ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

Ñ  òî÷êè  çðåíèÿ  Ìîðåíî  (Moreno,  1960b),  “òåðàïåâòè÷åñêàÿ

“âñòðå÷à” ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïåðâè÷íûé ìåòîä èçó÷åíèÿ ëè÷íî-

ñòè äðóãîãî ÷åëîâåêà, è äàííûå, ïîëó÷åííûå èç ýòîãî èñòî÷íè-

êà, ñîäåðæàò êðèòåðèè, ñîãëàñíî êîòîðûì ñëåäóåò îöåíèâàòü âñå

ïðî÷èå âîçìîæíûå äàííûå”. Ãóìàíèòàðíûå èññëåäîâàíèÿ Ìîðå-

íî  ïîä÷åðêèâàþò  ñóùåñòâîâàíèå  ñêðûòûõ  äóõîâíûõ  èçìåðåíèé

ðåàëüíîñòè è òàèíñòâåííûõ èíòóèòèâíûõ èñòî÷íèêîâ ïðàâäû, êî-

òîðûå  íå  ìîãóò  áûòü  èññëåäîâàíû  ýêñïåðèìåíòàëüíî.  Ìîðåíî

(Moreno,  1953)  îùóùàë,  ÷òî  íàó÷íî-òåõíîëîãè÷åñêàÿ  öèâèëèçà-

öèÿ î÷åðíèëà ãóìàíèñòè÷åñêèå öåííîñòè è óãðîæàåò âûæèâàíèþ

÷åëîâå÷åñòâà è ÷òî îáúåêòèâíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ ïðåíåáðå-

ãàþò òâîð÷åñêèìè àñïåêòàìè îïûòà.

Ñàì Ìîðåíî óòâåðæäàë, ÷òî íè ñóáúåêòèâíîñòü, íè îáúåêòèâ-

íîñòü  íå  ÿâëÿþòñÿ  åãî  èäåàëàìè,  îí  çà  “êâàçè-îáúåêòèâíîñòü”

(Moreno  &  Moreno,  1959).  Îí  ïîëàãàë,  ÷òî  íàèëó÷øåå  âçàèìî-

ïîíèìàíèå  ìåæäó  ôåíîìåíîëîãàìè,  ýêçèñòåíöèàëèñòàìè  è  ýì-

ïèðè÷åñêèìè  èññëåäîâàòåëÿìè  äîñòèãàåòñÿ  â  ñîöèîìåòðè÷åñêîé

òåîðèè, ñîãëàñíî êîòîðîé ìîæíî áûëî áû ïîêàçàòü, ÷òîáúåê-

òèâíàÿ” è “ñóáúåêòèâíàÿ” îöåíêè íå èñêëþ÷àþò îäíà äðóãóþ, à

ïîñòðîåíû êàê êîíòèíóóì.

Åñëè ðàññìîòðåòü èñòîðè÷åñêóþ ïåðñïåêòèâó, ìû óâèäèì, ÷òî

Ìîðåíî  èñïûòûâàë  âëèÿíèåì  ýêçèñòåíöèàëüíîé  ôèëîñîôèè  äî

1925 ãîäà, êîãäà ïåðåáðàëñÿ èç Åâðîïû â Ñîåäèíåííûå Øòàòû.

 òî âðåìÿ îí ñäåëàë íàáëþäåíèå, ÷òôèëîñîôèÿ äåéñòâèÿ áî-

ëåå  ñðîäíè  àìåðèêàíöà씠 (Moreno,  1972),  ïðèíÿë  ïðàãìà-

òèçì  Ñ.Ñ.  Ïèðñà,  Ó.  Äæåéìñà,  Äæ.  Äüþè  è  ýìïèðè÷åñêèé  áè-

õåâèîðèçì, êîòîðûé òîãäà áûë â áîëüøîì ïî÷åòå ñðåäè íàó÷íîãî

ñîîáùåñòâà  Àìåðèêè,  íî  íèêîãäà  íå  ñòàíîâèëñÿ  íà  ïîçèöèþ

“èëè-èëè”.

