Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников, НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

1.1. Взаимодействие ᅟ школы ᅟ и ᅟ семьи ᅟ как ᅟ основа ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

1.2. ᅟ Особенности ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ школьников ᅟ в ᅟ приобщении ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу

1.2.1 ᅟ Сущность ᅟ эстетического ᅟ и ᅟ этического ᅟ воспитания ᅟ школьника

1.2.2 ᅟ Патриотическое ᅟ воспитание ᅟ в ᅟ начальной ᅟ школе

1.3. ᅟ Организация ᅟ работы ᅟ по ᅟ приобщению ᅟ детей ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ (НА МАТЕРИАЛАХ МОУ №3 Г. ЕССЕНТУКИ)

2.1. Методика работы в начальной школе

2.2. Практика организации совместной работы с родителями в начальной школе №3 г. Ессентуки по ᅟ внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ᅟ Чтобы ᅟ тактично ᅟ отследить ᅟ понимание ᅟ родителями ᅟ их ᅟ роли ᅟ в ᅟ формировании ᅟ мотива ᅟ успеха ᅟ у ᅟ детей, ᅟ в ᅟ рассматриваемой ᅟ школе ᅟ ᅟ были ᅟ предложены: ᅟ “Книга ᅟ отзывов” ᅟ – ᅟ в ᅟ средней ᅟ группе, ᅟ “Книга ᅟ отзывов ᅟ и ᅟ предложений” ᅟ – ᅟ в ᅟ старшей[4]. ᅟ

Инструкция ᅟ предусматривала ᅟ предварительное ᅟ оформление ᅟ родителями ᅟ странички ᅟ для ᅟ юного ᅟ художника, ᅟ написание ᅟ в ᅟ конце ᅟ вернисажа ᅟ отзыва ᅟ с ᅟ обязательным ᅟ индивидуальным ᅟ прочтением ᅟ его ᅟ содержания ᅟ своему ᅟ малышу. ᅟ Задача ᅟ воспитателя ᅟ — ᅟ создать ᅟ условия ᅟ для ᅟ пересказа ᅟ детьми ᅟ родительских ᅟ отзывов ᅟ и ᅟ восхититься ᅟ ими. ᅟ Отзывы ᅟ на ᅟ первых ᅟ вернисажах ᅟ были ᅟ такими: ᅟ “Ты ᅟ – ᅟ молодец, ᅟ постарался. ᅟ Нарисовал ᅟ похожую ᅟ лисичку. ᅟ Спасибо ᅟ Вере ᅟ Матвеевне ᅟ за ᅟ хорошо ᅟ организованную ᅟ выставку”. ᅟ Но ᅟ в ᅟ конце ᅟ учебного ᅟ года ᅟ даже ᅟ в ᅟ средней ᅟ группе ᅟ можно ᅟ было ᅟ прочитать: ᅟ “Дорогой ᅟ Егорушка! ᅟ Спасибо ᅟ тебе ᅟ за ᅟ твою ᅟ зимнюю ᅟ сказку. ᅟ Я ᅟ очень ᅟ переживала, ᅟ как ᅟ ты ᅟ нарисуешь ᅟ белые ᅟ снежинки, ᅟ ведь ᅟ снежинки ᅟ белые ᅟ и ᅟ небо ᅟ белое. ᅟ УРА! ᅟ У ᅟ нашего ᅟ Егорки ᅟ все ᅟ получилось! ᅟ И ᅟ как ᅟ у ᅟ тебя ᅟ получились ᅟ такие ᅟ нежные ᅟ оттенки ᅟ голубого ᅟ неба, ᅟ и ᅟ светло-сиреневые ᅟ снежинки?! ᅟ А ᅟ на ᅟ твоей ᅟ красной ᅟ машине ᅟ так ᅟ и ᅟ хочется ᅟ прокатиться! ᅟ Егорка, ᅟ мы ᅟ тебя ᅟ очень ᅟ любим ᅟ и ᅟ ждем ᅟ новых ᅟ удивительных ᅟ картин. ᅟ Твои ᅟ мама, ᅟ папа, ᅟ баба ᅟ Оля ᅟ и ᅟ сестренка ᅟ Иришка”. ᅟ

