Файл: Краткие ответы ГЭКу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2022

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетные отношения регламентируются бюджетным законодательством, которое включает: бюджетный кодекс, Закон о бюджете на текущий год и др.























5 Бюджетная система Республики Беларусь

Бюджетная система унитарного государства РБ состоит из республиканского и местных бюджетов. Наряду с этим разрабатывается и исполняется консолидированный бюджет как совокупность бюджетов РБ в рамках административно-территориальных единиц. Консолидированный бюджет РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г,Минска. Первым звеном бюджетной системы является государственный(республиканский бюджет).Через него в РБ распределяется около 60% национального дохода.За государственным бюджетом закреплены важнейшие источники доходов, такие как подоходный налог,налог на прибыль, налог на собственность,косвенные налоги, налоги от внешнеэкономической деятельности. На него возложены основные расходы , связанные с осуществлением государством своих основных функций: военных, экономических, социальных, административных, а также оказание помощи иностранным госуд-м, управление госуд-ным долгом. Вторым звеном бюджетной системы являются местные бюджеты. Доходы этих бюджетов включают налоги на имущество, различные регистрационные лицензионные и иные сборы. Расходы на здраво-е, образование, коммунальное обслуживание населения, охрану окружающей среды все в большей мере финансируются из региональных бюджетов. Важной задачей местных бюджетов является выравнивание уровня эконо-го и социального развития территорий. Это решается при помощи собственных доходов региональных бюджетов и выделяемых на эти цели средств из вышестоящих бюджетов в виде регулирующих налогов и субвенций.

В структуру бюджетной системы входит один государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ. Плательщиками фонда являются юридические лица (наниматели) и физические лица ( работающие граждане РБ и иностр.граждане). Объектом начисления явл. фонд заработной платы для юр.лиц, для физ. лиц - все доходы. С 2007 г в фонд поступают взносы устанавливаемые законодательством, предназначенные для оказания содействия занятости населения. Одним из основных источников формирования фонда явл. республикан. бюджет, средства которого направляются на обеспечение социальной защиты военнослужащих. Средства фонда находятся в республиканской собственности. Исполнение бюджета внебюджетного фонда осуществляется через счета гос.казначейства.

Межбюджетными отношениями являются отношения между республик-ми органами гос-го управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса. Принципы межбюджетных отношений:1. разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РБ , 2. равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с республиканским, 3. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ.


Межбюджетные трансферты предоставляются в формах:

Дотация - межбюджетный трансферт , предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему, в случае если собственных и регулирующих доходов не достаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.

Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – межбюджетный трансферт, предоставляемый орган-ции или физ.лицу на условиях софинансирования для про-ва или реализации товаров или услуги, либо частичного возмещения целевых расходов.

Бюджетная ссуда – представляет собой бюджетные ср-ва, предоставляемые организациям резидентам РБ (кроме бюджетных орган-ций, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций)на возвратной, возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.


6 Доходы и расходы государственного бюджета

Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней, которая основывается на экономических отношениях и правовых нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляет собой бюджетное устройство.

Доходы бюджета выступают как экономические отношения с юр. и физ. лицами в процессе формирования централизованного фонда государства. Формой реализации этих отношений являются налоговые и неналоговые платежи, а также безвозмездные платежи. В республиканский бюджет включаются: 1. регулирующие доходы за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска. (республиканские налоги и сборы, денежные взыскания и штрафы за нарушение налогового законодательства, собственные доходы бюджета). 2.Доходы от внешнеэкономической деятельности. 3. поступления от разбронирования гос. запасов и резервов. 4. Доходы государственных целевых бюджетных фондов, трансферты , получаемые от других государств. 5. Доходы свободных экономических зон. 6. Иные доходы и поступления.

Состав и структура бюджета в РБ на 90% формируется из налоговых источников исходя из принципов необходимости финансирования общегосударственных мероприятий, оптимальной налоговой нагрузки и стимулирования воспроизводственных процессов. Налоговые доходы в структуре консолидированного бюджета составят 49,3трлн.рублей, неналоговые – 3,6 трлн. При этом 82% доходов бюджета сформируют пять платежей: НДС -17 трлн.( 32%), налоги от ВЭД – 10 трлн.(19%), на доходы и прибыль- 6,3 трлн.(11,8%), подоходный налог – 5,5 трлн., акцизы- 4,6 трлн.

Основой планирования доходов гос. бюджета является бюджетно-финансовая политика РБ, разрабатываемая на очередной финансовый год совместно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной. Работа по планированию осущ. по след. направлениям: 1. планирование всех видов доходов. 2. распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, установленных законом. 3. определение размера финансовой помощи, предоставляемой бюджетами вышестоящими нижестоящим. 4. Формирование и распределение финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размера трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности.