Èíòåãðàòèâíûé ïîäõîä ê èññëåäîâàíèþ â ïñèõîäðàìå ïðåäïî-

ëàãàåò  íàëè÷èå  ïðèíöèïà,  ñîãëàñíî  êîòîðîìó  íèêàêàÿ  ïðî÷íàÿ

íàóêà íå ìîæåò áûòü ïîñòðîåíà äî òåõ ïîð, ïîêà ìû íå ïðîàíà-

ëèçèðóå젓÷èñòûå”, ñâîáîäíûå îò ïðåäâàðèòåëüíûõ ãèïîòåç ôå-

íîìåíàëüíûå  äàííûå.  Òàê,  â  ïîïûòêå  ðàçðåøèòü  äèõîòîìèè

ñóáúåêòèâíîãî-îáúåêòèâíîãî è âíåøíåãî-âíóòðåííåãî, ìû äîëæ-

íû ó÷èòûâàòü îáà èñòî÷íèêà çíàíèÿ: âíóòðåííåå, èíòðîñïåêöèþ

è ó÷àñòèå ñóáúåêòà è ñóáúåêòèâíîãî îïûòà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ðà-

áî÷èì ìàòåðèàëîì ãóìàíèòàðèÿ, è âíåøíåå, ýìïèðè÷åñêèå äàí-

íûå,  ïîëó÷åííûå  ÷åðåç  îðãàíû  ÷óâñòâ,  ïðåäñòàâëÿþùèå  ñîáîé

ìàòåðèàë íàòóðàëèñòà.


background image

47

Îíòîëîãèÿ

ß  õîòåë  áû  ïðåäïîëîæèòü,  ÷òî  áîëüøèíñòâî  ïñèõîäðàìàòèñ-

òîâ ñîãëàñÿòñÿ ñ îíòîëîãè÷åñêîé ïîñûëêîé, ïîäñêàçàííîé çäðà-

âûì ñìûñëîì, à èìåííî: ðàçóì è òåëî âçàèìîäåéñòâóþò; êàê ïî-

âåäåí÷åñêèå,  òàê  è  ýêçèñòåíöèàëüíûå  ñîáûòèÿ  äîëæíû  â  ïñè-

õîäðàìå  ïîä÷åðêèâàòüñÿ.  Îäíàêî,  êàæåòñÿ,  ÷òî  îäíè  ïñèõîäðà-

ìàòèñòû  ïðåäïî÷èòàþò  ïîâåäåí÷åñêèé  àñïåêò,  èñïîâåäóÿ  ìàòå-

ðèàëèñòè÷åñêèé ìîíèçì (ñóùåñòâóåò òîëüêî òåëî), òîãäà êàê äðó-

ãèå  —  ýêçèñòåíöèàëüíûé  àñïåêò,  ÷òî  ñîîòâåòñòâóåò  èäåàëèñòè-

÷åñêîìó ìîíèçìó (ñóùåñòâóåò òîëüêî ñîçíàíèå).

Âûøåñêàçàííîå  îòíîñèòñÿ  íå  òîëüêî  ê  òåîðèè.  Ïîòîìó  ÷òî,

åñëè âåðèòü, ÷òî âñå, ÷òî ìû ïðåäñòàâëÿåì ñîáî頗 ýòî òîëüêî

òåëî,  ìîæíî  óñèëèòü  ôèçè÷åñêóþ  ñòîðîíó  ïñèõîòåðàïèè,  êîíê-

ðåòèçèðóÿ ÷óâñòâà è èñïîëüçóÿ áèîýíåðãåòè÷åñêèå òåõíèêè. Åñëè

æå ìû âåðèì òîëüêî â ñîçíàíèå, ìîæíî ñäåëàòü ñòàâêó íà âîîá-

ðàæåíèå è êîãíèòèâíûé èíñàéò

*.

