ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

126

ëè÷íîñòíûå ôåíîìåíû, òàêèå êàê ðàçäåëåííîñòü è ñâÿçàííîñòü,

âçàèìíûå  ðåàêöèè,  âçàèìîäåéñòâèÿ,  êîììóíèêàöèþ  è  îáùóþ

ýìïàòèþ, îí ñîçäàë ñîâåðøåííî íîâûé òåðìèí. “Òåë唠îáîçíà-

÷àåò “ïðîñòåéøóþ ÷àñòèöó ÷óâñòñòâ, ïåðåäàâàåìûõ îò îäíîãî ÷å-

ëîâåêà ê äðóãîìó” (Moreno, 1953). Ê ñîæàëåíèþ, Ìîðåíî âêëþ-

÷èë  â  ýòîò  òåðìèí  òàêîå  ðàçíîîáðàçèå  àñïåêòîâ  îáùåíèÿ,  ÷òî

êîíöåïöèÿ  ñòàëà  ñêîðåå  çàïóòàííîé,  ÷åì  îáúÿñíåííîé,  è  óæå

ó÷åíèêè Ìîðåíî íå ñìîãëè îáúåäèíèòüñÿ âîêðóã îáùåãî îïðåäå-

ëåíèÿ.

  ìîåì  ïîíèìàíèè,  “òåë唠 ëó÷øå  âñåãî  îïðåäåëÿåòñÿ  â  òåð-

ìèíàõ èçìåðåíèé ðåàëüíîñòè ìåæëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ, â “ïðî-

çðåíèè,  îöåíêå,  ïðî÷óâñòâîâàíèè  ðåàëüíîãî  îáëèêà  äðóãîãî  ÷å-

ëîâåêà” (Moreno & Moreno, 1959). Ýòî îõâàòûâàåò íå òîëüêî ïðè-

âëåêàòåëüíûå,  íî  òàêæå  è  îòòàëêèâàþùèå  àñïåêòû  îòíîøåíèé

ìåæäó ëþäüìè, âîçíèêàþùèå âî âðåìÿ àóòåíòè÷íîãî âçàèìîäåé-

ñòâèÿ,  îáùåíèÿ,  â  êîòîðîì  ëþäè  ïûòàþòñÿ  ïîíÿòü,  êåì  æå  íà

ñàìîì äåëå ÿâëÿåòñÿ èõ ñîáåñåäíèê. Â ýòîì ñìûñë堓òåë唠ÿâëÿ-

åòñÿ  ñîðòîì  “ìåæëè÷íîñòíîé  õèìèè”.  Ñîãëàñíî  òåðìèíîëîãèè

Ìîðåíî  (1951),  “òåë唠 ÿâëÿåòñÿ  ôóíäàìåíòàëüíûì  ôàêòîðîì,

ëåæàùèì çà íàøèì [ðåàëüíûì] âîñïðèÿòèåì äðóãèõ”. Â ñðàâíå-

íèè ñ ïåðåíîñî젓òåë唠èñïîëüçóåòñÿ íå äëÿ îïèñàíèÿ ïîâòîðÿ-

þùåãîñÿ ïðîøëîãî, êîòîðîå èñêàæàåò íàñòîÿùåå, íî äëÿ íîâûõ

ðåàêöèé, èìåþùèõ ñàìîñòîÿòåëüíóþ öåííîñòü “çäåñü è òåïåðü”.

Êîðíè êîíöåïöè蠓òåëå”, ïî ìíåíèþ Ìîðåíî ëåæàò ãëóáîêî

â ýêçèñòåíöèàëüíîé ôèëîñîôèè, è åå ïîìîæåò îáúÿñíèòü òåîðèÿ

“ß  —  Òû”  Ìàðòèíà  Áóáåðà  (1923).  Êîðîòêî  ãîâîðÿ,  ýòà  òåîðèÿ

ïðîâîäèò  èäåþ  î  òîì,  ÷òî  “ß  íå  ìîæåò  áûòü  ß,  êðîìå  êàê  â

îòíîøåíèÿõ ñ Òû”. ß — Òû îòíîøåíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò òîãî, ÷òî

Áóáåð íàçûâà렓ߠ— Îíîòíîøåíèÿìè, â êîòîðûõ ß îòíîñèò-

ñÿ  ê  äðóãîìó  ÷åëîâåêó  êàê  ê  îáúåêòó,  à  íå  êàê  ê  ñóáúåêòó.

