Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом, эмпирические исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У сотрудников организации более всего выражены потребности в достижении, наименее выражена потребность во власти. То есть работники больше всего стремятся достичь каких-то целей в своей работе, получить некоторое признание в своей деятельности, но не имеют выраженных целей добиться руководства или лидерства.

Соотношение сотрудников организации с разными преобладающими потребностями представлено рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение сотрудников с разными преобладающими потребностями.

По соотносительным результатам выяснилось, что большинство сотрудников организации (45,7%) имеют выраженные потребности в достижении, стремление превзойти уже достигнутый уровень, соревнование с самим собой или другими. Также достаточно большая часть сотрудников (34,3%) имеют выраженные потребности в признании, то есть в уважении свих личных достижений, компетентности, со стороны окружающих и со своей стороны, это стремление быть среди людей, устанавливать с ними тесные, теплые связи, дружеское общение. У меньшей части испытуемых (20%) ведущей является потребность во власти, то есть в принятии ответственности, руководящей, лидирующей роли, желание оказывать целенаправленное влияние на людей, контролировать и управлять ими.

Результаты методики выявления степени интеграции О. Немова представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты методики выявления степени интеграции О. Немова

Исп.

стремление к сохранению целостности группы

сплоченность

контактность

открытость

организованность

информированность

ответственность

1.

А.З.

48

51

43

46

41

43

38

2.

А.П.

35

22

48

19

48

12

42

3.

В.А.

39

48

51

39

19

45

45

4.

В.Д.

43

39

44

35

37

19

48

5.

Г.С.

28

24

13

26

45

17

41

6.

Д.Е.

31

33

34

42

31

36

34

7.

Е.Н.

30

21

27

17

51

21

39

8.

И.Ж.

49

54

27

48

39

20

38

9.

И.Р.

40

18

17

24

44

32

25

10.

К.П.

29

16

21

28

54

14

48

11.

Л.С.

49

41

34

43

28

33

36

12.

М.Е.

46

44

32

30

31

41

48

13.

Н.Б.

37

12

47

25

25

48

45

14.

Н.Б.

34

19

51

28

39

34

51

15.

О.В.

32

14

34

19

37

38

49

16.

О.Л.

27

39

23

29

14

36

18

17.

Р.А.

15

21

34

17

32

35

34

18.

Р.В.

31

44

45

43

10

42

17

19.

Р.С.

20

26

13

19

18

31

15

20.

С.У.

37

17

22

44

15

19

9

21.

Т.И.

14

12

7

35

31

14

19

22.

Т.О.

19

19

19

32

44

23

27

23.

Т.П.

26

21

13

28

27

27

31

24.

Т.С.

31

13

19

26

12

31

12

25.

У.А.

20

25

25

31

17

26

19

26.

У.Т.

19

32

28

38

25

25

16

27.

Ф.А.

44

48

43

48

19

31

19

28.

Х.Н.

35

24

34

13

32

20

27

29.

Ч.З.

39

28

42

28

28

14

38

30.

Ч.Т.

22

12

20

18

31

32

45

31.

Э.С.

31

10

31

21

16

16

21

32.

Ю.В.

20

41

32

19

51

10

44

33.

Ю.Ч.

17

20

14

15

44

12

39

34.

Я.Н.

19

21

28

23

47

14

48

35.

Я.Я.

8

10

16

16

38

16

49

Хср.

30,4

26,8

29,5

28,9

32,0

26,5

33,5

σ

10,8

13,1

12,2

10,4

12,4

10,9

12,8


В результате диагностики выяснилось, что наивысший балл получен по параметру ответственности. Также чуть выше среднего выражены параметры организованности и стремления к сохранению целостности группы. То есть испытуемые считают свой коллектив ответственным, способным адекватно ответить за то, что поручено либо за то, что работники взяли на себя сами. Также группа отличается достаточным умением придерживаться составленного плана и сконцентрироваться на совместной поставленной задаче. В коллективе отмечается некоторое, средне выраженное желание и деятельность по сохранению совокупности социально-психологических характеристик группы, которая отражает внутригрупповую активность в условиях совместной деятельности.

