Файл: Выбор стиля руководства в организации ООО «Техно Групп»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы.

Руководство организации определяет цели и стратегии управления персоналом организации.

Под стилем руководства понимается совокупность наиболее часто применяемых менеджером-руководителем принципов и методов управления. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая выражается в том, какими способами руководитель, выполняя свои функции, побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него задач; как контролирует руководитель деятельность подчиненных.

Однако лидерство и руководство – это не одно и то же. В каком-то смысле эта два понятия даже представляют собой противоположности. Да и качества, необходимые лидеру или менеджеру, не всегда сочетаются в одном человеке. Многие выдающиеся лидеры из-за недостатка менеджерских способностей терпят неудачу, взяв в руки руководство компанией. И наоборот: бывает так, что превосходные менеджеры, обеспечивающие эффективное администрирование, не могут поддерживать лидерство в организации из-за недостатка необходимых лидеру качеств. Некоторые компании ставят развитие этих качеств у своих менеджеров на первый план. Но в этом деле, как и во всем остальном, важно не перестараться. Поэтому актуальным вопросом на сегодняшний день становится оценка личных и деловых качеств руководителя.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в проведение оценки руководителя конкретной организации – ООО «Техно Групп». Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности.

Объект работы – персонал ООО «Техно Групп».

Предмет работы – личностные качества и организационные роли руководителя в организации.

Целью курсовой работы является исследование стиля руководства на примере ООО «Техно Групп» и разработка рекомендаций по оптимизации руководства.

Задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические аспекты роли руководителя в системе менеджмента предприятия;
  • рассмотреть влияние особенностей личности руководителя на эффективность руководства;
  • провести исследование эффективности деятельности руководителей подразделений предприятия на примере ООО «Техно Групп»;
  • разработать рекомендации по повышению компетентности руководства ООО «Техно Групп».

Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.

При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам оценки руководителя, материалы периодической печати и сети Internet, а так же бухгалтерская отчетность ООО «Техно Групп» за 2015-2017 годы.


1. Теоретические аспекты выбора стиля руководства организации

1.1. Роль и основные требования к руководителю организации

В социально-психологических публикациях понятие «руководство» обычно соседствует с анализом иного, весьма близкого по собственному психологическому содержанию понятия «лидерство». При суммировании взглядов ведущих специалистов в отношении сути феноменов лидерства и руководства, есть возможность сказать, что они представляют собой средство управления и организации социальной группы; обладают различной социальной и психологической природой; рассматриваются в качестве проявлений процесса межличностного влияния, которое реализуется при этом по различным каналам (официальным и отчасти неофициальным в системе взаимодействия «руководитель-подчиненный», неофициальным с системе взаимодействия «лидер-последователи»). При этом требуется обратить внимание на то, что в литературе отмечается известная относительность различий руководства и лидерства, констатируется существование диалектической взаимосвязи и взаимопроникновения данных феноменов.

Руководитель является лицом, на которое официально возлагаются функции по управлению коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива или группы перед вышестоящей инстанцией и обладает строго определенными возможностями санкционирования – наказания, поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (творческую, научную и пр.) активность.

Эффективность управления находит проявление в создании в социальной группе психологического климата позитивного типа, который направлен на то, чтобы укрепить сплоченность коллектива и своей деятельностью удовлетворить его членов.

Чтобы группа людей, которые вместе работают, стала подлинным коллективом, который действует в качестве единого социального организма, требуются определенные условия (общение членов группы в ходе сравнительно продолжительного срока; совместная общественно-полезная деятельность; действенная эмоциональная групповая идентификация; добровольное образование; специфика внутригрупповых отношений, которые складываются и др.). Эти характеристики дают представление о степени психологической и социальной зрелости группы.


Вопрос эффективности руководства группой обладает большой практической значимостью. Исследование процесса руководства первичным коллективом и выделение факторов его эффективности дает возможность выработки научно обоснованных рекомендаций, связанных с совершенствованием взаимодействия руководства с коллективом, имеющих в качестве конечной цели увеличение эффективности этого коллектива.

В соответствии с А.Д. Лебедевым, деятельность руководителя не может быть оценена лишь по ее собственным параметрам [19, c. 63]. Подлинный критерий ее оценки – это итоговый результат трудовой деятельности коллектива в целом, в котором органическим образом соединяются результаты трудовой деятельности и исполнителей, и руководителей. Н.И. Мурашко обращает внимание на то, что оценка эффективности подразумевает системный, целостный подход к объекту, учет минусов и плюсов возможно большего числа факторов, что дает возможность достижения максимального выигрыша при минимуме проигрыша [22, c. 118]. Таким образом, в наиболее общем виде в качестве меры эффективности могут пониматься степень достижения целей, которые были поставлены, соотнесенная с затратами. Согласно целям и функциям коллектива также определяются критерии его эффективности.

К традиционным блокам критериев эффективности, которые выделяются в российской литературе психологической тематики (продуктивность, удовлетворенность ее членов собственным трудом и его условиями, самой организацией, получаемым вознаграждением) может быть добавлен авторитет руководителя в качестве одного из показателей результативности руководства первичным коллективом то есть оценку коллективом соответствия субъективных качеств руководства объективным требованиям деятельности. Эта оценка появляется вследствие деятельности совместного характера и общения в коллективе и представляет собой тот самый своеобразный продукт деятельности группового характера. В соответствии с изложенной моделью ценностного обмена в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой группе, приписывание руководителю межличностного статуса может являться результатом ценностного, непосредственного его вклада в отношении определенного подчиненного, а также опосредованным результатом ценностного вклада руководства на групповом обменном уровне (то есть следствием объяснения подчиненными причин удовлетворенности членством в группе), так или иначе авторитет руководителя способен безусловно выступать в качестве одного из критериев эффективности руководства первичным коллективом вместе с удовлетворенностью и продуктивностью групповым членством) [11, c. 302].


