Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации прогнозно-плановой работы
1.1 Место прогнозирования и планирования в системе государственного и муниципального управления
1.2 Нормативное регулирование прогнозно-плановой работы
ГЛАВА 2. Оценка ОРГАНИЗАЦИИ прогнозно-плановой работы муниципального образования город Краснодар
2.1. Общая характеристика МО город Краснодар
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар
3.1. Развитие прогнозно-плановых инструментов реализации целевых программ
3.2. Совершенствование нормативной базы обеспечения прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар
Быстрыми темпами растет третичный сектор экономики. Так, оборот розничной торговли по крупным и средним организациям достиг в 2017 г. показателя 191 млрд руб. или 196,2 тыс. руб. в расчете на одного жителя. Объём платных услуг населению только по крупным и средним организациям достиг показателя 82,7 млрд. руб. или 85,0 тыс. руб. на одного жителя.
Активно развивается в городе малый сектор экономики. На территории муниципального образования город Краснодар на начало 2017 г. осуществляли свою деятельность 68562 субъекта малого и среднего предпринимательства, среди которых 133 имели статус средних предприятий, 23837 – малых и микропредприятий, и 44592 были представлены индивидуальными предпринимателями (рисунок 3).
Общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составила на начало 2017 г. 230932 человек, а оборот субъектов малого и среднего предпринимательства достиг показателя 271519,5 млн. рублей, что составило 41,1% от оборота всех хозяйствующих субъектов муниципального образования город Краснодар[20].
Рисунок 3. Структура предприятий малого бизнеса
МО город Краснодар, %
Растет благосостояние жителей города. Так, уровень среднемесячной заработной платы в 2017 г. достиг показателя 42248 руб. по крупным и средним предприятиям (рисунок 4).
Рисунок 4. Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям, руб.
Важно отметить и тот факт, что с точки зрения такого показателя, как уровень безработицы, Краснодар является одним из самых благополучных городов России – 0,3%. Более того, потребность в работниках разного уровня квалификации в городе в последние годы стабильно возрастает. Например, если в 2016 г. в службы занятости города поступило 41097 вакансий, то в 2017 г. – уже 48382 вакансии самого разного профиля и уровня квалификации, что на 17,7% больше, чем в 2016 г.[21]
Краснодар не только один из крупных российских мегаполисов. Он также попадает в список City-600 (600 самых больших городов мира, создающих 60% глобального ВВП), сформированный исследовательской организацией Mc Kinsey Global Institute. Показательным является и тот факт, что Краснодарский край входит в первую пятёрку регионов РФ по ВРП, а Краснодар, в то же время, имеет отличительной чертой концентрацию ресурсов: на долю города приходится более 45 % ВРП региона, до трети промышленных предприятий, 70 % распределения энергии и производства, около 45 % оборота розничной торговли[22].
Особенностью города является и его динамичность. За последние годы он уже трижды признавался «Лучшим городом России для ведения бизнеса» по версии журнала «Форбс». Сочетание высоких темпов роста населения, а также максимальных в стране инвестиций на душу населения, самый большой душевой оборот торговли и растущие объемы ввода жилья обеспечивают Краснодару высокий потенциал развития.
Основные показатели социально-экономического развития МО город Краснодар представлены в таблице 1. Постепенно возрастает и бюджет муниципального образования г. Краснодар (таблица 2).
Таблица 1
Основные показатели социально экономического развития МО город Краснодар
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Объем отгруженных товаров, работ, услуг, млрд. руб. |
621,9 |
745,0 |
889,6 |
992,7 |
1145,0 |
1128,7 |
491,0 |
543,5 |
Ввод в действие жилья, м2 |
1013,01 |
1078,0 |
1566,3 |
1304,0 |
1719,3 |
2009,3 |
2128 |
2462,6 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
20598 |
22840 |
26389 |
29563 |
31675 |
32998 |
40280 |
42248 |
Уровень безработицы, % |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб. |
203,1 |
174,5 |
223,1 |
216,3 |
226,4 |
101,6 |
92,3 |
103,6 |
Таблица 2
Основные показатели бюджета муниципального образования город Краснодар
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы бюджета, млн руб. |
13931,8 |
16987,9 |
19558,6 |
22025,5 |
24667,3 |
22058,7 |
23283,1 |
30574,4 |
Расходы бюджета, млн руб. |
15095,7 |
17439,9 |
20552,4 |
22284,3 |
26635,3 |
24325,2 |
24505,2 |
31035,9 |
Профицит (+), дефицит (-) бюджета, млн руб. |
-1163,9 |
-452,1 |
-993,7 |
-258,8 |
-1968,0 |
-2266,4 |
-1222,0 |
-461,5 |
Доля налоговых и неналоговых доходов, % |
79.4 |
70.6 |
72.2 |
75.7 |
78.3 |
87.8 |
87 |
65.3 |
Несмотря на то, что доходы бюджета постепенно увеличиваются, их не хватает на полное покрытие расходов муниципального образования, поэтому в течение всего периода 2010 – 2017 гг. сохраняется дефицит бюджета (рисунок 5).
Рисунок 5. Дефицит бюджета МО г. Краснодар в 2010-2017 гг., млн руб.
Максимальных показателей дефицит бюджета достиг в 20114-2015 гг. и после этого стал постепенно сокращаться, что свидетельствует о стремлении к более рациональному распределению бюджетных средств, одним из направлений которого является использование программно-целевого подхода.
В целом обобщая проведенный анализ, мы можем сделать следующие выводы:
Муниципальное образование город Краснодар является одним из наиболее динамично развивающихся муниципалитетов Российской Федерации. Город отличают выгодное месторасположение, развитые экономика, наука и образование, сфера культуры. Общая численность жителей города по данным на 01.01.2018 г. составила 972,9 тыс. человек, а с учетом агломерации – 1,34 млн чел. Успехи в социально-экономическом развитии подтверждаются неоднократным признанием Краснодара «Лучшим городом России для ведения бизнеса», по версии журнала «Форбс» и «лучшим городом для жизни» и «самым привлекательным для бизнеса» по версии РБК.
Доходы бюджета муниципального образования составили в 2017 г. 30,6 млрд руб. При этом сохраняется дефицит бюджета в размере 461,5 млн руб., что свидетельствует об актуальности проблемы максимально рационального распределения бюджетных средств.
В сложившейся ситуации основной задачей местной власти остается поддержание стабильности, сокращение дефицита бюджета и обеспечение устойчивого роста экономики преимущественно за счет внебюджетных средств.
2.2. Организация прогнозно-плановой работы в МО г. Краснодар и ее направленность на социально-экономическое развитие муниципального образования
Прогнозно-плановая работа в МО г. Краснодар организована в соответствии с требованиями законодательства. В ее основу заложен стратегический подход, а формируемые стратегии развития, во-первых, ориентированы на достаточно долгосрочную перспективу, во-вторых, взаимоувязаны с проектами стратегий развития Российской Федерации, Краснодарского края, других МО региона. Таким образом, обеспечивается взаимоувязка кардинальных направлений развития муниципального образования с общегосударственными и региональными задачами.
В рамках программ стратегического планирования разрабатываются следующие документы:
– документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития муниципального образования. В настоящий момент действующим документом является «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года», утвержденная решением городской Думы Краснодара от 27.12.2007 № 35п[23]
– документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования:
а) прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;
б) бюджетный прогноз на долгосрочный период;
в) прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период;
– документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:
а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;
б) государственные программы;
в) схема территориального планирования.
Участниками прогнозно-плановой работы являются такие субъекты как Городская Дума, глава администрации муниципального образования и администрация в целом, администрация муниципального образования, контрольно-счетная палата. Помимо этого, к прогнозно-плановой работе привлекаются и другие организации.
Прогнозы разрабатываются на вариативной основе и включают по любому из направлений:
- оценку достигнутого уровня развития;
- определение вариантов внутренних условий и характеристик развития. Так, например, если прогноз разрабатывается в социально-экономической сфере, то он должен включать основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов и др.;
- оценку факторов и ограничений экономического роста
- направления развития и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные показатели;
- основные параметры государственных программ;
- основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности;
- иные положения.
В качестве примера обратимся к Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года. Из этого документа мы видим, что планирование осуществляется на основе глубокого анализа развития всех секторов экономики города и его социальной сферы. По всем из этих показателей был сделан прогноз до 2020 г. В качестве пороговых (при достижении которых, этапы реализации стратегии принимаются как выполненные) выбраны значения показателей при реализации среднего варианта развития[24].
При прогнозировании и планировании используются самые разные методы. Вновь обратимся к Стратегии социально-экономического развития МО город Краснодар до 2020 г. Прогноз социально-экономического развития в этом документе сделан с использованием сочетания следующих методов:
- регрессионный анализ
- расчет инновационных процессов по логистической модели
- аналоговый метод, который базируется на зарубежных и российских аналогах в качестве которых выбираются города, в которых определенные идеи, предлагаемые стратегией, уже были претворены в жизнь.
В числе других методов, применяемых при разработке данного документа, использовались:
- анализ урбанистических теорий и опыта составления стратегий развития в городах России;
- проекты стратегий развития Российской Федерации, Краснодарского края, варианты стратегий, разработанных по г. Краснодар ранее, корректировка Генплана г. Краснодара, ФЦП, краевые и городские целевые программы, действовавшие на момент разработки документа;
- анализ результатов социологических опросов, проводимых в г. Краснодаре (Центр социологических исследований МГУ и Московская высшая школа социальных и экономических наук) по проблемам высшего образования и проблемам межэтнических взаимодействий;
- результаты общественной оценки качества высшего профессионального образования в ВУЗах Юга России, проведенные Независимым рейтинговым агентством «РейтОР»;
- результаты фокус-групп, проведенных Центром социологических исследований МГУ;
- экспертные оценки;
- результаты специнтервью с референтными лицами;
- данные Федеральной службы государственной статистик РФ и ее территориального органа по Краснодарскому краю[25].
Важной составляющей прогнозно-плановой работы является механизм общественных обсуждений по наиболее важным вопросам. В соответствии с действующим законодательством проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение, при этом учитываются требования о сохранении государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Замечания и предложения, поступающие в ходе обсуждения проекта рассматриваются органом, ответственным за разработку документа.
В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».