Файл: Краткие ответы ГЭКу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2017

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ.

ФИНАНСЫ – это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения, перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода, и формированием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ – фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении гос-ва, хоз. субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения, перераспределения части ВВП и предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства и общих гос-ных потребностей.

ИСТОЧНИКИ формирования финансовых ресурсов: 1) приобретение более производительного оборудования и современных технологий, 2) мобилизация внутренних ресурсов, прирост устойчивых пассивов, выручка от реализации выбывшего и измененного имущества, 3) заемные и привлеченные ср-ва (кредиты, кредитн. задолженность, операции с ценными бумагами), а также:

- чистый доход – основной источник центр.- х и децентр-х фин. ресурсов, который выражается в прибыли и является результатом производственной, бытовой и финансовой деятельности.

Различают прибыль:

- пром-ных и с/х предприятий;

- организаций транспорта и связи;

- подрядных и строительных организаций;

- организаций ЖКХ и бытового обслуживания.

Также получила развитие предпринимательская деятельность физ. лиц, которые получают доходы и прибыль.

- гос.бюджет – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП по поводу формирования централизованного фонда ден. средств и его использования на общегосударственные нужды (налоги – обязательные платежи, взимаемые гос-вом с физ. и юр. лиц в гос. бюджет и носящие фискальный характер, т. е. обеспечивают доход гос-ва),

- амортизационный фонд – ден. средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов (начисление амортизации имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа осн. фондов лишь по истечении нормативных сроков их службы, до этого времени амортизац. фонд относительно свободен и может выступать в виде дополнительного источника накопления);

- ссудный фонд – совокупность ден. ср-в, которые мобилизуются на принципах платности, возвратности, срочности;

- денежные доходы и сбережения населения – часть ден. доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем;

- страховой фонд (страхование – система эк. отношений, включающая образование за счет предприятий, орг-ций, населения фонда и его использование для возмещения ущерба от стихийных и неблагоприятных условий).


Децентрализованные фин. ресурсы обслуживают потребности гос-ва и его основные функции (управление, оборона, соц. защита).

Что касается формирования централизованных фин./рес., то следует отметить, что их основным источником выступает чистый доход, отчисления хоз. субъектов, органов гос-ного соц-ного страхования (имущественное, личное), целевые бюджетные фонды.

Кроме вышеупомянутых источников ценр-ных фин./рес. являются: национальное богатство, вовлеченное в хоз-ный оборот после продажи золотого запаса страны, энергоносителей, поступления от внешнеэкономической деятельности; средства, полученные от реализации гос-ных ценных бумаг; туризма; фрахта (аренда); реализации таможенной политики; поступления от населения (налоги, сборы, займы); кредитные ресурсы (закрепленные за банками в виде уставного, резервного и др. фондов, позволяющих получать доход в виде уставного, резервного и др. фондов, позволяющих получать прибыль и доход от банковской деятельности в форме налогов и др. поступлений в бюджет).

Основная часть фин./рес. аккумулируется в централизованном фонде гос-ва – в гос. бюджете. Они направлены на развитие реального сектора экономики; финансирование соц., культурных мероприятий, соц. защиту населения, пенсионное обеспечение, оборону страны, финансирование правоохранительных органов.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: распределительная, регулирующая, контрольная.

Главной характеристикой фин. отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов – распределительная. Финансы обслуживают различные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Распределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, а также внутри этих сфер. Гос-во с помощью фин. механизма изымает часть дохода, полученного в одной сфере, и направляет в другую.

Распределительная функция финансов позволяет:

- создать целевые фонды денежных средств на уровне хоз-щих субъектов, населения, гос-ва, органов местного управления.

- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственными и непроизводственными сферами и социал. группами.

- создать резервы на уровне хоз-щего субъекта, гос-ва, населения.

Финансовое распределение осуществляется не стихийно, а в соотв. с правовыми нормами, которые позволяют регулировать экономическую деятельность обществе. Т. обр., финансы выполняют регулирующую функцию. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют дать характеристику результатам деятельности как отдельных субъектов хоз-ния, так и экономики в целом. Благодаря этой функции общ-во контролирует складывающиеся пропорции в распределении ден. ср-в, формировании и использовании фин. ресурсов у субъектов хоз-ния. Реализуют данную функцию: на макроуровне – гос-ные контролирующие органы, на микроуровне – фин., экономические, бухгалтерские службы. Важной задачей фин. контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полнота выполнения фин. обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, субъектами хоз-ния и т.д..













2 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА – совокупность законов, норм и правил, регулирующих фин. деятельность и фин. отношения гос-ва.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ

централизованные фин.аппарат децентрализованные

фонды фонды

- республик. и - фин. коммер-ких орг-ций

местн. бюджеты - фин. некомм-ких орг-ций

- внебюджет. фонды - фин.фин-вых посредников

- гос. кредит

ФИН. СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

- материальное производство (финансы предприятий, с/х, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и т.д.) – децентрализованная сфера;

- финансы нематериального производства (образование, здравоохранение, культура, искусство) – централизованная сфера,

- сфера фин. аппарата.

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ – выступают исходным звеном фин. системы РБ, являясь основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что на предприятии в процессе материального производства создается решающая доля нац-го дохода страны.

Финансы предприятий состоят из 2 ПОДСФЕР:1)фин.сферы матер-го производства, 2) фин. непроизв-ной сферы.

Каждая подсфера ф/с подразделяется на отдельные звенья. В фин. сфере МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА можно выделить след. ЗВЕНЬЯ:

  1. фин. пром-ти 2)фин. с/х 3)торговля 4)строительство 5)связь 6)грузовой транспорт.

