ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111

ëåâàÿ èãðà ñòèìóëèðóåò ýìîöèîíàëüíîå âîâëå÷åíèå, àêòèâèçèðó-

åò îùóùåíèå ñåáÿ êàê ñóáúåêòà (“ÿ ñóùåñòâóþ”), ìíîãèå ïñèõî-

äðàìàòè÷àñêèå òåõíèêè ïîîùðÿþò ðåôëåêñèþ, îòñòðàíåíèå è íà-

áëþäåíèå ñàìîãî ñåáÿ êàê îáúåêòà ( “ÿ ñìîòðþ íà ñåáÿ ñî ñòîðî-

íû”).  Íàïðèìåð,  ïðè  èñïîëüçîâàíèå  òåõíèêè  “çåðêàëà”  ïðîòà-

ãîíèñòîâ ïðîñÿò ïîñìîòðåòü íà ñåáÿ ñî ñòîðîíû, ïðè äóáëèðîâà-

íèè îíè ñëûøàò îáúÿñíÿþùèå ãîëîñà, à ïðè îáìåíå ðîëÿì蠗

âèäÿò ñåáÿ ãëàçàìè äðóãîãî ÷åëîâåêà. Òîëüêî áóäó÷è ýìîöèîíàëü-

íî âîâëå÷åííûìè â ïðîèñõîäÿùóþ ðîëåâóþ èãðó, ïðîòàãîíèñòû

ïðèáëèæàþòñÿ ê ñâîèì àêòóàëüíûì ñïîíòàííûì ïåðåæèâàíèÿì.

“Ïñèõîäðàìà  ïûòàåòñÿ,  â  êîîïåðàöèè  ñ  ïàöèåíòîì,  ïåðåíåñòè

ñîçíàíèå  “âîâí唠 èíäèâèäóóìà  è  îáúåêòèâèðîâàòü  åãî  âíóòðè

îñÿçàåìîé êîíòðîëèðóåìîé Âñåëåííîé... Ïðîòàãîíèñòà ïîäãîòàâ-

ëèâàþò  ê  âñòðå÷å  ñ  ñàìèì  ñîáîé.  Ïîñëå  ýòîãî  ôàçà  îáúåêòèâà-

öèè çàâåðøàåòñÿ, íà÷èíàåòñÿ âòîðàÿ ôàçà, êîãäà íóæíî ðåñóáú-

åêòèâèðîâàòü,  ðåîðãàíèçîâàòü  è  ðåèíòåãðèðîâàòü  òî,  ÷òî  áûëî

îáúåêòèâèðîâàí(Moreno, 1972).

Òàêèì  îáðàçîì,  ïî  ìåðå  òîãî,  êàê  ýìîöèîíàëüíûé  îïûò  ïî-

ëó÷àåò âîçìîæíîñòü îñóùåñòâëåíèÿ âñå áîëåå è áîëåå ðåãðåññèâ-

íîé  ýêñïðåññèè,  ïðîòàãîíèñòîâ  ïîîùðÿþò  ýìîöèîíàëüíî  îòäå-

ëèòüñÿ îò ñàìèõ ñåáÿ, íàáëþäàòü è ðåôëåêñèðîâàòü íàä òåì, ÷òî

îíè ÷óâñòâóþò è âûðàæàþò â äàííóþ ìèíóòó. Ñäâèã íàãðóçêè îò

÷óâñòâóþùåé  ÷àñòè  “ÿ”  ê  íàáëþäàþùåé  ÿâëÿåòñÿ  öåíòðàëüíûì

ýëåìåíòîì â ïñèõîäðàìå. Öåëü äàííîãî ïðîöåññà ñîñòîèò â äîñ-

òèæåíèè ãàðìîíè÷íîãî ðàâíîâåñèÿ ìåæäó ýòèìè ÷àñòÿìè.

 êàêîé-òî ìåðå âñå ñïîñîáû ñàìîïîçíàíèÿ âêëþ÷àþò â ñåáÿ

ýëåìåíòû  îáó÷åíèÿ.  Ïñèõîäðàìàòè÷åñêèé  èíñàéò-â-äåéñòâèè

âîçíèêàåò  â  ðåçóëüòàòå:  1)  îáó÷åíèÿ  ÷åðåç  íåïîñðåäñòâåííûé

îïûò (ïåðåæèâàíèå); 2) îáó÷åíèÿ ÷åðåç äåéñòâèå; 3) íåêîãíèòèâ-

íîãî íàó÷åíèÿ.