 ýòîì êîíòåêñò堓òåë唠ïðèíèìàåò íà ñåáÿ çíà÷åíè堓ߠ— Òû”

îòíîøåíèé, òîãäà êàê ïåðåíîñ áëèæå âñåãî ê “ß — Îíîòíî-

øåíèÿì”.

Äðóãèå,  íî  ñâÿçàííûå  ñ  ýòèì  ìåæëè÷íîñòíûå  ôåíîìåíû  —

ýìïàòèÿ,  ðàïïîðò,  âçàèìíîñòü,  ñïëî÷åííîñòü  ãðóïïû,  ìåæëè÷-

íîñòíàÿ  ÷óâñòâèòåëüíîñòü,  ïðåäïî÷òåíèå  è  êîììóíèêàöèÿ,  —

áûëè  îáîçíà÷åíû  ñàìèì  Ìîðåíî  êàê  “òåëå”.  Ïî-ìîåìó,  ýòî  íå

âïîëíå êîððåêòíî, ïîñêîëüêó “òåë唠âêëþ÷àåò â ñåáÿ èñêëþ÷è-

òåëüíî íåïîâòîðÿþùèåñÿ, îñíîâàííûå íà ðåàëüíîñòè, àóòåíòè÷-

íûå àñïåêòû âçàèìîîòíîøåíèé.

Ýìïàòèÿ, ýìîöèîíàëüíîå ïðîíèêíîâåíèå â ðåàëüíîñòü äðóãî-

ãî ÷åëîâå÷åñêîãî ñóùåñòâà, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîé êîìïîíåíòîé


background image

127

“òåëå”. Îäíàêî îíà ðàññìàòðèâàëàñü Ìîðåíî êàê îäíîñòîðîííåå

ïðî÷óâñòâîâàíèå òåðàïåâòîì âíóòðåííåãî ìèðà ïàöèåíòà, â ïðî-

òèâîïîëîæíîñòü âçàèìíîìó äâóñòîðîííåìó ÷óâñòâó, êîòîðîå ïîä-

÷àñ  âîçíèêàåò  ìåæäó  ÷ëåíàìè  ãðóïïû  â  ïñèõîäðàìå.  Îñîáåííî

÷àñòî  îíî  âîçíèêàåò  â  òåõíèêå  îáìåíà  ðîëÿìè,  ãäå,  ñîãëàñíî

Äæ.Ë. Ìîðåíî è Ç.Ò. Ìîðåíî (1959), âçàèìíûé îáìåí ýìïàòèåé

è  âçàèìíàÿ  âûñîêàÿ  îöåíêà  äðóã  äðóãà,  íåêèé  ðîä  “òåðàïåâòè-

÷åñêîé ëþáâè”, åñëè ðàçâèâàåòñÿ â äîñòàòî÷íîé ìåðå, ìîæåò ÿâ-

ëÿòüñÿ ñèëüíûì ôàêòîðîì èçëå÷åíèÿ.

Íàêîïëåííûå èññëåäîâàòåëüñêèå äàííûå, íàïðèìåð, Òåìïëñ-

êèå èññëåäîâàíèÿ (Sloan,  Staples,  Cristol,  Yorkston,  & Whipple,

1975),  Ìåííèäæåðñêèé  Ïðîåêò  (Kernberg,  Burstein,  Coyne,  Ap-

pelbaum,  Horwitz  &  Voth,  1972),  Òýâèñòîêñêèå  èññëåäîâàíèÿ

(Malan,  1976a,  1976b)  è  Âàíäåðáèëòñêèé  ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèé

ïðîåêò (Strupp & Hardley, 1979) ïîêàçàëè, ÷òî êà÷åñòâî âçàèìî-

îòíîøåíèé  ìåæäó  òåðàïåâòîì  è  ïàöèåíòîì  ïðåäñòàâëÿåò  ñîáîé

òî÷êó îïîðû òåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîöåññà. Áûëî íåîäíîêðàòíî ïî-

êàçàíî, ÷òî ñïîñîáíîñòü òåðàïåâòà ê ýìïàòèè èëè ê “îáìåíó ðî-

ëÿì蔠— ýòî âàæíàÿ êîìïîíåíòà òåðàïèè áîëüøèíñòâà ïñèõîòå-

ðàïåâòè÷åñêèõ ïîäõîäîâ.

Ðàññìàòðèâàÿ  ñïîñîáû,  ïîñðåäñòâîì  êîòîðûõ  ìîãóò  ïåðåäà-

âàòüñÿ ñîîáùåíèÿ îò òåðàïåâòà ê ïàöèåíòó, Ôðàíê (Frank, 1961)

íå èñêëþ÷àë âîçìîæíîñò蠓òåëåïàòèè”. Íåêîòîðûå âûäàþùèåñÿ

òåðàïåâòû — ñðåäè íèõ è Çåðêà Ìîðåí âûñêàçûâàëè èëè íà-

ìåêàëè íà òî, ÷òî â ïñèõîäðàìå íå òîëüêî ýìïàòèÿ, íî è íå÷òî

ðîäñòâåííî堓òåëåïàòè蔠âîçíèêàåò ìåæäó ïàöèåíòîì è òåðàïåâ-

òîì. Èíîãäà ïñèõîäðàìàòèñò è ïàöèåíò íàõîäÿòñÿ â òàêîé ãàðìî-

íèè, ÷òî êàæåòñÿ: îíè ÷èòàþò ìûñëè äðóã äðóãà. Õîòÿ òàêîå ðàñ-

øèðåíèå  ïîíÿòèé  “òåë唠 (íà  ðàññòîÿíèè)  è  “ïàòèÿ”  (ëå÷åíèå)

ìîæåò êàçàòüñÿ èñêóññòâåííûì, îíî ðàñêðûâàåò íåêîòîðûå èçíà-

÷àëüíûå  ñìûñëû  îðèãèíàëüíîé  êîíöåïöèè  “òåëå”,  ïðåäëîæåí-

íîé Ìîðåíî.

Ðåàëüíûå ðåàêöèè ïðîòèâ ðåàêöèé ïåðåíîñà

  ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé  òåðìèíîëîãèè  “íå  ñâÿçàííûå  ñ  ïåðå-

íîñîì”, èëè ðåàëüíûå, àñïåêòû âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ïàöè-

åíòîì  è  òåðàïåâòîì  íàçûâàþòñÿ  “òåðàïåâòè÷åñêèì  àëüÿíñîì”

(Greenson,  1967).  Òåðàïåâòè÷åñêèé  àëüÿíñ  î÷åíü  ïîõîæ  íà  “òå-

ëå”,  â  îñîáåííîñòè  åñëè  ïðèíèìàòü  âî  âíèìàíèå  âçàèìíîå  ñî-

ãëàøåíèå ìåæäó äâóìÿ ðåàëüíûìè ëþäüìè, áåç êîòîðîãî íåâîç-

ìîæíî  íèêàêîå  ñîòðóäíè÷åñòâî.


background image

128

Íà ðèñ. 8.1. ÿ ïîïûòàëñÿ èçîáðàçèòü â ïðîñòîé, ñõåìàòè÷íîé

ìàíåðå  íàïðàâëåíèÿ  ìåæëè÷íîñòíûõ  îòíîøåíèé  â  ïåðåíîñå,

êîíòðïåðåíîñå è “òåëå”.