Íè îäíà èç ýòèõ îíòîëîãè÷åñêèõ ïîçèöèé íå îòðàæàåò òàê õî-

ðîøî òî÷êó çðåíèÿ Ìîðåíî, êàê ïëþðàëèñòñêîå ðåøåíèå, ïðåä-

ëîæåííîå  Óèëüÿìîì  Äæåéìñîì  (James,  1909).  Îíî  ïðåäïîëàãà-

åò,  ÷òî  “òåëî  è  ìîçã  —  íå  áîëåå  ÷åì  òîëüêî  äâà  èç  ìíîæåñòâà

àñïåêòîâ  ðåàëüíîñòè;  âîçìîæíî,  ñóùåñòâóåò  êîíòèíóóì  êîñìè-

÷åñêîãî ñîçíàíèÿ âíå ìàòåðèàëüíîãî ìèðà” (Knight, 1950).

Èíòåãðàëüíîé  ïñèõîäðàìå,  âîçìîæíî,  áîëåå  âñåãî  ïîäõîäèò

äâîéñòâåííàÿ  ìîíèñòè÷åñêàÿ  òî÷êà  çðåíèÿ  Ñïèíîçû,  êîòîðûé

óòâåðæäàë, ÷òî òåëî è ñîçíàíè堗 äâà àñïåêòà åäèíñòâåííîé, ëå-

æàùåé çà íèìè ðåàëüíîñòè. Òî, ÷òî â îäíîé ïåðñïåêòèâå êàæåò-

ñÿ òåëîì, áóäåò ñîçíàíèåì â äðóãîé. Ìîæíî ïðîèëëþñòðèðîâàòü

ýòî ïîëîæåíèå èñïîëüçîâàíèåì ïñèõîäðàìàòè÷åñêèõ òåõíèê, îñ-

íîâàííûõ íà äåéñòâèè, ãäå âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ ñàìîâû-

ðàæåíèå âñåé ëè÷íîñòè (è òåëà, è ñîçíàíèÿ).

Ýïèñòåìîëîãèÿ

Ýïèñòåìîëîãèÿ  çàíèìàåòñÿ  ïðîáëåìàìè  ïðîèñõîæäåíèÿ  çíà-

íèÿ, àñïåêòàìè âçàèìîîòíîøåíèé òåëà è ñîçíàíèÿ, ïîÿâëåíèåì

ïðè÷èí  è  ñëåäñòâèé,  à  òàêæå  äåòåðìèíèçìîì.  Ìåòîäîëîãè÷åñ-

êàÿ  äèõîòîìèÿ,  ïðåäëîæåííàÿ  Äèëòè  (Dilthey,  1944),  ñ÷èòàåò,

÷òî  åñòåñòâåííûå  íàóêè  çàíÿòû 

îáúÿñíåíèåì

,  òîãäà  êàê  ãóìàíè-

òàðíû堗 

ïîíèìàíèåì

.

*Ãîâîðÿ âûñîêîïàðíî, ýòîò òåðìèí ïðèìåðíî îçíà÷àåò “âíóòðåííåå ïðîçðå-

íèå”,  “óìîçðèòåëüíîå  îçàðåíèå”.  — 

Ïðèì.  ïåðåâîä÷èêà.


background image

48

Ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîäðàìà îñíîâàíà íà äåòåðìèíèçìå è òðå-

áóåò íàó÷íîãî îáúÿñíåíèÿ ÿâëåíèé ïîâåäåíèÿ â òåðìèíàõ íåçàâè-

ñèìûõ ïåðåìåííûõ. Àíàëîãè÷íûì îáðàçîì, è ïñèõîàíàëèòè÷åñ-

êàÿ ïñèõîäðàìà îñíîâàíà íà äåòåðìèíèçìå, êîëü ñêîðî îíà äåëà-

åò ïîïûòêè îáúÿñíèòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà íà îñíîâå ïðîøëûõ ñî-

áûòèé.