Уникальной ᅟ образовательной ᅟ технологией ᅟ являются ᅟ “театральные ᅟ пятницы”. ᅟ Непременными ᅟ участниками ᅟ этой ᅟ игры ᅟ становятся ᅟ зрители ᅟ – ᅟ родители, ᅟ а ᅟ дети ᅟ – ᅟ заслуженные ᅟ артисты. ᅟ В ᅟ средней ᅟ группе ᅟ в ᅟ маленьких ᅟ спектаклях, ᅟ не ᅟ требующих ᅟ репетиционного ᅟ периода, ᅟ дети ᅟ учатся ᅟ преодолевать ᅟ волнение. ᅟ В ᅟ старшей ᅟ группе ᅟ театр ᅟ формирует ᅟ волю, ᅟ развивает ᅟ воображение, ᅟ диалогическую ᅟ и ᅟ монологическую ᅟ речь. ᅟ Дети ᅟ приобретают ᅟ умение ᅟ ориентироваться ᅟ на ᅟ взрослого ᅟ как ᅟ на ᅟ носителя ᅟ собственных ᅟ возможностей. ᅟ

Расположение ᅟ в ᅟ центре ᅟ г. ᅟ Ессентуки ᅟ ᅟ прекрасно ᅟ оборудованного ᅟ театрального ᅟ зала ᅟ им. ᅟ Шаляпина ᅟ позволило ᅟ внести ᅟ в ᅟ воспитательную ᅟ работу ᅟ новые ᅟ элементы, ᅟ направленные ᅟ на ᅟ совершенствование ᅟ совместной ᅟ работы ᅟ семьи ᅟ и ᅟ начальной ᅟ школы. ᅟ


Распространение ᅟ семейных ᅟ абонементов ᅟ в ᅟ театр ᅟ показало ᅟ заинтересованность ᅟ родителей ᅟ в ᅟ приобщении ᅟ детей ᅟ к ᅟ театральному ᅟ искусству. ᅟ Каждая ᅟ семья ᅟ приобрела ᅟ театральный ᅟ абонемент. ᅟ Семьи ᅟ посещали ᅟ театр ᅟ одновременно. ᅟ Эту ᅟ ситуацию ᅟ педагоги ᅟ использовали ᅟ в ᅟ познавательных ᅟ целях. ᅟ Несколько ᅟ раз ᅟ воспитатели ᅟ организовывали ᅟ посещение ᅟ театра ᅟ детьми ᅟ без ᅟ участия ᅟ родителей. ᅟ Это ᅟ еще ᅟ один ᅟ косвенный ᅟ прием ᅟ оценки ᅟ эффективности ᅟ педагогического ᅟ взаимодействия ᅟ детей ᅟ и ᅟ родителей. ᅟ На ᅟ родительских ᅟ собраниях ᅟ педагоги ᅟ умеют ᅟ восхититься ᅟ воспитанными ᅟ детьми-зрителями, ᅟ помогают ᅟ увидеть ᅟ востребованность ᅟ навыков ᅟ этикета, ᅟ то ᅟ есть ᅟ выступают ᅟ не ᅟ только ᅟ воспитателями ᅟ детей, ᅟ но ᅟ и ᅟ воспитателями ᅟ родителей. ᅟ

Воспитателями ᅟ родителей ᅟ стали ᅟ праздники ᅟ в ᅟ начальной ᅟ школе. ᅟ Они ᅟ направлены ᅟ на ᅟ то, ᅟ чтобы ᅟ мамы, ᅟ папы, ᅟ дедушки ᅟ и ᅟ бабушки ᅟ стали ᅟ едиными ᅟ участниками ᅟ праздника ᅟ – ᅟ своеобразного ᅟ тренинга, ᅟ на ᅟ котором ᅟ можно ᅟ увидеть ᅟ воспитательные ᅟ проблемы ᅟ изнутри ᅟ и ᅟ решать ᅟ их.

