Файл: Реорганизация юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При должном исполнении регистрирующими органами возложенных на них функций (проверка документов на наличие в них необходимых сведений, в том числе сведений о правопреемстве) проблем с правовой точки зрения в оформлении и переходе прав и обязанностей при реорганизации не возникает. Главными же проблемами остаются обратное правопреемство при оспаривании реорганизацииипоследующая ответственность за нарушение требований о правопреемстве, прирешении которых необходимо руководствоваться принципами унификации регламентируемых процедур и предоставлении гарантий кредиторам.

Интересные выводы относительно цели реорганизации можно найти и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 14.12.2006№Ф09-11080/06-С5 установлено, что цель действий по реорганизации не соответствует цели, определенной ст.153 ГК РФ для гражданско-правовых сделок.[40] То есть, по мнению суда, реорганизация не может иметь целью возникновение, изменение либопрекращение гражданских прав и обязанностей, что также подтверждает мнение о том, что с позиции права правопреемство не может являться объектом и целью реорганизации.

Следуя традиционному отношению к правопреемству, правильным будет признать его в качестве признака и следствия реорганизации. Реорганизация оказывает влияние на распределение (закрепление) прав и обязанностей между юридическими лицами. Проще говоря, посредством реорганизации все права и обязанности, принадлежащие юридическому лицу (или лицам) как субъекту права, перераспределяются между новообразованными субъектами права. Но это перераспределение является следствием реорганизации.

Большинство авторов видит основное назначение либо само существо реорганизациив прекращении юридического лица. Встречаются научные труды именно с таким названием, как в случае со статьей М.В. Телюкиной под названием «Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц».[41] Реорганизация юридического лица по смыслу ст. 57 ГК РФ −это прекращение юридического лица, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридического лица существующих организаций.[42] Подобные выводы содержатся и в комментариях кГКРФ. Так, в одном из комментариевк ст. 57 ГК РФ указано, что реорганизация рассматривается как одна из форм прекращения существования юридических лиц.[43]


Должное регулированиепрекращения юридического лица важно ввиду необходимости защиты прав и интересов определенного круга лиц. И эта необходимость сопряженасо «смертью» субъекта права. Между тем следует согласиться с мнением А.В. Габова и Д. Федорчука о том, что признак прекращения юридического лица не может выступать определяющим для понимания реорганизации.[44]

Объект гражданского правоотношения может существовать во времени до возникновения соответствующей гражданско-правовой связи, появиться в период ее существования или реализации.[45]

Объектом в исследуемых правоотношениях являются действия, направленные на возникновение качественно нового юридического лица. Нельзя считать объектом действия, направленные на прекращение юридического лица либо правопреемство, поскольку процесс прекращения одного лица является действием, обеспечивающим новообразование другого лица, как бы его предпосылкой, а правопреемство − следствием. Иначе говоря, все остальное является не целью реорганизации с правовой точки зрения и не ее объектом, а либо предпосылкой к созданию юридического лица, либо последствием. Все правоотношение нацелено на создание нового лица (лиц) в соответствии с законом и заявленными характеристиками: организационно-правоваяформа, имущество, наименованиеи др. Подобный подход мы находим в судебной практике. Так, решениемАрбитражного суда Пермского края от 09.12.2011 по делу №А50-10847/2011 установлено, что реорганизация является одной из форм организации нового участника (субъекта) правовых отношений.

Возражение на представляемую позицию может состоять в умалении значениявозникновения нового юридического лица при реорганизации в форме присоединения и разделения, основанное на толковании ст. 53, 54 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 17, 18 ФЗ «Об акционерных обществах», в которых указывается, что присоединением и разделением признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей прав и обязанностей другому (вновь созданному) лицу. Однако термин «признается» нельзя отождествлять с целью данного действия, скорее этопризнание какого-либодействия в будущем, заключение о прекращении юридического лицакак основания возникновения другого лица (лиц) путемприсоединения или разделения. Обращаясь к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в названии главы V, начинающейся словами «Государственная регистрация юридических лиц, создаваемыхпутем реорганизации», мы также можем увидетькосвенное указание на правовое назначение процесса реорганизации. Право на реорганизацию исходит от правана создание юридического лица. Утверждение о наличии цели в прекращении лица не имеет достаточных оснований, поскольку трудно согласиться с тем, что субъект права (юридическое лицо) имеет интерес в прекращении своего существования (о наличии у юридического лица самостоятельных интересов говорит анализ статей гражданского законодательства (ч.3 ст.53, ст.55, ГК РФ, ст.35 ФЗ «Об акционерных обществах» и т.д.), равно как и не существует бесцельных правоотношений. Любое действие возникает ради удовлетворения определенного интереса. Если интерес управомоченного лица отсутствует, правоотношение нельзя назвать реализуемым по своему усмотрению и воле как в случае сдобровольнойреорганизацией. Понудить к ее проведению возможно лишь в строго определенных законом случаях. Субъект права самостоятельно избирает свою дальнейшую судьбу. Безусловно, за юридическим лицом стоят физические лица, определяющие его волю, интерес в реорганизации которых может быть самым разнообразным. Однако эти интересы и цели следует отличать от интересов и целей создания и существования юридического лица в принципе с позиции права. Как писал Ф.К. фон Савиньи: «Подобный субъект мы называем «юридическим лицом», т.е. лицом, которое допускается только в юридических целях».[46] Установление цели участников либо членов органов управления уместно при оспаривании реорганизации и решении вопроса о распределении ответственности.


