Файл: Учебное пособие Госбюджет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1672

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При последующем бюджетном контроле проверяются правильность, законность, целесообразность и эффективность произведенных расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей после завершения финансово-хозяйственных и учетных операций по ним, при внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Осуществляется этот контроль на основании анализа отчетов и балансов, проверок и ревизий непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. Его цель – выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.

Таким образом, бюджетный контроль – наиболее действенная часть государственного финансового контроля, осуществляемого в финансово-бюджетной сфере.


9.2. Органы бюджетного контроля, их полномочия


Состав и структура органов бюджетного контроля обусловлены государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе развития.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь контроль за исполнением бюджетного законодательства осуществляют:

  • Президент Республики Беларусь;

  • Парламент Республики Беларусь;

  • Правительство Республики Беларусь;

  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

  • местные Советы депутатов;

  • Министерство финансов Республики Беларусь;

  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции;

  • местные финансовые органы;

  • таможенные органы Республики Беларусь;

  • местные исполнительные и распорядительные органы;

  • распорядители бюджетных средств.

Полномочия Президента Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закрепляются Конституцией Республики Беларусь и устанавливаются законодательными актами. Глава государства осуществляет контроль за всеми стадиями бюджетного процесса, имеет право выступать на сессии Парламента при рассмотрении проекта республиканского бюджета, вносить после утверждения бюджета уточнения и (или) предлагать изменения и дополнения. Он рассматривает и вносит в Парламент отчет об исполнении республиканского бюджета.

Палаты Парламента Республики Беларусь осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат. Главным образом в их задачу входит контроль в процессе рассмотрения (обсуждения) проекта республиканского бюджета и при утверждении отчета о его исполнении.

Полномочия Правительства Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закреплены Конституцией Республики Беларусь и устанавливаются законами и актами Президента Республики Беларусь. К ним относятся:

  • обеспечение проведения единой финансовой политики;

  • разработка и представление Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчета о его исполнении;

  • управление внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь;

  • определение мер по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использовании кредитных ресурсов и др.


К полномочиям органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

  • исполнением доходных и расходных частей республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • соблюдением других норм бюджетного законодательства.

К полномочиям местных Советов депутатов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

  • правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год;

  • исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных комиссий и на основании депутатских запросов;

  • исполнением местных бюджетов при рассмотрении и утверждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год.

К полномочиям Министерства финансов, его территориальных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

  • соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, если иное не предусмотрено законодательными актами;

  • соблюдением единой методологии ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, установленной Министерством финансов;

  • соответствием платежей принятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;

  • своевременным и полным поступлением доходов и эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и индивидуальными предпринимателями;

  • целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

К полномочиям местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства на территории соответствующей административно-территориальной единицы, администрации района на стадии составления, рассмотрения, утверждения и исполнения соответствующих местных бюджетов, бюджетных смет администраций районов.


По требованию Министерства финансов, его территориальных органов, местных финансовых органов, финансовых органов администраций районов банки обязаны представлять сведения о состоянии текущих (расчетных) счетов органов государственного управления, иных организаций, использующих средства республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, и о движении бюджетных средств по счетам их получателей; иные организации, а также индивидуальные предприниматели обязаны представлять информацию об использовании денежных средств, полученных из республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К полномочиям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республиканский бюджет и местные бюджеты.

К полномочиям таможенных органов Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республиканский бюджет.

К полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств соответствующих местных бюджетов и нижестоящих бюджетов, своевременным возвратом бюджетных средств, выданных местными исполнительными и распорядительными органами и полученных ими на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

К полномочиям распорядителей бюджетных средств по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом ими бюджетных средств, выданных на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.


9.3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства


Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.


Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства:

  • приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

  • взыскание бюджетных средств;

  • приостановление операций по счетам в банке;

  • начисление и взыскание пени;

  • иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и иными законодательными актами.

Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются: Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

Действия уполномоченных органов и их должностных лиц при применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства могут быть обжалованы в судебном порядке.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются:

  • незаконное получение средств из бюджета;

  • нецелевое использование средств бюджета;

  • использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

  • предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка;

  • невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

  • неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  • неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;

  • непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;

  • нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.



























Список использованных источников


  1. Закон Республики Беларусь от 30.12.2014 N 225-З "О республиканском бюджете на 2015 год".

  2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.

  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З (ред. от 30.12.2014) (общая часть).

  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З (ред. от 30.12.2014) (особенная часть).

  5. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. N 617-ХII.

  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.03.2008 N 356 "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты".

  7. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учебник / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.

  8. Заяц Н.Е. Теория налогов. – Мн.: БГЭУ, 2002.

  9. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; под ред. Г.К. Мультан. - Мн.: БГЭУ, 2005.

  10. Ромаш М. В., Ролева Т.Г. Государственный бюджет. Учебное пособие.-Мн., 2006.

  11. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина.– Мн.: БГЭУ, 2006.

  12. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИДГУВШЭ, 2006.

  13. Журналы «Финансы, учет, аудит», «Финансы», «Мировая экономика и международные отношения» и другие.