Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для рынка олигополии характерно наличие на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и различным.

В качестве примеров рынка олигополии можно привести автомобильный рынок, рынок бытовой техники, рынок сотовой связи, рынок металлов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений компаний о ценах на товар и объемах его предложения.

В результате рынок олигополии характерен ломаной кривой спроса.

Таким образом, рынок олигополии характеризуется наличием маленького числа продавцов в отрасли, большим размером фирм, большим количеством покупателей, однородным или дифференцированным товаром, значительным ценовым контролем, затруднительным доступом к рыночной информации, высокими барьерами входа в отрасль, неценовой и ограниченной ценовой методом конкурентной борьбы.

Для рынка чистой монополии характерно наличие на рынке одного продавца уникального товара. Абсолютная (чистая монополия) является полной противоположностью рынка совершенной конкуренции. Монополия является рынком одного продавца при отсутсвии конкуренции и обладает всей полнотой рыночной власти.

Для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией многие страны имеют специально разработанное законодательство.

В национальных масштабах экономики рынок чистой монополии встречается редко. В качестве примера могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где имеется лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт.

Выделяют также естественную монополию, при которой товар в отрасли может быть произведен одной фирмой с наименьшими затратами, по сравнению с другими фирмами (предприятия коммунального хозяйства); монопсонию, когда на рынке имеется единственный покупатель (монополия со стороны спроса); двустороннюю монополию – один продавец, один покупатель; дуополию – в отрасли присутствуют два независимых продавца (такая модель рынка впервые была предложена А.О. Курно) [12, с. 75].

В результате рынок монополии характеризуется наличием одного или двух продавцов, уникальным товаром, полным контролем над ценой, блокированным доступом к рыночной информации, практически непреодолимыми барьерами входа в отрасль.

1.2. Особенности и методы антимонопольной политики


Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше,  по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен [14, с. 23].

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

  • либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,
  • либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они защищены законами большинства развитых рыночных стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.

Сложнее обстоит дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и размера фирм. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством


В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:

  • Поведенческий критерий применения санкций – государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений.

Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Доказать, скажем, необоснованное монополистическое завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает издержки. А издержки у монополиста:

  • Структурный критерий применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики [14, с. 23].

2. Развитие антимонопольного регулирования в России и за рубежом

2.1. Антимонопольное законодательство США

Основными организациями, осуществляющими контроль за монополистической деятельностью в США являются:

  • Антитрестовский отдел Министерства юстиции США (возбуждение уголовных дел против субъектов, нарушающих антитрестовское законодательство)
  • Федеральная торговая комиссия (государственный контроль за соблюдением антитрестовского законодательства)
  • Верховный суд США (оценка законности или недействительности условий договоров или методов хозяйственной деятельности)

Направления государственной политики США:

  • Регулирование слияний компаний (определение критериев, по которым не допускается слияние);
  • Регулирование информационного обеспечения рынка.

Если рынок искажает информацию, в таком случае:

  • Сложно проверить товар на качество
  • Компания выпускает экспериментальные товары
  • Одноразовые продажи товаров
  • Существуют краткосрочные спекулятивные операции.

Объектами регулирования государственными органами являются:

  • Стандарты качества (обязательно для продуктов питания и фармацевтической продукции)
  • Стандарты упаковки (указание состава ингредиентов)
  • Гарантийный срок (для товаров долгосрочного использования)
  • Стандарты использования продукции (приложение инструкции к товару)

Законодательная база в США

  • Закон Шермана. Запрещает существование трестов, и монополизацию торговли между штатами. Действия фирм направленные на монополизацию ведут к уголовной ответственности. Монополия в этом законе трактуется как доминирующее положение фирмы на рынке.
  • Закон Клейтона. В законе прописано поддержка конкуренции на рынке в целом. Запрещается слияние компаний в случае угрозы конкуренции.
  • Закон Робинсона-Пэтмана. Запрещает ценовую дискриминацию. И предполагает уголовную ответственность за установление «грабительских» цен на рынке. «Грабительскими» называют цены, когда цена устанавливается ниже средней на рынке, и преследуется цель вытеснить конкурента с рынка. [2, с. 170]

Проведение антимонопольной политики в США

1) Фиксация цен (горизонтальные органичения). Основной антитрестовский закон «Закон Шермана» считает фиксирование цен незаконным. Попытки слияния в кооперацию должны тут же искоренятся.

2) Слияние. Контролирование слияния стало возможным. Таким образом эта деятельность стала основой антитрестовых программ.

3) Текущая практика контроля за слиянием. Иногда слияние больших национальных компаний усиливает их конкурентоспособность на мировом рынке. [2, с. 171]

Для определения законности слияния компаний используют индекс Герфиндаля. Федеральные органы дают согласие на слияние, если этот индекс больше 1000 пунктов. Если же на рынке при слиянии индекс Герфиндаля увеличивается на 100 и более пунктов, то такое решение будет спорным, поскольку нужно подтвердить, что это слияние не приведет к негативным последствиям для потребителей. [15, с. 361]

Шкала индекса Герфиндаля:


  • Меньше 1000 – Рынок слабо концентрированный, при слияниях не возникают споры.
  • 1000-1800 – Рынок со средней концентрацией, споры возникают при слияниях, когда индекс изменяется на 100 и более пунктов.
  • Более 1800 – рынок с высокой концентрацией, оспариваются слияния, индекс по которым изменяется на 50 и более пунктов.

Ограничение вертикальных связей. Подразумевается любого рода соглашения, возникающие между поставщиком и потребителем. То есть соглашения по поводу цены товара между продавцами и фирмами, рассматриваются как незаконные, поскольку запрещается снижение цены ниже определенного уровня. Так же согласно Закону Клейтона незаконным является соглашение о продаже товаров определенной номенклатуры, если его результатом будет сокращение конкуренции. [9, с. 82]

Дискриминация цен. Основной целью поправки к Закону Клейтона было запретить использовать торговые скидки, при отсутствии доказательств, что эти скидки будут экономией затрат или попыток соответствия конкуренции. [28, с. 113]

2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы

Разработка и внедрение антимонопольной политики в странах Европы широко распространились только после окончания Второй мировой войны. Однако каждое государство уже имело свои сложившиеся национальные традиции борьбы с ограничением конкуренции.

Например, Германия приняла антимонопольное законодательство под давлением США, поскольку именно концентрация производственных концернов считалась причиной удержания власти национал-социалистами. Со временем Германия адаптировала законодательство под свои интересы и нужды, Правила об отмене картелей, принятые в 1947 г. и направленные на демилитаризацию и демонополизацию страны, были впоследствии заменены на Закон об отмене ограничений в конкуренции 1957 г. В настоящий момент отличительной особенностью антимонопольного закона ФРГ является точность формулировок и конкретизация понятий. Изначально главными задачами антимонопольной политики Германии были ограничение злоупотребления доминирующим положением, запрещение сговоров и горизонтальных соглашений, а также запрет на ценовую дискриминацию при перепродаже товаров и связывающие контракты. Однако с течением времени в закон вносились поправки, в частности в 1965 г. было разрешено создание картелей, состоящих из малых фирм, а в 1973 г. была введена система контроля слияний. Дальнейшие изменения ужесточали систему санкций, уточняли понятия и вводили новые меры антимонопольного регулирования.