Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников, НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 3
Можно ᅟ ли ᅟ говорить ᅟ о ᅟ воспитании ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу ᅟ без ᅟ сообщения ᅟ детям ᅟ определённых ᅟ знаний ᅟ о ᅟ нём? ᅟ Отбор ᅟ и ᅟ систематизация ᅟ таких ᅟ знаний ᅟ проводятся ᅟ с ᅟ учётом ᅟ умственных ᅟ возможностей ᅟ школьников: ᅟ принимается ᅟ во ᅟ внимание ᅟ характер ᅟ их ᅟ мышления, ᅟ способность ᅟ к ᅟ обобщению, ᅟ анализу, ᅟ т. ᅟ е. ᅟ уровень ᅟ умственного ᅟ развития ᅟ ребёнка ᅟ служит ᅟ своеобразной ᅟ предпосылкой ᅟ и ᅟ необходимым ᅟ условием ᅟ воспитания ᅟ начал ᅟ патриотических ᅟ чувств[13].
В ᅟ процессе ᅟ работы ᅟ по ᅟ патриотическому ᅟ воспитанию ᅟ детей ᅟ решаются ᅟ также ᅟ задачи ᅟ их ᅟ эстетического ᅟ воспитания. ᅟ Эмоционально ᅟ воспринимать ᅟ окружающее ᅟ детям ᅟ помогают ᅟ яркое, ᅟ живое ᅟ слово, ᅟ музыка, ᅟ изобразительное ᅟ искусство. ᅟ Слушая ᅟ песни ᅟ и ᅟ стихи ᅟ о ᅟ Родине, ᅟ о ᅟ подвигах, ᅟ о ᅟ труде, ᅟ о ᅟ природе ᅟ родной ᅟ страны, ᅟ ребята ᅟ могут ᅟ радоваться ᅟ или ᅟ печалится, ᅟ ощущать ᅟ свою ᅟ причастность ᅟ к ᅟ героическому. ᅟ Искусство ᅟ помогает ᅟ воспринимать ᅟ то, ᅟ чего ᅟ нельзя ᅟ непосредственно ᅟ наблюдать ᅟ в ᅟ окружающей ᅟ жизни, ᅟ а ᅟ также ᅟ по-новому ᅟ представлять ᅟ то, ᅟ что ᅟ хорошо ᅟ знакомо; ᅟ оно ᅟ развивает ᅟ и ᅟ воспитывает ᅟ чувства.
Во ᅟ время ᅟ прогулок ᅟ в ᅟ лес, ᅟ в ᅟ поле, ᅟ к ᅟ реке ᅟ взрослый ᅟ учит ᅟ детей ᅟ видеть ᅟ красоту ᅟ окружающей ᅟ природы, ᅟ бережно ᅟ к ᅟ ней ᅟ относиться. ᅟ Так ᅟ решаются ᅟ задачи ᅟ не ᅟ только ᅟ познавательные, ᅟ эстетические, ᅟ но ᅟ в ᅟ конечном ᅟ счёте ᅟ и ᅟ нравственные.
Окружающий ᅟ мир ᅟ обогащает ᅟ и ᅟ стимулирует ᅟ детское ᅟ художественное ᅟ творчество. ᅟ Дети ᅟ с ᅟ увлечением ᅟ рисуют ᅟ праздники ᅟ и ᅟ родную ᅟ природу, ᅟ строительство ᅟ и ᅟ уборку ᅟ урожая. ᅟ Чем ᅟ интереснее ᅟ и ᅟ целенаправленней ᅟ педагог ᅟ организует ᅟ наблюдения ᅟ окружающего, ᅟ тем ᅟ содержательнее ᅟ становится ᅟ детское ᅟ творчество. ᅟ
Работа ᅟ по ᅟ патриотическому ᅟ воспитанию ᅟ школьников ᅟ связана ᅟ с ᅟ их ᅟ физическим ᅟ воспитанием. ᅟ Будущие ᅟ граждане ᅟ нашей ᅟ страны ᅟ должны ᅟ расти ᅟ сильными, ᅟ ловкими, ᅟ здоровыми. ᅟ
Итак, ᅟ формирование ᅟ у ᅟ школьников ᅟ любви ᅟ к ᅟ своей ᅟ родине, ᅟ своему ᅟ родному ᅟ городу ᅟ заключается ᅟ прежде ᅟ всего ᅟ в ᅟ необходимой ᅟ логической ᅟ взаимосвязи ᅟ разных ᅟ сторон ᅟ этого ᅟ процесса, ᅟ а ᅟ также ᅟ во ᅟ взаимосвязи ᅟ различных ᅟ средств ᅟ и ᅟ методов ᅟ воспитания. ᅟ А. ᅟ С. ᅟ Макаренко ᅟ предостерегал ᅟ педагогов ᅟ против ᅟ преувеличения ᅟ роли ᅟ отдельных ᅟ средств, ᅟ против ᅟ универсализации ᅟ методов ᅟ и ᅟ приёмов ᅟ воспитания[14].
