ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1674
Скачиваний: 24
Выделение средств из инновационных фондов осуществляется на безвозвратной основе, из средств Белорусского инновационного фонда - на возвратной или безвозвратной основе.
Распорядители средств инновационных фондов осуществляют мониторинг за их целевым использованием получателями.
Министерство финансов ежегодно до 20 марта представляет в Государственный комитет по науке и технологиям отчет об использовании средств инновационных фондов за истекший год.
Распорядители средств инновационных фондов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляют в Государственный комитет по науке и технологиям отчет об использовании средств инновационных фондов по направлениям использования в соответствии с утвержденной сметой расходов средств инновационного фонда по направлениям использования вместе с пояснительной запиской к нему.
В пояснительной записке отражаются эффективность использования средств инновационных фондов (социальный и (или) экономический эффект, достигнутый в результате внедрения определенного инновационного проекта (мероприятия), номенклатура выпускаемой новой продукции, объем экспорта произведенной продукции, количество созданных новых рабочих мест.
Государственный комитет по науке и технологиям ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, направляет в Совет Министров Республики Беларусь отчет о результатах и эффективности использования средств инновационных фондов.
2. Фонд национального развития.
Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития (ФНР) является часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.
Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.
В соответствии Указом Президента от 28 декабря 2005 года № 637 Совет Министров ежегодно до 15 апреля по результатам работы за предыдущий отчетный год утверждает перечень высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, а также размер части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, порядок и сроки ее перечисления.
Порядок определения сумм, подлежащих перечислению в ФНР, предполагает изъятие в бюджет у высокорентабельных организаций 50% неиспользованной по состоянию на начало текущего года чистой прибыли (с учетом остатков нераспределенной прибыли за прошлые периоды). При этом при определении размера платежа учитываются суммы прибыли:
● перечисленной в бюджет в виде дивидендов (части прибыли);
● перечисленной в фонд национального развития по отдельным решениям Президента Республики Беларусь;
● направленной на финансирование инвестиций во внеоборотные активы (на создание и приобретение основных средств производственного назначения, их реконструкцию (модернизацию, реставрацию), в том числе осуществляемых по договору простого товарищества, и нематериальных активов, а также на погашение кредитов (займов), полученных на эти цели (за вычетом амортизации основных средств и нематериальных активов, начисленной с начала отчетного периода));
● необходимой для реализации планов модернизации организаций в текущем году за счет собственных средств в размерах, превышающих ожидаемую на текущий год сумму амортизации основных средств и нематериальных активов.
По итогам работы за 2013 год такой перечень утвержден постановлением Правительства от 28.03.2014 № 282 «О некоторых вопросах формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития в 2014 году». В него включена 61 организация ( в 2013 году – 80 организаций), которая в 2014 году (ежемесячно равными долями в течение апреля – декабря) перечисляла в ФНР в общей сумме 463,0 млрд. Br.
-
Республиканский дорожный фонд
Республиканский дорожный фонд существовал в Беларуси до 2009 года включительно, а затем был упразднен. В связи с необходимостью финансирования мероприятий дорожного хозяйства в 2015 году формирование данного фонда решили возобновить. Структура доходов республиканского дорожного фонда:
-
государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении – 64,2 %;
-
плата за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь с системой электронного сбора платы BelToll - 23,3 %;
-
сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь - 8 %;
-
плата за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
Расходы дорожного фонда на 2015 год будут финансироваться за счет указанных выше источников, а также за счет общих расходов республиканского бюджета.
Основной объем средств республиканского дорожного фонда будет направлен на реализацию мероприятий "Дороги Беларуси" (74,5 %):
-
содержание и текущий ремонт автомобильных;
-
строительство и реконструкцию автодорог;
-
капитальный ремонт автодорог;
-
погашение кредитов банков и выплату процентов по ним;
-
прочие мероприятия программы.
Средства, перечисляемые в местные бюджеты в качестве субвенций, будут направляться на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт местных дорог и улиц в населенных пунктах, которые являются продолжением республиканских и местных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием. Кроме того, средства будут тратиться на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных дорог радиального направления и МКАД.– 4,5 %.
8.4. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Фонд социальной защиты населения (далее - Фонд) образован в 1993 году в целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования.
Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы. Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.
В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.
Средства государственного социального страхования образуются за счет:
-
обязательных страховых взносов;
-
взносов на профессиональное пенсионное страхование;
-
ассигнований из республиканского бюджета;
-
доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
-
доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
-
поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
-
сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
-
других поступлений.
Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.
Имущество Фонда является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы.
В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (далее - территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.
Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:
-
выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
-
выплату профессиональных пенсий;
-
выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
-
оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
-
выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
-
финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
-
финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
-
финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;
-
финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
Доходы и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Тема 9. Организация бюджетного контроля
9.1.Содержание, задачи и формы бюджетного контроля
9.2. Органы бюджетного контроля, их полномочия
9.3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
9.1.Содержание, задачи и формы бюджетного контроля
Бюджетный контроль – это совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов.
Как неотъемлемая составляющая финансового контроля бюджетный контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Благодаря тому, что бюджетный контроль охватывает всю сферу бюджетных отношений и множество разнонаправленных бюджетных потоков, он служит важнейшим каналом получения объективной информации об использовании финансовых ресурсов государства.
Его значение заключается в предупреждении правонарушений бюджетного законодательства на всех этапах бюджетного процесса, содействии успешной реализации бюджетной политики государства.
Бюджетный контроль охватывает общественный сектор экономики, предпринимательскую деятельность, проверяя правильность составления налоговых расчетов и деклараций, выполнение предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета, предоставление предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот.
Задачи бюджетного контроля:
-
обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
-
контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
-
проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
-
улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
-
выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
-
контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
-
проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
-
контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;
-
пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, бюджетных трансфертов отдельным категориям плательщиков и регионам;
-
выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказаний к виновным лицам;
-
проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
По времени проведения различают три формы бюджетного контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Предварительный бюджетный контроль осуществляется при составлении
проекта бюджета, проверке смет учреждений, выдаче ссуд и перечислении бюджетных средств.
Текущий бюджетный контроль производится во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения. Его задача – предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам, обеспечить расходование средств в соответствии с фактически выполненными работами, оказанными услугами, с учетом сроков выплаты наличных денежных средств и освоения ранее выданных ассигнований.