Файл: М-822. Лещик.Трудовое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 2679

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частный институт управления и предпринимательства







С. М. Лещик

А. И. Петрович

Н. О. Бобровская





ТРУДОВОЕ ПРАВО

(Особенная часть)



Учебно-методическое пособие

















Минск 2009

УДК 349.2(476)

ББК 67.405(4Беи)

Л 54


Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства


Авторы:

доцент кафедры гражданских и уголовно-правовых дисциплин
Частного института управления и предпринимательства
С. М. Лещик (темы 7–9, 18, 19);

ст. преподаватель кафедры гражданских и уголовно-правовых

дисциплин Частного института управления и предпринимательства
А. И. Петрович (темы 10–13);

преподаватель кафедры гражданских и уголовно-правовых дисциплин
Частного института управления и предпринимательства
Н. О. Бобровская (темы 14–17)


Рецензенты:

ведущий юрисконсульт ГУ «Национальный академический драматический театр имени М. Горького» кандидат юридических наук А. Е. Орса;

начальник цикла уголовно-правовых дисциплин
кафедры правового обеспечения деятельности органов
пограничной службы пограничного факультета Учреждения образования
«Военная академия Республики Беларусь» кандидат юридических наук
Д. П. Семенюк


Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гражданских
и уголовно-правовых дисциплин, протокол № 5 от 15 декабря 2008 г.



Лещик, С. М.

Л 54 Трудовое право (Особенная часть): учеб.-метод. пособие /
С. М. Лещик,
А. И. Петрович, Н. О. Бобровская.– Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2009.– 98 с.


ISBN 978-985-6877-58-5.


Изложены краткие ответы на основные вопросы Особенной части трудового права.

Для студентов по специальности «Правоведение» Частного института управления и предпринимательства.


УДК 349.2(476)

ББК 67.405(4Беи)


© Лещик С. М., Петрович А. И., Бобровская Н. О., 2009

ISBN 978-985-6877-58-5 © Частный институт управления и предпринимательства, 2009



ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ


Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОУСТРОЙСТВА


1. Понятия занятости, трудоустройства и их формы.

2. Государственная служба занятости.

3. Понятие безработного и его правовой статус.



1. Понятия занятости, трудоустройства и их формы


Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы занятости и трудоустройства граждан, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З (с изменениями и дополнениями от 20 июня 2008 г.) (далее – Закон) и др.

Занятость – это деятельность граждан Республики Беларусь (далее – граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) (далее – заработок).

Согласно ст. 2 Закона, занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

обучающиеся на очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;

осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

занимающиеся иной, не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

В Законе не содержится классификации форм занятости, однако из его содержания можно выделить следующие формы занятости:

1) оплачиваемая деятельность, т. е. деятельность, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода;

2) деятельность, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры; граждане, не достигшие трудоспособного возраста; безработные и др.

Понятие занятости неразрывно связано с понятием трудоустройства. Однако трудоустройство является более узким понятием, предшествует занятости и является ее важнейшей гарантией.

Трудоустройство – это предшествующий занятости процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройства на эту работу. Трудоустройство также возможно, если работника не устраивает работа, и он подыскивает себе другую работу. Различают следующие формы трудоустройства граждан:


1) прямое (самостоятельное) обращение к нанимателю по поводу устройства на работу;

2) обращение к посреднику: в государственную службу занятости либо негосударственные организации, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности.



2. Государственная служба занятости


Государственная служба занятости построена по административно-территориальному принципу и имеет трехуровневую иерархическую структуру.

Республиканский уровень представлен Департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Областной уровень представляют комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Районный уровень представляют управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;

организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат (пособия по безработице, стипендии в период обучения, оказание материальной помощи безработным и членам их семей);

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;

организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ;

организацию контроля за соблюдением законодательства о занятости населения;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Одной из основных задач государственной службы занятости является поиск и предложение безработным подходящей работы.

Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено законом (ст. 4 Закона).

Работа не может быть подходящей, если:

она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;

отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;

условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям техники безопасности и производственной санитарии;


предлагаемый заработок на 10% и более ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

Если в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности). При этом учитываются способности безработного, состояние его здоровья, опыт работы, доступность средств обучения.

Правоотношения между государственной службой занятости и нанимателем характеризуются установлением определенных обязанностей нанимателей в отношении государственной службы занятости. Согласно ст. 21 Закона, наниматели обязаны:

не позднее чем за 3 месяца представлять письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников;

не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите;

письменно уведомлять органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест в течение 2 недель со дня их образования;

создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность на данном предприятии;

перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости;

предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным;

принимать на работу граждан, направленных органами государственной службы занятости в счет брони;

принимать на работу выпускников учебных заведений;

другие обязанности в соответствии с законодательством.

В республике создан государственный фонд содействия занятости. Он является государственным целевым бюджетным фондом, сформирован в целях страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов нанимателей; средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения; добровольных пожертвований и других поступлений. В компетенцию органов государственной службы занятости входят вопросы распоряжения средствами данного фонда.



3. Понятие безработного и его правовой статус


Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органе по труду, занятости и социальной защите в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет; отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством срока такой работы.


Регистрация безработных осуществляется в соответствии с Положением «О порядке регистрации безработных граждан в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 г. № 1549.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет следующие документы: паспорт или иной документ, его заменяющий; трудовую книжку; диплом об образовании, квалификации, ее повышении; справку о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы; декларацию о доходах. В отдельных случаях граждане дополнительно предоставляют и другие документы, например: копии свидетельства о рождении детей – при наличии детей в возрасте до 14 лет; военный билет и справку военкомата – представляют уволенные из рядов Вооруженных Сил; справку об освобождении – освобожденные из мест лишения свободы и т. д.

После регистрации гражданина в качестве безработного он приобретает право на трудоустройство, которое тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно: правом на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку; бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения; социальные гарантии и компенсации; обжалование неправомерных действий органов службы занятости.

Социальные гарантии – это материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы или безработице. В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1. Выплату в установленном порядке пособия по безработице. Решение о назначении пособия (либо об отказе в его назначении) принимается в течение 10 календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации. Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите. Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработного в установленном порядке в орган по труду, занятости и социальной защите. Зарегистрированным безработным без права получения пособия по безработице могут выплачиваться такие пособия при условии их участия в оплачиваемых общественных работах.

2. Оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи. Такая помощь может быть произведена за счет средств фонда содействия занятости членам семьи безработного, находящегося на иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие в связи с истечением его срока. Решение принимается с учетом материального положения безработного и членов его семьи.