Важнейшим ᅟ средством ᅟ педагогического ᅟ воздействия ᅟ при ᅟ формировании ᅟ патриотических ᅟ чувств ᅟ ᅟ школьников ᅟ является ᅟ организованное ᅟ наблюдение ᅟ окружающей ᅟ действительности. ᅟ Они ᅟ видят, ᅟ как ᅟ люди ᅟ трудятся, ᅟ какие ᅟ складываются ᅟ трудовые ᅟ отношения, ᅟ как ᅟ оценивается ᅟ труд ᅟ окружающими, ᅟ как ᅟ они ᅟ выражают ᅟ своё ᅟ уважение ᅟ к ᅟ тем, ᅟ кто ᅟ хорошо ᅟ работает.
Желательно ᅟ продемонстрировать ᅟ детям ᅟ основные ᅟ права ᅟ и ᅟ обязанности ᅟ человека ᅟ и ᅟ гражданина: ᅟ право ᅟ на ᅟ труд, ᅟ отдых, ᅟ образование, ᅟ обязанность ᅟ честно ᅟ трудиться, ᅟ жить ᅟ в ᅟ дружбе, ᅟ заботиться ᅟ о ᅟ благосостоянии ᅟ страны.
Однако, ᅟ ᅟ если ᅟ педагог ᅟ сведёт ᅟ работу ᅟ только ᅟ к ᅟ организации ᅟ наблюдений, ᅟ он ᅟ очень ᅟ ограничит ᅟ круг ᅟ знаний ᅟ и ᅟ представлений ᅟ детей, ᅟ не ᅟ сможет ᅟ достичь ᅟ главной ᅟ цели ᅟ - ᅟ познакомив ᅟ с ᅟ особенностями ᅟ родного ᅟ города, ᅟ пробудив ᅟ в ᅟ сердце ᅟ ребёнка ᅟ интерес ᅟ к ᅟ нему, ᅟ показать ᅟ ему ᅟ жизнь ᅟ всей ᅟ страны, ᅟ воспитать ᅟ любовь ᅟ к ᅟ отечеству.
Такую ᅟ задачу ᅟ можно ᅟ решить, ᅟ ᅟ только ᅟ умело ᅟ сочетая ᅟ наблюдения ᅟ с ᅟ чтением ᅟ художественных ᅟ произведений, ᅟ слушанием ᅟ музыки, ᅟ рассматриванием ᅟ картин ᅟ и ᅟ иллюстраций ᅟ к ᅟ книгам. ᅟ Перед ᅟ ребёнком ᅟ шире ᅟ откроется ᅟ окно ᅟ в ᅟ мир, ᅟ ему ᅟ легче ᅟ будет ᅟ сделать ᅟ необходимые ᅟ обобщения, ᅟ проявить ᅟ возникшие ᅟ чувства. ᅟ Здесь ᅟ необходима ᅟ помощь ᅟ родителей. ᅟ Поэтому ᅟ особую ᅟ актуальность ᅟ приобретает ᅟ совместная ᅟ работа ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ и ᅟ родителей, ᅟ ᅟ рассмотренная ᅟ выше.
Проанализируем ᅟ во ᅟ второй ᅟ главе ᅟ данной ᅟ курсовой ᅟ работы, ᅟ каким ᅟ образом ᅟ возможно ᅟ привлекать ᅟ родителей ᅟ к ᅟ воспитанию ᅟ у ᅟ их ᅟ детей ᅟ чувства ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу. ᅟ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ (НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ)
2.1. Методика работы в начальной школе
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать их игры, профессионализм и мастерство - качества, необходимые воспитателю для руководства играми. Такие воспитатели умело привлекают родителей и общественность к участию у школьников интереса к труду, уважение к трудящемуся человеку и желания трудиться.
Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх[15].
Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края и города. Осознать эту необходимость им помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. Чтобы школьник понял значение результатов человеческого труда, ему, безусловно, нужно рассказывать и показывать, как например, разливается минеральная вода на местных заводах розлива, как работают здравницы курорта.
Старшие школьники уже способны принимать активное участие в защите природы, Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).
Когда на предприятии проходит субботник и родители принимают в нём активное участие, можно и в начальной школе организовать такое же мероприятие, чтобы дать ребятам возможность уже в младшем школьном возрасте почувствовать причастность к делам взрослых.
При определении содержания и организации трудовой деятельности с целью патриотического воспитания школьников педагогу следует помнить о важности общих переживаний, которые даёт совместная деятельность, коллективный труд. Конечно, само по себе объединение в совместной деятельности, уже даёт детям радость, однако она будет значительнее, если по содержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст школьников, их психологические особенности и возможности.
При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра», «Новый сквер», «Городской фонтан», «День города».
При правильном определении темы, программного содержания и распределения задний между детьми занятие имеет большой воспитательный эффект для каждой возрастной группы.
Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых Дню города. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.
2.2. Практика организации совместной работы с родителями в начальной школе №3 г. Ессентуки по ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание
Указанное образовательное учреждение выбрано по той причине, что на региональном Семинаре педагогов КМВ этот начальная школа был признан лучшим в сфере совместной работы родителей и педагогов.
Дети зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает их физическое и эмоциональное благополучие и условия их развития. Семья – это первый воспитатель ребенка[16].
Младшее школьное образование надстраивается над первичными отношениями ребенка и семьи, предоставляя родителям возможности участия в программе воспитания в любви к родному городу.
Вовлечение семей в младшее школьное школьное образование имеет очевидную пользу.
Для детей и педагогов:
- обогащение познавательной деятельности детей;
- использование тех интересов ребенка, которые имеют место дома;
- улучшения отношения к школе в процессе совместной работы педагогов и родителей;
- использование талантов и увлечений родителей в процессе занятий.
Для родителей:
- возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
- оценка достижений своих детей;
- понимание родителями процесса обучения (возможности и сложности).
В начальной школе №3 г. Ессентуки проводится общепризнанная по своей инновационности совместная работа педагогов и родителей по воспитанию детей.
Так, здесь разработаны письменные формы общения с родителями Помимо общеизвестных досок объявлений используются следующие формы:
- Блокнот с записями детских высказываний.
- Записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные листы бумаги, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о новых достижениях ребенка или простая похвала ребенка. В дальнейшем можно ввести ответные записки, где родители могли бы фиксировать домашние заслуги своего ребенка.
- Альбом со стихами, которые разучиваются в группе. Необходим для возможности помочь детям в повторении стихов дома.
- Отчет о работе за неделю. В отчете в краткой форме перечислены основные дела, которые были реализованы в течение недели, включая перечисление занятий, игры на прогулке, дежурство детей и прочее. Обычно дети с трудом отвечают на вопрос о том, что они сегодня делали в садике. А предложенная родителям информация позволит сформулировать наводящий вопрос.
- Фотоальбом с надписями.
- Стенд “Хочу все знать”.
Он выполнен в виде дерева. Рядом со стендом лежат клейкие листочки бумаги. Родители вместе с детьми имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными, ответствующими тематике города. Например: “Почему полезна минеральная вода?”, “Как мы отмечаем День города?”, “Как работает городской фонтан?”. Ответы на вопросы воспитатель находит вместе с детьми в различной литературе или спрашивая других детей[17].
Родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме.
Первое собрание для новых родителей проводят в форме презентации: родители совершают экскурсию по саду и по группе, а потом им предлагают импровизированное занятие, где родители самостоятельно рисуют коллективную работу или конструируют и пишут (рисуют) книжку. В процессе творчества воспитатель демонстрирует различные педагогические приемы работы с детьми, объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то заняты.
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам развития ребенка предлагаются ближе к окончанию года, ориентировочно в апреле. Родители беседуют с психологом, воспитателями, логопедом (по результатам наблюдений и диагностических данных). Ведь на общем родительском собрании нет возможности услышать информацию о своем ребенке, а такая беседа может стать доверительной взаимоконсультацией. У родителей складывается верное впечатление о развитии ребенка, его достижениях и перспективах, а педагоги могут увидеть картину своего образовательного учреждения, такой, какой ее видят родители.