1. Îáó÷åíèå ÷åðåç íåïîñðåäñòâåííûé îïûò

Ïåðâîé  è  ñàìîé  î÷åâèäíîé  õàðàêòåðèñòèêîé  èíñàéòà-â-äåé-

ñòâèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îí îñíîâàí íà íåïîñðåäñòâåííîì ëè÷íîì

îáó÷àþùåì  îïûòå,  à  íå  ïðîñòî  íà  âåðáàëüíîé  èíôîðìàöèè.

Îáó÷åíèþ, ïîëó÷åííîìó íà îïûòå, ñâîéñòâåííû íàêàë ñòðàñòåé

è  âîâëå÷åííîñòü,  ëè÷íîå  ó÷àñòèå  â  îòêðûòèè  è  îöåíêå  çíàíèÿ

(Polanyi,  1962).

Íàïðèìåð, áûëî áû áåññìûñëåííûì ñîâåòîâàòü ñâåðõçàáîòëè-

âîé ìàòåðè ÷óòü ìåíüøå îïåêàòü ñâîå ÷àäî. Îäíàêî, åñëè â ïñè-

õîäðàìå åå óäàñòñÿ óáåäèòü äàæå íà êîðîòêîå âðåìÿ ïîìåíÿòüñÿ


background image

112

ðîëÿìè ñî ñâîèì ðåáåíêîì, îíà ïî÷óâñòâóåò, êàêîâî æèòü ïîä åå

êðûëûøêîì,  è  ìîæåò  èçìåíèòüñÿ.  Òàêîå  ïîëó÷åííîå  íàïðÿìóþ

ñàìîïîíèìàíèå  ïîçâîëÿåò  ïðîòàãîíèñòó  ïðèîáðåñòè  äîñòàòî÷íî

ñèëüíûé îïûò, íåñóùèé äîëãîâðåìåíîå èçìåíåíèå.

 ýòîì êîíòåêñòå äîñòîéíî óïîìèíàíèÿ íàáëþäåíèå Ðîäæåð-

ñà, ïðèâåäåííîå â åãî êíèã堓Ñâîáîäà ó÷èòüñÿ”: ÷òîáû îáó÷åíèå

áûëî çíà÷èìûì, îíî äîëæíî âîâëåêàòü âñþ ëè÷íîñòü ÷åëîâåêà â

çíà÷èìûé  îïûò.  Îáó÷åíèå,  çàòðàãèâàþùåå  òîëüêî  óì,  íå  èìååò

ñóùåñòâåííîãî çíà÷åíèÿ äëÿ áîëüøèíñòâà ëþäåé. Êîãäà ðåáåíîê

äîòðàãèâàåòñÿ äî ãîðÿ÷åãî ðàäèàòîðà, îí óñâàèâàåò çíà÷åíèå ñëî-

âࠓãîðÿ÷î”, à òàêæå ïðåäîñòåðåæåíèå íà áóäóùåå îòíîñèòåëüíî

âñåõ  ïîõîæèõ  ðàäèàòîðîâ.  Çíàíèÿ  ïîëó÷åíû  èì  âîâëå÷åííûì,

çíà÷èìûì  ïóòåì  è  äîëãî  íå  çàáóäóòñÿ”.  Àíàëîãè÷íûì  îáðàçîì,

ïñèõîäðàìà ñòàðàåòñÿ îñóùåñòâèòü îáó÷åíèå ïóòåì âîâëå÷åíèÿ â

çíà÷èìîå  ïåðåæèâàíèå,  îñíîâàííîå  íà  òîì,  ÷òî  Ëåéòö  íàçâàëà

ïñèõîäðàìàòè÷åñêè젓îïûòîì î÷åâèäíîñò蔠(Leutz, 1985b).

Çíà÷èìûé  îáó÷àþùèé  îïûò,  âåäóùèé  ê  èíñàéòó-â-äåéñòâèè,

èíîãäà  íàçûâàþò  “êîððåêòèâíûì  ýìîöèîíàëüíûì  îïûòîì”,  ïî

âûðàæåíèþ  Àëåêñàíäåðà  (Alexander,  1946).  Ïðèíöèï,  ñòîÿùèé

çà ýòèì, ãëàñèò: åñëè ó ÷åëîâåêà â äåòñòâå áûëè ïëîõèå ðîäèòå-

ëè,  îí  ìîæåò  ïîëó÷èòü  õîðîøèõ  ðîäèòåëåé,  áóäó÷è  óæå  âçðîñ-

ëûì  (èìè  ìîãóò  îêàçàòüñÿ  åãî  òåðàïåâò,  çàìåñòèòåëü  ðîäèòåëÿ,

âñïîìîãàòåëüíîå  ëèöî  èëè  ñàì  èçìåíèâøèéñÿ  ðîäèòåëü).  Öåëü

äàííîãî  ïðîöåññà  ñîñòîèò  â  “èñïðàâëåíèè  îøèáîê  â  òåêñòå”.

Ñäåëàííîå Ìîðåíî â 1923 ãîäó óòâåðæäåíèå, ÷òêàæäûé íàñòî-

ÿùèé âòîðîé ðà砗 îñâîáîæäåíèå îò ïåðâîãî”, ïîäòâåðæäàåò ñó-

ùåñòâîâàíèå âîçìîæíîñòè äàòü âçðîñëûì òî, ÷åãî îíè áûëè ëè-

øåíû â äåòñòâå. Ñèòóàöèè èíîãäࠓïåðåèãðûâàþòñÿ” áîëåå óäîâ-

ëåòâîðÿþùèì îáðàçîì â êîíòåêñòå ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ñâåðõðå-

àëüíîñòè, ñîçäàâàÿ òî, ÷òî èíîãäà íàçûâàþò “ïîâòîðíûì âîñïè-

òàíèå씠ëèøåííîãî ðîäèòåëüñêîé çàáîòû ïðîòàãîíèñòà.

Âîçíèêàåò âîïðîñ, äåéñòâèòåëüíî ëè âîçìîæíî èçëå÷èòü ðàí-

íèå  äåïðèâàöèè  èñïîëüçîâàíèåì  êîððåêòèâíîãî  îïûòà.  Ñîãëàñ-

íî  Ñòîóíó  (Stone,  1981),  “íåëüçÿ  äàòü  òùàòåëüíî  îðãàíèçîâàí-

íîé ëè÷íîñòè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà òî, ÷åãî åìó íå õâàòàëî â äåò-

ñòâå èëè â ìëàäåí÷åñòâå â òîé æå ôîðìå, êîòîðóþ ëèøåíèå ïðè-

íèìàëî  òîãäà,  è  æäàòü,  ÷òî  èñïðàâÿòñÿ  äåôåêòíûå  ñòðóêòóðû  â

ðàçâèòèè,  ïîÿâëåíèå  êîòîðûõ  áûëî  âûçâàíî  ýòèì  ëèøåíèåì”.

Õîòÿ îøèáêè ïðîøëîãî íåâîçìîæíî èñïðàâèòü, ìîæíî ïîïðîáî-

âàòü ïðåîäîëåòü íåãàòèâíîå íàó÷åíèå, ïðîèçîøåäøåå òîãäà. Âû-

çûâàÿ â èíòåðåñàõ ýãî àäàïòèâíóþ ðåãðåññèþ ê ðàííèì ñòàäèÿì

ôóíêöèîíèðîâàíèÿ, ìîæíî ïðåäîñòàâèòü ïðîòàãîíèñòàì âîçìîæ-


background image

113

íîñòü íå òîëüêî ïåðåæèòü ïðîøëîå ïî-íîâîìó, áîëåå óäîâëåòâî-

ðèòåëüíûì  îáðàçîì,  íî  è  îòó÷èòüñÿ  îò  íåæåëàòåëüíûõ  îòíîøå-

íèé,  ïðèâû÷åê  è  îáðàçöîâ  ïîâåäåíèÿ,  âûðàáîòàííûõ  ïðåæäå.