Ýêçèñòåíöèàëüíàÿ  ïñèõîäðàìà  ÿâëÿåòñÿ  íåäåòåðìèíèñòñêîé,

òàê êàê ïûòàåòñÿ ïîíÿòü ÷åëîâå÷åñêèå ìîòèâû è íàìåðåíèÿ. Ýê-

çèñòåíöèàëüíûå ïñèõîäðàìàòèñòû ïðåäïî÷èòàþò ïîñòàâèòü âîï-

ðîñ  â  îïèñàòåëüíîé  ìàíåðå: 

êàê

  ÷åëîâåê  äåéñòâóåò,  à  íå 

ïî÷åìó

îí âåäåò ñåáÿ òåì èëè èíûì îáðàçîì. Òàê êàê ðåàëèè ñóùåñòâî-

âàíèÿ ñêîðåå âåðîÿòíû, ÷åì àáñîëþòíû, ýêçèñòåíöèàëüíàÿ ïñè-

õîäðàìà íå ìîæåò îòâåòèòü íà âîïðîñ “ïî÷åìó?”, òðåáóþùèé íà-

ëè÷èÿ  íåñîìíåííûõ  è  àáñîëþòíûõ  ïðè÷èí,  íàïðèìåð,  òàêèõ,

÷òî ëåæàò â îñíîâå ïñèõîàíàëèçà.

Ìîðåíî êðèòèêîâàë Ôðåéäà çà òî, ÷òî òîò ñëèøêîì ïîëàãàëñÿ

íà  ïñèõè÷åñêèé  äåòåðìèíèçì,  íå  îñòàâëÿÿ  äîñòàòî÷íîãî  øàíñà

ñïîíòàííîñòè. Îí êðèòèêîâàë Áåðãñîíà çà ñêëîííîñòü ê äðóãîé

êðàéíîñòè.  Â  ñâîåé  òåîðèè  ñïîíòàííîñòè  Ìîðåíî  ïûòàëñÿ  ñî-

çäàòü  ôóíêöèîíàëüíûé,  ðàáî÷èé  äåòåðìèíèçì,  ãäå  “â  ðàçâèòèè

ëè÷íîñòè  âîçìîæíû  îðèãèíàëüíûå,  ïî-íàñòîÿùåìó  òâîð÷åñêèå

ìîìåíòû ïðèíÿòèÿ âàæíûõ ðåøåíèé, ëèøåííûå òåõ óæàñàþùèõ

ïóñòîò, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ñòðàõ, ÷òî çà ýòèìè ìîìåí-

òàìè  íå  ñóùåñòâóåò  íèêàêîãî  óþòíîãî  ïðîøëîãî,  îòêóäà  îíè

ìîãëè  áû  âîçíèêíóòü”  (Moreno,  1972).  Ýòè  ìîìåíòû,  ñîãëàñíî

Ìîðåíî  (Moreno,  1951),  “äåéñòâóþò  â  ñîâåðøåííî  èíîì  èçìå-

ðåíèè,  ÷åì  êîíòèíóóì  ïðîøëîãî-íàñòîÿùåãî-áóäóùåãî,  è  ñòîÿò

âíå ïîä÷èíåíèÿ ïðè÷èííîñòè è äåòåðìèíèçìó”.

Èíòåãðàòèâíàÿ ïñèõîäðàìà ïûòàåòñÿ îáúåäèíèòü ýòè ïîçèöèè.

Ñ  îäíîé  ñòîðîíû,  âîñïîìèíàíèÿ  î  ïðîøëûõ  ñîáûòèÿõ  ïðèñóò-

ñòâóþò â ïñèõîäðàìå êàê èñòî÷íèê ïîíèìàíèÿ òîãî, êàêèì îáðà-

çîì ýòè ñîáûòèÿ ñôîðìèðîâàëè ïîâåäåíèå â íàñòîÿùèé ìîìåíò.

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðîøëûé (è áóäóùèé) îïûò ýêñòåðíàëèçóåò-

ñÿ, ÷òîáû äàòü âîçìîæíîñòü áîëåå ïîëíî ïî÷óâñòâîâàòü ñóùåñòâî-

âàíèå çäåñü è ñåé÷àñ.