Подготовка ᅟ к ᅟ празднику ᅟ начинается ᅟ с ᅟ обсуждения, ᅟ каким ᅟ быть ᅟ празднику, ᅟ какое ᅟ культурное ᅟ наследие ᅟ и ᅟ как ᅟ мы ᅟ передадим ᅟ детям. ᅟ В ᅟ результате ᅟ в ᅟ группах ᅟ появились ᅟ родительские ᅟ сборники: ᅟ “Банк ᅟ идей”, ᅟ “Наши ᅟ песни”, ᅟ “Праздничный ᅟ стол”, ᅟ “Мамы ᅟ советуют”. ᅟ Воспитатели ᅟ создают ᅟ ситуацию ᅟ предвосхищения ᅟ праздника. ᅟ Каждая ᅟ семья ᅟ получает ᅟ настоящее ᅟ приглашение ᅟ с ᅟ настоящим ᅟ штемпелем ᅟ в ᅟ своем ᅟ почтовом ᅟ ящике. ᅟ С ᅟ детьми ᅟ детально ᅟ обсуждается ᅟ этикет ᅟ приема ᅟ гостей: ᅟ где ᅟ будем ᅟ раздевать, ᅟ чем ᅟ развлекать ᅟ до ᅟ начала ᅟ праздника ᅟ и ᅟ т.д. ᅟ Каждый ᅟ праздник ᅟ начинается ᅟ в ᅟ группе. ᅟ Это ᅟ позволяет ᅟ превратить ᅟ родителей ᅟ из ᅟ пассивных ᅟ зрителей ᅟ в ᅟ активных ᅟ участников. ᅟ Дети ᅟ идут ᅟ на ᅟ праздник ᅟ рука ᅟ об ᅟ руку ᅟ с ᅟ родителями, ᅟ в ᅟ зале ᅟ усаживаются ᅟ рядом, ᅟ что ᅟ дает ᅟ возможность ᅟ передать ᅟ ответственность ᅟ за ᅟ действия ᅟ и ᅟ эмоциональный ᅟ настрой ᅟ ребенка ᅟ родным ᅟ людям.

На ᅟ первых ᅟ праздниках ᅟ многие ᅟ дети, ᅟ как ᅟ правило, ᅟ обнаруживают ᅟ стеснение, ᅟ боязнь ᅟ без ᅟ мамы ᅟ выйти ᅟ на ᅟ публику, ᅟ чего ᅟ не ᅟ происходит ᅟ в ᅟ домашней ᅟ обстановке. ᅟ Поэтому ᅟ на ᅟ следующих ᅟ праздниках ᅟ используются ᅟ игровые ᅟ приемы, ᅟ основанные ᅟ на ᅟ взаимодействии ᅟ детей ᅟ и ᅟ родителей. ᅟ Уже ᅟ на ᅟ Новогоднем ᅟ празднике ᅟ родители ᅟ знали, ᅟ что ᅟ индивидуальное ᅟ общение ᅟ ребенка ᅟ с ᅟ Дедом ᅟ Морозом ᅟ у ᅟ елки ᅟ – ᅟ это ᅟ “репетиция” ᅟ будущего ᅟ общения ᅟ с ᅟ учителем ᅟ у ᅟ доски. ᅟ Модель ᅟ поведения ᅟ в ᅟ данной ᅟ ситуации ᅟ передают ᅟ детям ᅟ их ᅟ родители. ᅟ Это ᅟ помогает ᅟ увидеть, ᅟ насколько ᅟ ребенок ᅟ ответственен, ᅟ умеет ᅟ ли ᅟ доводить ᅟ начатое ᅟ до ᅟ конца, ᅟ какое ᅟ при ᅟ этом ᅟ эмоциональное ᅟ состояние ᅟ испытывает[5].


