Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда, эмпирические исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 1327

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К ним относятся: возможность достижения успеха в работе, возможность и реальность продвижения по службе, признание результатов работы и их публичное одобрение, наличие высокой степени ответственности, возможность повышения уровня профессиональной компетентности,, сложность и интересность работы, разнообразие и гибкий темп работы, участие в планировании работы и др. В целом факторы гигиены соотносятся с условиями работы, со средой, в которой она реализуется; факторы-мотиваторы – с самим характером, сущностью и содержанием работы[6].

Из теории Ф. Херцберга следует очень важный для оптимизации функции мотивирования вывод. Он получил оформление в понятии программ обогащения труда. Эти программы направлены на то, чтобы расширить содержание мотивационного потенциала труда посредством максимального использования не только факторов гигиены, но и факторов-мотиваторов. Обогащение труда предполагает такую организацию работы, при которой она дает почувствовать исполнителю сложность и важность порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за задания, ощущение того, что человек выполняет отдельную и самостоятельную работу.

Теории X, У, Z, а также концепция Ф. Херцберга в значительно большей степени направлены на характеристику содержания мотивации исполнительской деятельности. Они поэтому наиболее валены для анализа собственно функции мотивирования.

1.2. Система мотивации персонала

Система мотивации - является индивидуальной и уникальной системой управления персоналом, как для любой организации любого вида, так и как инструмент управления в целом. Который непосредственно разрабатывается для определенной организации может эффективно применять в только в ней. Ведь при разработке подобной систему учитывает специфика предприятия и индивидуальные характеристики. Такие как: отрасль, в которой работает данное предприятие, направление деятельность, личностные качества работников и их мотивации. Анализ среди систем управления показная, что большинство компаний разрабатываю новые системы мотивации сотрудников, понимаю актуальность данной проблемы и разрабатывают стратегии для ее разрешения. При сложившейся экономической ситуации в стране и мере работодатель вынуждены сокращать оплату труда что соответственно сокращает качество выполнение рабочих показатель и порождает халатность на предприятиях. Но все же многое в этой ситуации зависит от личности работника и его направленность мотивации либо на внешнею, либо на внутреннею. Учитывая эти соотношения, можно выделить два типа работников[7]:


Первый тип работника - экстра мотивируемый, у работников с данным типом мотивации внешняя мотивация преобладает над внутренней как правило важнейшим фактором для них будет являться внешние мотивации. Для такого типа важна оценка и благо которое они получать в конце выполненной работы нежели какие внутренние мотивы, побуждающие на выполнение определенного действия.

Второй тип работников –интрамотивируемый. Для них характерно доминирование внутренней мотивация. Соответственно работники такого типа будут проявлять меньшую чувствительность к внешним мотивациям, для них куда важнее внутренние побудители и мотивы для выполнения какой-либо деятельности. Для них играет значительную роль выполняемая ими работа и ее содержание нежели вознаграждение. Сама работа — это уже стимул для ее выполнения. Они увлечены процессом тем самым поощряя себя.

Исследования по проблеме мотивации труда на предприятиях выявили, что достаточно часто встречаемым явлением являются сложившееся в системе управления так называемый перенос мотивации. С какими мотивами выступают руководители и как они в целом оценивают систему стимулирования на предприятии. Исходя из этих мотивов вытекают оценки присущие его, но применение специализированных оценочных и самооценочных методик доказали, что каждый из сотрудников индивидуален по своей мотивационной структуре, собственно так же и индивидуально само отношение стимулирования.

В научном сообществе существуют ряд концепции мотивирующих трудовую деятельность работников предприятий. Э. Диси и В. Врумотдоютсвое предпочтение "патерналистской" концепции. Она включает в себе несколько положений. Чем выше степень удовлетворённости работой у людей, тем выше уровень желания ее выполнять, выше уровень награды за неё и качественней она будет выполняться. Но стоит учесть то факт, что вознаграждение не всегда зависит от продуктивности деятельности работника. Д. Макгрегор выделяет «теорию Х» и «теорию У».