В правоотношениях, возникающих в процессе реорганизации, верным будет не ограничиваться в поисках фактическихцелей. К примеру, еслиговорить о коммерческих организациях, невозможно представить, что цель реорганизации лишена расчета на определенные блага, тем более что главной особенностьюреорганизации является создание новой организации на основе уже существующей. Говоря об основе, мы имеем в виду, как имущественную основу, так и имеющийся у нее потенциал, в некоторых случаях и зарекомендованное имя. Поэтому не стоит обольщать себя мыслью о том, что одно (лицо) мыслимо без другого (имущества). Тем не менее, следует согласиться с С.Н. Братусем в том, что юридическое лицо всегда предполагает определенным образом организованную связь людей. Так называемый имущественный субстрат не является решающим для характеристики юридического лица, но есть лишь проявление этой связи.[47] Характеристика фактических отношений, возникающих в процессе реорганизации, позволяет цели условно разделить на фактические и юридические. Фактические (экономические) цели реорганизации могут быть разнообразны: облегчение корпоративного управления и ведения бухгалтерского учета в группе взаимосвязанных юридических лиц; концентрация капитала; увеличение размера активов; предотвращение корпоративного захвата и др. Юридическая цель (объект) реорганизации – возникновение качественно нового субъекта права. Судебная практика позволяет нам говорить и о латентных целях, признание которых возможно в случае незаконной реорганизации в судебном порядке.

В целях изучения и выявления содержания отношений, возникающих в процессе реорганизации, необходимо провести анализ прав и обязанностейучаствующих в ней лиц.

Следует сказать несколько слов о праве на реорганизацию. Анализируя действующее законодательство, можно заключить, что правом на реорганизацию обладает любое юридическое лицо. Содержание права нареорганизацию составляют правомочия по выбору формы реорганизации, объема передаваемых прав и обязанностей. Однако закон также предусматривает и некоторые ограничения данного права. Впервые ГК говорит прямо об ограничении реорганизации. Так, новая редакция ст. 57 ГК РФ содержит положение о том, что ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. В отличие от прежней редакции статьи, в которой ограничение связывалось лишь с получением согласия уполномоченных государственных органов при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования в случаях, установленных законом со ссылкой на ст. 27ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа), новая редакция предполагает установление и иных ограничений, оставляя решение этого вопроса специальным законам. Помимо указанных, отдельными федеральными законами в качестве ограничений можно рассматривать установления закрытого перечня форм, в которые они могут реорганизоваться. К примеру, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает строго определенный перечень видов, в которые общество может быть преобразовано (в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив). Новые нормы ГК РФ (п.3 ст. 68) также устанавливают прямые ограничения реорганизации (хозяйственные товарищества и общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные некоммерческие организации). Ограничения права на реорганизацию следует отличать от ограничений, связанных с запретом совершения отдельных действий в процессе реорганизации, установленных в целях защиты прав кредиторов и участников юридического лица.


В нормах, регламентирующих процесс реорганизации, перечисляются задействованные в ней лица, наделенные определенными правами и обязанностями, а также лица на правовое или имущественное положениекоторых реорганизация оказывает влияние. К ним относятся: реорганизуемые юридические лица, участники, кредиторы, члены органов управления, уполномоченный на государственную регистрацию орган, работники.

В зависимости от статуса лица, участвующего в реорганизационных правоотношениях, правомочия проявляются в обеспеченных правом возможностях:

1. Проведения реорганизации (признается за реорганизуемыми юридическими лицами);

2. Защиты от недобросовестных действий обязанных лиц (признаются за юридическими лицами, участниками, кредиторами, работниками).

Гражданско-правовыми обязанностями сообразно наделены реорганизуемые лица, участники и члены органов управления. Эти обязанности выражаютсяв соблюдении нормативных предписаний по проведению реорганизации.