Èíòåðåñû, óïðàâëÿþùèå èññëåäîâàíèåì

Åñëè ãëàâíàÿ öåëü èññëåäîâàíèÿ ñîñòîèò â òîì ÷òîáû ñîáðàòü

èíôîðìàöèþ îá îáúåêòèâíîì ïðîöåññå, íóæíî èñïîëüçîâàòü ëî-

ãèêî-ýìïèðè÷åñêèé ïîäõîä ê ïñèõîäðàìå. Åñëè öåëü ïðåäñòàâëÿ-

åò ñîáîé îñâîáîæäåíèå è ïîíèìàíèå ñåáÿ, ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü


background image

49

îïèñàòåëüíûé,  ôåíîìåíîëîãè÷åñêèé  èëè  îðèåíòèðîâàííûé  íà

ïðîöåññ  (ãåðìåíåâòèêî-äèàëåêòè÷åñêèé)  ïîäõîä.

Ïîâåäåí÷åñêàÿ  ïñèõîäðàìà  îðèåíòèðîâàíà  íà  ÷åòêèå  ôàêòû,

êîëè÷åñòâåííûå  èññëåäîâàíèÿ  è  ýêñïåðèìåíòû  ñ  êîíòðîëèðóå-

ìûì  èñõîäîì.  Ýêçèñòåíöèàëüíàÿ  ïñèõîäðàìà  îðèåíòèðîâàíà  íà

êà÷åñòâåííûå  èññëåäîâàíèÿ,  èçó÷åíèå  ïðîöåññà,  ðàññìîòðåíèå

åäèíè÷íûõ  ñëó÷àåâ.  Èíòåãðàëüíàÿ  ïñèõîäðàìà  ñòàâèò  çàäà÷åé

îáúåäèíåíèå êîëè÷åñòâåííûõ è êà÷åñòâåííûõ ìåòîäîâ â êàæäîì

åäèíè÷íîì ñëó÷àå.

Ñàì Ìîðåíî ïðèçíàâàë ñëîæíîñòü, èçíà÷àëüíî çàëîæåííóþ â

îöåíêå  èññëåäîâàíèÿ  ïñèõîäðàìû  (Bischof,  1964):  “Âîïðîñ,  êà-

ñàþùèéñÿ  çíà÷èìîñòè  ïñèõîäðàìû,  âûçûâàë  çíà÷èòåëüíûå  ðàç-

íîãëàñèÿ â òå÷åíèå äîëãîãî âðåìåíè. Ñóùåñòâîâàëî äâà ìíåíèÿ.

Îäíè óòâåðæäàëè, ÷òî îáû÷íûå ñòàíäàðòû íàäåæíîñòè è çíà÷è-

ìîñòè  íå  ïðåäñòàâëÿþòñÿ  ïîäõîäÿùèìè  äëÿ  ïñèõîäðàìû.  Åñëè

êàæäûé  èãðàåò  ñâîþ  æèçíü  ÷åñòíî,  äàííûå  â  âûñøåé  ìåðå  íà-

äåæíû è çíà÷èìû. Ñîãëàñíî âòîðîìó ìíåíèþ, ñîâðåìåííûå ìå-

òîäû îöåíêè çíà÷èìîñòè âïîëíå ïðèìåíèìû. Ýòè äâà ìíåíèÿ íå

èñêëþ÷àþò  îäíî  äðóãîå.  Äâà  ìåòîäà  îöåíêè  (“ýêçèñòåíöèàëü-

íû锠蠓íàó÷íûé”) ìîæíî ñî÷åòàòü” (Moreno, 1968).

Ñòàòóñ îáúåêòîâ èññëåäîâàíèÿ

Åñëè èñïîëüçîâàòü â èññëåäîâàíèè ïñèõîäðàìû åñòåñòâåííîíà-

ó÷íóþ ìîäåëü, ñëåäóåò ïîäõîäèòü ê îáúåêòó èññëåäîâàíèÿ ñ “íåé-

òðàëüíî锠 ïîçèöèè,  ÷òîáû  íàáëþäåíèÿ  íîñèëè  “îáúåêòèâíûé”

õàðàêòåð. Íî ïðè âñåé ñâîå頓îáúåêòèâíîñò蔠åñòåñòâåííûå íà-

óêè íå ìîãóò ïðåäîñòàâèòü êîíòåêñò, âíóòðè êîòîðîãî ëþäè è èõ

âçàèìîäåéñòâèÿ “èìåþò ñìûñë”.