В финансовой сфере НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА:

1) ф. ЖКХ

2) ф. бытового обслуживания

3) ф. здравоохранения

4) ф. образования

5) ф. обороны

6) ф. пассажирского транспорта

7) ф. культуры, искусства, науки.

Важным звеном общегос-ных финансов является гос. бюджет – главный фин. план гос-ва, состоящий из доходной и расходной частей. Вторым звеном общегос-ных фин. выступают гос-ные целевые бюджетные фонды (фонд соц. защиты населения, дорожный и инновационный фонды). Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет ГОС. КРЕДИТ – совокупность финансовых отношений гос-ва с физ. и юрид. лицами, когда гос-во выступает кредитором, заемщиком и гарантом.

В ТРЕТЬЮ СФЕРУ ФИН. СИСТЕМЫ гос-ва - ФИН. АППАРАТ – ВКЛЮЧЕНЫ след. республиканские органы управления: - министерство финансов, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет.

Особенность фин. аппарата в том, что он является частью гос. аппарата и его нельзя включить в состав фин. отношений. Данная сфера оказывает влияние на фин. отношения , организовывая их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хоз-ва.



3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РБ НА СОВРЕМННОМ ЭТАПЕ.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – намеченная гос-вом на определенном этапе развития общ - ва научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экон-го и соц-го развития.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА – часть экономической политики гос-ва; курс, проявляющийся в использовании гос. ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и использовании гос. бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс нац. валюты.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ Ф/П:

  1. наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества;

  2. рост бюджетной обеспеченности жителей;

  3. рост доходов на душу населения, обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИН. СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ Ф/ПОЛИТИКИ:

  1. фин. поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

  2. рациональное распределение и использование ф. ресурсов;

  3. построение эффективной налоговой системы;

  4. снижение дефицита гос. бюджета и расширение его покрытия за счет выпуска гос. ценных бумаг;

  5. либерализация внешнеэкономической деятельности;

  6. активизация процесса приватизации с целью ф. оздоровления и стабилизации ситуации.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач

ФИН. ПОЛИТИКА ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА

ФИНАНСОВУЮ СТРАТЕГИЮ и ФИН. ТАКТИКУ

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ФИН. ПОЛИТИКИ ГОС-ВА:


  1. налоговая политика гос-ва предполагает разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы в целях достижения необходимых обществу эк-ких и соц-ных результатов;

  2. бюджетная политика – связана с распределением фонда ден. средств гос-ва и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому, территориальному назначению. Ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Бюджет в основном пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетная политика связана с налоговой и они образуют бюджетно – налоговую политику. Ее суть заключается в воздействии гос-ва в лице Министерства финансов при помощи главного гос-ного казначейства на величину и структуру гос. расходов и систему налогообложения для достижения обществ-ных и экономических целей.

  1. кредитно – денежная политика (монетарная) – представляет собой совокупность мероприятий в денежно – кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения экономических задач. Ее проводят: НБ РБ, Министерство финансов по налогам и сборам. Главная цель кред.-ден. политики –создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепление нац. денежной единицы.


Используемые ИНСТРУМЕНТЫ: прямые (лимиты кредитования, изменение ставки рефинансирования), косвенные (операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов).

Важной составной частью фин. политики является фин. механизм, с помощью которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – совокупность организационных структур, контрольных форм хозяйствования , методов управления, правовых норм посредством которых обеспечивается организация фин. процессов, осуществляется зэкон-кая жизнь гос-ва.

ФИН. МЕХАНИЗМ – внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в фин-вой практике. Его можно подразделить на директивный (разрабатывается для фин. отношений, в которых участвует гос-во) и регулирующий. Сфера директивного включает: выделение из всех совокупностей фин. отношений максимально обеспечивающих выполнение задач и целей фин. политики на каждом конкретном этапе.

Фин. политика РБ на современном этапе регламентируется след. документами:

- программой соц-эк. развития РБ на 2001-2010 гг.

- прогнозами соц- эк. развития РБ на текущий год.

- законами о бюджете на соотв. текущий год.

- нац. программой привлечения инвестиций в экономику РБ.

Основные положения документов, которые определяют фин. политику следующие:

- обеспечение устойчивого экономического роста, позволяющего повысить реальные доходы населения.

- создание эффективной налоговой системы.

- снижение налоговой нагрузки.

- повышение эффективности гос. расходов


- концентрация бюджетных средств с целью реализации важных гос. программи мероприятий.

- оптимизация и совершенствование управления гос. долгом.





















4 Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны.

Как экономическая категория гос.бюджет представляет собой фин.план формирования и использования ден.средств для обеспечения функций органов гос.управления экономического и социального развития государства. Гос.бюджет выполняет следующие функции:1)перераспределение национального дохода;2)финансовое обеспечение социальной политики3)государственное регулирование и стимулирование экономики;4)контроль за образованием и использованием бюджетного фонда.

Роль бюджета заключается в следующем:1)в процессе формирования бюджетного фонда и его использования финансируются стратегические направления развития приоритетных областей экономики;2)из бюджетного фонда финансируются важнейшие государственные программы ,а также государственные инвестиции в образование , культуру и другие основные направления социальной политики;3)посредством государственного бюджета осуществляется контроль за распределением и перераспределением ВВП.

Бюджетные отношения имеют денежную суть и носят вторичный перераспределительный характер , поскольку участвуют в перераспределении доходов путем изъятия налогов и неналоговых платежей. Для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий объектом бюджетного перераспределения выступает часть стоимости национального дохода. Сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса и возникают лишь при формировании , распределении, использовании бюджетных средств. Субъектами бюджетных отношений выступают: государство в лице государственных органов различного уровня, организации, население как при уплате платежей таи при их использовании.