Относительно психологических факторов эффективности руководства, то здесь могут подразумеваться три класса переменных: личностный, групповой, групповой и ситуационный характер.

К переменным первого типа отнесены различные личностные особенности членов группы, в том числе и руководителя. Переменные второго типа являются всем тем психологическими, точнее социально-психологическими образованиями, которые представляют собой продукт внутригруппового взаимодействия людей, к примеру, разные композиционные и структурно-динамические феномены группы. Переменные третьего типа являются психологическими или социально-психологическими образованиями, которые возникают в рамках социальной организации, к примеру, определенные аспекты климата организации.

Таким образом, одним из сложных вопросов, которые возникают при характеристике социальных процессов в малых группах, это вопрос об управлении. В то же время различают руководство и лидерство. Понятие лидерства отнесено к характеристике отношений психологического типа, которые возникают в группе «по вертикали», то есть с позиции отношений подчинения и доминирования. Понятие руководства более широкое: оно относится к организации всей деятельности группы, ко всему процессу управления.

1.2. Проблемы определения пригодности к управленческой работе

Множество специалистов утверждают, что в деятельности любой организации коммерческого типа успех на 80-90% имеет зависимость от руководителя. По этой причине к нему должны быть предъявлены жесткие требования, самые важные из которых - это собранность, справедливость, честность, требовательность, компетентность, умение ценить время подчиненных и свое время, коммуникабельность и др.

Американским ученым Н. Хилл на основе анализа жизни нескольких сотен известных преуспевающих руководителей-бизнесменов, были определены одиннадцать секретов управления [13, c. 41]:

  • решительность и смелость, которые базируются на знании самого себя и того дела, которому посвящена ваша жизнь;
  • самоконтроль в качестве прекрасного примера для исполнителей, стремящихся к подражанию руководителю;
  • острое чувство справедливости, без которого руководитель теряет уважение со стороны подчиненных и моральное право командовать;
  • ясные планы, то есть руководитель осуществляет планирование своей работы и работает над планом;
  • честные решения, то есть руководитель показывает уверенность в себе;
  • привычка сверхурочно работать, то есть готовность работать больше, чем он требует от подчиненных;
  • привлекательная личность, поскольку исполнители прекращают уважать руководителя, который не следит за собой и собственной репутацией;
  • понимание и сочувствие – руководитель должен обладать умение сочувствия и понимания проблем подчиненных;
  • совершенное владение ситуацией и предметом – руководитель знает дело как «свои пять пальцев»;
  • готовность брать на себя ответственность за упущения и ошибки подчиненных;
  • сотрудничество – руководитель должен применять и понимать усилия совместного типа, и у подчиненных воспитывать способность сотрудничать. Для управления необходима энергия, а ее дает сотрудничество [35, c.52].

Разумеется, данные секреты успеха в управлении исчерпывающими не являются. К таким секретам может быть, например, отнесено и умение руководителя осуществлять подбор кадров, то есть формировать собственную «команду».

Множество руководителей свою «команду» подбирают лишь по критерию преданности, «забывая» о необходимости существования и других критериев, которые не менее важны, таких как неординарность мышления, компетентность, организаторские и прочие способности. Талантливые личности, обычно, обладают своей точкой зрения, порой они «ершистые» и с ними трудно работать, однако интересно. К сожалению, множество руководителей не находят с ними общего языка и под различными предлогами пытаются освободиться от них. Прок от такого руководителя не слишком большой. Настоящий руководитель ищет талантливых работников сам, создает хорошие условия для них, обладает умением сотрудничать с ними, и результаты деятельности такого руководителя обычно блестящие.

В сегодняшних условиях самая актуальная проблема России заключается в расстановке и подборе таких руководителей, в особенности руководителей высшего звена, которые работали бы не на одних лишь, но и на государство и общество в целом, то есть, чтобы у них было чувство патриотизма. Без наличия данного критерия у большей части руководителей вряд ли может быть создана сильная и процветающая Россия.

Мы начали забывать о чувстве патриотизма к собственной стране и ее гражданам. Патриотизм является очень емким понятием в словаре оно трактуется так: «Патриотизм (греч. palre – родина) - общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение к своей стране, которое определяется в определенном образе действий общественных чувств, обычно названном любовью к родине».

В особенности стоит остановиться на предмете наличия чувства патриотизма у олигархов РФ, сосредоточивших в собственных руках громадные ресурсы финансового характера.

С их стороны патриотизм заключен, прежде всего, в том, чтобы «их ресурсы» работали на благо граждан и самой России. К сожалению, так получается не всегда.

Весьма важным критерием для руководителя любого уровня является острота восприимчивости ко всему передовому и новому. Без наличия у руководителя данного критерия вряд ли организация, руководимая им, способна достичь чего-то значительного.

Недавно компанией Robert Half International был проведен социологический опрос, результаты которого в полной мере подтвердили мнение, бытовавшее среди экспертов. На просьбу составить портрет современного руководителя, с которым хотелось бы вместе работать, около 75% из 6000 офисных работников, участвующих в исследовании, заявили, что хотят иметь наставника в лице руководителя. По мнению людей, руководитель должен помогать своим подопечным и содействовать их карьерному росту [36, c. 28].