Файл: М - 907.Оганесян_Управление персоналом. Практикум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 2558

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Учреждение образования  

«Частный институт управления и предпринимательства»

И.А. Оганесян

У П Р А В Л Е Н И Е 

П Е Р С О Н А Л О М

П р а к т и к у м

 

 

Минск 2013


background image

УДК 658.3.012.4

ББК 65.050.2-6

    О-36

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом  

Частного института управления и предпринимательства

А в т о р

доцент кафедры управления Частного института управления  

и предпринимательства кандидат экономических наук,  

доцент

 

И.А. Оганесян

Р е ц е н з е н т ы:

доцент кафедры экономики предприятий БГЭУ  

кандидат экономических наук, доцент 

С.С. Ткаченко

;

зав. кафедрой психологии Минского института управления  

кандидат исторических наук, доцент

 И.Т. Кавецкий

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры управления,  

протокол № 3 от 27 октября 2012 г.

 

Оганесян, И.А.

О-36        Управление  персоналом:  практикум  /  И.А.  Оганесян.  –  

 

Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2013. – 76 с.

 

      ISBN 978-985-7063-02-4.

В  соответствии  с  учебной  программой  курса  «Управление  персона-

лом» в практикум включены тесты, практические ситуации, деловые игры, 

практические рекомендации, систематизированные по разделам: менеджер, 

персонал,  технологии  управления  персоналом,  техника  личной  работы, 

само менеджмент.

Предназначено для студентов Частного института управления и пред-

принимательства.

УДК 658.3.012.4

ББК 65.050.2-6

ISBN 978-985-7063-02-4 

© Оганесян И.А., 2013

 

 

 

© Частный институт управления и предпринимательства, 2013


background image

3

Введение

Учебная  дисциплина  «Управление  персоналом»  помогает  сту-

дентам  в  выработке  навыков  практического  руководства  людьми, 

умения  взаимодействовать  в  производственном  процессе  с  учетом 

профессиональных и личных качеств коллег, партнеров и клиентов.

Это достигается в учебном процессе посредством использования 

индивидуальных заданий, анализа хозяйственных и управленческих 

ситуаций, деловых игр, а также анкет и тестов для самооценки сту-

дентами уровня собственной профессиональной подготовленности.

Настоящее  пособие  включает  в  себя  описание  практических 

заня тий  по  курсу  «Управление  персоналом».  Дополняет  учебное 

пособие по лекционному курсу данной дисциплины. Использованы 

практические разработки ведущих российских и отечественных ву-

зов, а также собственные наработки авто ра по применению актив-

ных методов в учебном процессе.

Конкретное количество заданий определяется объемом практи-

ческих занятий и изучаемых тем, представленных в учебно-темати-

ческом плане программы учебного курса «Управление персоналом».

При  подготовке  практикума  автор  руководствовался  общеме-

тодическими  рекомендациями  для  проведения  отдельных  видов 

заня тий и учитывал, что управление как практическая дисциплина 

основывается на теориях и концепциях, которые являются отраже-

нием  обобщенного  опыта  управления.  В  управлении  поведением 

людей  в  производственных  условиях  зачастую  нет  однозначных 

реше ний, многое определяется познанием существующих реальных 

проблем и путей их решения, особенностями личности самого мене-

джера и его сотрудников.

В силу специфики управления как преимущественно практиче-

ской деятельности обучение осуществляется посредством моделиро-

вания действий в ходе приобретения студентом собственного опыта.

Практические формы занятий с использованием в учебном про-

цессе активных методов обучения управлению позволяют студенту:

– развивать аналитическое мышление, ясно и убедительно изла-

гать собственную точку зрения;

– исследовать и оценивать информацию, обрабатывать и струк-

турировать ее;

– выявлять и диагностировать управленческие проблемы;


background image

4

– учиться принимать решения в условиях неопределенности или 

на основе неполной информации;

–  понимать поведение человека, его поступки и предсказывать 

его возможные действия;

–  развивать  коммуникативные  способности,  правильно  переда-

вать смысл своих действий и интерпретировать ответные реакции;

– уметь работать в группе, соотносить свои интересы с требова-

ниями группы, коллектива.

При освоении курса «Управление персоналом» большое значе-

ние  для  изучения  практического  опыта  и  выработки  собственных 

навыков принятия решений в области персонала имеют следующие 

виды занятий:

1  Задания для индивидуального анализа и принятия конкрет

-

ных управленческих решений.

На  основе  выбора  из  имеющихся  вариантов  или  предложения 

собственного  аргументированного  решения  происходит  выработка 

навыков индивидуального принятия решения.

2  Производственные  и  хозяйственные  ситуации  («кейсы») 

для анализа в подгруппах и принятия коллегиальных решений.

На основе описания действительных событий из практики биз-

неса, выбора и обсуждения в подгруппах путей решения проблемы 

и курса последующих действий с ориентацией на сведения об окру-

жающей среде происходит выработка навыков коллективного при-

нятия решений.

3  Деловые игры по моделированию управленческих процессов 

и механизмов принятия решений.

Работа осуществляется в подгруппах на основе имитации раз-

личных процессов, исполнения ролей должностных лиц, экспертов. 

Принимаемые решения затем обсуждаются в групповых дискуссиях, 

т. е. имеет место характер соперничества играющих сторон, проис-

ходит выработка навыков работы в управленческой команде, оценки 

работы команд по отобранным критериям.

4

  Тестовая самооценка подготовленности к профессиональ

-

ной управленческой деятельности.

На  основе  комплекта  тестов  выявляются  наличие  и  степень 

проявления  у  себя  интереса  к  будущей  профессии,  способности 

к руководству людьми, стиля деятельности, навыков общения. Спо-

собствует выработке самооценки профессионально важных качеств 

менеджера в работе с людьми.


background image

5

1 МЕНЕДЖЕР

1.1  Тест «Начинающему руководителю»

Ознакомьтесь с тестом

1  Готовясь вступить в должность руководителя в новом тру-

довом коллективе, вы опасаетесь больше всего, что:

а)  можете  оказаться  менее  осведомленными  в  сути  дела,  чем 

ваши подчиненные;

б)  вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами ре-

шения;

в)  не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хоте-

лось.

2  Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то:

а)  постараетесь  утешиться,  пренебрегая  ею,  считая  случивше-

еся несущественным («подумаешь, бывает и хуже»), и направитесь 

«рассеяться», например на концерт;

б)  начнете лихорадочно раздумывать: а нельзя ли свалить вину 

на кого-либо другого или, в крайнем случае, на объективные обстоя-

тельства;

в)  анализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш соб-

ственный промах, и думаете, как исправить дело;

г) у вас опустятся руки, испытаете отчаяние, впадете в депрессию.

3  Какое  из  нижеперечисленных  сочетаний  качеств  и  черт 

наиболее подходит к вам:

а)  скромный,  общительный,  снисходительный,  впечатлитель-

ный, медлительный, послушный;

б)  приветливый, назойливый, энергичный, находчивый, требо-

вательный, решительный;

в)  работящий,  уверенный  в  себе,  сдержанный,  старательный, 

исполнительный, логичный?

4  Считаете ли вы, что большинство людей:

а)  любят работать хорошо и старательно;

б)  добросовестно относятся к работе только тогда, когда их мо-

тивируют должным образом;

в)  трактуют работу как необходимость, не более?