Вступая в реорганизационные отношения как носитель исключительного права на проведение реорганизации, реорганизуемое лицо одновременно становится основным обязанным лицом, поскольку его правомочие сопряжено сего же обязанностьюв соблюдении требований ее проведения. И обязанности его по большей части связаны с целью обеспечения основного принципа соблюдения прав кредиторов и участников. Воспользовавшись возможностью или своим правом на реорганизацию, организация не всегда приобретает благо, но всегда определенные обязательства, в том числе не гражданско-правового характера. В обеспечение своего права реорганизуемые юридические лицаобязаны совершить определенные действия: уведомить уполномоченные государственные органы, кредиторов, составить, утвердить и представить передаточный акт, обеспечитьгарантии прав кредиторов, удовлетворить требования кредиторов, соблюсти справедливое распределение активов, в соответствии со ст.75 ТК РФ заключить трудовые договорыс работникамирешить вопрос о дальнейшей судьбе работников, с которыми невозможно продлить трудовой договор в данной должности (к примеру, при реорганизации в форме присоединениянеобходимо расторгнуть договор с одним или несколькими директорами и иными работниками, должности которых предполагаются в одной единице) и др. Вреорганизационном правоотношении юридическое лицо (лица), проявляя волю к его возникновению, должно своими действиями обеспечить его осуществление. Являясь лицом обязанным как по отношению к возникающим в процессе реорганизации обществам, кредиторам, участникам, работникам, так и, как не парадоксально, по отношению к себе. Посредством осуществления егособственных действийпроисходит реализация права на реорганизацию. Федеральным законом от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ» в отношения, регулируемые гражданским законодательством, включены отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).[48] Включивв предмет гражданского права корпоративные отношения, законодатель окончательно отказался от их обязательственного характера.


Относительно природы и состава корпоративных отношений высказывались самые разнообразные мнения. Зачастую ученые относят к ним и отношения, связанные с реорганизацией.[49] Определенный пласт отношений, связанных с реорганизацией юридических лиц, несомненно, относится к корпоративным. Тем не менее, значительная часть процедуры реорганизации выходит за рамки корпоративных отношений, носит разноотраслевой характер, связана с правами кредиторов, работников (не являющимися участниками корпоративных отношений) и обязанностью соблюдения определенной процедуры.

Придание обязательственной сторонереорганизационных правоотношений особой значимости обусловленонеобходимостью защиты прав многочисленногосостава участвующих лиц. Изучение проблем должного исполненияи характераобязательств при проведении реорганизации необходимо для повышения эффективности законотворческого процесса по совершенствованию норм о реорганизации.

Анализ норм о реорганизации позволяет говорить о том, что гражданско-правовыми обязанностями наделены реорганизуемые общества, участники и члены органов управления, содержание которых составляет процесс формирования воли, вопросы участия, ответственности, воздержания от совершения действий, могущих причинить вред интересам субъектов правоотношения и др. Реорганизация влияет и на правоотношения, выходящие за рамки гражданско-правовых: трудовые, административные и др.

Право юридических лиц на реорганизацию обеспечивается также определенными действиями иных лиц. Специфика содержания субъективного права состоит не в дозволенности действия, не в праве на собственные действия, а в возможности этих действий, возникающей вследствие обеспечения определенного поведения обязанных лиц.[50] Возможность реализации права на реорганизацию в том числе обеспечивают действия государственных органов по регистрации реорганизации, призванные одновременно осуществлять контроль за законностью ее проведения. Наличие публичных правоотношений в реорганизации обусловлено необходимостью защиты интересов общества в целом, кредиторов и самого юридического лица. Судьба реорганизации в немалой степени зависит от добросовестного исполнения обязанностей регистрирующих органов. Как показывает судебная практика, процесс реорганизации может серьезно затянуться ввиду излишней требовательности регистрирующего органа к представляемым документам, являющейся следствием неверного толкования норм о реорганизации.[51] В результате чего юридические лица вынуждены реализовывать свое право, устраняя преграды, учиняемые государственными органами, посредством долгих судебных тяжб. Препятствием к законному оформлению реорганизации также может послужить некачественная проверка документов, представляемых для регистрации. Так, автором в ходе исследования практики проведения реорганизации в регионе были отмечены следующие нарушения. При проведении реорганизации в форме присоединения к ООО «Баркад» ООО «Круг», ООО «Агро-Кавказ», ООО «Фетхус+» и ООО «Люмар-Агро» (РСО-Алания, г. Владикавказ) было отмечено, что налоговый орган произвел регистрацию без должной проверки представленной документации. В данном случае представленный вместе с заявлением договор о присоединении содержал пункт, согласно которому при отказе какой-либо из сторон от реорганизации, подтвержденном решением участников, договор прекращает свое действие. При наличии решения единственного участника общества ООО «Фетхус+» об отказе от реорганизации регистрация была проведена. Такого рода упущения могут явиться основанием для злоупотребления заинтересованными лицами правом на обжалование реорганизации. Подобные случаи являлись следствием отсутствия прямого указания закона на обязанность регистрирующего органа проведения проверки достоверности и законности представляемой для регистрации документации. Соответственно, подобная проверка проводилась только в случаях обращения в суд о признании регистрации реорганизации недействительной. Суды указывали на необходимость проверки достоверности и законности содержащейся в представляемой для государственной регистрации реорганизации документов, которая могла быть установлена только после регистрации. Так, в Постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008 №07АП-6978/08 указано, что документы, представляемые на государственную регистрацию, должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона №129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений. Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для государственной регистрации, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации.