ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Îáçîð  ðóêîâîäÿùèõ  ôàêòîðîâ  â  ñîâðåìåííîé  ïñèõîäðàìå

ïðåäñòàâëåí â òàáëèöå 2.2.

Òàáëèöà 2.2. Íàïðàâëÿþùèå ôàêòîðû ïñèõîäðàìû

êàê åñòåñòâåííîíàó÷íîé è ãóìàíèòàðíîé äèñöèïëèíû

Ïñèõîäðàìà êàê

ãóìàíèòàðíàÿ  äèñöèïëèíà

Ýêçèñòåíöèàëüíàÿ

ïñèõîäðàìà

îñîçíàíèå  ñóùåñòâîâàíèÿ
îñâîáîæäåíèå,  ïåðåæèâàíèå
ïðèñïîñîáëåíèå

ñàìîàêòóàëèçàöèÿ
íåàäåêâàòåí

èíäèâèäóóìû
ñàìîâûðàæåíèå

â äåéñòâèè

ñêðûòîå ïîâåäåíèå

àêòåðà-ñîó÷àñòíèêà

ëè÷íîñòü,  îáëàäàþùàÿ

íàìåðåíèåì
ñïîíòàííîå  ñóùåñòâî

ïîäëèííûé
ãóìàíèòàðíàÿ
ïîçèöèÿ íàìåðåíèÿ
ïîíèìàíèå  äåéñòâèé
èñòîðè÷åñêàÿ  áèîãðàôèÿ

èäåàëèñòè÷åñêèé  ìîíèçì

èíäåòåðìèíèçì
ãåðìåíåâòèêî-

äèàëåêòè÷åñêèå

ñóáúåêò-ñóáúåêò

Ïñèõîäðàìà êàê

åñòåñòâåííîíàó÷íàÿ

äèñöèïëèíà

Ïîâåäåí÷åñêàÿ

ïñèõîäðàìà

äóøåâíîå çäîðîâüå
íîðìàëüíîå ïîâåäåíèå
èçáàâëåíèå îò ñèìïòîìîâ

ñïîíòàííîñòü
àäåêâàòåí

ïàöèåíòû
òåðàïåâòè÷åñêîå

îòêðûòîå ïîâåäåíèå

èñïîëíèòåëÿ ðîëè

áèîëîãè÷åñêèé  îðãàíèçì

ìåõàíè÷åñêîå  ñóùåñòâî

ïðèñïîñîáëåííûé
“êâàçè-åñòåñòâåííàÿ”
íåîáèõåâèîðèçì
ïðè÷èííûå îáúÿñíåíèÿ
îïèñàíèå

çàêîíîìåðíîñòåé

ìàòåðèàëèñòè÷åñêèé

ìîíèçì
äåòåðìèíèçì
ëîãè÷åñêèé  ýìïèðèçì

ñóáúåêò-îáúåêò

Ìåòàíàóêà

Íîðìû:
Öåííîñòè:
Öåëè:

Äèàãíîç:
Àäðåñàò

âîçäåéñòâèÿ:
Âìåøàòåëüñòâî:

Îáëàñòü èíòåðåñîâ

Îáðàç ëè÷íîñòè:

Èäåàë ÷åëîâåêà:
Èäåàë íàóêè:
Èäåàë çíàíèÿ:

Îíòîëîãèÿ:

Ýïèñòåìîëîãèÿ:
Íàïðàâëÿþùèå

èññëåäîâàíèå

èíòåðåñû
Ñòàòóñ  îáúåêòîâ

â èññëåäîâàíèè

Òåðàïåâòè÷åñêàÿ ïðàêòèêà

Òåîðåòè÷åñêèå ïîñûëêè


background image

42

Òåðàïåâòè÷åñêàÿ ïðàêòèêà

Ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîäðàìà (Strum, 1965), îñíîâàííàÿ íà ìå-

äèöèíñêîì  ìûøëåíèè,  ñòàâèò  öåëüþ  èçëå÷åíèå  íåäóãà,  èñ÷åç-

íîâåíèå  ñèìïòîìîâ,  èçìåíåíèå  ïîâåäåíèÿ  èëè  äîñòèæåíèå  ñî-

öèàëüíîé àäàïòàöèè. Äóøåâíîå çäîðîâüå àññîöèèðóåòñÿ ñ “íîð-

ìàëüíû씠 ïîâåäåíèåì,  äèàãíîç  íåîáõîäèì  è  èìååò  çíà÷åíèå.