Ìîæíî, îäíàêî, çàäóìàòüñÿ âîò íàä êàêèì âîïðîñîì: “Äîïó-

ñòèì, ìû ìîæåì ðàçëè÷èòü äâå ñòîðîíû “ìîíåòû” îáùåíèÿ, íà

îäíîé èç êîòîðûõ — ïåðåíîñ, à íà äðóãî頗 “òåëå”. Íî êàê ìû

ìîãëè áû îòëè÷èòü àäåêâàòíûå ðåàêöèè îò íåàäåêâàòíûõ, îïðå-

äåëèòü, ÷òî ðàöèîíàëüíî â îáùåíèè, à ÷òî èððàöèîíàëüíî è êàê

îòëè÷èòü ïðîøëûå âëèÿíèÿ îò íàñòîÿùèõ?”

Ëþáûå âçàèìîîòíîøåíèÿ — ýòî ñìåñü ðåàëüíîãî è ôàíòàñòè-

÷åñêîãî; ðåàëüíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ñîäåðæàò ýëåìåíòû ïåðåíî-

ñà,  ïåðåíîñ  íå  ÷óæä  ðåàëüíîñòè.  Íàïðèìåð,  ðåàëüíûå  îòíîøå-

íèÿ ìåæäó ðîäèòåëåì è ðåáåíêîì ñ îáåèõ ñòîðîí ñîäåðæàò íåêî-

òîðûå íåðåàëèñòè÷íûå îæèäàíèÿ (“Ìîé ñûí ïîòðÿñàþùå òàëàí-

òëèâ!”, “Ìîé îòåö óæàñíî óìíûé!”). Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ÷óâñòâà

ïàöèåíòà ïî îòíîøåíèþ ê òåðàïåâòó ÷àñòî îñíîâàíû íà íåêîòî-

ðûõ ðåàëüíûõ êà÷åñòâàõ ëè÷íîñòè ïîñëåäíåãî (“Âû âûãëÿäèòå òà-

êèì  óñòàâøèì  è  ïå÷àëüíûì  ñåãîäíÿ,  ÿ  ïîëàãàþ,  Âû  ñëèøêîì

ìíîãî ðàáîòàåòå!”).

Îäíàêî,  õîòÿ  ðàçëè÷èòü  ðåàëüíûå  è  ôèêòèâíûå  àñïåêòû  îá-

ùåíèÿ  áûâàåò  î÷åíü  ñëîæíî,  ÷àñòî  íà  îñíîâå  îöåíîê  ýìîöèî-

íàëüíîé èíòåíñèâíîñòè ìîæíî îïðåäåëèòü, êàêîé èç äâóõ àñïåê-

òîâ äîìèíèðóåò.

 ïðîöåññå ïîíèìàíèÿ ïðîèñõîæäåíèÿ è äèíàìèêè âçàèìîîò-

íîøåíèé, â êîòîðûõ ïðèñóòñòâóåò ïåðåíîñ, ïñèõîàíàëèòèêè íà-

õîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè, â êîòîðîì îíè îáÿçàíû îõðàíÿòü êàê ïåðå-

íîñ,  òàê  è  òåðàïåâòè÷åñêèé  àëüÿíñ  îäíîâðåìåííî.  Äâà  îáðàçà,

ïðåäñòàþùèå ïåðåä íèìè, — îäèí èç ïðîøëîãî è îäèí èç íàñòî-

ÿùåã òðåáóþò îò àíàëèòèêîâ äâîéíîé ðîëè, êîãäà êîììóíè-

êàöèÿ ïîääåðæèâàåòñÿ îäíîâðåìåííî íà äâóõ ïîëþñàõ. Ïðåêðà-

ùåíèå ïåðåíîñà ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ïîíèìàíèÿ, ðàçðûâ òåðà-

Ðèñ. 8.1.