Òàêèì  îáðàçîì,  ÷åëîâåê  ìîæåò  âíîâü  íà÷àòü  ðîñò  ñ  òîãî  ìåñòà,

ãäå ïðèîñòàíîâèëîñü åãî ðàçâèòèå.

Íàïðèìåð,  Ðîáåðò  —  ðîáêèé  ìîëîäîé  ÷åëîâåê,  âûðîñøèé

ïîä  âëèÿíèåì  î÷åíü  ñòðîãîãî  îòöà.  Êîãäà  Ðîáåðò  áûë  ìàëåíü-

êèì,  îòåö  òðåáîâàë  îò  ñâîåãî  åäèíñòâåííîãî  ðåáåíêà  ïî÷òè  âî-

åííîé äèñöèïëèíû. Â ðåçóëüòàòå ó Ðîáåðòà âûðàáîòàëàñü íèçêàÿ

ñàìîîöåíêà, è âðåìåíàìè îí ñòðàäàë îò ñèëüíûõ ïðèñòóïîâ òðå-

âîæíîñòè. Åãî ïñèõîäðàìà çàâåðøèëàñü äîëãèì ýìîöèîíàëüíûì

îïûòîì îáùåíèÿ ñ “õîðîøèì îòöîì”, êîòîðûé äåðæàë Ðîáåðòà

â  îáúÿòèÿõ,  ñèäÿ  â  êðåñëå-êà÷àëêå.  Õîòÿ  è  íå  ñîâñåì  “êîððåê-

òèâíû锠â òî÷íîì ñìûñëå ñëîâà, ýòîò îïûò äàë Ðîáåðòó íàäåæäó

è  îùóùåíèå  äîñòèãíóòîãî,  âíóøèë  âåðó  â  âîçìîæíîñòè,  êîòî-

ðûå íåñåò æèçíü. Ìîæåò áûòü, áîëüøåå çíà÷åíèå èìåëî ïðèñóò-

ñòâèå ãðóïïû, ïîîùðÿâøåé Ðîáåðòà ê ñàìîâûðàæåíèþ â ëþáîé

ôîðìå, êàêóþ áû îí íè èçáðàë. Ïîñëå ýòîé ñåññèè Ðîáåðò ñòàë

âåñòè  ñåáÿ  áîëåå  óâåðåííî  êàê  â  ãðóïïå,  òàê  è  âíå  åå,  è  áûë

î÷åíü îáðàäîâàí òåì, ÷òî åãî ïîâåäåíèå íå âñòðåòèëî îæèäàåìî-

ãî  íåãàòèâíîãî  îòíîøåíèÿ.  Ðàçðóøèâ  ïåðåæèâàíèÿ  ïðîøëîãî  è

ïîäòâåðäèâ  öåííîñòü  âîçìîæíîñòåé  Ðîáåðòà  â  íàñòîÿùåì,  ïñè-

õîäðàìà äîñòèãëà óñïåõà, îòäåëèâ àêòóàëüíûå ÷óâñòâà Ðîáåðòà îò

òðàâìû  â  ïðîøëîì.  Îí  ïîëó÷èë  èñòèííûé  íîâûé  îáó÷àþùèé

îïûò.

Èñïîëüçóÿ  àíàëîãè÷íûå  äàííûå,  Êàòòåð  (Kutter,  1985)  ïîêà-

çàë,  ÷òî  èíñàéò,  êàê  è  êîððåêòèâíûé  ýìîöèîíàëüíûé  îïûò  —

ýòî âàæíûå äåéñòâóþùèå ôàêòîðû èçëå÷åíèÿ â ãðóïïîâîé ïñèõî-

òåðàïèè, è ïðèñóòñòâèå òîëüêî îäíîãî èç íèõ íå ïðèâîäèò ê ïî-

ÿâëåíèþ äîëãîâðåìåííûõ èçìåíåíèé.

2. Îáó÷åíèå ÷åðåç äåéñòâèå

Âòîðàÿ  õàðàêòåðèñòèêà  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîãî  èíñàéòà-â-

äåéñòâèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷òî îí ñòðîèòñÿ íà îáó÷åíèè ÷åðåç

äåéñòâèå, à íå ÷åðåç ðàçãîâîð, áîëüøå íà ïðàêòèêå, ÷åì íà òåî-

ðèè, áîëüøå íà îòêðûòîì ïîâåäåíèè, ÷åì íà ðàçìûøëåíèè ïðî

ñåáÿ.