Праздники ᅟ стали ᅟ педагогически ᅟ самоценны. ᅟ Вся ᅟ информация, ᅟ которую ᅟ хотят ᅟ донести ᅟ до ᅟ родителей ᅟ воспитатели, ᅟ дается ᅟ через ᅟ игровых ᅟ персонажей ᅟ праздника ᅟ и ᅟ его ᅟ содержание. ᅟ В ᅟ речь ᅟ героев ᅟ включаются ᅟ вопросы ᅟ по ᅟ содержанию ᅟ образовательных ᅟ программ. ᅟ Это ᅟ дает ᅟ возможность ᅟ родителям ᅟ быть ᅟ в ᅟ курсе ᅟ дел ᅟ и ᅟ стать ᅟ их ᅟ непосредственными ᅟ участниками.

Таким ᅟ образом, ᅟ анализируя ᅟ практический ᅟ опыт ᅟ по ᅟ совершенствованию ᅟ совместной ᅟ деятельности ᅟ родителей ᅟ и ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ в ᅟ воспитании ᅟ детей, ᅟ можно ᅟ сделать ᅟ ряд ᅟ выводов.

Во-первых, ᅟ вовлекать ᅟ родителей ᅟ во ᅟ внутреннюю ᅟ жизнь ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ необходимо.

Во-вторых, ᅟ необходимо ᅟ уходить ᅟ от ᅟ официальности ᅟ общения, ᅟ сухой ᅟ деловитости ᅟ решения ᅟ общих ᅟ вопросов ᅟ воспитания.

В-третьих, ᅟ общение ᅟ детей ᅟ и ᅟ родителей ᅟ в ᅟ условиях ᅟ праздника ᅟ позволяет ᅟ выйти ᅟ на ᅟ новый ᅟ уровень ᅟ взаимодействия ᅟ начальной ᅟ школы ᅟ с ᅟ семьей. ᅟ Праздники ᅟ – ᅟ это ᅟ интересная ᅟ форма ᅟ самореализации ᅟ родителей, ᅟ действенный ᅟ способ ᅟ их ᅟ убеждения ᅟ в ᅟ том, ᅟ что ᅟ именно ᅟ “...родители ᅟ являются ᅟ первыми ᅟ педагогами”[6].

В-четвертых ᅟ необходимо ᅟ продолжать ᅟ реализацию ᅟ начатых ᅟ совместных ᅟ образовательных ᅟ программ. ᅟ Для ᅟ этого:

  • необходимо ᅟ создать ᅟ в ᅟ стенах ᅟ образовательного ᅟ учреждения ᅟ привлекательные ᅟ условия ᅟ для ᅟ совместной ᅟ деятельности ᅟ детей ᅟ и ᅟ их ᅟ родителей; ᅟ
  • в ᅟ этих ᅟ условиях ᅟ родители ᅟ могут ᅟ проанализировать ᅟ и ᅟ опробовать ᅟ опыт ᅟ взаимодействия ᅟ детей ᅟ и ᅟ взрослых ᅟ других ᅟ семей; ᅟ
  • проблемы ᅟ своего ᅟ малыша ᅟ видятся ᅟ родителями ᅟ изнутри, ᅟ возникает ᅟ желание ᅟ сотрудничать ᅟ со ᅟ специалистами ᅟ с ᅟ целью ᅟ их ᅟ решения. ᅟ

Таким ᅟ образом, ᅟ ᅟ высший ᅟ гуманизм ᅟ педагогического ᅟ процесса ᅟ – ᅟ убедить ᅟ родителей ᅟ в ᅟ том, ᅟ что ᅟ нет ᅟ ничего ᅟ важнее ᅟ отношений ᅟ с ᅟ собственными ᅟ детьми.

1.2. ᅟ Особенности ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ школьников ᅟ в ᅟ приобщении ᅟ к ᅟ любви ᅟ к ᅟ родному ᅟ городу


1.2.1 ᅟ Сущность ᅟ эстетического ᅟ и ᅟ этического ᅟ воспитания ᅟ школьника

«Идея России, которая осознаётся

нами, должна определить путь

нашего будущего служения ей»

Г. П. Федотов.

