ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1678
Скачиваний: 24
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
2.1 Бюджетная система и принципы ее построения
2.2 Бюджетное устройство и его виды
2.3 Бюджетные права, их назначение и содержание
2.1 Бюджетная система и принципы ее построения
Финансовая система государства имеет тесную взаимосвязь с бюджетной и налоговой системами (Рисунок 2.1). Фактически первые два элемента финансовой системы: государственный бюджет и местные бюджеты как часть местных финансов – образуют бюджетную систему государства. В свою очередь, совокупность налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет налоговую систему.
Рисунок 2.1 – Взаимосвязь финансовой системы государства с налоговой и бюджетной
Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических отношениях и правовых нормах.
Построение бюджетных систем различных государств основывается на специальных принципах.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, согласованными нормами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Его задачей служит установление более эффективного контроля за финансами со стороны правительства.
Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом.
Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению.
Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении.
Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Различают также понятие «консолидированного бюджета», который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующей административно-территориальной единицы РБ (Рисунок 2.2). Так, консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета и т.д.
Рисунок 2.2 – Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь
2.2 Бюджетное устройство и его виды
Бюджетное устройство – это организация и принципы формирования бюджетной системы, взаимоотношения между бюджетами различных уровней, бюджетные права и бюджетный процесс (Рисунок 2.3). Оно определяется государственным устройством.
Рисунок 2.3 – Структура бюджетного устройства государства
Известны две формы государственного управления: унитарное и федеративное.
Различают два вида бюджетных устройств: унитарное и федеративное.
В федеративных государствах (Австрия, Бельгия, Российская федерация, Германия, Швейцария, Малайзия, ОАЭ, Непал, Индия, Ирак, Аргентина, Венесуэла, Канада, США, Мексика, Бразилия) бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней):
-
общегосударственного бюджета (федеральный бюджет),
-
бюджетов субъектов федерации,
-
местных бюджетов.
В унитарных государствах (Беларусь, Франция, Болгария, Великобритания, Италия, Япония) бюджетная система состоит из двух звеньев (уровней):
-
государственного бюджета;
-
местных бюджетов.
Большинство из существующих в мире государств являются унитарными, но большинство территориально крупных стран является федерациями.
Преимущества унитарной формы правления:
-
Единообразие. При такой системе повсеместно используются одни и те же правительственные программы, и проводится одна и та же политика.
-
Одинаковая возможность получения услуг. Предприятия и отдельные граждане живут и работают в целостной, единой системе управления и имеют одинаковые возможности получить представляемые ею блага.
-
Общее торговое пространство. Торговля ведется свободно, так как по мере перемещения по стране не нужно выяснять новые правила.
Недостатки унитарных государств:
-
Отсутствие гибкости. Единое правительство не имеет возможности чутко реагировать на региональные особенности.
-
Неповоротливость бюрократической машины. Когда проведение государственных программ на территории всей большой страны ложится на плечи одного органа управления, его административная структура становится слишком громоздкой, чтобы эффективно осуществлять свои функции. Все это делает аппарат управления дорогостоящим, не способным учитывать интересы регионов и граждан.
Преимущества федерального государственного устройства:
-
Выбор. Главное преимущество федерализма состоит в том, что он предлагает сочетание внешнего единства и внутреннего разнообразия, которые не может обеспечить ни одна другая форма государственного устройства.
-
Участие. Граждане располагают большими возможностями влиять на демократический процесс и пользоваться его преимуществами, когда решения и те, кто их принимает, находятся поблизости и более доступны.
-
Эксперимент, нововведения и конкуренция. Самостоятельность субъектов федерации в решении многих вопросов означает, что у органов власти низшего уровня есть возможность разрабатывать собственные подходы к решению важных для их избирателей проблем. Нововведения не составят угрозу национальной безопасности, как это могло случиться, если бы они вводились в общенациональном масштабе, а те из них, которые принесли несомненную пользу, могут стать образцом для всех остальных. Поскольку местных органов власти, заботящихся об интересах проживающих на их территории граждан, очень много, они будут стараться работать с наибольшей отдачей. Граждане увидят, как работают представляющие их интересы органы власти в других местах и потребуют такой же заботы от своих депутатов.
