ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1679
Скачиваний: 24
Министерство образования Республики Беларусь
Частный институт управления и предпринимательства
Е.В. Васина, Т.Г. Ролева, Т. И. Хоменко
Государственный бюджет
Учебное пособие
М инск 2015
Автор
Е.В. Васина, зав. кафедрой финансов, к.э.н., доцент,
Т.Г. Ролева, старший преподаватель кафедры финансов, м.э.н.
Т. И. Хоменко, старший преподаватель кафедры финансов, м.э.н.
Рецензенты:
Мыцких Н.П. – заведующий кафедрой управления региональных систем АПК Академии управления при Президенте Республики Беларусь, д.э.н., доцент
Рассмотрено, одобрено и рекомендовано к изданию на заседании
кафедры финансов, протокол № __ от ______________г.
С ОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….
Тема 1. Теоретические основы государственного бюджета…………….....
1.1. Необходимость и условия возникновения государственного бюджета……………………………………………………………………………
1.2. Сущность государственного бюджета, его функции…………………………………………………………………………
1.3.Роль бюджета в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов……………………………………………...
Тема 2. Бюджетная система и бюджетное устройство ……..
2.1. Бюджетная система и принципы ее построения ……..
2.2. Бюджетное устройство и его виды ……..
2.3. Бюджетные права, их назначение и содержание ……..
Тема 3. Бюджетный процесс ………
3.1. Составление проекта бюджета…………………………………………
3.2.Рассмотрение и утверждение бюджета………………………………...
-
Исполнение бюджета…………………………………………………
3.4.Роль и функции казначейства в организации бюджетного процесса.
Тема 4. Бюджетное регулирование……………………………………………..
4.1. Содержание, задачи и уровни бюджетного регулирования……………………………………………………………….
4.2.Формы и методы бюджетного регулирования………………………….........................................................
4.3.Система межбюджетных отношений……………………………………...............................................
Тема 5. Доходы государственного бюджета ………
5.1. Сущность и виды доходов государственного бюджета………………………………………………………………………
5.2.Методы планирования доходов бюджета………………………………………………………………………
5.3. Доходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы………………………………………………
Тема 6. Расходы государственного бюджета ………
6.1. Сущность и содержание расходов бюджета, их классификация………………………………………………………………
6.2. Методы планирования расходов бюджета. ………
6.3. Расходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы………………………………………………
Тема 7. Дефицит бюджета и источники его финансирования ………
7.1 Понятие бюджетного дефицита, причины его образования…………
7.2 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………
7.3 Сущность государственного кредита. Формы долговых обязательств Республики Беларусь………………………………………………………………
7.4 Понятие государственного долга и управление им……………………
Тема 8. Государственные целевые бюджетные фонды
8.1. Инновационные фонды. ………
8.2. Фонд национального развития…………………………………………
8.3. Республиканский дорожный фонд. ………
8.4. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ………
Тема 9. Организация бюджетного контроля ………
9.1.Содержание, задачи и формы бюджетного контроля…………………
9.2. Органы бюджетного контроля, их полномочия ………
9.3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства……
Список использованных источников……………………………………………
Тема 1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Необходимость и условия возникновения государственного бюджета
1.2 Сущность государственного бюджета, его функции
1.3 Роль бюджета в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов
1.1 Необходимость и условия возникновения государственного бюджета
Бюджет как особая категория общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
На начальном этапе развития общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и т.д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имущества, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, выяснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.
Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету расходов и доходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы.
Бюджет (Bydjet) в переводе с английского означало мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала субсидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, который содержал утверждаемые парламентом план доходов и расходов государства.
Учение о бюджете является частью науки о финансах. Финансы отражают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения чистого дохода и формирования централизованных и децентрализованных фондов, используемых для выполнения функций государства и расширенного воспроизводства. Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему. Различают две сферы финансовых отношений: централизованные (госбюджет, государственные целевые фонды, государственный кредит) и децентрализованные финансы (финансы организаций).
2. Сущность государственного бюджета и его функции
В соответствии с Бюджетным кодексом РБ как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц...".
Следует отметить, что, как правило, бюджеты разных стран в одном историческом периоде имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. Их главным назначением является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределении национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, в совершенствовании региональных пропорций.
Итак, существенный признак бюджета — его плановость. Бюджет (в теории и на практике) — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины XX в.
Сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют бюджетные отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций, вторым субъектом становятся население организации, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношения между государством, населением и организациями возникают и при использовании бюджетных ресурсов.
Для раскрытия природы бюджета необходимо определить особенности бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
Особенности бюджетных отношений состоят в следующем:
-
бюджетные отношения имеют денежный характер и носят вторичный, перераспределительный характер. Они сопровождают движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.
-
объектом бюджетного перераспределения может выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
-
сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
-
участниками бюджетных отношений выступают: государство (в лице органов власти различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства — при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
-
бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать потребности расширенного воспроизводства и через бюджетные расходы формирует пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;
-
бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
-
перераспределение национального дохода;
-
финансовое обеспечение социальной политики;
-
государственное регулирование и стимулирование экономики;
-
контроль за образованием и использование централизованного фонда денежных средств.
3. Роль бюджета в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов.
В условиях переходной экономики существенно возрастает роль бюджета в системе государственного регулирования. Управляя бюджетными потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой.
Это становится возможным благодаря специфическим свойствам бюджета:
-
доходы бюджета не закреплены за конкретными расходами, что дает возможность маневрирования бюджетными ресурсами;
-
на национальном уровне бюджет оказывает влияние на экономику через систему государственных доходов. Только бюджет может профинансировать учреждения непроизводственной сферы, мероприятия по социальной политике, на оборону и управление;
-
расходы бюджетного фонда обеспечены конкретными доходами, а казначейская система исполнения бюджета создает их максимальную централизацию и своевременное финансирование мероприятий;
-
формирование бюджета по территориальному принципу обеспечивает проведение общей бюджетной политики в отдельных регионах, выравнивание уровней их социально-экономического развития;
-
бюджетный процесс организуется таким образом, что позволяет корректировать макроэкономические показатели и осуществлять корректировку воспроизводственного процесса в целом;
-
в ходе исполнения государственного бюджета осуществляется государственный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования.
Роль бюджета заключается в следующем:
-
через бюджет регулируются макроэкономические пропорции между сферами общественного воспроизводства, между отраслями и внутриотраслевые;
-
бюджет обеспечивает социальную защиту населения в условиях проведения рыночных реформ;
-
в процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их экономическую активность;
-
из бюджетного фонда финансируются важнейшие государственные программы – инвестиционная, природоохранная, приватизация, конверсия, развитие рыночной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и т.д.;
-
государственные вложения направляются в прогрессивные и приоритетные отрасли экономики, которые обеспечивают стратегические направления ее развития;
-
государственные инвестиции в непроизводственную сферу (на развитие образования, культуры…) представляют собой инвестиции в человеческий капитал и способствуют воспроизводству трудовых ресурсов;
-
через бюджет и систему социальных выплат, через систему бюджетных трансфертов обеспечивается перераспределение доходов населения и сохранение политической стабильности;
-
через систему межбюджетного регулирования обеспечиваются финансовыми ресурсами территории, формируется их финансовая база.
В современных условиях бюджет не только не утратил своей роли, но широко используется государством в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций.