ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2683
Скачиваний: 4
Правовое регулирование трудовых отношений сезонных работников осуществляется главой 24 ТК. Перечень сезонных работ утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 56 (с изменениями и дополнениями от 28.05.2007 г.).
Сезонные работники – работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре.
Сезонным работникам не устанавливается предварительное испытание при приеме на работу. Трудовой договор при приеме на сезонные работы заключается на срок, не превышающий продолжительности сезона. Если работник принят на работы, перечисленные в перечне сезонных работ, на срок до двух месяцев, а для замещения отсутствующего работника на срок до четырех месяцев, на него распространяется действие законодательства о временных, а не о сезонных работниках.
Сезонные работники имеют право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом нанимателя письменно за три дня.
По инициативе нанимателя трудовой договор с сезонными работниками может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 42 ТК (за исключением п. 6) и ст. 44 ТК. Кроме того, такой трудовой договор может быть расторгнут в случаях: приостановки работ на срок более двух недель по причинам производственного характера или сокращения объема работ у нанимателя; отсутствия сезонного работника на работе вследствие временной нетрудоспособности непрерывно в течение более одного месяца.
При
увольнении сезонного работника в связи
с приостановкой работ на срок более
двух недель или сокращением объема
работ выходное пособие выплачивается
в размере не менее недельного среднего
заработка,
а при увольнении в связи
с призывом на военную службу – в размере
двухнедельного среднего заработка.
2. Трудовые договоры с работниками-надомниками
и домашними работниками
Правовое регулирование трудовых отношений работников-надомни-ков осуществляется главой 25 ТК, а также Положением об условиях труда работников-надомников, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 11 апреля 2000 г. № 48 (с изменениями и дополнениями от 18.12.2008 г.).
Работниками-надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор с нанимателем о выполнении работы на дому личным трудом из материалов и с использованием оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств этого нанимателя (ст. 304 ТК).
Право выбора работника, с которым будет заключен трудовой договор о выполнении работы на дому, принадлежит нанимателю. Однако трудовое законодательство (ст. 305 ТК) предусматривает преимущественное право на заключение трудового договора на дому: 1) женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет (детей-инвалидов до 18 лет); 2) инвалидов и пенсионеров (независимо от вида назначенной пенсии); 3) лиц с пониженной трудоспособностью, которым в установленном порядке рекомендован труд в надомных условиях; 4) лиц, осуществляющих уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе; 5) лиц, занятых на работах с сезонным характером производства (в межсезонный период), а также обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования; 6) лиц, которые по объективным причинам не могут быть заняты непосредственно на производстве в данной местности.
Наниматель предоставляет в бесплатное пользование работников-надомников инструменты, оборудование, механизмы и приспособления, своевременно осуществляет их ремонт. Если работник-надомник использует свои инструменты, оборудование, механизмы и приспособления, ему выплачивается за их износ компенсация (амортизация), размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем. По согласованию сторон работнику-надомнику могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением для нанимателя работы на дому (стоимость электроэнергии, воды и т. д.).
Вся выполняемая работа оплачивается работникам-надомникам в одинарном размере, если трудовым договором не предусмотрена более высокая оплата. Наниматель вправе премировать работников-надомников в соответствии с действующим у него положением о премировании, коллективным и трудовым договором.
Трудовые договоры с домашними работниками заключаются с учетом положений гл. 26 ТК, а также постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.08.2006 г. № 99 «Об утверждении перечня видов услуг, которые могут выполнять домашние работники».
Домашними работниками признаются лица, выполняющие по трудовому договору работу в домашнем хозяйстве граждан, оказывающие им техническую помощь в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг, предусмотренные законодательством (ст. 308 ТК).
Рабочим местом домашнего работника является место жительства нанимателя, так как нанимателем выступает физическое лицо.
Трудовой договор не заключается, если работа носит краткосрочный характер (до 10 дней в общей сложности в течение месяца). Заключенный трудовой договор должен быть зарегистрирован в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства нанимателя не позднее семи дней после подписания. Для регистрации трудового договора в местном исполнительном и распорядительном органе стороны представляют его в трех экземплярах (один остается в исполкоме, другие выдаются сторонам).
Договор удостоверяется подписью должностного лица, осуществляющего регистрацию, скрепляется печатью исполкома и регистрируется в специальной книге. Местный исполнительный и распорядительный орган, зарегистрировавший трудовой договор, ведет на домашних работников трудовые книжки.