Ãîâîðèòü ëþäÿì î òîì, ÷òî îíè äåëàþò è êàêèå ïîñëåäñòâèÿ

ýòî ìîæåò èìåòü — çàíÿòèå, ïå÷àëüíî èçâåñòíîå ñâîåé áåñïîëåç-

íîñòüþ. Ëþäè, êîãäà îíè ýìîöèîíàëüíî âçáóäîðàæåíû, îñîáåí-

íî íå÷óâñòâèòåëüíû ê ñëîâåñíîìó óáåæäåíèþ. “Ñèëüíûé ñòðàõ,


background image

114

æãó÷èé  ãíåâ,  áåçóìíàÿ  ëþáîâü,  êàê  èçâåñòíî,  îñëåïëÿþò  íàñ  è

äåëàþò íå÷óâñòâèòåëüíûìè ê òåì ðàçóìíûì âåùàì, êîòîðûå êòî-

òî ãîâîðèò íàì. Ìû íå ìîæåì óãîâîðèòü ïàðàíîèêà îñòàâèòü ñâîè

çàáëóæäåíèÿ,  ñêàçàòü  ÷åëîâåêó,  ñòðàäàþùåìó  ôîáèåé,  ÷òî  åñëè

îí õî÷åò, òî ìîæåò ïåðåñòàòü áîÿòüñÿ, óáåäèòü íàðêîìàíà â òîì,

÷òî åñëè îí ïðèëîæèò åùå íåìíîãî ñèëû âîëè, òî ñìîæåò áðî-

ñèòü  íàðêîòèêè,  è  êðàéíå  ðåäêî  íàì  óäàåòñÿ  íàçâàòü  ïðè÷èíó,

ïî  êîòîðîé  ñòîèò  ïðîäîëæàòü  æèòü,  ïàöèåíòó  ñ  ñóèöèäàëüíîé

äåïðåññèå锠 (Fox,  1972).  Áåñåäû  î  ïëàâàíèè  íå  ìîãóò  íèêîãî

íàó÷èòü  ïëàâàòü.  ×òîáû  íàó÷èòüñÿ  ïëàâàòü,  íóæíî  ïðûãíóòü  â

âîäó  è  íà÷àòü  ó÷èòüñÿ.  Àíàëîãè÷íûì  îáðàçîì,  íåâîçìîæíî  íà-

ó÷èòü  íàâûêàì  ïîâåäåíèÿ  è  ìåæëè÷íîñòíîãî  îáùåíèÿ,  ïðîñòî

ðàññêàçûâàÿ î íèõ. Èõ íóæíî îòðàáàòûâàòü â äåéñòâèè, èíîãäà â

òå÷åíèå äîëãîãî âðåìåíè.

Ìíîãèå ïàöèåíòû óòâåðæäàþò, ÷òî ïîëó÷èëè èíñàéò, íî êîã-

äà  ïðèõîäèò  âðåìÿ  ïðåäïðèíèìàòü  øàãè  ê  íàñòîÿùåìó  èçìåíå-

íèþ, îíè íà÷èíàþò êîëåáàòüñÿ è ñïðàøèâàòü: “Êàê ÿ äîëæåí èç-

ìåíèòüñÿ?”  èëè  “×òî  ìíå  òåïåðü  äåëàòü?”  Ïîäîáíàÿ  íåñïîñîá-

íîñòü ïåðåâåñòè ñàìîïîíèìàíèå â äåéñòâèå ìîæåò áûòü ðåçóëüòà-

òîì ñîïðîòèâëåíèÿ, òðåâîãè, íåäîñòàòêà ïðîðàáîòêè èëè ðåçóëü-

òàòîì íåäîñòàòî÷íîãî îáó÷åíèÿ ÷åðåç äåéñòâèå.

Ïîëó÷åííîå  íà  ïðàêòèêå  ïîíèìàíèå  ëåã÷å  ïåðåõîäèò  â  îò-

êðûòîå äåéñòâèå, ÷åì ïîíèìàíèå, ïîëó÷åííîå â ðåçóëüòàòå ìûñ-

ëåííîãî  ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ.  Ñîãëàñíî  ìîäåëè  äåéñòâèÿ  Øà-

ôåðà (Schafer, 1976), ìû í堓èìåå씠èíñàéò-â-äåéñòâèè, ìû èì

“ñòàíîâèìñÿ” èëè ìû åãäåëàåì”; îí ÿâëÿåòñÿ ñêîðå堓àâòîðñ-

êèì”,  îòêðûòûì  ïîâåäåíèåì,  ÷åì  ìåòàïñèõîëîãè÷åñêèìè  êîí-

ñòðóêöèÿìè.

Ðàññìîòðèì ñëåäóþùóþ êðàòêóþ èëëþñòðàöèþ: Âèëüÿ젗 ìî-

ëîäîé ÷åëîâåê, âûðîñøèé áåç ìàòåðèíñêîé ëþáâè. Â ñâîåé ïñè-

õîäðàìå îí ïðåäñòàâèë ìíîãî ôðóñòðèðóþùèõ ýïèçîäîâ äåòñòâà.

Ñòàëî ÿñíî, ÷òî â ðåçóëüòàòå äåòñêîãî îïûòà ó Âèëüÿìà âûðàáî-

òàëàñü îáùåå íåãàòèâíîå ïðåäñòàâëåíèå î æåíùèíàõ. Îí ñ÷èòàë,

÷òî íå òîëüêî åãî ìàòü, íî âñå æåíùèíû â ñâîåé îñíîâå çëû è

ýãîèñòè÷íû.  Ìíîãî  ëåò  âåðáàëüíîé  òåðàïèè  óáåäèëè  åãî  â  òîì,

÷òî êîðíè åãî íåàäàïòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ëåæàò âî âçàèìîîòíîøå-

íèÿõ ñ ìàòåðüþ, íî îí íå çíàë, ÷òî ìîæíî èçâëå÷ü èç ýòîãèí-

ñàéòà”.  Ïñèõîäðàìàòè÷åñêàÿ  ãðóïïà,  â  êîòîðóþ  âõîäèëè  êàê

ìóæ÷èíû,  òàê  è  æåíùèíû,  ñòàëà  ýêñïåðèìåíòàëüíîé  ñðåäîé,

êîòîðàÿ  ïîäòîëêíóëà  Âèëüÿìà  ê  òîìó,  ÷òîáû  ïðîðàáîòàòü  ñâîè

íåðàçðåøåííûå êîíôëèêòû ñ æåíùèíàìè è èçáàâèòüñÿ îò ïðî-

øëûõ íåæåëàòåëüíûõ îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ.


background image

115

3. Íåêîãíèòèâíîå íàó÷åíèå

Òðåòüÿ  õàðàêòåðèñòèêà  èíñàéòà-â-äåéñòâèè  ñîñòîèò  â  ñëå-

äóþùåì:  îí  îñíîâûâàåòñÿ  íà  íåêîãíèòèâíîì  íàó÷åíèè.  Êîã-

íèòèâíîå  íàó÷åíèå,  èäóùåå  “îò  ãîëîâû”,  íåñóùåñòâåííî  äëÿ

ïñèõîäðàìû. Áîëüøèíñòâî ïñèõîäðàìàòèñòîâ íå ñòàâÿò ñâîåé öå-

ëüþ  äàòü  ïðîòàãîíèñòó  ïîíÿòü,  ïî÷åìó  îí  äåéñòâóåò  òàê,  à  íå

èíà÷å. Îäíàêî, â òî âðåìÿ êàê êîãíèòèâíîå ïîíèìàíèå ðàññìàò-

ðèâàåòñÿ  êàê  ïðîÿâëåíèå  ñîïðîòèâëåíèÿ,  ìåøàþùåãî  ïðîèñõî-

äèòü ðåàëüíûì ïåðåìåíàì, íåêîãíèòèâíîå íàó÷åíèå (“íà óðîâíå

ñïèííîãî ìîçãà”), êîòîðîå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïåðåðàáîòêó èíôîð-

ìàöèè íà òåëåñíîì è ïåðöåïòèâíî-ìîòîðíîì óðîâíÿõ, ÿâëÿåòñÿ

öåíòðàëüíîé  ÷àñòüþ  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîãî  ïðîöåññà.  Ýòîò  ïðî-

öåññ, ïî-âèäèìîìó, îïèðàåòñÿ áîëåå íà ýìîöèîíàëüíóþ è èíòó-

èòèâíóþ,  ÷åì  íà  èíòåëëåêòóàëüíóþ  è  àíàëèòè÷åñêóþ  äåÿòåëü-

íîñòü ìîçãà.