Îñíîâíàÿ  çàäà÷à  ïñèõîäðàìàòèñòà  ñîñòîèò  â  òîì,  ÷òîáû  ïðîïè-

ñàòü ïàöèåíòó îïðåäåëåííîå òåõíè÷åñêîå âîçäåéñòâèå äëÿ äîñòè-

æåíèÿ  ïîñòàâëåííîé  öåëè.  Ïîäòâåðæäåíèÿ  ýòîãî  ñòèëÿ  ìûøëå-

íèÿ ìîæíî íàéòè â çàïèñÿõ Ìîðåíî: “Ïñèõîäðàìà âûâîäèò ïàöè-

åíòà íà ñöåíó, ãäå îí ïðîðàáàòûâàåò ñâîè ïðîáëåìû ñ ïîìîùüþ

íåñêîëüêèõ àêòåðîâ-òåðàïåâòîâ. Ýòî ìîæåò ñëóæèòü ìåòîäîì êàê

äèàãíîñòèêè,  òàê  è  ëå÷åíèÿ”  (Moreno  1937/1972).  Âñå  æå,  íå-

ñìîòðÿ íà ïîëóìåäèöèíñêèé ÿçûê, äëÿ èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè ïñè-

õîäðàìà ÷àñòî ïðèìåíÿåò áîëåå ãóìàíèòàðíûé ïîäõîä.

  ýêçèñòåíöèàëüíîé  ïñèõîäðàìå  íå  ñóùåñòâóåò  êîíöåïöèé

çäîðîâüÿ,  íîðìû  èëè  ïàòîëîãèè,  è  ïîýòîìó  äèàãíîç  íå  èìååò

îòíîøåíèÿ ê äåëó è ïðîñòî íå íóæåí. Ïñèõîäðàìࠗ í堓òåðà-

ïèÿ”  â  ìåäèöèíñêîì  ñìûñëå  ñëîâà,  à  ýìîöèîíàëüíûé  îïûò  â

ðàìêàõ  ìåæëè÷íîñòíîãî  âçàèìîäåéñòâèÿ  ñî  ñâîåé  ñîáñòâåííîé

äóõîâíîé  öåííîñòüþ.  Âîçìîæíî,  ÷òî  ïîäîáíûé  îïûò  ïîìîæåò

ó÷àñòíèêàì ëó÷øå óçíàòü ñåáÿ èëè ñòàòü áîëåå óðàâíîâåøåííû-

ìè,  à  âîçìîæíî,  è  íåò.  Â  ëþáîì  ñëó÷àå,  öåëü  ïñèõîäðàìû  ñî-

ñòîèò íå â òîì, ÷òîáû äàòü “èñöåëåíèå”, à â òîì, ÷òîáû ïðîñòî

ñäåëàòü ëè÷íîñòü íàñòîëüêî ñïîíòàííîé è òâîð÷åñêîé, íàñêîëüêî

ýòî  âîçìîæíî  â  ðàìêàõ  èíäèâèäóàëüíîñòè  êàæäîãî  èç  ó÷àñòíè-

êîâ.  Íî  ÷òîáû  îòäåëèòü  òàêîé  ðîä  àêòèâíîñòè  îò  òåàòðàëüíûõ

ðàçâëå÷åíèé è îò ñïîíòàííûõ èãð â öåëîì, ÿ âñå æå ïðåäïî÷èòàþ

îïðåäåëÿòü ýêçèñòåíöèàëüíóþ ïñèõîäðàìó êàê âèä ïñèõîòåðàïèè.

