ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

öèÿ äîñòèãíóòà ñàìèì ñóáúåêòîì (íàïðèìåð, ïðîòàãîíèñò óñòðà-

èâàåò ñöåíó òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû êàæäàÿ äåòàëü èìåëà äëÿ íåãî

çíà÷åíèå è ÷åðòû åãî ëè÷íîãî îïûòà); (3) 

ïðèñóòñòâèå

 — ïðåä-

ñòàâëåíè堓çäåñü è òåïåðü” äåòàëèçèðîâàííîãî è ïåðñîíàëèçèðî-

âàííîãî  ìàòåðèàëà;  îíî  íå  ÿâëÿåòñÿ  ðåêîíñòðóêöèåé  ïðîøëîãî.

Òàêîå âîâëå÷åíèå ïîçâîëÿåò ïðîòàãîíèñòó â ïñèõîäðàì堓ïðèíÿòü

èãðó âñåðüåç”.

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ìû ìîæåì ñäåëàòü ñëåäóþùèé âûâîä: íåðåà-

ëèñòè÷íûå è íåäîñòîâåðíûå õàðàêòåðèñòèê蠓êàê áóäòèñ÷åçà-

þò â ðåçóëüòàòå ýìîöèîíàëüíîãî âîâëå÷åíèÿ â ðîëåâóþ èãðó. Ðî-

ëåâàÿ  èãðà,  ñëåäîâàòåëüíî,  ñòàíîâèòñÿ  õèòðûì  îðóäèåì,  ïîçâî-

ëÿþùèì èçâëå÷ü äîñòîâåðíûé ìàòåðèàë îáõîäíûì ïóòåì. “È ïî-

ñêîëüêó ðîëåâàÿ èãðà òàê ÷àñòî âûçûâàåò ïîâåäåíèå, êîòîðîå ïî-

íàñòîÿùåìó âûðàæàåò ëè÷íîñòü, õî÷åòñÿ íàçâàòü åå í堓êàê áóä-

òî”,  íêàê îíî åñòü” ïîâåäåíèå씠(Kipper,  1986).


background image

152

10. ÎÒÛÃÐÛÂÀÍÈŠ ÄÅÉÑÒÂÈÈ

 ïñèõîäðàìå ó÷àñòíèêè íå òîëüêî îáñóæäàþò ñâîè êîíôëèê-

òû,  íî  è  “îòûãðûâàþò  èõ  â  äåéñòâèè”,  èñïîëüçóÿ  îòêðûòîå  ðî-

ëåâîå  ïîâåäåíèå  â  òåðàïåâòè÷åñêîì  îêðóæåíèè.  Êîíöåïöèÿ

îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè ïðåäîñòàâëÿåò ñîáîé ïîâåäåí÷åñêèé àñ-

ïåêò  èçëå÷åíèÿ  ñ  ïîìîùüþ  ïñèõîäðàìû,  òàê  êàê  ðàííèå  ñîáû-

òèÿ è èõ ýìîöèîíàëüíîå ñîäåðæàíèå ïîâòîðÿþòñÿ â äåéñòâèè ïî-

ñðåäñòâîì ïðÿìîé ìîòîðíîé ýêñïðåññèè âíóòðèïñèõè÷åñêèõ ïðî-

öåññîâ. Âíóòðåííèå íàïðÿæåíèÿ ìîæíî òðàíñôîðìèðîâàòü â îò-

êðûòîå  ïîâåäåíèå,  êîòîðîå  ïðåäîñòàâëÿåò  âîçìîæíîñòü  “çàâåð-

øåíèÿ äåéñòâèÿ” è óäîâëåòâîðåíèÿ “æàæäû äåéñòâèÿ”, ÷òî ñõîä-

íî ñ ïîëíûì êàòàðñèñîì. Ñîãëàñíî Áðåéåðó è Ôðåéäó (Breuer &

Freud, 1893), “ïîëíûé êàòàðñèñ çàâèñèò îò òîãî, áûëà ëè ýíåð-

ãè÷íîé  ðåàêöèÿ  íà  ñîáûòèå,  âûçâàâøåå  âîçíèêíîâåíèå  àôôåê-

òà.  Ïîä  “ðåàêöèå锠 ìû  ïîíèìàåì  öåëûé  êëàññ  ïðîèçâîëüíûõ

èëè íåïðîèçâîëüíûõ ðåôëåêñî⠗ îò ñëåç äî àêòîâ îòìùåíèÿ —

â êîòîðûõ, êàê ïîêàçûâàåò îïûò, àôôåêò ïîëó÷àåò ðàçðÿäêó”.

Îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè

Òÿãà ê îòûãðûâàíèþ â äåéñòâèè âîçðàñòàåò â îáñòàíîâêå ïñè-

õîòåðàïåâòè÷åñêîé ãðóïïû. Êîãäà ïàöèåíòû-íåâðîòèêè, â îáû÷-

íîé ñèòóàöèè íå ëèøåííûå ñàìîîáëàäàíèÿ, ñîáèðàþòñÿ â ãðóï-

ïó, îíè ïîðîé ñòàíîâÿòñÿ èððàöèîíàëüíûìè, èìïóëüñèâíûìè è

áåñïîðÿäî÷íûìè.  Îíè  ìîãóò  øâûðÿòü  âåùè,  ïîêèäàòü  ãðóïïó,

îïàçäûâàòü,  ìîë÷àòü,  ôîðìèðîâàòü  ïîäãðóïïû  èëè  êàêèì-ëèáî

èíûì  ñïîñîáîì  ïðåïÿòñòâîâàòü  ïðîãðåññó  òåðàïèè.  Êîíöåïöèÿ

“îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè” ÷àñòî èñïîëüçóåòñÿ ïðè àíàëèçå ýòîãî

ôåíîìåíà. Íî îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè ñòîëü ñëîæíî è ìíîãîëè-

êî, ÷òî â îáçîðàõ ëèòåðàòóðû íåâîçìîæíî íàéòè ïðèåìëåìîå äëÿ

âñåõ  îïðåäåëåíèå  (Abt  &  Weissman,  1965).  Êðîìå  òîãî,  â  îòíî-

øåíèè  îòûãðûâàíèÿ  â  äåéñòâèè  ñóùåñòâóþò  äâå  “ôèëîñîôñêèå

òðàäèöè蔠— îäíà èç íèõ ïðåäñòàâëåíà ïñèõîàíàëèçîì, äðóãàÿ —

ïñèõîäðàìîé. Â ïñèõîàíàëèçå îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè íå ïîîù-

ðÿåòñÿ,  Ìîðåíî  æå  ïèñàë,  ÷òî  “äåéñòâèå  èçíóòðè,  èëè  îòûãðû-

âàíèå â äåéñòâèè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íåîáõîäèìóþ ôàçó â äîñòè-

æåíèè òåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîãðåññà” (Moreno, 1972).


background image

153

 äàííîé ãëàâå ÿ ïîïûòàþñü ñèñòåìàòèçèðîâàòü ðàçëè÷íûå îï-

ðåäåëåíèÿ  îòûãðûâàíèÿ  â  äåéñòâèè,  ïðåäñòàâëåííûå  àâòîðàìè

ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé è ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé øêîë, è ïðåäñòàâèòü

èõ ñðàâíèòåëüíîå îáñóæäåíèå. Ìîÿ ãëàâíàÿ öåëü ñîñòîèò â òîì,

÷òîáû ïîêàçàòü: êîíöåïöèþ îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè ñëåäóåò çà-

ìåíèòü  íåñêîëüêèìè  äðóãîé  òåðìèíîëîãèåé  —  òåðìèíîëîãèåé

äåéñòâèÿ,  äåëàÿ  óïîð  íà  äåÿíèè,  à  íå  íà  ñóùåñòâîâàíèè.  Ýòî

ïîçâîëÿåò ïðîâåñòè áîëåå òîíêîå ðàçëè÷èå ìåæäó ðàçíûìè àñïåê-

òàìè ÿâëåíèÿ äåéñòâèÿ â ãðóïïîâîé ïñèõîòåðàïèè, ÷åì ïðè èñ-

ïîëüçîâàíèè ïðîñòîãî îáîçíà÷åíèÿ “out” (“âîâíå”)

*.

Îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè â ïñèõîàíàëèçå

  çàäà÷ó  äàííîé  ãëàâû  íå  âõîäèò  ïðåäñòàâëåíèå  îáçîðà  îá-

øèðíîé  ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé  ëèòåðàòóðû,  ïîñâÿùåííîé  êîí-

öåïöèè  îòûãðûâàíèÿ  â  äåéñòâèè.  Ïðåâîñõîäíûå  îáçîðû  íàïè-

ñàíû  Ðåêñôîðäîì  (Rexford,  1966),  À.  Ôðåéä  (A.Freud,  1968),

Ñàíäëåðîì, Äýéðîì è Õîëäåðîì (Sandler, Dare & Holder, 1973).

Íàèáîëåå  ðàñïðîñòðàíåííûå  îïðåäåëåíèÿ  îòûãðûâàíèÿ  â  äåé-

ñòâèè âêëþ÷àþò ÷òî-ëèáî èç ñëåäóþùåãî íàáîðà (èëè âåñü åãî öå-

ëèêîì):

1.  Ïóòàíûå,  áåññîçíàòåëüíûå,  ñèìïòîìàòè÷åñêèå

èëè ñëó÷àéíûå äåéñòâèÿ.

2.  Ôèçè÷åñêîå  (ïîâåäåí÷åñêîå)  âûðàæåíèå  âîñïî-

ìèíàíèé è ôàíòàçèé.

3.  Ïîâòîðåíèå,  ïîâòîðíîå  ïåðåæèâàíèå  èëè  ïîâòî-

ðåíèå â äåéñòâèè âîñïîìèíàíèé î ïðîøëîì.

4.  Âñå  äâèãàòåëüíîå  ïîâåäåíèå,  îñóùåñòâëÿåìîå  â

ïðåäåëàõ òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè.

5.  Äåéñòâèÿ  âíå  òåðàïåâòè÷åñêîé  îáñòàíîâêè,  ÿâëÿ-

þùèåñÿ ðåàêöèåé íà òî, ÷òî ïðîèñõîäèò íà òåðàïåâòè-

÷åñêèõ ñåññèÿõ.

6. Ñîïðîòèâëåíèå; ïðîöåññ, ïðîòèâîïîëîæíûé ïðîðà-

áîòêå è äîñòèæåíèþ èíñàéòà; âûòåñíåíèå ìûñëåé äåé-

ñòâèåì; ïîäìåíà äåéñòâèåì âîñïîìèíàíèé.

7. Äâèãàòåëüíàÿ ðàçðÿäêà ÷óâñòâ, íàïðÿæåíèé è èì-

ïóëüñîâ (îòðåàãèðîâàíèå).

* Àíãëèéñêèé òåðìèí “acting out”, îçíà÷àþùè頓îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè”,

ïåðåâîäèòñÿ  íà  ðóññêèé  ÿçûê  áóêâàëüíî,  õîòÿ  è  íå  ñîâñåì  òî÷íî,  êàê  “ñöåíè-

÷åñêàÿ  èãðà  âîâíå”.  Â  äàëüíåéøåì  â  òåêñòå  â  òåõ  ìåñòàõ,  ãäå  èãðà  ñìûñëà  îñ-

íîâàíà  íà  ñëîâåñíîé  ñòðóêòóðå  àíãëèéñêîãî  òåðìèíà,  ðóññêîå  “îòûãðûâàíèå  â

äåéñòâè蔠 áóäåò  óñëîâíî  çàìåíÿòüñÿ  áóêâàëüíûì  àíàëîãîì  “èãðà  âîâíå”.  —

Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà. 


background image

154

8.  Ïîïûòêè  èñïîëíèòü  æåëàíèå,  óäîâëåòâîðèòü  èí-

ôàíòèëüíûå ñòðåìëåíèÿ.

9. Ïîïûòêè óñòðîèòü “ñóäåáíîå ðàçáèðàòåëüñòâî”.

10.  Àíòèñîöèàëüíîå,  èìïóëüñèâíîå,  ïðîòèâîçàêîí-

íîå èëè îïàñíîå ïîâåäåíèå.

ß ïðîèëëþñòðèðóþ ýòè ôîðìû îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè íà íå-

ñêîëüêèõ ïðîñòûõ ïðèìåðàõ. Êîãäà Âàëüòåð ñåðäèòñÿ íà òåðàïåâ-

òà, îí ïðîñòî âûõîäèò èç êîìíàòû, âìåñòî òîãî ÷òîáû äàòü çíàòü

òåðàïåâòó,  ÷òî  ÷óâñòâóåò.  Òîì  íà÷àë  ïîñåùàòü  òðåíèíã  óâåðåí-

íîñòè  â  ñåáå,  ïîêà  åãî  ïñèõîòåðàïåâò  áûëà  â  îòïóñêå.  Â  îäíîé

èç ãðóïï ó÷àñòíèêè âñòðå÷àëèñü äðóã ñ äðóãîì ìåæäó ñåññèÿìè è

íå ãîâîðèëè îá ýòîì òåðàïåâòó. Îäíà ìîëîäàÿ æåíùèíà — ó÷àñò-

íèöà ãðóïïû ïèñàëà òåðàïåâòó ëþáîâíûå ïèñüìà è íàñòàèâàëà íà

âñòðå÷å  ñ  íèì  â  íåðàáî÷åé  îáñòàíîâêå.  Òàêèå  äåéñòâèÿ  ìîæíî

ðàñöåíèâàòü êàê ïðîÿâëåíèÿ îäíîãî èëè âñåõ âûøåíàçâàííûõ àñ-

ïåêòîâ.  Îíè  òðàäèöèîííî  ñ÷èòàþòñÿ  ïîìåõîé  äëÿ  ïðîâåäåíèÿ

ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ  òåðàïèé.  Ñîãëàñíî  ßëîìó  (Yalom,  1975),

“îòûãðûâàíèå  â  äåéñòâèè  —  ýòî,  ïî  îïðåäåëåíèþ,  ñîïðîòèâëå-

íèå òåðàïèè. Ýòî äåéñòâèå, ñêðûòîå îò àíàëèòè÷åñêîãî îêà ãðóï-

ïû: ïàöèåíòû ðàçðÿæàþò â äåéñòâèÿõ òå èìïóëüñû, êîòîðûå äîë-

æíû áûòü èçó÷åíû â òåðàïèè”.

Ñåé÷àñ ðàñøèðÿåòñÿ êîãäà-òî óçêîå ïñèõîàíàëèòè÷åñêîå ïîíè-

ìàíèå äàííîãî òåðìèíà. Îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè áîëüøå íå ðàñ-

ñìàòðèâàåòñÿ  êàê  ïðåïÿòñòâèå  òåðàïèè,  îíî  ñòàíîâèòñÿ  ÷àñòüþ

òåðàïåâòè÷åñêîãî  ïðîöåññà,  èñòî÷íèêîì  èíôîðìàöèè  î  áåññîç-

íàòåëüíûõ ñîñòîÿíèÿõ ïàöèåíòà è íåçàìåíèìûì äîïîëíåíèåì ê

âñïîìèíàíèþ. Â íàñòîÿùåå âðåìÿ ñóùåñòâóåò öåëûé ñïåêòð òå-

ðàïåâòîâ  —  îò  òåõ,  êòî  ïîä÷åðêèâàåò  âðåäíóþ  è  ðàçðóøàþùóþ

ïðèðîäó îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè, äî òåõ, êòî ïðèäàåò çíà÷åíèå

åãî êîììóíèêàòèâíîé è àäàïòèâíîé ïðèðîäå (A. Freud, 1968).

 ñâîåì îáñóæäåíèè ñëó÷àåâ îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè â ãðóï-

ïàõ Ãðîòüÿí (Grotjahn, 1976) äåëàåò âûâîä, ÷òî óìåëûé è îïûò-

íûé ãðóïïîâîé òåðàïåâò ìîæåò èñïîëüçîâàòü ýòè ñëó÷àè äëÿ óñ-

ïåøíîãî àíàëèçà, èíñàéòà è èíòåãðàöèè.

Îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè â ïñèõîäðàìå

 ïñèõîäðàìå òåðìèí “îòûãðûâàíèå â äåéñòâè蔠îçíà÷àåò ïî-

ñòàíîâêó,  ðàçûãðûâàíèå.  Íàïðèìåð,  Ìîðåíî  (Moreno,  1972)

ïèñàë:  “Ïî÷åìó  áû  íå  äàòü  ïðîòàãîíèñòó  îòûãðàòü  â  äåéñòâèè

ñâîè ñêðûòûå ìûñëè è ñòðåìëåíèÿ â âèäå àëüòåðíàòèâû àíàëèçó

ñîïðîòèâëåíèé? Ïàöèåíò íà êóøåòêå, íàïðèìåð, ìîæåò îêàçàòü-


background image

155

ñÿ  æåíùèíîé,  êîòîðàÿ  âíåçàïíî  ïî÷óâñòâîâàëà  îñòðîå  æåëàíèå

âñêî÷èòü è òàíöåâàòü, èëè ïîãîâîðèòü ñ ìóæåì, êîòîðîãî ïîäî-

çðåâàåò â íåâåðíîñòè, èëè, äâèæèìàÿ ÷óâñòâîì âèíû, îíà çàõî-

÷åò âñòàòü íà êîëåíè è ïîìîëèòüñÿ”.

Ïñèõîäðàìàòè÷åñêèå  îïðåäåëåíèÿ  îòûãðûâàíèÿ  â  äåéñòâèè

âêëþ÷àþò â ñåáÿ ñëåäóþùåå:

1.  Ïðîæèâàíèå,  ðàçûãðûâàíèå  ñ  ïîìîùüþ  äâèæåíèé.

2. Îòðåàãèðîâàíèå (âåíòèëÿöèÿ ÷óâñòâ).

3.  Ïîâòîðíîå  ïåðåæèâàíèå,  âîïëîùåíèå  â  äåéñòâèè

ïðîøëîãî  ñîáûòèÿ  èëè  îïåðåæàþùåå  ïåðåæèâàíèå,

âîïëîùåíèå â äåéñòâèè ñîáûòèÿ áóäóùåãî, êàê åñëè áû

îíî ïðîèñõîäèëçäåñü è ñåé÷àñ”.

4. Âûðàæåíèå âíóòðåííåé ðåàëüíîñòè âî âíåøíèé ìèð;

5. Íåâåðáàëüíàÿ êîììóíèêàöèÿ, ñïîíòàííîå èñïîëüçî-

âàíè堓ÿçûêà äåéñòâèé”.

6.  Âñå  äåéñòâèÿ  (çàÿâëåííûå,  ìàíèôåñòèðîâàííûå)  íà

ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ñöåíå.

  íàèáîëåå  øèðîêîì  îïðåäåëåíèè,  îòûãðûâàíèå  â  äåéñòâèè

îòíîñèòñÿ ê ëþáîìó ïðîÿâëåíèþ îðãàíèçìà, ëþáîìó îòêðûòîìó

ïîâåäåíèþ â ïðåäåëàõ òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè. ×åëîâåê ìî-

æåò  äâèãàòüñÿ,  ñòîÿòü  òèõî,  òîëêàòü  è  òÿíóòü,  èçäàâàòü  çâóêè,

æåñòèêóëèðîâàòü,  ïðîèçíîñèòü  ñëîâà.  Âñå  ýòî  ïðåäñòàâëÿåò  ñî-

áîé  îòûãðûâàíèå  â  äåéñòâèè,  êîììóíèêàöèþ  ñ  ïîìîùüþ  óíè-

âåðñàëüíîãî ÿçûêà äåéñòâèé.

Êîãäà  Ìîðåíî  èñïîëüçîâàë  ýòîò  òåðìèí,  îí  èìåë  â  âèäó

îòûãðûâàíèå  â  äåéñòâèè  òîãî,  ÷òî  ÿâëÿåòñÿ  âíóòðåííèì  ñîäåð-

æàíèåì  ÷åëîâåêà,  â  îòëè÷èå  îò  ðåàêöèè  íà  âíåøíèå  ñòèìóëû.

Äëÿ íåãî “âîâíå” â “èãðå âîâíå” îçíà÷àåò “âîâíå èç âíóòðåííåãî

ìèðà”.

Ïðèâîæó  êëèíè÷åñêèé  ïðèìåð:  Ýòåëü,  çàìóæíÿÿ  æåíùèíà,

æèëà  âìåñòå  ñ  ìàòåðüþ,  êîòîðàÿ  âìåøèâàëàñü  â  åå  âíóòðåííèå

äåëà. Ýòåëü æàëîâàëàñü íà òî, ÷òî ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ íàïðÿæåííîé

è ðàçäðàæåííîé áîëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè. Ñ íåé ñëó÷àëèñü íåïðåä-

ñêàçóåìûå ïðèñòóïû òðåâîãè, êîãäà ñèëüíî áèëîñü ñåðäöå è òåëî

ïîêðûâàëîñü  ïîòîì.  Íà  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé  ñåññèè  Ýòåëü  ïî-

ïðîñèëè  ïðåäñòàâèòü  òèïè÷íûé  äèàëîã  ìåæäó  íåþ  è  ìàòåðüþ

(ðîëü êîòîðîé èñïîëíÿëî âñïîìîãàòåëüíîå ëèöî). Âî âðåìÿ ýòîé

ñöåíû ãðóïïå ñòàëî ÿñíî, ÷òî Ýòåëü ñäåðæèâàåò ìíîãèå ÷óâñòâà,

êîòîðûå èñïûòûâàåò ê ñâîåé ìàòåðè, è åå ïîïðîñèëè âûñêàçàòü

ìàòåðè òî, ÷òî îíà ÷óâñòâóåò â äåéñòâèòåëüíîñòè. Ýòåëü êîëåáà-

ëàñü,  ãëÿäÿ  íà  æåíùèíó,  ñèäåâøóþ  ïåðåä  íåé,  è  ìåäëåííî  íà-

÷àëà ãîâîðèòü. Åå ãíåâ ñòàíîâèëñÿ âñå áîëåå è áîëåå ñèëüíûì, è