Происходящие процессы ᅟ выдвинули ᅟ ряд ᅟ важных, ᅟ качественно ᅟ новых ᅟ задач ᅟ по ᅟ созданию ᅟ суверенного, ᅟ экономически ᅟ развитого, ᅟ цивилизованного, ᅟ демократического ᅟ государства, ᅟ обеспечивающего ᅟ конституционные ᅟ свободы, ᅟ права ᅟ и ᅟ обязанности ᅟ его ᅟ граждан ᅟ с ᅟ полной ᅟ гарантией ᅟ их ᅟ правовой ᅟ и ᅟ социальной ᅟ защищённости. ᅟ Это ᅟ предполагает ᅟ необходимость ᅟ формирования ᅟ у ᅟ граждан, ᅟ и, ᅟ ᅟ прежде ᅟ всего, ᅟ у ᅟ подрастающего ᅟ поколения, ᅟ высоких ᅟ нравственных, ᅟ морально-психологических ᅟ и ᅟ этических ᅟ качеств, ᅟ среди ᅟ которых ᅟ важное ᅟ значение ᅟ имеет ᅟ патриотизм, ᅟ гражданственность, ᅟ ответственность ᅟ за ᅟ судьбу ᅟ Отечества ᅟ и ᅟ готовность ᅟ к ᅟ его ᅟ защите.

Подпрограмма ᅟ Министерства ᅟ образования ᅟ Российской ᅟ Федерации ᅟ государственной ᅟ программы ᅟ «Патриотическое ᅟ воспитание ᅟ граждан ᅟ Российской ᅟ Федерации ᅟ на ᅟ 2018-2019 ᅟ годы», ᅟ ᅟ продленная ᅟ также ᅟ на ᅟ период ᅟ до ᅟ 2021 ᅟ года, ᅟ ориентированна ᅟ на ᅟ повышение ᅟ общественного ᅟ статуса ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ в ᅟ учреждениях ᅟ образования ᅟ всех ᅟ уровней ᅟ - ᅟ от ᅟ дошкольного ᅟ до ᅟ высшего ᅟ профессионального, ᅟ обновление ᅟ его ᅟ содержания ᅟ и ᅟ структуры ᅟ на ᅟ основе ᅟ отечественных ᅟ традиций ᅟ и ᅟ современного ᅟ опыта.

К ᅟ числу ᅟ определяющих ᅟ принципов, ᅟ которые ᅟ одновременно ᅟ являются ᅟ важными ᅟ условиями ᅟ реализации ᅟ цели ᅟ и ᅟ задач ᅟ патриотического ᅟ воспитания, ᅟ относится ᅟ признание ᅟ высокой ᅟ социальной ᅟ значимости ᅟ патриотизма, ᅟ необходимости ᅟ создания ᅟ реальных ᅟ возможностей ᅟ и ᅟ осуществления ᅟ целенаправленных ᅟ усилий ᅟ для ᅟ его ᅟ развития ᅟ у ᅟ детей ᅟ и ᅟ молодёжи[7].


Однако ᅟ существует ᅟ ряд ᅟ проблем, ᅟ мешающих ᅟ эффективной ᅟ организации ᅟ работы ᅟ по ᅟ патриотическому ᅟ воспитанию ᅟ детей ᅟ и ᅟ молодёжи, ᅟ а ᅟ именно: ᅟ

  • несовершенство ᅟ законодательной ᅟ базы ᅟ по ᅟ гражданскому ᅟ и ᅟ патриотическому ᅟ воспитанию;
  • недостаточное ᅟ оснащение ᅟ и ᅟ коммерциализация ᅟ сохранившейся ᅟ материально-технической ᅟ базы ᅟ образовательных ᅟ учреждений, ᅟ военно-патриотических ᅟ клубов ᅟ и ᅟ объединений; ᅟ
  • отсутствие ᅟ заинтересованности ᅟ СМИ ᅟ в ᅟ пропаганде ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ детей ᅟ и ᅟ молодёжи ᅟ и ᅟ подготовке ᅟ их ᅟ к ᅟ военной ᅟ службе; ᅟ
  • малочисленность ᅟ высокопрофессиональных ᅟ кадров ᅟ в ᅟ общественных ᅟ военно-патриотических ᅟ клубах ᅟ и ᅟ объединениях, ᅟ образовательных ᅟ учреждениях, ᅟ занимающихся ᅟ вопросами ᅟ патриотического ᅟ воспитания;
  • недостаточное ᅟ программно-методическое ᅟ обеспечение ᅟ образовательного ᅟ процесса;
  • отсутствие ᅟ системы ᅟ координации ᅟ деятельности ᅟ заинтересованных ᅟ структур ᅟ министерств, ᅟ ведомств, ᅟ научных ᅟ и ᅟ образовательных ᅟ учебных ᅟ заведений, ᅟ общественных ᅟ и ᅟ религиозных ᅟ организаций, ᅟ занимающихся ᅟ гражданским ᅟ и ᅟ патриотическим ᅟ воспитанием ᅟ детей ᅟ и ᅟ молодёжи.

В ᅟ настоящее ᅟ время ᅟ большое ᅟ значение ᅟ приобретает ᅟ поиск ᅟ и ᅟ разработка ᅟ инновационных ᅟ подходов ᅟ к ᅟ патриотическому ᅟ воспитанию, ᅟ реализация ᅟ которых ᅟ способствовала ᅟ бы ᅟ сознанию ᅟ ᅟ качественно ᅟ новых ᅟ подходов ᅟ в ᅟ организации ᅟ этой ᅟ деятельности ᅟ с ᅟ подрастающим ᅟ поколением.

Воспитательные ᅟ традиции ᅟ Древней ᅟ Руси ᅟ насчитывают ᅟ более ᅟ двух ᅟ тысяч ᅟ лет. ᅟ Стержнем ᅟ всего ᅟ российского ᅟ воспитания ᅟ является ᅟ патриотизм. ᅟ Понятие ᅟ «патриотизм» ᅟ включает ᅟ в ᅟ себя ᅟ любовь ᅟ к ᅟ Родине, ᅟ к ᅟ городу, ᅟ где ᅟ родился ᅟ и ᅟ вырос, ᅟ гордость ᅟ за ᅟ исторические ᅟ свершения ᅟ народа. ᅟ

Исторические ᅟ элементы ᅟ патриотизма ᅟ в ᅟ виде ᅟ привязанности ᅟ к ᅟ родной ᅟ земле, ᅟ языку, ᅟ традициям ᅟ начли ᅟ формироваться ᅟ ещё ᅟ в ᅟ древности. ᅟ Зародыш ᅟ патриотического ᅟ воспитания ᅟ появился ᅟ примерно ᅟ в ᅟ период ᅟ разложения ᅟ родового ᅟ троя ᅟ и ᅟ зарождения ᅟ феодальной ᅟ собственности. ᅟ В ᅟ качестве ᅟ новых ᅟ явлений ᅟ ᅟ педагогической ᅟ мысли ᅟ на ᅟ Руси ᅟ X- ᅟ XIII ᅟ веков ᅟ можно ᅟ отметить: ᅟ выдвижение ᅟ отдельной ᅟ личности ᅟ как ᅟ цели ᅟ воспитания, ᅟ воспитание ᅟ веры ᅟ в ᅟ победу, ᅟ в ᅟ непобедимость ᅟ богатырей ᅟ русских ᅟ (главный ᅟ герой ᅟ русского ᅟ эпоса ᅟ Илья ᅟ Муромец, ᅟ которому ᅟ смерть ᅟ в ᅟ бою ᅟ не ᅟ писана)[8]. ᅟ