической конкуренции в российской экономике // Вестн. Челябинского гос. ун-та. – 2014. – № 28. – 29 с.
  17. Обидовский, О.В. Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики / О.В. Обидовский // Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития. — 2010. – 45 с.
  18. Фитисова, Т.В., Свитус, Т.А., Касьянова, Ю., Васильева, Е., Зацепин, П. Антимонопольная политика в России / Т.В.Фитисова, Т.А.Свитус, Ю.Касьянова, Е.Васильева, П.Зацепин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1-3. – 59 с.
  19. Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия. Учебное пособие. СПб.: СПбГПУ, 2008. – 378 с.
  20. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2015. – 259 с.
  21. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2015. – 329 с.
  22. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2014. – 395 с.
  23. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред.  Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 287 с.
  24. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 229 с.
  25. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 195 с.
  26. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 345 с.
  27. Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебное пособие. 2-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. – 175 с.
  28. Ячеистова Н. И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью-Йорк; Женева: ООН, 2001. – 159 с.