Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников, НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

1.1. Взаимодействие ᅟ школы ᅟ и ᅟ семьи ᅟ как ᅟ основа ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

1.2. ᅟ Особенности ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ школьников ᅟ в ᅟ приобщении ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу

1.2.1 ᅟ Сущность ᅟ эстетического ᅟ и ᅟ этического ᅟ воспитания ᅟ школьника

1.2.2 ᅟ Патриотическое ᅟ воспитание ᅟ в ᅟ начальной ᅟ школе

1.3. ᅟ Организация ᅟ работы ᅟ по ᅟ приобщению ᅟ детей ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ (НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ)

2.1. Методика работы в начальной школе

2.2. Практика организации совместной работы с родителями в начальной школе №3 г. Ессентуки по ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Проект “День семьи”.

Подготовка:

  • Родителям предлагается заполнить семейное древо (генеалогическое), для чего выдаются заранее подготовленные схемы.
  • Детям предлагается нарисовать свои семьи.
  • Все дети в группе участвуют в изготовлении книги “Семья”, где помещены детские рассказы о своих семьях, детские ответы на вопрос “Что такое семья?” и рисунки.
  • Детям предлагается сюжетно-ролевая игра "Семья". Можно запечатлеть игру на камеру и позже показать родителям.

В пятницу родители, бабушки и дедушки, братья и сестры приглашаются на праздник “День семьи”. На праздник рекомендуется принести семейные фотографии и семейные реликвии. За угощением, которое чаще всего приносят сами родители (любимые семейные блюда), каждой семье предоставляется возможность рассказать о себе.

В программе “Сообщество” участие родителей не ограничивается вышеперечисленными идеями. С начальная школа приглашают родителей в группы не только для наблюдения за своими детьми в игровой деятельности, но и предлагают родителям непосредственное участие в играх, чтении книг и даже занятиях. Стенд “Хочу все знать” работает не только для накопления интересных вопросов. Программа “Сообщество” является рамочной программой и не содержит тематического планирования, поэтому, благодаря интересам детей и родителей, выбираются темы, над которыми будет вестись работа в будущем.

В последнее время многие школы стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у школьников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения), специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения[18]. В начальной школе №3 разработана и внедрена система организации центров краеведения.

Педагоги этого ДОУ выделили три типа элементов развивающей предметной среды: центры краеведения в группах, отдельный центр краеведения всего начальной школы и центр краеведения на территории. Работая в центрах, школьники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в лес, парк, на заводы розлива минеральной воды, по городу, в беседах с жителями их родного города.


В задачи такого центра входит следующее:

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

- пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

- воспитывать уважение к культуре других народов (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в младшей школе:

- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
практические действия с предметами;

- использование ассоциативных связей;

- музыкально-театрализованная деятельность;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

- проведение экскурсий самими детьми[19].

Центр краеведения в начальной школе должен соответствовать определенным требованиям:

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

- возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.

Работа в центре краеведения развивает у школьников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

Младший возраст.

Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города Ессентуки”, “Мой город”, “Наш начальная школа”, “Праздники дома и в начальной школе”.

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды гор КМВ, сказки народов Кавказа, потешки, скороговорки.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Жигулей”, “Наш город во все времена года”.


Подвижные игры народов Поволжья: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”

Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой начальная школа”.

Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах КМВ”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Образцы декоративно-прикладного искусства (городов Кавминводской группы, близлежащих республик Северного Кавказа).

Куклы в русских костюмах.

Средний возраст

Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом “Моя Россия” (города Южного Федерального Округа).

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Ставрополья, рассказы и стихотворения о городе Ессентуки и КМВ, о России в целом.

Папки - передвижки: “Я живу в Ессентуках”, “Бештаугорский заповедник” (о животном и растительном мире), “Город Ессентуки в разные времена года”.

Подвижные игры народов Кавказа и всей России: игры и листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие, разработанные воспитателем.

Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.

Элементы одежды, посуда народов Кавказа.

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты.

Аудио- и видеокассеты о природе родного края. Видеоальбомы, посвященные празднованию 215-летия КМВ.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Декоративно-прикладное искусство народов Кавказа (игрушки).

Старший возраст

Альбомы: “Наш начальная школа”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, курорт), “Наше Ставрополье” (медицина, спорт, курорты, культура, образование).

Предметы искусства народов Кавказа, КМВ, Ставрополья, республик Северного Кавказа, других регионов России .

Предметы одежды и быта народов Северного Кавказа.

Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

Традиции, обычаи, фольклор Ставрополья, города Ессентуки, других регионов России (описания, иллюстрации).

Флаг, гербы и другая символика городов Ессентуки, других городов Кавминводской группы, Ставрополья, России.

Макеты: “Город Ставрополь” (плоскостной), “Город Ессентуки” (объемный), макет или план “Начальная школа”.

Аудио- и видеокассеты “КМВ”, “Город Ессентуки”, “Пятигорье” и другие.


Рисунки детей о жизни в начальной школе, дома, о различных праздниках и т.д.

Куклы в национальных костюмах.

Альбом одежды (“всех времен и народов”).

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Ессентукиах”, “Моя Родина - Россия”.

Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

Центр краеведения начальной школы

В начальной школе, о котором идет речь, имеется и общий центр краеведения - это помещение, где хранятся одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Здесь же находятся большие макеты жилищ разных народов, выполненные детьми и педагогами. Верхняя часть макетов снимается, и ребята могут играть с расставленной внутри мебелью, предметами быта, то есть использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит школьников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.

Центр краеведения на территории

На участке начальной школы №3 открыт музей под открытым небом – специально выстроенная казацкая изба с подворьем, огородом. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, ухаживают за растениями, участвуют в народных праздниках.

2.3. Совершенствование деятельности семьи в воспитании у ребенка любви к родному городу как основа ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если начальная школа устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления школьников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить школа: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Начальная школа в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности[20].

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».


Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет школьник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.

Раньше считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не всё прекрасно, ведёт к тому, что у ребят не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Педагог подчёркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

«Готовясь к беседе о гражданственности, - писал В. А. Сухомлинский, - я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния»[21].

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия начальной школы не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это музей знаменитого писателя...» и т. д.

Школьнику интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего города». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Школьнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам[22].