ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1677
Скачиваний: 24
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде долговых обязательств по:
1. кредитам (займам), привлеченным от имени Республики Беларусь как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и нерезидентов Республики Беларусь;
2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Республики Беларусь;
3. гарантиям Правительства Республики Беларусь;
4. иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг Республики Беларусь.
В современных условиях в Республике Беларусь облигационные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО).
7.4 Понятие государственного долга и управление им.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от сферы применения государственного кредита различают внутренний и внешний государственный долг.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под внутренним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территории республики.
Гарантиями по внутреннему государственному долгу являются имущество и другие активы, которые находятся в республиканской собственности.
Государственный долг делится на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.
Текущий государственный долг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.
Управление государственным долгом в стране осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство финансов Республики Беларусь. Важнейшей их функциональной задачей в этом процессе являются: ограничение темпов увеличения государственного долга, своевременное его погашение и реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.
Выделяют также понятия: «погашение государственного долга» и «обслуживание государственного долга».
Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга. Под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.
В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга.
Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу.
Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, новация, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Конверсия — изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов есть объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством.
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией. Но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
Существуют установленные законодательно показатели экономической безопасности по государственному долгу (Таблица 7.1).
Таблица 7.1 - Показатели экономической безопасности по государственному долгу
Показатели |
Пороговое значение, % |
01.01.2014 |
01.04.2014 |
01.07.2014 |
01.10.2014 |
Внешний государственный долг, млрд. долл. США |
|
12,4 |
12,1 |
13,4 |
13,0 |
Внешний государственный долг, % к ВВП |
25 |
17,4 |
16,9 |
18,3 |
17,8 |
Внутренний государственный долг, трлн. рублей |
|
35,7 |
36,8 |
40,1 |
41,8 |
Внутренний государственный долг, % к ВВП |
20 |
5,4 |
5,4 |
5,5 |
5,5 |
Платежи по обслуживанию государственного долга (внешнего и внутреннего), % к доходам республиканского бюджета |
10 |
5,0 |
8,8 |
6,2 |
6,7 |
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, % к валютной выручке |
10 |
5,6 |
6,5 |
8,2 |
7,7* |
* - Без учета погашения внешних краткосрочных займов
Задачи политики в области управления задолженностью состоит в обеспечении положительного эффекта от внешнего финансирования.
Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:
-
определение временного профиля по обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга;
-
прогнозирование ожидаемых чистых экспортных поступлений и возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования;
-
прогнозирование внутренних налоговых поступлений.
Прогнозируемые государственные доходы должны быть достаточными для обеспечения в местной валюте эквивалента обязательств государства по обслуживанию внешнего долга.
Наряду с этими задачами Правительство должно использовать возможности выплаты своих долгов раньше срока или их рефинансирование на благоприятных условиях.
Эффективное управление внешним долгом включает три специфических взаимосвязанных процесса:
-
выбор подходящего вида финансирования;
-
решение о размере заимствования;
-
создание системы статистики внешнего долга (ведение полной и своевременной отчетности о долге государства).
В условиях ограниченности финансовых ресурсов страна-заемщик должна выбрать из имеющихся источников внешнего финансирования наилучшую комбинацию, которая отвечала бы интересам экономики страны в целом.
Кредиты, полученные на финансовых рынках, должны быть встроены в общий финансовый пакет, оптимальный в смысле сочетания различных видов финансирования, как для экономики в целом, так и для отдельного инвестиционного проекта.
Тема 8. Государственные целевые бюджетные фонды
8.1. Инновационные фонды
8.2. Фонд национального развития
8.3. Республиканский дорожный фонд
8.4. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
1. Инновационные фонды.
В целях создания дополнительных условий для финансовой поддержки инновационного развития Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента РБ от 7 августа 2012 года №357 в составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов - местные инновационные фонды.
Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами.
Инновационные фонды создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов, а также других мероприятий и работ.
Финансирование инновационных проектов за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:
-
организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;
-
экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) проекта;
-
создание и внедрение технологий и (или) новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.
Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ за счет средств инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия приоритетным направлениям научных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь, установленным актами законодательства.
Республиканские инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Федерацией профсоюзов Беларуси за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в республиканский бюджет организациями, находящимися в их подчинении (входящими в их состав), а также входящими в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в их управление, дочерними республиканскими унитарными предприятиями подчиненных им (входящих в их состав) организаций, организациями, являющимися участниками холдингов, акции (доли в уставных фондах) управляющих компаний которых находятся в республиканской собственности и переданы им в управление.
Реестр организаций, принимающих участие в формировании инновационных фондов, по распорядителям средств республиканских инновационных фондов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.
Местные инновационные фонды формируются облисполкомами и Минским горисполкомом за счет отчислений в размере 10 процентов от налога на прибыль, уплаченного в местные бюджеты на территории соответствующей области и г. Минска организациями, находящимися в коммунальной собственности, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, и иными организациями, не указанными в части первой настоящего пункта.
Зачисление части налога на прибыль производится по нормативам отчислений в республиканские инновационные фонды - Министерством финансов; в местные инновационные фонды - местными финансовыми органами.
Средства инновационных фондов направляются на финансирование:
-
инновационных проектов, в том числе выполняемых в рамках государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных программ, включая научнотехнические программы;
-
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на разработку новых видов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, новых или усовершенствованных технологий, новых услуг;
-
работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии;
-
организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры*;
-
оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, включая лицензионное программное обеспечение, государственных учреждений высшего образования за счет направляемых Министерству образования средств республиканских инновационных фондов в объемах, ежегодно устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год для реализации программы развития высшего образования;
-
информационного обеспечения инновационной деятельности, включая проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);
-
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Распределение средств между получателями средств республиканских инновационных фондов осуществляют на конкурсной основе распорядители средств республиканских инновационных фондов; между получателями средств местных инновационных фондов - распорядители средств местных инновационных фондов.