-
Отчетность. Когда важнейшие решения принимаются в непосредственной близости к избирателям, а не где-то в далекой столице, общественности легче следить за их претворением в жизнь в отношении представляемых государством услуг и налогов, отчисляемых для их выполнения, легче доводить до представителей власти свои нужды и отчаяния. Именно общественное мнение обеспечивает моментальную обратную связь, а не отчет о проверке, который еще когда-то выйдет из-под пера специалистов.
-
Региональное большинство. Благодаря способности корректировать услуги в соответствии с предпочтениями местного населения, федеральное государство может успешно сглаживать региональные различия и быть посредником в урегулировании возникающих споров, Федеративная структура может обеспечить региональному большинству определенную роль в управлении, которой они никогда бы не добились на национальном уровне.
Недостатки федерального устройства:
-
Дублирование. Редко полномочия между уровнями власти в государстве разделяются настолько четко, что полностью не удается избежать дублирования одной и той же деятельности и соответственно получения никому не нужных результатов. Унитарное государство способно осуществлять более жесткий контроль и сводить такого рода дублирование к минимуму.
-
Неясность с ответственностью. На верхнем уровне могут посчитать, что вопрос решается на нижнем, в на нижнем счесть, что им занимаются наверху, и в результате некоторые проблемы остаются не решенными.
-
Национальное единство. Приверженность нижних уровней к независимости может противоречить идее национального единства и желанию поддерживать проводимую государственную политику.
-
Вмешательство в дела внутреннего общего рынка. Органы власти субъектов федерации, обладая достаточной самостоятельностью, могут препятствовать свободной торговле, пересечению границ в стремлении защитить местных производителей. У федеральных властей должны быть средства борьбы с этим нередко возникающим явлением для того, чтобы защитить экономические рынки от посягательств субъектов федерации.
-
Не самый высокий уровень обслуживания общества. Конкуренция между органами власти субъектов федерации может привести к тому, что бюджетные ассигнования и предоставление соответствующих услуг обществу не будут оптимальными для государства в целом.
Т.о., федерация может стать хорошим компромиссом, позволяющим сохранять преимущества как крупных государств на федеральном уровне, так и малых стран – на региональном уровне. Федеральное устройство обеспечивает множественность суверенитетов, давая преимущество в том, что касается предоставления гражданам общественных благ и их финансирования.
При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства.
Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.
За федеральным бюджетом закреплены основные налоги.
На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные.
В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации.
Обзор бюджетных систем показал, что роль и сфера ответственности муниципальных органов власти и их бюджетов примерно одинаковы в государствах с различным устройством. Практически во всех случаях органы власти муниципалитетов несут обязательства по финансированию расходных статей исключительно местного значения, в доходы этих бюджетов зачисляются налоги на имущество и местные лицензионные и регистрационные сборы, а доходная база бюджетов нижнего уровня, как правило, сильно зависит от средств вышестоящих бюджетов.
2.3 Бюджетные права, их назначение и содержание
Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.
Бюджетное право — это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства.
Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов бюджетного права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части деятельности государства, касающейся образования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, подлежащую обязательной реализации.
Таким образом, бюджетные права (компетенция) Республики Беларусь, местного управления и самоуправления — это совокупность принадлежащих им полномочий (компетенции) в лице соответствующих государственных органов или органов местного управления и самоуправления по формированию и использованию средств собственного бюджета и правовому регулированию бюджетных отношений в определенных законодательством пределах.
Разграничение бюджетной компетенции в Республике Беларусь установлено Конституцией, законодательными и другими нормативными актами.
Основное содержание бюджетных полномочий, которыми законодательство наделяет участников бюджетного процесса, заключается в праве получения ими определенных доходов, распределения бюджетных средств в отраслевом и территориальном разрезах, использования их по целевому назначению и осуществления контроля за использованием.
Таким образом, бюджетные права четко распределены между государством и местным управлением и самоуправлением, законодательной и исполнительной ветвями власти, республиканским и местными уровнями их представительства.
Бюджетные права участников бюджетного процесса в Республике Беларусь наряду с Конституцией закреплены в следующих законах:
-
Бюджетный кодекс Республики Беларусь
-
Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая и особенная часть)
-
Закон РБ «О республиканском бюджете на предстоящий год»
-
Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении в РБ» от 20 февраля 1991 г. N 617-ХII.
5. Закон Республики Беларусь "О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на предстоящий год"
Т.о., бюджетные права Республики Беларусь — это совокупность прав и обязанностей (полномочий) страны в области бюджетной деятельности, осуществляемых Президентом, Национальным собранием, Советом Министров, другими республиканскими органами государственного управления.