Файл: Учебное пособие Госбюджет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1677

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде долговых обязательств по:

1. кредитам (займам), привлеченным от имени Республики Беларусь как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и нерезидентов Республики Беларусь;

2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Республики Беларусь;

3. гарантиям Правительства Республики Беларусь;

4. иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг Республики Беларусь.

В современных условиях в Республике Беларусь облигаци­онные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долго­срочными облигациями (ГДО).


7.4 Понятие государственного долга и управление им.



Функционирование государственного кредита ведет к обра­зованию государственного долга. В зависимости от сферы при­менения государственного кредита различают внутренний и внешний государственный долг.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутрен­нем государственном долге Республики Беларусь» под внутрен­ним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лица­ми на территории республики.

Гарантиями по внутреннему государственному долгу явля­ются имущество и другие активы, которые находятся в респуб­ликанской собственности.

Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг это сумма выпу­щенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам.

Текущий государственный долг расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпус­ку и размещению долговых обязательств государства; регули­рованию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению креди­тов и гарантий.

Управление государственным долгом в стране осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство финан­сов Республики Беларусь. Важнейшей их функциональной за­дачей в этом процессе являются: ограничение темпов увеличе­ния государственного долга, своевременное его погашение и ре­альные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.

Выделяют также понятия: «погашение государственного долга» и «обслуживание государственного долга».


Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга. Под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансиро­ванием понимается погашение старой государственной задол­женности путем выпуска новых займов. Оно также применяет­ся при выплате процентов и погашении займов по внешнему го­сударственному долгу.

Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, новация, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия изменение доходности займов. В целях сниже­ния расходов по управлению государственным долгом государ­ство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности госу­дарственных ценных бумаг для кредиторов.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьше­ние срока действия уже выпущенных займов. Возможно совме­щение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Уни­фикация займов есть объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономическо­го эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых зай­мов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения зай­мов схожа с консолидацией. Но при консолидации займов вла­дельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывает­ся от обязательств по выпущенным займам. Она обычно являет­ся следствием прихода к власти новых политических сил.

Существуют установленные законодательно показатели экономической безопасности по государственному долгу (Таблица 7.1).


Таблица 7.1 - Показатели экономической безопасности по государственному долгу


Показатели

Пороговое значение, %

01.01.2014

01.04.2014

01.07.2014

01.10.2014

Внешний государственный долг, млрд. долл. США


12,4

12,1

13,4

13,0

Внешний государственный долг, % к ВВП

25

17,4

16,9

18,3

17,8

Внутренний государственный долг, трлн. рублей


35,7

36,8

40,1

41,8

Внутренний государственный долг, % к ВВП

20

5,4

5,4

5,5

5,5

Платежи по обслуживанию государственного долга (внешнего и внутреннего), % к доходам республиканского бюджета

10

5,0

8,8

6,2

6,7

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, % к валютной выручке

10

5,6

6,5

8,2

7,7*


* - Без учета погашения внешних краткосрочных займов

Задачи политики в области управления задолженностью состоит в обеспечении положительного эффекта от внешнего финансирования.

Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:

  1. определение временного профиля по обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга;

  2. прогнозирование ожидаемых чистых экспортных поступлений и возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования;

  3. прогнозирование внутренних налоговых поступлений.

Прогнозируемые государственные доходы должны быть достаточными для обеспечения в местной валюте эквивалента обязательств государства по обслуживанию внешнего долга.

Наряду с этими задачами Правительство должно использовать возможности выплаты своих долгов раньше срока или их рефинансирование на благоприятных условиях.

Эффективное управление внешним долгом включает три специфических взаимосвязанных процесса:

  1. выбор подходящего вида финансирования;

  2. решение о размере заимствования;

  3. создание системы статистики внешнего долга (ведение полной и своевременной отчетности о долге государства).

В условиях ограниченности финансовых ресурсов страна-заемщик должна выбрать из имеющихся источников внешнего финансирования наилучшую комбинацию, которая отвечала бы интересам экономики страны в целом.

Кредиты, полученные на финансовых рынках, должны быть встроены в общий финансовый пакет, оптимальный в смысле сочетания различных видов финансирования, как для экономики в целом, так и для отдельного инвестиционного проекта.


Тема 8. Государственные целевые бюджетные фонды

8.1. Инновационные фонды

8.2. Фонд национального развития

8.3. Республиканский дорожный фонд

8.4. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь


1. Инновационные фонды.


В целях создания дополнительных условий для финансовой поддержки инновационного развития Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента РБ от 7 августа 2012 года №357 в составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов - местные инновационные фонды.

Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Инновационные фонды создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов, а также других мероприятий и работ.

Финансирование инновационных проектов за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:

  • организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;

  • экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) проекта;

  • создание и внедрение технологий и (или) новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.

Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия приоритетным направлениям научных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь, установленным актами законодательства.

Республиканские инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Федерацией профсоюзов Беларуси за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в республиканский бюджет организациями, находящимися в их подчинении (входящими в их состав), а также входящими в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в их управление, дочерними республиканскими унитарными предприятиями подчиненных им (входящих в их состав) организаций, организациями, являющимися участниками холдингов, акции (доли в уставных фондах) управляющих компаний которых находятся в республиканской собственности и переданы им в управление.


Реестр организаций, принимающих участие в формировании инновационных фондов, по распорядителям средств республиканских инновационных фондов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Местные инновационные фонды формируются облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в местные бюджеты на территории соответствующей области и г. Минска организациями, находящимися в коммунальной собственности, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, и иными организациями, не указанными в части первой настоящего пункта.

Зачисление части налога на прибыль производится по нормативам отчислений в республиканские инновационные фонды - Министерством финансов; в местные инновационные фонды - местными финансовыми органами.

Средства инновационных фондов направляются на финансирование:

  • инновационных проектов, в том числе выполняемых в рамках государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных программ, включая научнотехнические программы;

  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на разработку новых видов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, новых или усовершенствованных технологий, новых услуг;

  • работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии;

  • организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры*;

  • оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, включая лицензионное программное обеспечение, государственных учреждений высшего образования за счет направляемых Министерству образования средств республиканских инновационных фондов в объемах, ежегодно устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год для реализации программы развития высшего образования;

  • информационного обеспечения инновационной деятельности, включая проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);

  • научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Распределение средств между получателями средств республиканских инновационных фондов осуществляют на конкурсной основе распорядители средств республиканских инновационных фондов; между получателями средств местных инновационных фондов - распорядители средств местных инновационных фондов.