Остальные показатели в группе выражены ниже среднего. В коллективе не высокая контактность, то есть умение владеть коммуникативной ситуацией, группа не является открытой межгрупповым коммуникациям, воздействию различных мнений. Сплоченность или привлекательность трудового коллектива для работников также выражена ниже среднего. Наименьший показатель получен по параметру информированности. То есть работники не считают, что информация в рабочей группе доступно передается по информационным каналам, причем с минимальными потерями ее содержания.

По средней оценке всех показателей была получена оценка социально – психологического климата коллектива. При этом к неблагоприятному климату отнесены баллы ниже 25, к среднему – 25 – 35 баллов, к благоприятному – оценки выше 35. Соотношение испытуемых с различной оценкой социально – психологического климата коллектива представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Соотношение испытуемых с различной оценкой социально – психологического климата коллектива.

По соотносительным данным видно, что половина испытуемых считает эмоциональную атмосферу на работе вполне нормальной, но недостаточно их удовлетворяющей. Только 22,9% группы удовлетворены психологической атмосферой в рабочем коллективе. Четверть группы (25,7%) считают социально - психологический климат коллектива неблагоприятным. Судя по параметрам, в основном работники не удовлетворены распространением информации в коллективе, а также его сплоченностью, умением объединяться для достижения общей цели.

Результаты диагностики склонности к определенному стилю руководства по методике Е.П. Ильина представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты опроса сотрудников по методике диагностики склонности к определенному стилю руководства Е.П. Ильина


Исп.

Д

Л

А

Исп.

Д

Л

А

1.

А.З.

11

3

4

19.

Р.С.

5

1

12

2.

А.П.

9

2

7

20.

С.У.

2

0

16

3.

В.А.

13

4

1

21.

Т.И.

6

4

8

4.

В.Д.

11

2

5

22.

Т.О.

4

4

10

5.

Г.С.

9

3

6

23.

Т.П.

3

4

11

6.

Д.Е.

10

6

2

24.

Т.С.

0

4

14

7.

Е.Н.

7

3

8

25.

У.А.

2

9

7

8.

И.Ж.

11

2

5

26.

У.Т.

7

7

4

9.

И.Р.

9

5

4

27.

Ф.А.

10

5

3

10.

К.П.

8

1

9

28.

Х.Н.

5

9

4

11.

Л.С.

13

4

1

29.

Ч.З.

7

7

4

12.

М.Е.

11

3

4

30.

Ч.Т.

3

10

5

13.

Н.Б.

10

6

2

31.

Э.С.

5

12

1

14.

Н.Б.

9

3

6

32.

Ю.В.

3

1

1

15.

О.В.

8

4

6

33.

Ю.Ч.

2

1

3

16.

О.Л.

8

7

3

34.

Я.Н.

2

3

1

17.

Р.А.

6

7

5

35.

Я.Я.

3

7

8

18.

Р.В.

8

8

2

Хср.

6,8

4,6

5,5

Станд. откл. σ

3,5

2,9

3,8


По результатам видно, что сотрудники оценивают руководство по-разному. Более всего выделяется демократический стиль управления. Руководитель советуется с подчиненными, которые получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы, инициатива сотрудников стимулируется. Однако достаточно высока и оценка авторитарных черт управления, что характеризуется чрезмерной централизацией власти, ограничение контактов с подчиненными. Наименьшая средняя оценка получена по либеральному стилю. В целом средние оценки различаются не более, чем на 3 балла, поэтому можно говорить о смешанном стиле управления. То есть руководитель ситуативно может применять различные стили управления.

Соотношение испытуемых с различной оценкой стиля управления представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Соотношение испытуемых с различной оценкой стиля управления.