Îòìåòèâ òîò ôàêò, ÷òî èçìåíåíèå îïûòíîãî çíàíèÿ ÿâëÿåòñÿ

îáùåé  ÷åðòîé  âñåõ  âèäîâ  ïñèõîòåðàïèè,  Áîãàðò  è  Âóãàëòåð

(Bohart  &  Wugalter,  1991)  ïðåäïîëîæèëè,  ÷òî  îïûòíîå  çíàíèå

äîñòèãàåòñÿ, êîãäà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñìûñëîâ íå òîëüêî ïîíÿ-

òà  ñîçíàòåëüíî,  íî  è  “óñâîåíà”  íà  áîëåå  ïðÿìîì  ïåðöåïòèâíî-

ìîòîðíîì óðîâíå. Òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïîíèìàíèå îñóùå-

ñòâëÿåòñÿ ïîäîáíûì îáðàçîì, îíî âåäåò ê çíà÷èìûì òåðàïåâòè-

÷åñêèì  ïåðåìåíàì.  Ñîãëàñíî  Ãðèíáåðãó  (Greenberg,  1974),

“Ñåíñîðíàÿ  ñòèìóëÿöèÿ,  êîòîðóþ  äàåò  ïñèõîäðàìà,  íàðÿäó  ñ

ýìîöèîíàëüíûì  êàòàðñèñîì,  âûçûâàåìûì  ñïîíòàííîñòüþ  è

“òåëå”,  ìîãóò  è  äîëæíû,  ñîãëàñíî  Ìîðåíî,  ïðèâîäèòü  ê  ðåñò-

ðóêòóðèðîâàíèþ  ïåðöåïòèâíîãî  ïîëÿ  ïðîòàãîíèñòà  (íåçàâèñèìî

îò òîãî, íàõîäèòñÿ ëè îí íà ñöåíå èëè â àóäèòîðèè) è âûçûâàòü

èíñàéò è ïîíèìàíèå åãî ïðîáëåì ñðåäñòâàìè êîíôèãóðàòèâíîãî

íàó÷åíèÿ”.

Íåêîãíèòèâíîå  íàó÷åíèå  ÷àñòî  íåâîçìîæíî  âûðàçèòü  ñëîâà-

ìè. Îíî îñíîâàíî íà äóøåâíûõ è ôèçè÷åñêèõ îùóùåíèÿõ, êîòî-

ðûå,  ïî-âèäèìîìó,  ïðèíàäëåæàò  ê  äîâåðáàëüíîé,  ðàííåé  ôàçå

ðàçâèòèÿ  ðåáåíêà.  Òàêîå  íàó÷åíèå  îñóùåñòâëÿåòñÿ,  ê  ïðèìåðó,

åñëè  ïðîòàãîíèñò,  ïðåáûâàÿ  â  ñîñòîÿíèè  ðåãðåññèè,  ïîòðÿñåí-

íûé  ÷óâñòâàìè  ïå÷àëè  è  èçîëÿöèè,  íåîæèäàííî  íà÷èíàåò  ÷óâ-

ñòâîâàòü ñåáÿ ìåíåå íåñ÷àñòíûì â ðåçóëüòàòå òîãî, ÷òî åìó ïðå-

äîñòàâëÿåòñÿ ôèçè÷åñêèé êîìôîðò. “Îáúÿòè唠(Winnicott, 1965),

êîòîðîå îñíîâûâàåòñÿ íà äåéñòâèòåëüíîì ôèçè÷åñêîì ïîëîæåíèè

ðåáåíêà íà ðóêàõ âçðîñëîãî, ïðåäîñòàâèëî çàáîòó è ëàñêó, íåîá-

õîäèìóþ ïðîòàãîíèñòó äëÿ ðàçâèòèÿ âíóòðåííåãÿ”.