Планирование осущ. в несколько этапов: 1) анализируются показатели предварительного исполнения бюджета,

2) осущ. планирование поступлений в соответствии с классификацией доходов, с учетом темпов роста ВВП, инфляции.

Из республиканского бюджета финансируются:

- общегосударственная деятельность

- национальная оборона

- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

- национальная экономика

-охрана окружающей среды

- жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

-здравоохранение

- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

- образование

- социальная политика

- расходы на государственные инвестиционные программы и проекты.

Формирование расходов основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих социальные права граждан.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Восстановление докризисного уровня доходов граждан признано приоритетом бюджетной политики в 2010 году. На социальные расходы запланировано направить 41 трлн.руб. В частности на обеспечение жильем, жилищное строительство, содействие занятости, адресную социальную помощь, льготы и компенсации населению, пострадавшему в результате ЧАЭС, единовременные выплаты ветеранам. Запланировано увеличить расходы на бюджетную поддержку оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций(+20%), субсидирование социально значимых услуг для населения: ЖКХ, связь, транспорт(+20%). Государственные расходы на образование планируется увеличить на 7%, на здравоохранение на 6,6%.

Финансирование государственной инвестиционной программы потребует 2 трлн. рублей в строительство 290 объектов. Среди самых дорогостоящих проектов – строительство АЭС (261 млрд. руб.), мусороперерабатывающего завода в Бресте (79 млрд. руб.).


7. Дефицит бюджета и источники его финансирования.

1) Основные параметры бюджета на текущий год.

Общая сумма доходов консолидируемого бюджета прогнозируется в объеме 52,9 трлн руб,что составит 30,3проц ВВП.Доходы респуб.-35,5трлн руб.Показатель инфляции заплан. в размере 9 проц. Увелечение ставки НДС до 20 проц. обеспечит дополнит. Поступления в бюджет в размере 1,7 млрд руб.Лимиьт внешнего госдолга Бел. На конец 2010 г установлен в размере 9,5 млрд. долл.(в 2009-8млрд.долл.) Платежи по обслуживанию внешнего госдолга на 2010 г. в объеме 1,5 трлн руб.,что больше уровня 2009 г. на 1,9 раза.Беларусь планирует привлечь в 2010 г. внешние кредиты в объеме 3,2 трлн руб.

2) Сущность дефицита (профицита) государственного бюджета. Государственный бюджет отражает экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.


Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджета: дефицит, профицит и сбалансированный бюджет. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:

долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может игнорировать или в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета является категорией денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств, сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. На различных стадиях экономического развития стран причин образования бюджетного дефицита достаточно много, и они различны у различных государств.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП.

3) Причины возникновения дефицита бюджета.

Конкретными причинами отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть:

кризисные явления в экономике;

неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

милитаризация экономики в мирное время;

осуществление крупных централизованных вложений в раз­витие производства и изменение его структуры;

чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.


4) Классификация внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Республики Беларусь включает следующие статьи:


финансирование дефицита республиканского бюджета за счет кредитов Национального банка Республики Беларусь и изменения остатков средств бюджета на едином казначейском счете;

государственные ценные бумаги; заемные средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; заемные средства (бюджетные ссуды, бюджетные займы), полученные от бюджетов других уровней; прочие источники внутреннего финансирования; операции по средствам в иностранной валюте.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к республиканскому бюджету: кредиты международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств; государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках; изменение остатков средств республиканского бюджета на счетах в банках; прочие источники внешнего финансирования.


8. Государственные целевые бюджетные фонды и их назначение.

1) Республиканский дорожный фонд. В соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2000 г. N710, от 20 марта 2001 г. №365 республиканский дорожный фонд является государственным целевым бюджетным фондом. Средства республиканского дорожного фонда предназначены для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, относящихся к республиканской собственности, осуществлением мероприятий общеотраслевого значения и управлением дорожным хозяйством.

В республиканский дорожный фонд зачисляются:

налог на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в органах ГАИ (кроме легковых автомобилей, прицепных устройств к ним и мотоциклов, приобретаемых гражданами в частную собственность); плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; налог с продаж автомобильного топлива;

капитальные безвозмездные поступления; плата за проезд автотранспортных средств по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации и плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по этой дороге; прочие поступления.

На финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, могут направляться средства от проведения целевых займов, продажи акций, размещения рекламы на дорогах, уплаты процентов, начисленных банками за пользование средствами дорожных фондов, суммы штрафов за неуплату налогов и отчислений, а также добровольные взносы.

При отсутствии средств у дорожных организаций для финансирования работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования могут привлекаться на эти цели заемные ресурсы (банковский кредит). Полученный банковский кредит и суммы процентов за пользование им возмещаются за счет средств дорожных фондов в установленном порядке и включаются в стоимость выполненных дорожных работ.