Файл: Роль игры в формировании познавательных интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

После проведения игр снова была проведена диагностика

.3. Оценка эффективности игровых методик по формированию познавательной активности в старшем дошкольном возрасте

Опишем третий этап эксперимента - контрольный, в ходе которого происходила оценка эффективности проектного метода «Познавательное развитие».

Повторная диагностика проводилось с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Родители охотно соглашались заполнить анкету.

Результаты исследования на контрольном этапе по методике представлены в таблице 5.

Таблице 5.

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

а

а

а

б

а

а

а

33

высокий

2

Лена В.

а

б

б

а

б

б

а

27

высокий

3

Сеня П.

б

в

а

б

а

в

б

21

средний

4

Оля А.

б

в

а

а

а

б

а

27

высокий

5

Катя Т.

б

а

б

б

б

б

в

21

средний

6

Вася К.

в

в

а

б

а

в

б

19

средний

7

Петя В.

в

в

б

в

в

б

а

15

средний

8

Олег З.

а

б

а

в

а

а

б

27

высокий

9

Уля У.

б

а

б

а

б

б

б

24

средний

10

Дима М.

а

б

а

в

а

а

в

25

средний

11

Рома М.

в

б

б

в

в

а

а

19

средний

12

Вера К.

в

б

б

б

в

б

б

17

низкий

13

Ваня В.

а

а

а

б

б

а

б

29

высокий

14

Нина П.

б

а

в

а

а

а

б

27

высокий

15

Сергей М.

б

в

б

б

в

б

б

17

низкий

16

Женя К.

а

б

б

а

а

б

б

27

высокий

17

Юля С.

а

б

б

б

а

в

в

21

средний

18

Дима Д.

а

б

б

б

а

а

б

27

средний

19

Лена К.

б

б

а

а

б

в

в

21

средний

20

Леша Д.

а

а

б

б

б

а

б

27

высокий


Представим результаты в диаграмме 4.

Диаграмма 4 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19

Из диаграммы видно, что после проведения проектного метода в группе уверенно преобладает средний и выше среднего уровни познавательных потребностей – 90%, только 2 ребенка (10%) по прежнему показали низкую заинтересованность в познании.

Сравнение изменений в сфере интересов испытуемых, которые произошли с момента констатирующего этапа до контрольной диагностики, представим в Диаграмме 5.

Диаграмма 5. Динамика развития познавательной активности в испытуемой группе

Результаты повторной диагностики по методике «Древо желаний» представлены в таблице 6.

Таблица 6.

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

3

2

2

2

1

2

12

высокий

2

Лена В.

1

2

0

2

1

4

10

высокий

3

Сеня П.

2

0

1

2

0

0

5

средний

4

Оля А.

1

1

1

1

2

2

8

средний

5

Катя Т.

2

1

1

2

2

2

10

высокий

6

Вася К.

1

1

1

0

0

0

3

средний

7

Петя В.

1

1

1

2

1

2

8

средний

8

Олег З.

1

1

0

1

3

0

6

высокий

9

Уля У.

1

1

1

1

0

2

1

средний

10

Дима М.

2

1

1

0

1

3

7

средний

11

Рома М.

1

1

0

0

3

3

8

средний

12

Вера К.

1

1

0

0

0

0

2

низкий

13

Ваня В.

2

3

2

1

1

1

10

высокий

14

Нина П.

3

3

1

2

2

1

11

высокий

15

Сергей М.

1

1

1

1

1

0

5

средний

16

Женя К.

2

1

1

1

2

2

9

высокий

17

Юля С.

2

0

1

1

0

0

4

средний

18

Дима Д.

2

1

1

1

0

1

5

средний

19

Лена К.

0

1

1

1

1

1

5

средний

20

Леша Д.

1

1

1

0

1

1

5

средний


Представим результаты в Диаграмме 6.

Диаграмма 6 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19

На контрольном этапе испытуемые показали следующие результаты: 60% - средний уровень, 35% -высокий, и только у одной девочки уровень познавательной активности остался на низком уровне.

Сравнение изменений в сфере интересов испытуемых, которые произошли с момента констатирующего этапа до контрольной диагностики, представим в Диаграмме 7.

Диаграмма 7. Динамика развития познавательной активности в испытуемой группе

Результаты повторной диагностики по методике «Волшебный домик» представлены в таблице 7.