"Теорию Х" основана на системе "научного управления" Ф. Тейлора, где он полностью опирается на систему сдельной индивидуальной оплаты труда, а со стороны начальства на постоянный контроль за работой подчинённых и контроль их рабочей деятельности и качества работы, но за частую эту теорию невозможно использовать в нотационных организациях к штатам сотрудников. Учитывая часто встречающеюся невозможность ее применения для удовлетворения их "эгоистические" (по Маслоу) потребности в самореализации и самоуважении, которые играю далеко не последнею роль для наемных работников. Большую частьтак названных потребностей можно удовлетворить применяя некоторые организационные мероприятия, к ним относят такие как, открытость и гласность принятия решений[8].


Но согласно теории А. Маслоу, не возможно удовлетворить выше стоящие запросы при этом не удовлетворив потребности ниже стоящих уровней, которые в свою очередь больше основаны на материальном в отличии от высших потребностей. Материальное вознаграждение должно покрывать социальные, физиологические потребности и потребности в безопасности.

Для того что бы человек занялся трудовой деятельностью для этого нужны быть определенные мотивации и причины. Первая причина – социально-нормативные побуждения, а вторая – материальная сторона, вознаграждение за трудовую деятельность которое в итоге используемый во благо себе и семье. Третья – потребность заключается в самореализации, самовыражении и самоактуализации,

Мотивационная атмосфера в организации тесно связана с организационным климатом организации и непосредственно с его развитием в теории управления, научное сообщество выделяет четыре типа

Активно-личностный — заключается в потребности развитии и самореализации личности с высокой требовательностью;

Пассивно-личностный — пассивная стабильность «плыть по течению»;

Активно-безличностный — рабочие обязанности регламентированы, а инициативность ненаказуема и не вознаграждается.

Пассивно-безличностный — противоположен;

Важно организовать условия труда, в которых человек будет чувствовать значимость своего труда. А так же испытывать чувство причастности к коллективу у котором он работает. Хорошо влился в коллектив и легко общается с коллегами. Весьма значимо всегда определять и понимать «полезность» качеств, которыми обладает работник для предприятия его профессионализм и общие показатели. А так же успехи, достигнутые лично сотрудником в профессиональной деятельности. Выше перечисленные показатели существенно не влияют на материальное вознаграждение сотрудника, но будут полезны при кадровой перестановке на.

Если правильно выявить и определить мотивы сотрудников, которой у каждого индивидуальны и правильно адаптировать для определенного предприятия то созданный механизм работы системы управления благотворно повлияет на рабочие показатели, повысит трудоспособность работников и положительно скажется для всей организации в целом. Но не стоит забывать о том, что потребности человека постоянно меняются, и поэтому процесс модернизации системы мотивирования бесконечен.

Каждый индивид всегда будет сочетать в себе черты присущие обоим мотивационным классам разумеется в разном процентном соотношении относительно друг другу. Учитывая этот факт выделяют пять «чистых» мотивационных типов: люмпенизированный (избегательный класс), инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский (достижительный класс).


Люмпенизированному типу присуще отсутствие притязаний к выполняемой им работе. Как правило низкая квалификация работника, пассивность, нежелание ответственности, стремление к минимизации трудовых усилий сочетаются в представителях этого типа. Инструментальный- этот тип в первую очередь будет интересовать оплата за труд, а не то что будет требоваться выполнять.

Профессиональный- у этого типа вызывает интерес содержание самой работы. Для таких работники важны свобода и возможность самовыражения.

Патриотический- в этом случаи важно участие в том, что заведомо обречено на успех на первом плане будет общественное признание.

Хозяйский-тип будет характеризоваться ответственностью и добровольным ее принятием, обостренным стремлением к свободе, неприемлемостью мелочной опеки и контроля.

Мотивирование предполагает собой то как индивид будет реагировать на предлагаемые ему стимулы учитывая свой мотивационный профиль. Но реакция сможет оказаться, как и положительной так и нейтральной, так и отрицательной, что в свою очередь поможет сопоставить отношения между «чистыми» мотивационными типами и приемлемыми именно для данного работника формами стимулов.