Согласно ст. 310 ТК, не допускается заключение трудового договора о работе на дому гражданами с лицами, состоящими с ними в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов). Данная норма направлена на предотвращение заключения мнимых трудовых договоров, то есть без намерения выполнять такую работу в действительности.
Рабочее время и время отдыха домашних работников определяются по соглашению сторон. Однако продолжительность рабочего времени должна быть не более 40 часов в неделю, а продолжительность трудового отпуска не менее 24 календарных дней.
Для ведения учета получаемой заработной платы домашним работником исполнительным и распорядительным органом выдается работнику расчетная книжка, форма которой и порядок ее ведения устанавливаются правительством или уполномоченным им органом. Эта книжка находится у работника и предоставляется нанимателю для записи расчетов по заработной плате.
Трудовой договор с домашним работником может быть расторгнут по соглашению сторон (предупредить об этом необходимо за три дня), а также по основаниям, предусмотренным ТК.
3. Трудовые договоры о работе по совместительству
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, закреплены в главе 32 ТК.
Совместительством является выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК). Совместительство предполагает наличие двух трудовых договоров – по основной работе и по совмещаемой работе.
Работа по совместительству возможна как у того же нанимателя, так и у другого. При выполнении работы по совместительству у того же нанимателя (внутреннее совместительство) совмещаемая работа должна быть по другой специальности, должности, чем основная работа, за исключением случаев, когда законом предусмотрена возможность совместительства по той же профессии, должности, специальности (медицинским и педагогическим работникам).
При совместительстве у другого нанимателя (внешнее совместительство) согласия нанимателя по основному месту работы не требуется, работа по трудовому договору может выполняться по любой специальности или должности.
Не считается совместительством выполнение таких работ, как: техническая, медицинская или иная экспертиза с разовой оплатой труда; педагогическая работа с почасовой оплатой труда (не более 240 часов в год); дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени и другая в соответствии с законодательством.
Трудовой кодекс содержит определенные ограничения работы по совместительству (ст. 348 ТК).
Продолжительность рабочего времени для работающих по совместительству не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленного ст. 111–114 ТК. Оплата труда работающих по совместительству производится пропорционально отработанному времени.
Работникам, работающим по совместительству, трудовой отпуск предоставляется одновременно с трудовым отпуском по основной работе. Если продолжительность трудового отпуска работника на работе по совместительству меньше, чем продолжительность трудового отпуска по основному месту работы, наниматель по его просьбе предоставляет ему социальный отпуск соответствующей продолжительности без сохранения заработной платы. Часть трудового отпуска работающего по совместительству, превышающая трудовой отпуск по основной работе, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Увольнение работников, работающих по совместительству, может производиться по общим основаниям, предусмотренным законодательством о труде. Помимо оснований, предусмотренных кодексом и другими законодательными актами, трудовой договор с работниками по совместительству может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.
Тема 19. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ТРУДЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НАНИМАТЕЛЕЙ
И УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
НАНИМАТЕЛЯ
ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
2. Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц нанимателя за несоблюдение законодательства о труде.
1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труд
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
Надзор – это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.
Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов.
В зависимости от органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.
Систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством:
1. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица (осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охраной труда).
2. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям с правами юридического лица (осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации).
3. Государственный департамент по энергоэффективности Республики Беларусь Государственного комитета по стандартизации (осуществляет государственный энергетический надзор).
4. Органы санитарно-эпидемиологической службы (осуществляют надзор за соблюдением нанимателями санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил).
5. Органы по труду, занятости и социальной защите (проводят проверки по вопросам соблюдения законодательства о занятости населения).
6. Органы прокуратуры – играют важную роль в защите трудовых прав работников. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.
Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах в Республике Беларусь» от 22 апреля 1992 г. (в редакции от 14 июля 2000 г.) с последующими изменениями и дополнениями, ст. 463 ТК закрепляют право профсоюзов на общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630.
Различают предварительный, последующий и текущий контроль.
Предварительный контроль имеет место, когда установление или применение прав, обязанностей работника, условий труда осуществляется совместно, по согласованию или с учетом мнения профессионального союза.
Последующий контроль может осуществляться при рассмотрении конкретного обращения граждан с целью выявить уже допущенное нарушение и принять меры по восстановлению прав заявителя.
Текущий контроль проводится на основе плана работы профкома.
Представители профсоюза имеют право: осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; с ведома руководства организаций посещать организации любых организационно-правовых форм, в которых работают члены этого профсоюза, для проведения проверок; запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; заслушивать на заседаниях полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда и другие.
Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о труде, представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления и обязательно для исполнения ими. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.