 îòíîøåíèè îáúåêòîâ èññëåäîâàíèÿ Ìîðåíî (Moreno, 1953)

èçáðàë  ðåøèòåëüíî  ïðîòèâîïîëîæíóþ,  ñóáúåêòèâíóþ,  ãóìàíèñ-

òè÷åñêóþ ïîçèöèþ, ïîäîáíî ïîñëåäîâàòåëÿì òðàäèöèè Ìàëèíîâ-

ñêè  â  àíòðîïîëîãèè,  ïîëåâûì  ñîöèîëîãàì,  ñèìâîëè÷åñêèì  èí-

òåðàêöèîíèñòàì  è,  ïîçäíåå,  ýòíîìåòîäîëîãàì  â  ñîöèîëîãèè:

“Îáùåñòâåííûå íàóêè, òàêèå êàê ïñèõîëîãèÿ, ñîöèîëîãèÿ è àí-

òðîïîëîãèÿ,  òðåáóþò,  ÷òîáû  èõ  îáúåêòàì  áûë  ïðèñâîåí  “ñòàòóñ

èññëåäîâàíèÿ”  è  íåêîòîðàÿ  äîëÿ  íàó÷íîãî  àâòîðèòåòà,  ÷òîáû  ñ

óðîâíÿ ïñåâäîîáúåêòèâíûõ äèñöèïëèí ïåðåéòè íà óðîâåíü íàóê,

äåéñòâóþùèõ â íàèâûñøèõ ñôåðàõ ñâîåé ìàòåðèàëüíîé äèíàìè-

êè.  Ýòà  öåëü  äîñòèãàåòñÿ  òåì,  ÷òî  îáúåêòû  èññëåäîâàíèÿ  ðàñ-

ñìàòðèâàþòñÿ  íå  òîëüêî  êàê  îáúåêòû,  íî  è  êàê  äåéñòâóþùèå

ëèöà  èññëåäîâàíèÿ,  íå  òîëüêî  êàê  ïðåäìåòû  íàáëþäåíèÿ  è  ìà-


background image

50

íèïóëÿöèè, íî è êàê ñîòðóäíèêè è êîïðîäþñåðû òîãî ýêñïåðè-

ìåíòàëüíîãî çàìûñëà, êîòîðûé äîëæåí áûòü îñóùåñòâëåí”.

Ñòàðòîâàÿ  òî÷êà  èçó÷åíèÿ  ñîöèàëüíîãî  ìèðà  ñîñòîèò  â  òîì,

÷òîáû ïîíÿòü ñèòóàöèþ, ñòîÿ íà ïîçèöèÿõ åå ó÷àñòíèêîâ. ×òîáû

ïîíÿòü ìèð, èññëåäîâàòåëü äîëæåí âûéòè â íåãî, æèòü ñðåäè ëþ-

äåé òàê, êàê æèâóò îíè, èçó÷èòü èõ ÿçûê è ó÷àñòâîâàòü â ðèòóà-

ëàõ è ïîâñåäíåâíîñòè. Îñíîâûâàÿ ñâîå èññëåäîâàíèå íà ïðèíöè-

ïå îáìåíà ðîëÿìè, ó÷åíûé äîëæåí ñòàòü ÷àñòüþ ðàññìàòðèâàåìî-

ãî ÿâëåíèÿ è â òî æå âðåìÿ íàõîäèòüñÿ îòäåëüíî îò íåãî. Èíòåã-

ðàòèâíàÿ ïñèõîäðàìà äåëàåò ïîïûòêó âêëþ÷èòü â ñåáÿ áëèçîñòü è

äèñòàíöèþ,  ðàáîòó  â  ëàáîðàòîðèè  è  â  ïîëå,  è  äåéñòâèå,  è  íà-

áëþäåíèå,  è  ó÷àñòèå,  ïàññèâíîå  èíòåðïðåòèðîâàíèå  è  àêòèâíîå

âîâëå÷åíèå.