В многих проводимых сейчас исследованиях делается попытки установить приоритеты отдельных факторов мотивирования. Вот как, например, американский социолог Стивен Рейс считает, что жизненными желаниями человека руководят шестнадцать упорядоченных мативов:1) власть; 2) независимость; 3) любознательность; 4) одобрение; 5) порядок; 6) экономия; 7) честь; 8) идеализм; 9) общение; 10) семья; 11) положение в обществе; 12) месть; 13) любовные отношения; 14) еда; 15) физические упражнения; 16) спокойствие[9].

Статистические данные (табл. 1) показываю, наиболее значимыми в факторами мотивации являются: результат работы, признание, процесс работы, ответственность и продвижение по службе, в сравнении с которыми уровень заработной платы существенно менее значим.

Таблица 1.2

Факторы мотивации

Наименование фактора мотивирования

Удельный вес фактора, в процентах

I.

Результат работы

23,4

2.

Признание

17,4

3.

Процесс работы

12,5

4.

Ответственность

12,0

5.

Продвижение по службе

7,1

6.

Профессиональный рост

4,3

7.

Уровень заработной платы

4,3

8.

Отношения с руководством

3,8

9.

Отношения с коллегами

2,7

10.

Отношения с подчиненными

2,7

11.

Политика организации

2,2

12.

Качество контроля со стороны руководства

2,2

13.

Уровень деловых отношений

1,6

14.

Статус

1,6

15.

Личная жизнь

1,1

16.

Безопасность

1,1


Менеджмент организации основываются на принцип: «Мы знаем, нужно работникам». В следствие это работники получает далеко не то, на что рассчитывали и то что входит в их интересы, а в некоторых случаях предусмотренное поощрение может вызывать даже психологическое отторжение.

Ели рассмотреть рекомендации Американской ассоциации специалистов занимающейся областью оплаты труда, все поощрения можно распределить по следующим признакам: широко распространенные, хорошо видимые со стороны окружения; выражающие поддержку руководителем своих сотрудников; нетипичные виды поощрения. Такой список поощрений должен отражать особенности организации и её персонала, но строится он на основе пожеланий самих работников[10].

1.3. Методы и способы деятельности менеджмента для повышения мотивации персонала

Влияние мотивации на труд, а именно, его стимулирование, крайне важно учитывать при формировании, мотивировании и сохранении кадрового состава организации.

Производительность сотрудников организации непосредственно зависит от того, как работает система стимулирования работы в организации. Если такая система эффективна, то работа сотрудников строится в соответствии с потребностями организации, что соответственно отражается на показателях эффективности использования человеческих ресурсов. Цели сотрудника оказывают влияние на экономическую эффективность его работы. Цели в свою очередь формируются его потребностями и интересами.

Можно выявить два вида мотивации. Первый вид – мотивация с отрицательной обратной связью, как правило, является определяющим в поведении предприятия во время экономического спада (уменьшение производственных результатов приводит, как к снижению ресурсов для удовлетворения потребностей, так и снижает их объем). Зачастую высшему менеджменту организаций приходится менять систему мотиваций, на систему другого типа, в основе которой лежат динамические положительные обратные связи.

Для значительной доли руководителей среднего звена приоритетом является объем, сроки и качество работы, выполняемых их подчиненными работниками. То есть руководитель подразделения, исходя из того, какого показателя работы нужно добиться подразделению в установленные сроки, определяет то, как стимулировать ее выполнение, иными словами в основе суждения менеджера лежит схема работа –>стимулирование. У работников эта схема работает в противоположную сторону – для них первично симулирование, а потому уже то, какой объем работы выполнить качественно и в установленные сроки за данное стимулирование. При этом, чаще всего по их мнению данные предъявляемые руководством требования (объем, сроки и качество) не соответствуют тем материальным стимулам (заработной плате, стимулирующим надбавкам или премиям), которые предлагает руководство за их выполнение. Но в любой схеме, будь то мышление менеджера или подчиненного, важным аспектом является стимулирование.