 

Ðàçëè÷íûå òèïû âçàèìîîòíîøåíèé

ìåæäó òåðàïåâòîì è ïàöèåíòîì

7

7

7

ÏÀÖÈÅÍÒ

ÒÅÐÀÏÅÂÒ

ïåðåíîñ

êîíòðïåðåíîñ

“òåëå”

7


background image

129

ïåâòè÷åñêîãî àëüÿíñࠗ ê ïðåêðàùåíèþ âîçäåéñòâèÿ. Îäíîâðå-

ìåííûå ïðèíÿòèå è îòêàç îò îçíà÷åííûõ ðîëåé è òîò ôàêò, ÷òî

òåðàïåâò äîëæåí è èãðàòü, è íå èãðàòü, ïîðîæäàåò äâîéñòâåííóþ

è  ïðîáëåìàòè÷íóþ  ñèòóàöèþ,  êîòîðàÿ  øèðîêî  îáñóæäàåòñÿ  â

ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé  ëèòåðàòóðå.  Ãðèíñîí  (Greenson,  1967)  ïðå-

êðàñíî  îáîáùèë  ýòó  ïðîáëåìó:  “Ñòðàííûì  îáðàçîì  òåðàïåâò

ñòàíîâèòñÿ àêòåðîì áåç ðîëè â ïüåñå, êîòîðóþ ñîçäàåò ïàöèåíò.

Àíàëèòèê íå èãðàåò â äðàìå, îí ñòàðàåòñÿ îñòàòüñÿ òåíåâîé ôè-

ãóðîé, êîòîðàÿ íóæíà ôàíòàçèè ïàöèåíòà. Íî àíàëèòèê ïîìîãà-

åò â ñîçäàíèè äåéñòâóþùåãî ëèöà, ðàçðàáàòûâàåò äåòàëè ïîñðåä-

ñòâîì ïðîçðåíèÿ, ýìïàòèè è èíòóèöèè. Â íåêîòîðîì ñìûñëå îí

ñòàíîâèòñÿ  ðåæèññåðîì  ñïåêòàêëÿ  —  æèçíåííî  âàæíîé  ÷àñòüþ

äåéñòâèÿ, íî íå àêòåðîì”.

Àíàëîãè÷íûì  îáðàçîì,  Êåñòëåð  (Koestler,  1969)  îïèñûâàåò,

êàꠓïñèõîàíàëèòèê ïðèãëàøàåò ïàöèåíòîâ ðàçðåøàòü ñâîè êîí-

ôëèêòû  â  èëëþçîðíîé  äðàìå,  â  êîòîðîé  îí  ñàì  ÿâëÿåòñÿ  öåíò-

ðàëüíîé ôèãóðî頗 íàïîëîâèíó òðàãèêîì, íàïîëîâèíó êîìåäè-

àíòîì.  Òðàãèê  ñîçäàåò  èëëþçèþ,  êîìåäèàíò  ðàçáèâàåò  åå,  òåðà-

ïåâò äåëàåò è òî, è äðóãîå”.

Ñîãëàñíî  Ìîðåíî,  ïñèõîäðàìà  ïðåäëàãàåò  ëó÷øåå  ðåøåíèå

ýòîé ïðîáëåìû, ÷åì ïñèõîàíàëèç. Òîãäà êàê â ïñèõîàíàëèçå ïå-

ðåíîñ âîçíèêàåò êàê ðåàêöèÿ ïàöèåíòà ïî îòíîøåíèþ ê àíàëè-

òèêó,  â  ïñèõîäðàìå  ââåäåíû  “âñïîìîãàòåëüíûå  ëèöà”  (èíîãäà

îíè ïðîõîäÿò ñïåöèàëüíóþ òðåíèðîâêó äëÿ òàêîé ðàáîòû), êîòî-

ðûå  áåðóò  íà  ñåáÿ  ïåðåíîñ  â  áîëüøåé  ìåðå,  ÷åì  òåðàïåâò.  Ýòî

âûãîäíåå, ïîñêîëüêó òåðàïåâò â òàêîì ñëó÷àå íàõîäèòñÿ â ìåíåå

äâîéñòâåííîé ñèòóàöèè, â êîòîðîé îí ìîæåò ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà

óïðàâëåíèè ïðîöåññîì, âìåñòî òîãî ÷òîáû èãðàòü “àíòàãîíèñòà”.

Ïåðåíîñ ïî-ðàçíîìó ïðîÿâëÿåòñÿ â òå÷åíèå ïñèõîäðàìàòè÷åñ-

êîé ñåññèè (Leutz, 1971). Âî âðåìÿ ïåðâîé ôàçû, ôàçû ðàçîãðå-

âà, ïðîòàãîíèñò ìîæåò ïîíà÷àëó ðàçâèòü íåêîòîðûå äåñòðóêòèâ-

íûå  ÷óâñòâà  ïî  îòíîøåíèþ  ê  ïñèõîäðàìàòèñòó.  Òàêîé  ïåðåíîñ,

îäíàêî, ìîæíî áûñòðî ïåðåíàïðàâèòü íà äðóãîé îáúåêò, èçáðàí-

íûé  ïðîòàãîíèñòîì.  Êîãäà  ïðîòàãîíèñò  äåëàåò  òàêîé  âûáî𠠗

ìîæíî  âûáîð âàæíîé äëÿ íåãî ëè÷íîñòè (ðàññìàòðèâàåò ãðóïïó,

îñòàíàâëèâàÿ ñâîé âçãëÿä íà êàæäîì èç åå ÷ëåíîâ), îí àêòèâíî

ïåðåíîñèò ÷óâñòâà è âîñïîìèíàíèÿ íà ÷ëåíîâ ãðóïïû, è ïñèõî-

äðàìàòèñò  ïåðåñòàåò  íàõîäèòüñÿ  â  öåíòðå  âíèìàíèÿ.  Âî  âðåìÿ

âòîðîé  ôàçû  ïñèõîäðàìàòèñò  ìîæåò  óïðàâëÿòü  ñåññèåé  ñ  áîëåå

óäàëåííîé ïîçèöèè, ÷òî äåëàåò åãî ñâîáîäíûì äëÿ óñòàíîâëåíèÿ

ñ ïðîòàãîíèñòî젓ðåàëüíûõ” âçàèìîîòíîøåíèé. Â òðåòüåé ôàçå,

ôàçå øåðèíãà, ïåðåíîñ ïî îòíîøåíèþ ê “âñïîìîãàòåëüíûì ëè-


background image

130

öà씠ïðåêðàùàåòñÿ. Ýòî ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî, íàïðèìåð, ïî-

ñðåäñòâîì äåðîëèíãà (“ß áîëüøå íå òâîé äÿäÿ Ñýì. Ïîæàëóéñòà,

ñìîòðè, ÿ — ýòî ÿ...”) è ïîñðåäñòâî젓îáðàòíîé ñâÿçè èç ðîëè”

(“ß  èíîãäà  ÷óâñòâóþ  ñåáÿ  òàêèì,  êàê  Ñýì,  íî  ÿ  õîòåë  áû  áûòü

ìåíåå æåñòîêèì, ÷åì îí...”). Ó÷àñòíèêè ïñèõîäðàìû è “âñïîìî-

ãàòåëüíûå ëèöà” ïîñòåïåííî ïðåêðàùàþò èãðàòü òðåáóåìûå ðîëè

è âîçâðàùàþòñÿ ê ñâîèì ïåðâîíà÷àëüíûì ïîëîæåíèÿì â ãðóïïå,

åñëè ñ íèìè íà÷àòü ãîâîðèòü îá èõ ñîáñòâåííûõ ÷óâñòâàõ.

Õîòÿ â ïñèõîäðàìå ÷àñòíåìåäëåííàÿ öåëü ïåðåíîñà ïåðåìå-

ùàåòñÿ îò ëè÷íîñòè òåðàïåâòà ê “âñïîìîãàòåëüíûì ÿ” (Moreno &

Moreno, 1959), òàêàÿ èäåàëüíàÿ ñèòóàöèÿ èìååò ìåñòî íå âñåãäà.

Øóòöåíáåðãåð  çàìåòèëà  (Sch

ü

tzenberger,  1970),  ÷òî  ïåðåíîñ  ïî

îòíîøåíèþ ê òåðàïåâòó, åñòåñòâåííî, èìååò ìåñòî è â ïñèõîäðà-

ìå, õîòÿ è íå òàê ÷àñòî, êàê â êëàññè÷åñêîì ïñèõîàíàëèçå. Àíà-

ëîãè÷íûì  îáðàçîì,  Âèëüÿìñ  (Williams,  1989)  ïðåäîñòåðåãàë  íàñ

îò èçëèøíåãî èäåàëèçìà: “Æåëàåìàÿ ñèòóàöèÿ, ïðè êîòîðîé èí-

òåíñèâíàÿ îçàáî÷åííîñòü ëèäåðîì çàìåùàåòñÿ ðàçëè÷íûìè ôóíê-

öèÿìè  ãðóïïû,  íå  âñåãäà  äîñòèæèìà.  Äëÿ  íåêîòîðûõ  ÷ëåíîâ

ãðóïïû äèðåêòîð îñòàåòñÿ àáñîëþòíî öåíòðàëüíîé ôèãóðîé, îíè

ñìîòðÿò òîëüêî íà íåãî”.

Êàê  óæå  îáñóæäàëîñü  â  ãëàâå  4,  íåêîòîðûå  õàðèçìàòè÷åñêèå

ëèäåðû, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ îáúåêòîì èíôàíòèëüíûõ îæèäàíèé,

èñïûòûâàþò èñêóøåíèå ïîïðîáîâàòü óäîâëåòâîðèòü èõ. Ïîíà÷à-

ëó  îíè  ìîãóò  ïî÷óâñòâîâàòü,  ÷òî  òàêîå  ñóððîãàòíîå  “îáúÿòèå”

ïðîèçâîäèò íåìåäëåííûé è ñèëüíûé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò. Â

ïðîöåññå  òåðàïèè,  îäíàêî,  ìîæåò  îêàçàòüñÿ,  ÷òî  âîçíèêàþùåå

êàê êîððåêòèâíîå ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå, îáîðà÷èâàåòñÿ â êîí-

öå êîíöîâ ðàçðóøèòåëüíûì è ðàçî÷àðîâûâàþùèì, êîãäà ïîëíî-

ãî  ñàìûõ  ëó÷øèõ  íàìåðåíèé  òåðàïåâòà  îáâèíÿþò  â  òîì,  ÷òî  îí

íåäîñòàòî÷íõîðîøàÿ ìàìà”. Ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî òåðàïåâò

äîëæåí  âíèìàòåëüíî  ñëåäèòü  äàæå  çà  ñëàáûìè  ïåðåíîñàìè  è

êîíòðïåðåíîñàìè,  êîòîðûå  ìîãëè  áû  âîçíèêíóòü,  è,  åñëè  ýòî

âîçìîæíî, îáåðåãàòü âçàèìîîòíîøåíèÿ îò èçëèøíèõ èñêàæåíèé.

Âñïîìîãàòåëüíîå ëèöî*

Òåðìèí, êîòîðûì ïîëüçîâàëñÿ Ìîðåíî äëÿ îáîçíà÷åíèÿ òåðà-

ïåâòè÷åñêèõ  àññèñòåíòîâ  â  ïñèõîäðàìå,  èçíà÷àëüíî  çâó÷àë  êàê

“âñïîìîãàòåëüíîå  ego”  (auxiliary  ego).  Â  ïîñëåäíèå  íåñêîëüêî

*  Çà  èñêëþ÷åíèåì  ïðÿìûõ  öèòàò  ìû  ïðèäåðæèâàëèñü  òåðìèíà  “âñïîìî-

ãàòåëüíîå  ëèöî”,  ñëîæèâøåãîñÿ  â  ðóññêîÿçû÷íîé  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé  òðàäè-

öèè.  

 — Ïðèì. íàó÷íîãî ðåäàêòîðà.