Èíòåãðàöèÿ

ß îáñóäèë çäåñü íåêîòîðûå åñòåñòâåííîíàó÷íûå è ãóìàíèòàð-

íûå  àñïåêòû  ïñèõîäðàìû,  óïîìèíàåìûå  â  ðàáîòàõ  Ìîðåíî,  è

îáðèñîâàë  îñíîâíûå  êîíòóðû  èíòåãðàëüíîé  ïñèõîäðàìû.  Íî

ìîæíî ëè ïðîâåðèòü òàêîé èíòåãðàòèâíûé ïîäõîä?

Ñîãëàñíî  Äæîðäæè  (Giorgi,  1970),  ïîïûòêà  èíòåãðèðîâàòü

“ñêîðåå  ÿâëÿåòñÿ  ïðèçíàêîì  æåëàíèÿ,  ÷åì  äåéñòâèòåëüíîé  èí-

òåãðàöèåé âîççðåíèé, à ñèíòå砗 ýòî ñêîðåå ïðîñòîå ðàñïîëîæå-

íèå  ïðîòèâîïîëîæíîñòåé  ðÿäîì,  ÷åì  èíòåãðàëüíûé  íàó÷íûé

ïîäõîä. Ôóíäàìåíòàëüíûå âîççðåíèÿ â åñòåñòâåííûõ íàóêàõ ïðî-

òèâîðå÷àò  âîççðåíèÿì  â  ãóìàíèòàðíûõ  íàóêàõ.  Ýòî  äåëàåò  òðóä-

íûì,  åñëè  íå  íåâîçìîæíûì,  ïðîâåðêó  èõ  êîìáèíàöèè.  Íå  çà-

ìå÷àòü ïðîòèâîðå÷èé, äëÿ òîãî ÷òîáû îáëåã÷èòü èíòåãðàöèþ, —

ýòî,  êîíå÷íî  æå,  íåâåðíàÿ  ïîçèöèÿ”.

Ìîðåíî íå îòðèöàë, ÷òî ïðîòèâîðå÷èÿ ñóùåñòâóþò, íî âìåñ-

òî òîãî, ÷òîáû ìûñëèòü â “÷åðíî-áåëûõ” äèõîòîìèÿõ, íàñòàèâàë

íà  ñâîåì  æåëàíèè  îòûñêàòü  èíòåãðàëüíûå  ðåøåíèÿ.  Ïðèçíàâàÿ

ïàðàäîêñàëüíóþ  ïðèðîäó  ÷åëîâå÷åñêîãî  îïûòà,  Ìîðåíî  ñ÷èòàë,

÷òî  àíòèíîìèè  ñîñóùåñòâóþò  è  äåéñòâèòåëüíî  îïðåäåëÿþò  äðóã

äðóãà. Íè îäíà èç ñòîðîí íå äàåò ïîëíîé êàðòèíû, à âçÿòûå âìå-

ñòå,  îíè  áîëåå  ïîëíû,  ÷åì  êàæäàÿ  â  îòäåëüíîñòè.  Äæîíàòàí

Ìîðåíî  (J.D.  Moreno,  1974),  Ëåéòö  (Leutz,  1976;1977),  Ïåò-

öîëüä  (Petzold,  1980),  Áóýð  (Buer,  1989),  è  Ìàðèíþ  (Marineau,

1989), ðàññìàòðèâàëè ðàáîòó Ìîðåíî êàê óñïåøíûé ñèíòåç ïðî-

òèâîïîëîæíûõ âîççðåíèé.

Ìîðåíî îòêàçûâàëñÿ ðàçäåëÿòü ðåàëüíîñòü, ñòðåìèëñÿ äîñòè÷ü

öåëîñòíîñòè ëþáîé öåíîé. Îí ïðåäïî÷èòàë ñîåäèíÿòü ïðîòèâî-