Èíòåãðàëüíàÿ ïñèõîäðàìà ìîæåò áûòü äîñòèãíóòà ïóòåì ïîä-

ñòðîéêè  öåëåé  òåõíèê  ê  íóæäàì  ðåñïîíäåíòîâ.  Òàêèì  îáðàçîì,

êîíôëèêò öåííîñòåé ìåæäó çäîðîâüåì â ïîâåäåí÷åñêîé è îñîçíà-

íèåì â ýêçèñòåíöèàëüíîé ïñèõîäðàìå ìîæåò áûòü ðàçðåøåí ñ ïî-

ìîùüþ èåðàðõè÷åñêîé ñèñòåìû öåííîñòåé Ìàñëîó. Äëÿ ïàöèåí-

òîâ,  íóæäàþùèõñÿ  â  óäîâëåòâîðåíèè  “ïðÿìûõ”  çàïðîñîâ,  òàêèõ

êàê èñ÷åçíîâåíèå ñèìïòîìîâ, ìîæíî ïðèìåíÿòü ïîâåäåí÷åñêóþ

ïñèõîäðàìó.  Ýêçèñòåíöèàëüíàÿ  ïñèõîäðàìà  ïîäõîäèò  êàæäîìó,

êòî õî÷åò îñâîáîäèòüñÿ îò ëîæíûõ “ÿ”-êîíöåïöèé èëè êîíöåï-

öèé âîñïðèÿòèÿ äðóãèõ. Òàêèå ïðîòàãîíèñòû óæå óäîâëåòâîðèëè

ñâîè îñíîâíûå çàïðîñû è òåïåðü ñòðåìÿòñÿ ê áîëüøåé ñàìîàêòóà-

ëèçàöèè è ñïîíòàííîñòè.


background image

43

Òåîðåòè÷åñêèå ïîñûëêè

Îáëàñòü èíòåðåñîâ

Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîäðàìû ÿâëÿåòñÿ

îòêðûòîå ïîâåäåíèå-äåéñòâèå èãðàþùåãî ðîëü. Ïðè ýòîì íå çà-

òðàãèâàþòñÿ  ôåíîìåíû  âíóòðåííåé  äóøåâíîé  æèçíè.  Ïðèìåðû

ïîâåäåí÷åñêîãî ìûøëåíèÿ Ìîðåíî ãîâîðÿò î åãî èíòåðåñå ê òåî-

ðèè äåéñòâèÿ, ÿçûêó äåéñòâèÿ, ÿâëåíèÿì äâèæåíèÿ â ïñèõîäðà-

ìå, à òàêæå ê “ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîäðàì唠(Moreno, 1963) è ñî-

äåðæàò îïðîâåðæåíèÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèè áåññîçíàòåëü-

íîãî âîîáùå.

Íî  Ìîðåíî  íèêîãäà  íå  ïðèíèìàë  êðàéíþþ,  ÷èñòî  ïîâåäåí-

÷åñêóþ òåîðèþ ìèðà. Íà ñàìîì äåëå Ìîðåíî òàêæå èçó÷àë ñêðû-

òûå  ïðîöåññû  ñîçíàíèÿ,  ñóáúåêòèâíûé  îïûò,  èìïóëüñû  è  ïñè-

õè÷åñêóþ ýíåðãèþ â áîëåå ýêçèñòåíöèàëüíîì êëþ÷å.

Ñóáúåêòèâíîå, ñêðûòîå ñîçíàíèå ëè÷íîñòè ñ åå ïîáóæäåíèÿ-

ìè,  ñîñòàâëÿåò  ïðåäìåò  èññëåäîâàíèÿ  ýêçèñòåíöèàëüíîé  ïñèõî-

äðàìû. Â ñâîåé ñòàòüå â 

Existentialism, Daseinanalyse, and Psycho-

drama

  Äæ.Ë.  Ìîðåíî  è  Ç.Ò.  Ìîðåíî  (Moreno  &  Moreno,  1959)

óòâåðæäàëè,  ÷òî  “ïîëíîå  âîâëå÷åíèå  â  äåéñòâî  —  ýòî  îáû÷íàÿ

ïðîöåäóðà,  è  íàøå  âíèìàíèå  ïîñòîÿííî  ñîñðåäîòî÷åíî  íà  ïðå-

äåëüíî  ñóáúåêòèâíîé  ðàìêå  âîñïðèÿòèÿ  ÷åëîâåêà”.  Â  ñîîòâåò-

ñòâèè ñ ýòèì íàïðàâëåíèåì ìûñëè, Äæîíàòàí Ìîðåíî (Moreno,

J.D.,  1974)  îõàðàêòåðèçîâàë  ïñèõîäðàìó  êàê  ôîðìó  ôåíîìåíî-

ëîãè÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè.

