ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2558
Скачиваний: 2
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства»
И.А. Оганесян
У П Р А В Л Е Н И Е
П Е Р С О Н А Л О М
П р а к т и к у м
Минск 2013
УДК 658.3.012.4
ББК 65.050.2-6
О-36
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства
А в т о р
доцент кафедры управления Частного института управления
и предпринимательства кандидат экономических наук,
доцент
И.А. Оганесян
Р е ц е н з е н т ы:
доцент кафедры экономики предприятий БГЭУ
кандидат экономических наук, доцент
С.С. Ткаченко
;
зав. кафедрой психологии Минского института управления
кандидат исторических наук, доцент
И.Т. Кавецкий
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры управления,
протокол № 3 от 27 октября 2012 г.
Оганесян, И.А.
О-36 Управление персоналом: практикум / И.А. Оганесян. –
Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2013. – 76 с.
ISBN 978-985-7063-02-4.
В соответствии с учебной программой курса «Управление персона-
лом» в практикум включены тесты, практические ситуации, деловые игры,
практические рекомендации, систематизированные по разделам: менеджер,
персонал, технологии управления персоналом, техника личной работы,
само менеджмент.
Предназначено для студентов Частного института управления и пред-
принимательства.
УДК 658.3.012.4
ББК 65.050.2-6
ISBN 978-985-7063-02-4
© Оганесян И.А., 2013
© Частный институт управления и предпринимательства, 2013
3
Введение
Учебная дисциплина «Управление персоналом» помогает сту-
дентам в выработке навыков практического руководства людьми,
умения взаимодействовать в производственном процессе с учетом
профессиональных и личных качеств коллег, партнеров и клиентов.
Это достигается в учебном процессе посредством использования
индивидуальных заданий, анализа хозяйственных и управленческих
ситуаций, деловых игр, а также анкет и тестов для самооценки сту-
дентами уровня собственной профессиональной подготовленности.
Настоящее пособие включает в себя описание практических
заня тий по курсу «Управление персоналом». Дополняет учебное
пособие по лекционному курсу данной дисциплины. Использованы
практические разработки ведущих российских и отечественных ву-
зов, а также собственные наработки авто ра по применению актив-
ных методов в учебном процессе.
Конкретное количество заданий определяется объемом практи-
ческих занятий и изучаемых тем, представленных в учебно-темати-
ческом плане программы учебного курса «Управление персоналом».
При подготовке практикума автор руководствовался общеме-
тодическими рекомендациями для проведения отдельных видов
заня тий и учитывал, что управление как практическая дисциплина
основывается на теориях и концепциях, которые являются отраже-
нием обобщенного опыта управления. В управлении поведением
людей в производственных условиях зачастую нет однозначных
реше ний, многое определяется познанием существующих реальных
проблем и путей их решения, особенностями личности самого мене-
джера и его сотрудников.
В силу специфики управления как преимущественно практиче-
ской деятельности обучение осуществляется посредством моделиро-
вания действий в ходе приобретения студентом собственного опыта.
Практические формы занятий с использованием в учебном про-
цессе активных методов обучения управлению позволяют студенту:
– развивать аналитическое мышление, ясно и убедительно изла-
гать собственную точку зрения;
– исследовать и оценивать информацию, обрабатывать и струк-
турировать ее;
– выявлять и диагностировать управленческие проблемы;
4
– учиться принимать решения в условиях неопределенности или
на основе неполной информации;
– понимать поведение человека, его поступки и предсказывать
его возможные действия;
– развивать коммуникативные способности, правильно переда-
вать смысл своих действий и интерпретировать ответные реакции;
– уметь работать в группе, соотносить свои интересы с требова-
ниями группы, коллектива.
При освоении курса «Управление персоналом» большое значе-
ние для изучения практического опыта и выработки собственных
навыков принятия решений в области персонала имеют следующие
виды занятий:
1 Задания для индивидуального анализа и принятия конкрет
-
ных управленческих решений.
На основе выбора из имеющихся вариантов или предложения
собственного аргументированного решения происходит выработка
навыков индивидуального принятия решения.
2 Производственные и хозяйственные ситуации («кейсы»)
для анализа в подгруппах и принятия коллегиальных решений.
На основе описания действительных событий из практики биз-
неса, выбора и обсуждения в подгруппах путей решения проблемы
и курса последующих действий с ориентацией на сведения об окру-
жающей среде происходит выработка навыков коллективного при-
нятия решений.
3 Деловые игры по моделированию управленческих процессов
и механизмов принятия решений.
Работа осуществляется в подгруппах на основе имитации раз-
личных процессов, исполнения ролей должностных лиц, экспертов.
Принимаемые решения затем обсуждаются в групповых дискуссиях,
т. е. имеет место характер соперничества играющих сторон, проис-
ходит выработка навыков работы в управленческой команде, оценки
работы команд по отобранным критериям.
4
Тестовая самооценка подготовленности к профессиональ
-
ной управленческой деятельности.
На основе комплекта тестов выявляются наличие и степень
проявления у себя интереса к будущей профессии, способности
к руководству людьми, стиля деятельности, навыков общения. Спо-
собствует выработке самооценки профессионально важных качеств
менеджера в работе с людьми.
5
1 МЕНЕДЖЕР
1.1 Тест «Начинающему руководителю»
Ознакомьтесь с тестом
1 Готовясь вступить в должность руководителя в новом тру-
довом коллективе, вы опасаетесь больше всего, что:
а) можете оказаться менее осведомленными в сути дела, чем
ваши подчиненные;
б) вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами ре-
шения;
в) не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хоте-
лось.
2 Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то:
а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случивше-
еся несущественным («подумаешь, бывает и хуже»), и направитесь
«рассеяться», например на концерт;
б) начнете лихорадочно раздумывать: а нельзя ли свалить вину
на кого-либо другого или, в крайнем случае, на объективные обстоя-
тельства;
в) анализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш соб-
ственный промах, и думаете, как исправить дело;
г) у вас опустятся руки, испытаете отчаяние, впадете в депрессию.
3 Какое из нижеперечисленных сочетаний качеств и черт
наиболее подходит к вам:
а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлитель-
ный, медлительный, послушный;
б) приветливый, назойливый, энергичный, находчивый, требо-
вательный, решительный;
в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный,
исполнительный, логичный?
4 Считаете ли вы, что большинство людей:
а) любят работать хорошо и старательно;
б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их мо-
тивируют должным образом;
в) трактуют работу как необходимость, не более?