Таблица 7.

ФИО

ребенка

устанавливающий

Определительный

Причинный

Вопрос-гипотеза

баллы

уровень

познават.

активности

1

Коля С.

1

1

1

1

8

высокий

2

Лена В.

2

1

2

2

10

оч.высокий

3

Сеня П.

1

1

1

1

3

средний

4

Оля А.

1

2

1

1

10

оч.высокий

5

Катя Т.

1

1

2

1

6

средний

6

Вася К.

1

0

2

0

5

средний

7

Петя В.

2

1

1

0

5

средний

8

Олег З.

2

1

3

2

10

оч.высокий

9

Уля У.

1

0

0

0

2

низкий

10

Дима М.

2

1

1

0

9

высокий

11

Рома М.

2

2

0

0

8

высокий

12

Вера К.

1

1

1

1

7

высокий

13

Ваня В.

1

1

1

1

6

средний

14

Нина П.

3

3

2

2

10

оч.высокий

15

Сергей М.

1

0

1

1

4

средний

16

Женя К.

0

0

2

2

9

высокий

17

Юля С.

1

1

1

0

5

средний

18

Дима Д.

3

2

2

0

10

оч.высокий

19

Лена К.

1

1

1

0

5

средний

20

Леша Д.

1

1

0

1

4

средний


Согласно данным, полученным по методике «Волшебный домик», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 8.

Диаграмма 8 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Волшебный домик»

На контрольном этапе испытуемые показали следующие результаты: 45% - средний уровень, 50% -высокий и очень высокий, и только у ОляУ.-5% уровень познавательной активности остался на низком уровне.

Проанализировав полученные результаты испытуемого класса на контрольном этапе, мы видим, что около 90% в группе показали уровень высокой и средней познавательной активности.

Из 5-ти учащихся, у которых на констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень низкой познавательной активности, на контрольном этапе осталась только одна девочка.

Таким образом, сравнение данных по апробированным методикам свидетельствуют о положительной динамике изменений.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие познавательного интереса дошкольников в педагогическом процессе образовательной деятельности.

Выводы. Исследование проводилось тремя этапами, эмпирическая часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной группы МБДОУ №19. Диагностический инструментарий включал в себя: методики В.С Юркевич: «Изучение познавательной потребности дошкольника» и «Древо желаний» и методика М.Б.Шумаковой «Волшебный домик».

Полученные в ходе анкетирования на констатирующем этапе эксперимента данные, указывают на то, что в испытуемой группе общий уровень познавательной активности – средний (75%), но у 5 детей (25%) выявлена низкая познавательная активность.

Повторная диагностика, проводимая с применением методик, использованных на констатирующем этапе, позволила нам увидеть положительную динамику изменения уровня познавательной активности в группе.

Полученные на контрольном этапе эксперимента данные указывают, что:

1) количество детей с уровнем нормы учебной мотивации и выше составляет 95%, что на 20% больше, чем на констатирующем эксперименте.

2)Количество детей, показывающих низкий уровень, сократилось с 5-ти до одного человека, что на 20 % меньше.

Полученные данные позволяют нам подтвердить заявленную нами гипотезу: внедрение в педагогический образовательный процесс игровых методик способствуют повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.


Использование игровых методик позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Заключение

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры.  Через игру идет развитие способностей ребенка и формирование личности.

Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы и необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Анализируя результаты, полученные после проведения формирующего этапа эксперимента, мы видим рост среднего и высокого уровней познавательной активности в испытуемой группе заметно увеличился. Тогда как детей с низкой активностью стало на 20% меньше.

Таким образом, игровые методики актуальны и очень эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Исследование проводилось тремя этапами, эмпирическая часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной группы МБДОУ №19. Диагностический инструментарий включал в себя: методики В.С Юркевич: «Изучение познавательной потребности дошкольника» и «Древо желаний» и методика М.Б.Шумаковой «Волшебный домик».

Полученные в ходе анкетирования на констатирующем этапе эксперимента данные, указывают на то, что в испытуемой группе общий уровень познавательной активности – средний (75%), но у 5 детей (25%) выявлена низкая познавательная активность.

Полученные на контрольном этапе эксперимента данные указывают, что:

1) количество детей с уровнем нормы учебной мотивации и выше составляет 95%, что на 20% больше, чем на констатирующем эксперименте.