Ñòîèò óïîìÿíóòü, ÷òî ïñèõîäðàìà èññëåäóåò íå òîëüêî îòêðû-

òîå ïîâåäåíèå è ñêðûòîå ñîçíàíèå èíäèâèäóóìà, íî è öåëûé ìèð

ìåæëè÷íîñòíûõ  îòíîøåíèé.  Ñîãëàñíî  Ìàðèíþ  (Marineau,

1989),  òåððèòîðèåé  ïñèõîäðàìû,  êàê  ñëåäóåò  èç  êíèãè  Ìîðåíî

“Ñëîâà Îòöà” (

The Words of Father, 

1920), ÿâëÿåòñÿ “ñåìüÿ, ãðóï-

ïà, ìèð, Âñåëåííàÿ — òî ìåñòî, ãäå ëè÷íîñòü ïðîÿâëÿåò ñåáÿ â

äàííûé ìîìåíò”.

 Äæ.Ë. Ìîðåíî è Ç.Ò. Ìîðåíî (Moreno & Moreno, 1959) óêà-

çûâàëè íà äâà ïðîòèâîïîëîæíûõ ïðèíöèïà, äåéñòâóþùèõ â òåðà-

ïåâòè÷åñêîì  èññëåäîâàíèè:  “Îäèí  —  êðàéíå  ñóáúåêòèâíîå  è

ñóùíîñòíîå ñîñòîÿíèå ñóáúåêòà, è äðóãî頗 îáúåêòèâíûå òðåáî-

âàíèÿ íàó÷íîãî ìåòîäà. Çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ïðèìèðèòü

ýòè ïðîòèâîïîëîæíûå ïîçèöèè”.

Ôóíäàìåíòàëüíûé ðàñêîë ìåæäó òåìè, êòî ïîä÷åðêèâàåò âàæ-

íîñòü ñóáúåêòèâíîãî âíóòðåííåãî îïûòà, è òåìè, êòî íàñòàèâàåò

íà îáúåêòèâíîñòè è ðàöèîíàëèçìå, ìîæåò áûòü ïðåîäîëåí ïóòåì


background image

44

ñèíòåçà äâóõ òî÷åê çðåíèÿ. Èíòåãðàòèâíàÿ ïñèõîäðàìà äåëàåò ïî-

ïûòêó îñóùåñòâèòü ïîäîáíûé ñèíòåç.

Ëó÷øå  âñåãî  èíòåãðàòèâíàÿ  ïñèõîäðàìà  îñìûñëåíà  â  ðàìêàõ

ðîëåâîé  òåîðèè  Ìîðåíî,  ïðèíèìàþùåé  âî  âíèìàíèå  êàê  îò-

êðûòûå,  òàê  è  ñêðûòûå  ÿâëåíèÿ.  Ñîãëàñíî  Ìîðåíî  (Moreno,

1937/1972),  ðîëü  —  ýòî  “åäèíèöà  ñèíòåòè÷åñêîãî  îïûòà,  êóäà

âêðàïëåíû  ÷àñòíûå,  ñîöèàëüíûå  è  êóëüòóðíûå  ýëåìåíòû”.  Ñî-

çäàíèå ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ðîëåâîé òåîðèè âäîõíîâèëè ôóíêöè-

îíàëèçì Óèëüÿìà Äæåéìñà è Äæîíà Äüþè è ñîöèàëüíóþ ïñèõî-

ëîãèþ Ìèäà (Mead, 1934), êîòîðûé ïèñàë: “ ñîöèàëüíîé ïñè-

õîëîãèè ìû âîâëåêàåìñÿ â ñîöèàëüíûé ïðîöåññ êàê ñíàðóæè, òàê

è  èçíóòðè.  Ñîöèàëüíàÿ  ïñèõîëîãèÿ  ÿâëÿåòñÿ  ïîâåäåí÷åñêîé  â

òîì ñìûñëå, ÷òî åå îòïðàâíîé òî÷êîé ñëóæèò íàáëþäàåìîå ïîâå-

äåíè堗 äèíàìè÷åñêèé òåêóùèé ñîöèàëüíûé ïðîöåññ, è åãî ñî-

ñòàâíûå  ýëåìåíòû  ïðåäñòàâëÿþò  ñîáîé  ñîöèàëüíûå  àêòû.  Íî  â

ñìûñëå ïðåíåáðåæåíèÿ âíóòðåííèì îïûòîì èíäèâèäóóìà îíà ïî-

âåäåí÷åñêîé íå ÿâëÿåòñÿ”.

