Файл: Сивенков_Экономика предприятия_2012.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2059

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

т.  е.  конкурентоспособность  предприятия  носит  долговременный 

харак тер, а конкурентоспособность продукции – краткосрочный;

– оценку деятельности предприятия, его конкурентоспособно-

сти дает не только потребитель, но и сам предприниматель.

Конкурентоспособность предприятия определяют 

следующие 

показатели: 

1  Экономический  потенциал  и  эффективность  деятельности 

предприятия: 

− 

основной капитал;

− 

собственный и заемный капитал;

− 

объем продаж;

− 

доля на рынке.

2  Производственный и сбытовой потенциал: 

− 

производственные и сбытовые мощности;

− 

наличие сырьевой базы.

3  Научно-исследовательский потенциал: 

− 

число исследовательских центров;

− 

ежегодные расходы на НИОКР.

4  Финансовое положение: 

− 

платежеспособность;

− 

кредитоспособность.

25  коммЕрчЕскИй расчЕт  

как мЕтоД хозяйстВоВаНИя

Основным методом управления предприятием является эконо-

мический. Его смысл заключается в том, что при принятии управ-

ленческих  решений  производятся  расчеты  соотношения  затрат 

и результатов.

Коммерческий расчет

 – это метод хозяйствования, при котором 

расширенное  воспроизводство  осуществляется  за  счет  собственных 

средств на основе повышения эффективности использования всех ре-

сурсов в производстве в условиях рыночной экономики и частной соб-

ственности на средства производства, предметы и результаты труда.

Коммерческий расчет применяется предприятием при свобод-

ной  продаже  товаров  (услуг)  и  минимальном  государственном 

регулировании распределения доходов. Коммерческий расчет пред-


background image

47

полагает  полную  хозяйственную  самостоятельность  и  формиро-

вание плана производства и продаж продукции под воздействием 

спроса и предложения.

Коммерческий расчет в рыночной экономике базируется на сле-

дующих 

принципах

:

− наличие собственных средств;

− хозяйственная самостоятельность;

− самоокупаемость и рентабельность;

− самофинансирование;

− экономическая заинтересованность; 

− экономическая ответственность.

Принцип наличия собственных средств

 означает, что часть 

инвестиционной стоимости предприятия обязательно обеспечива-

ется собственным капиталом.

Принцип  хозяйственной  самостоятельности

  означает,  что 

предприятие  как  юридическое  лицо  самостоятельно  принимает 

любые  решения,  касающиеся  его  производственно-коммерческой 

деятельности (определение номенклатуры и ассортимента продук-

ции, планирование объема выпуска продукции, выявление сегмен-

та рынка, выбор поставщиков, уровень цен на продукцию и т. д.).

Хозяйственная самостоятельность предприятия 

относительна,

 так 

как она ограничивается деятельностью субъектов внешней среды – го-

сударственных органов, потребителей, поставщиков, конкурентов и т. п.

Принцип  самоокупаемости  и  рентабельности

  означает,  что 

доходы предприятия не только покрывают его экономические из-

держки, но и обеспечивают экономическую прибыль.

Принцип самофинансирования

 означает, что расширенное 

воспроизводство  осуществляется  за  счет  собственных  средств 

предприятия.  Самофинансирование  не  исключает  использования 

заемных и привлеченных средств, однако долги по ним предпри-

ятие покрывает за счет собственной прибыли.

Принцип  экономической  заинтересованности

  означает,  что 

хозяйствующий субъект должен быть заинтересован в организации 

производственно-коммерческой  деятельности  и  в  повышении  ее 

эффективности для получения 

экономической прибыли

, т. е. при-

были, превышающей возможный доход от вложения денег в банк.

Принцип  экономической  ответственности

  означает,  что  хо-

зяйствующий  субъект  несет  имущественную  ответственность 

по своим обязательствам.


background image

48

26  рИскИ В ПроИзВоДстВЕННо-хозяйстВЕННой 

ДЕятЕльНостИ ПрЕДПрИятИя

Риск 

–  это  вероятность  возникновения  потерь  или  снижения 

доходов.

Основной предпосылкой возникновения предпринимательско-

го  риска  является  наличие  конкуренции  и  альтернативных  вари-

антов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его 

активного функционирования.

Различают

 глобальный

 (общегосударственный) и 

локальный

 

(на уровне предприятия) риски. Они обусловливают друг друга, воз-

действуют друг на друга и в то же время являются автономными.

В  зависимости  от 

сферы  возникновения

  можно  выделить  

следующие

 виды предпринимательского риска:

1) производственный;

2) коммерческий;

3) финансовый;

4) кредитный;

5) процентный.

Производственный

 

риск

 связан с производством продукции, 

товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной 

деятельности. Среди причин возникновения такого риска – умень-

шение размеров производства, несоответствие качества продукции 

спросу, рост материальных затрат, уплата повышенных процентов, 

отчислений, налогов и др.

Коммерческий

 

риск

  возникает  в  процессе  реализации  товаров  

и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки 

этого  риска  –  снижение  объема  реализации  вследствие  негативного 

изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение за-

купочной  цены  товаров,  непредвиденное  снижение  объема  закупок, 

потери товара в процессе обращения, рост издержек обращения.

Финансовые риски

 – это нередко спекулятивные риски, кото-

рые возникают в сфере отношений предприятия с банками и други-

ми финансовыми институтами.

Кредитный риск

 – опасность неуплаты заемщиком основного 

долга и процентов, причитающихся кредитору. 

К

 процентным

 

рискам

 относится риск потерь, которые могут 

понести  инвесторы  в  связи  с  изменением  размера  дивидендов  


background image

49

по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертифи-

катам и другим ценным бумагам.

По величине потерь

, которые могут наступить, выделяют до-

пустимый, критический и катастрофический риски. 

Допустимый риск

 – 

это угроза полной либо частичной потери 

прибыли от реализации того или иного финансового проекта или 

от  финансовой  деятельности  предприятия  в  целом  (финансовая 

сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняет свою экономиче-

скую целесообразность). 

Критический риск

 

связан с опасностью потерь в размере про-

изведенных затрат на осуществление конкретной финансовой сдел-

ки или определенного вида финансовой деятельности.

Катастрофический  риск

 

характеризуется  тем,  что  финансо-

вые потери по нему определяются частичной или полной утратой 

имущественного состояния предприятия. Катастрофический риск, 

как правило, приводит к банкротству (в таком случае возможна по-

теря  не  только  всех  вложенных  в  определенный  вид  финансовой 

деятельности  или  конкретную  финансовую  сделку  средств,  но  и 

имущества предприятия). 

Источником возникновения внешних рисков

 является внеш-

няя среда по отношению к предприятию, т. е. это риск, не зависящий 

от его деятельности. Предприятие не может оказывать влияние на 

внешние финансовые риски, оно может только предвидеть и учиты-

вать их в своей деятельности. 

Внутренние финансовые риски

 — 

это риски, зависящие от де-

ятельности конкретного предприятия, т.  е. их источником является 

само предприятие (неквалифицированный финансовый менеджмент, 

неэффективная структура активов, чрезмерная приверженность ру-

ководства предприятия к рисковым финансовым операциям, непра-

вильная оценка хозяйственных партнеров, нестабильное финансовое 

положение предприятия и другие аналогичные факторы).

 

Управление  рисками

  означает  предотвращение  появления 

того  или  иного  вида  риска,  определение  его  стоимости,  проведе-

ние предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или 

уменьшить потери.

Основными  методами  системы  управления  предприниматель-

ским риском являются анализ, прогноз, планирование и учет.


background image

50

27  ПрИбыль ПрЕДПрИятИя И рЕзЕрВы ЕЕ роста

Прибыль предприятия 

является основной целью деятельности 

любой  коммерческой  организации.  Как  экономическая  категория 

прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального 

производства в процессе предпринимательской деятельности.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различ-

ных  видов  деятельности.  Суммарная  величина  всех  прибылей 

–  

балансовая (валовая) прибыль 

предприятия. Основными состав-

ными элементами балансовой прибыли являются: 

– прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказа-

ния услуг;

– прибыль от реализации основных фондов, а также иного иму-

щества предприятия (прочей реализации);

– финансовые результаты от внереализационных операций.

Таким образом, балансовая прибыль (

П

б 

) может быть определе-

на по формуле

П

б

 = 

П

р

 ± 

П

и

 ± 

П

в.о

,

где  

П

р

 

–  прибыль  от  реализации  продукции,  выполнения  работ  

 

     и оказания услуг;

 

П

и

 –  прибыль от реализации имущества предприятия;

  П

в.о

  – прибыль от внереализационных операций.

Как правило, основным элементом балансовой прибыли явля-

ется прибыль от реализации продукции, выполнения работ и ока-

зания услуг.

Прибыль от реализации имущества

 – это финансовый резуль-

тат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. 

Он отражает величину прибыли (убытков) по прочей реализации, 

к  которой  относится,  например,  продажа  на  сторону  различных 

видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Прибыль от внереализационных операций

 – 

прибыль, полу-

ченная  предприятием  от  различных  видов  деятельности,  не  свя-

занных с реализацией продукции и других товарно-материальных 

ценностей.

Внереализационные результаты включают:

– доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вло-

жений,  каковыми  являются  вклады  средств  в  уставный  капитал