ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2031
Скачиваний: 3
5) Государственное регулирование страховой деятельности.
13. Финансовое планирование в организациях (фирмах).
1) Организация финансовой работы.
Финансы предприятий являются составной частью финансовой системы в целом и поэтому функционируют исходя из принципов, присущих этой системе.
Финансовая работа - деятельность по управлению финансами предприятий и организаций.
К числу основных задач финансовой работы можно отнести:
-обеспечение финансовыми ресурсами выполнения плановых заданий по основной хозяйственной деятельности, капитальным вложениям, подготовке кадров и удовлетворению социальных потребностей;
-своевременное и полное выполнение обязательств по платежам в бюджет, банкам, вышестоящим организациям, рабочим и служащим;
-наиболее эффективное использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов;
-выявление резервов роста накоплений и повышения рентабельности.
Финансовая работа на предприятиях сложна и многообразна. Однако по экономическому содержанию в ней можно выделить три основных направления: финансовое планирование, оперативная финансовая работа и контрольно-аналитическая работа.
Финансовое планирование включает составление финансовых планов, смет расходования отдельных специальных фондов, разного рода планово-экономических расчетов, необходимых для составления финансового плана (норматива собственных оборотных средств, платежей в бюджет, прибыли, издержек производства), а также для получения кредитов (планового размера кредита).
Оперативная финансовая работа состоит в основном из расчетных операций: расчеты с поставщиками за товары; получение и возврат банковских кредитов; расчеты с бюджетом; оформление и представление финансовым органам документов для возмещения средств из бюджета; расчеты с вышестоящими организациями по перечислению средств в централизованные фонды и получению средств из них; расчеты с органами социального и имущественного страхования; расчеты с рабочими и служащими; работа с ценными бумагами и др.
Важное место в оперативной финансовой работе занимает обобщение и распространение передового опыта организации финансовой работы, оказание практической помощи по ведению этой работы в нижестоящих организациях и на предприятиях, учеба работников по ведению финансового хозяйства.
Контрольно-аналитическая работа - это контроль за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью использования основных и оборотных средств, соблюдением финансовой и расчетной дисциплины, сохранностью собственности.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия позволяет увязать прогнозирование и планирование финансовых ресурсов с выявлением и мобилизацией внутренних резервов. Устойчивое финансовое состояние предприятия становится не только фактором, определяющим его производственное и социальное развитие, материальное состояние работников, но и условием его жизнеспособности.
Финансовая работа на предприятиях, производственных объединениях, комбинатах, других хозяйствующих субъектах осуществляется специальной финансовой службой.
Финансовая служба - самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависит от организационно-правовой формы предприятия, характера финансовой деятельности, объема производства, количества работающих на предприятии.
На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерией.
Финансовый отдел предприятия имеет право:
-контролировать другие отделы по вопросам, связанным с выполнением возложенных на него обязанностей;
-требовать от других отделов предоставление материалов, необходимых для выполнения этих обязанностей.
Отдел получает от бухгалтерии, планового отдела, отдела снабжения и сбыта, технического отдела, отдела капитального строительства, отдела главного механика и других структурных подразделений и служб необходимые плановые и отчетные материалы:
-бухгалтерские отчеты и балансы;
-проекты и утвержденные планы выпуска и реализации продукции, себестоимости и прибыли;
-планы движения товарно-материальных ценностей (производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции);
-расчеты экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, технико-экономические показатели;
-сметы затрат на производство.
В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и возникновением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственной форме собственности, а также с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, повышением самостоятельности предприятий как хозяйствующих субъектов.
В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятий, других финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация эффективного финансового менеджмента.
2) Планирование финансовой деятельности.
Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и установления соответствующих финансовых отношений. Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность хозяйствующего субъекта. Объектом могут выступать как отдельные финансовые операции, так и несколько таких операций. В условиях рынка организации сами заинтересованы в том, чтобы реально представить свое финансовое положение (текущее и на перспективу). Это необходимо для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности и для того, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства. Основными задачами финансового планирования в организации являются: 1) обоснование финансовой стратегии, расчет оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные текущие нужды, техническое перевооружение и расширение производство, социальные потребности работников, 2) выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организаций, 3) определение объема предполагаемых поступлений денежных средств, исходя из объема производства, реализации товаров и услуг, конъюнктуры рынка, 4) достижение сбалансированности финансовых возможностей с обязательствами для обеспечения платежеспособности, устойчивости финансового положения организации, 5) обоснование необходимых затрат, 6) соблюдение интересов акционеров и инвесторов, 7) определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, работниками организации, 8) оптимизация налоговой нагрузки, 9) контроль за финансовым состоянием организации.
3) Методы финансового планирования.
Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. Выделяют следующие методы планирования:
1) нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и их источниках. Используется при планировании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
2) расчетно-аналитический метод – на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его измерения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления,
потребления, резервный фонд и т.д.
3) балансовый метод – путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в нем. Балансовый метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды, планировании потребности в основном капитале. Планирование в общем виде осуществляется по формуле: Он + П = Р + Ок, где Он – остаток средств фонда на начало планового периода (руб.); П – поступление средств в фонд (руб.); Р – расходование средств фонда (руб.); Ок - остаток средств фонда на конец планового периода (руб.).
4) метод оптимизации – разработка нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Существуют различные критерии выбора: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата, минимум текущих затрат, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на 1 рубль вложенного капитала, максимум рентабельности капитала, максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь.
5) экономико-математическое моделирование – позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков). Практика применения моделей показывает, что сложные модели с множеством параметров оказываются непригодными для практического использования, но в то же время планирование основных показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированных систем управления финансами.
4) Виды финансовых планов и их характеристика.
Финансовый план – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия на планируемый период.
В организациях осуществляется перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование. Перспективное (стратегическое) планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов организации в перспективе (в течение 3-5 лет).
Стратегическим планом является бизнес-план, который разрабатывается на основе: оценки наличия материальных и финансовых ресурсов на начало планового периода, а также состояния производства, потребностей и возможностей его расширения; укрупненных нормативов, сложившихся тенденций, пропорций в распределении финансовых ресурсов за истекший период, прогнозируемых оценок их совершенствования.
Текущий финансовый план разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации, или ее бюджет. (состоит из трех разделов: 1) доходы и поступления средств, 2) расходы и отчисления, 3) взаимоотношения с бюджетом).
Оперативные финансовые планы конкретизируют финансовые задания на короткий период и доводятся до исполнения. Их основная цель – определить движение денежных средств на короткий отрезок времени, сбалансировать поступления с расходами, обеспечивать устойчивое положение организации.
Кредитный план представляет собой план поступлений кредитов и их погашение в намеченные кредитным договором сроки. Пользование кредитом является платным, поэтому сумма возврата кредита складывается из основного долга и процентов по нему.
Кассовый план представляет собой план оборота наличных денег, проходящих через кассу организации. Разработка кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности хозяйствующего субъекта. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов: 1) указывается поступление наличных денег в кассу организации, кроме полученных из банка, 2) все расходы в наличных деньгах (зарплата, премии, командировочные и т.д.), 3) производится расчет сумм наличных денег, которые планируется получить в банке для выплаты зарплаты и на другие цели, 4) указываются сроки и суммы выплат, согласованные с банком, обслуживающим Р/с организации.
Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности. Его назначение заключается в управлении денежными потоками организации и используется он для контроля за ее платежеспособностью и кредитоспособностью.
5) Сущность бизнес-плана и порядок его разработки.
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, где излагаются все основные аспекты планирования хозяйственной деятельности организации, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, а также раскрываются способы решения финансово-хозяйственных задач.
Существует множество моделей разработки бизнес-планов. Наиболее чаще встречаются б.-п., состоящие из следующих разделов: резюме; сущность деятельности организации; конкретные ближайшие цели фирмы и способы достижения каждой цели; рынок сбыта и конкуренты; оценка риска и страхование; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; финансовый план; стратегия финансирования. Особое место занимают «финансовый план» и «стратегия финансирования».
При составлении бизнес-плана используются статистическая, бухгалтерская и другая информация.
Бизнес-план обычно составляется на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости.
Бизнес-план разрабатывается в соответствии с приказом (распоряжением), издаваемым руководителем предприятия или заданием на разработку, если в качестве разработчика выступает привлеченная организация.
Этапы разработки бизнес-плана:
1 шаг – предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать: учебники, положения, рекомендации, курсы и др.; 2 шаг определение внешних и внутренних целей разработки, цели вытекают из перечня проблем, которые призван решить бизнес-план; 3 шаг определение круга читателей бизнес-плана. Это определяет специфику содержания, стиль, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, экономических показателей; 4 шаг – установление общей структуры бизнес-плана; 5 шаг – сбор информации для подготовки разделов бизнес-плана; 6 шаг – непосредственное написание бизнес-плана; 7 шаг – экспертиза бизнес-плана (независимая, авторитетным сотрудников или вышестоящей организацией, для самоуспокоения).
В процессе разработки бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных варианта с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов. В этом случае следует проводить сравнительную характеристику вариантов бизнес планов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.
Разработку бизнес плана следует осуществлять отдельными блоками, позволяющими комплектовать ту или иную структуру в зависимости от требований заказчика. Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана.
14. Содержание финансов организации (фирм).
Исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий. Это обусловлено тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается основная часть национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов денежных средств. Поэтому от организации финансов предприятий во многом зависит финансовое состояние страны.