Îáðàç è èäåàë ëè÷íîñòè

Îáñóæäàÿ  èäåàë  ëè÷íîñòè  â  òåîðèè  Ìîðåíî,  ÿ  áóäó  ïîëüçî-

âàòüñÿ îñíîâíîé êîíöåïöèåé ñïîíòàííîñòè. Ñïîíòàííîñòü áûëà

îïðåäåëåíà Ìîðåíî êàꠓîòâåò ðàçëè÷íîé ñòåïåíè àäåêâàòíîñòè

íà  ñèòóàöèþ  ðàçëè÷íîé  ñòåïåíè  íîâèçíû”  (Moreno,  1953).  Ýòî

îïðåäåëåíèå îòêðûòî áèõåâèîðèñòñêîå è ïîä÷åðêèâàåò íîðìàëü-

íîå, àäåêâàòíîå è îïòèìàëüíî àäàïòèâíîå ïîâåäåíèå.

Òåì  íå  ìåíåå,  îïðåäåëåíèå  ñïîíòàííîñòè,  äàííîå  Ìîðåíî,

÷àñòî ïîäâåðãàëîñü êðèòèêå çà íåïîñëåäîâàòåëüíîñòü, íàïðèìåð,

Àóëèöèíî (Aulicino, 1954).

Íàñêîëüêî  ÿ  ìîãó  ñóäèòü  â  ñîãëàñèè  ñ  ðàáîòàìè  Áåðãñîíà

(Bergson,  1928)  è  Ïèðñà  (Peirce,  1931),  êîòîðûå  Ìîðåíî  ÷àñòî

öèòèðóåò  â ñâîèõ òðóäàõ, êîíöåïöèÿ ñïîíòàííîñò蠗 ýòî ýêçèñ-

òåíöèàëüíûé  ôåíîìåí.  Â  ýêçèñòåíöèàëüíîé  ïñèõîäðàìå  ñïîí-

òàííîñòü îïðåäåëåíà êàê ñâîáîäíûé íåìåäëåííûé ïåðâûé îòâåò,

êîòîðûé  íå  ìîæåò  áûòü  èçìåðåí  èëè  îöåíåí  êîëè÷åñòâåííî.  Â

ñîòâåòñòâèè  ñ  ýòèì  òîëêîâàíèåì,  èäåàëüíàÿ  ëè÷íîñòü  â  ïñèõî-

äðàìå  áóäåò  îïðåäåëåííî  ãóìàííîé,  ðàññìàòðèâàþùåé  ÷åëîâå-

÷åñêèå ñóùåñòâà âìåñòå ñ èõ íàìåðåíèåì, è åñòåñòâåííîé, ñòðå-

ìÿùåéñÿ  ê  èñêðåííåìó  ñàìîâûðàæåíèþ.  ×åëîâåê  äîëæåí  ðàñ-

ñìàòðèâàòüñÿ êàê åäèíîå öåëîå, êàê æèâîé è ñìåðòíûé, â ìèðå

è âíå åãî, â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè è â ñòîëêíîâåíèè ñ äðóãè-

ìè, âàæíûìè â åãî æèçíè ëþäüìè.


background image

45

* Encounter — âñòðå÷à, ñòîëêíîâåíèå. Ýòî ñëîâî âõîäèò â ñîñòàâ íåêîòîðûõ

ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ  òåðìèíîâ,  îáðåòàÿ  ñìûñë  ãëóáîêîãî  îáùåíèÿ,  óçíàâà-

íèÿ.  —

  Ïðèì.  ïåðåâîä÷èêà.

Íî  Ìîðåíî  (Moreno,  1965)  íå  ïðèíÿë  ïîçèöèè  “èëè-èëè”,

ïîòîìó ÷òî ÷óâñòâîâàë, ÷ò÷åëîâåꠗ ýòî íå÷òî áîëüøåå, ÷åì

ïðîñòî ôèçèîëîãè÷åñêèé, ñîöèàëüíûé èëè áèîëîãè÷åñêèé îðãà-

íèçì”.  Ïîäîáíàÿ  òî÷êà  çðåíèÿ  ïðèâåëà  Áèøîôà  (Bischof,  1964)

ê êëàññèôèêàöèè òåîðèè ëè÷íîñòè Ìîðåíî êàê òåîðèè áèîñîöè-

àëüíîãî  âçàèìîäåéñòâèÿ.  Ïî  ýòîé  òåîðèè,  ÷åëîâå÷åñêèå  ñóùå-

ñòâà îáëàäàþò ðàçâèâàþùèìèñÿ ôóíêöèÿìè, îáðåòàþùèìè ôîð-

ìó ïîä âîçäåéñòâèåì ïîñòîÿííîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó áèîëî-

ãè÷åñêèì îðãàíèçìîì è ñîöèàëüíîé ñðåäîé, è âñå àñïåêòû  ýòîãî

äâîéñòâåííîãî êîìïëåêñà íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè.