По соотносительным данным видно, что большинство испытуемых оцениваю руководство своим коллективом либо как демократическое (31,4%), либо как авторитарно-демократическое (22,9%). 17,6% оценивают стиль управления как либерально – демократический, а 14,3% - как авторитарный. Небольшая часть группы считает управление либеральным (8,6%) или авторитарно-либеральным (5,7%).

Таким образом, можно сказать, что в целом руководство коллективом имеет демократический характер. В некоторых случаях руководитель склонен прибегать к авторитарному управлению.

2.3. Анализ результатов

При анализе результатов рассмотрим взаимосвязь стиля руководства с показателями социально – психологического климата, стратегий поведения в конфликте, ведущих мотиваций. Статистический анализ проведен с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа

Методика

Показатели

Демократический стиль

Либеральный стиль

Авторитарный стиль

Методика определения поведения в конфликте

Соревнование

0,01

0,13

-0,09

Приспособление

-0,24

0,24

0,19

Компромисс

-0,12

0,41

-0,12

Избегание

-0,08

-0,14

0,33

Сотрудничество

0,14

-0,15

-0,25

Тест на выявление преобладающих потребностей

Потребность в достижении

-0,09

-0,06

0,28

Потребность в признании

0,38

-0,01

-0,07

Потребность во власти

-0,04

0,26

-0,05

Методика определения степени интеграции

Стремление к сохранению группы

0,72

-0,13

-0,26

Сплоченность

0,55

-0,15

-0,41

Контактность

0,57

0,12

-0,51

Открытость

0,49

-0,08

-0,12

Организованность

0,08

-0,48

0,08

Информированность

0,47

0,32

-0,21

Ответственность

0,29

-0,26

-0,14

СПК

0,84

-0,20

-0,46


В результате корреляционного анализа выявились значимые взаимосвязи стилей руководства с социально – психологическим климатом (СПК) и его показателями, со стратегиями поведения в конфликте, с ведущими потребностями.

Демократический стиль управления положительно взаимосвязан с потребностью в признании (rS=0,38; р<0,05), стремление к сохранению целостности группы (rS=0,72; р<0,0 1), сплоченностью (rS=0,55; р<0,01), контактностью (rS=0,57; р<0,01), открытостью (rS=0,49; р<0,01), информированностью (rS=0,47; р<0,01), с благоприятностью социально – психологического климата (rS=0,84; р<0,01).

Таким образом, чем больше выражен демократический стиль руководства, тем больше сотрудники мотивированы, ориентированы на достижение успеха, и тем благоприятнее социально – психологический климат.

Либеральный стиль управления положительно взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте – с компромиссом (rS=0,41; р<0,05) и отрицательно взаимосвязан с организованностью (rS=-0,48; р<0,01).

Таким образом, чем больше выражен либеральный стиль руководства, тем больше сотрудники склонны идти на компромисс, но тем менее они организованы для совместной деятельности.

Авторитарный стиль управления положительно взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте – с избеганием (rS=0,33; р<0,05) и отрицательно взаимосвязан со сплоченностью (rS=-0,41; р<0,05), контактностью (rS=-0,51; р<0,01), с благоприятностью социально – психологического климата (rS=-0,46; р<0,01).

Таким образом, чем больше выражен авторитарный стиль руководства, тем больше сотрудники склонны к избеганию конфликтов, тем менее они сплочены и тем меньше контактируют между собой.

Результаты психодиагностики коллектива показали, что для повышения эффективности руководства необходимо корректировать стиль управления в сторону повышения демократичности, развивать мотивацию работников, повышать сплоченность коллектива и снижать его конфликтность.

2.4. Программа повышения эффективности руководства

На основе проведенной диагностики рабочего коллектива была разработана программа повышения эффективности руководства.

Цель программы – повышение эффективности управления коллективом.

Задачи:

- повышение демократичности управления;