Îáðàç è èäåàë ëè÷íîñòè â èíòåãðàëüíîé ïñèõîäðàìå ÿâëÿåòñÿ

îïðåäåëåííî õîëèñòè÷åñêèì, ñòàðàþùèìñÿ ïîëó÷èòü êàê ìîæíî

áîëåå  ïîëíîå  ïîíèìàíèå  ÷åëîâåêà.  Ñîãëàñíî  Ôàðñîíó  (Farson,

1978), õîëèç젓ðàññìàòðèâàåò ÷åëîâåêà êàê êîìïëåêñíóþ, äèíà-

ìè÷åñêóþ  ñèñòåìó  âî  âçàèìîäåéñòâèè  ñ  ïîñòîÿííî  ðàñøèðÿþ-

ùèìñÿ ôèçè÷åñêèì, ñîöèàëüíûì è âðåìåííûì êîíòåêñòîì”.

Èäåàëû íàóêè è çíàíèÿ

Ñ  îäíîé  ñòîðîíû,  Ìîðåíî  âèäåë  èäåàë  èñëåäîâàíèÿ  â  åñòå-

ñòâåííîé íàóêå ñ ëîãèêî-äåäóêòèâíûì ìûøëåíèåì, ýêñïåðèìåí-

òèðîâàíèåì è îáúåêòèâíîñòüþ, âîñïðèíèìàÿ åå êàê öåëü, ê êî-

òîðîé íóæíî ñòðåìèòüñÿ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, Ìîðåíî áûë ýêçèñ-

òåíöèàëèñòîì, ãëóáîêî âîâëå÷åííûì â ôåíîìåíîëîãè÷åñêóþ ôè-

ëîñîôèþ è ìåòàôèçè÷åñêèå ðàññóæäåíèÿ è ïðåñëåäóþùèì èäåà-

ëû ñóáúåêòèâíîñòè.

Ïðèìåð  åñòåñòâåííîíàó÷íîãî  èäåàëà  Ìîðåíî  ìîæíî  îáíàðó-

æèòü â ðàáîòå, ãäå îí çàùèùàåò ñîöèîìåòðè÷åñêîå ýìïèðè÷åñêîå

èññëåäîâàíèå  ñïîíòàííîñòè:  “Ñîöèîìåòðèÿ  çàèìñòâîâàëà  êîí-

öåïöèþ ñïîíòàííîñòè ó ìåòàôèçè÷åñêîãî è ôèëîñîôñêîãî óðîâíÿ

è ïåðåíåñëà åå íà ýìïèðè÷åñêèé äëÿ ïðîâåðê蔠(Moreno, 1953).

Ýòà  ïîçèöèÿ  íåñîâìåñòèìà  ñ  ÷èñòî  ãóìàíèòàðíûì  èäåàëîì  íà-

óêè.  Îäíàêî  èññëåäîâàíèÿ  Ìîðåíî  íèêîãäà  íå  íîñèëè  è  ÷èñòî

åñòåñòâåííîíàó÷íûé  õàðàêòåð.  “Ýìïèðè÷åñêàÿ  ïðîâåðêà”,  î  êî-

òîðîé ãîâîðèë Ìîðåíî, íå ñîîòâåòñòâóåò îáùèì òðåáîâàíèÿì ýê-

ñïåðèìåíòàëüíîãî èëè êâàçè-ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ.

È äåéñòâèòåëüíî, ãóìàíèòàðíûé óêëîí Ìîðåíî ïðîñâå÷èâàåò

â  áîëüøèíñòâå  åãî  ðàáîò,  íàïðèìåð,  â  ðàáîòàõ,  ïîñâÿùåííûõ

“âñòðå÷å”

*.