ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156

íàêîíåö îíà âçîðâàëàñü â ïðèñòóïå ÿðîñòè: “ß íåíàâèæó òåáÿ! ß

íåíàâèæó òåáÿ!” Ýòî âûãëÿäåëî òàê, êàê áóäòî ÷òî-òâûðûâà-

ëîñü” èç íåå, è îíà íà÷àëà êðè÷àòü, áèòü âñå âîêðóã è ïëàêàòü.

Êîãäà ó íåå íå îñòàëîñü áîëüøå ñèë, îíà óïàëà íà ïîë â èçíåìî-

æåíèè è ñòàëà øåïòàòü ñëîâà ïðîùåíèÿ, âûðàæàÿ ñèëüíîå ÷óâ-

ñòâî âèíû çà òî, ÷òî èñïîëüçîâàëà òàêèå ñèëüíûå ñëîâà ïî îòíî-

øåíèþ ê ñâîåé ìàòåðè. Â ïðîäîëæåíèå ñåññèè Ýòåëü èãðàëà ðîëü

ñâîåé  ìàòåðè,  ìóæà  è  äåòåé.  Ýòåëü  “îòûãðàëà  âîâí唠 ñâîè  ÷óâ-

ñòâà è ìûñëè, îùóùåíèÿ è ôàíòàçèè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðè÷è-

íû  åå  ïðèñòóïîâ  òðåâîãè  ñòàëè  ïîíÿòíû,  è  ñ  íèìè  ñòàëî  ëåã÷å

ðàáîòàòü.

  ïñèõîäðàìå  ó÷àñòíèêîâ  ïîîùðÿþò  ê  òîìó,  ÷òîáû  ïðîäîë-

æèòü  è  çàâåðøèòü  ñâîè  äåéñòâèÿ  ïóòåì  òåàòðàëèçàöèè,  ðîëåâîé

èãðû è äðàìàòè÷åñêîãî ñàìîïðåäñòàâëåíèÿ. Îòûãðûâàíèå â äåé-

ñòâèè ìîæåò ñòàòü ïðÿìûì ìîòîðíûì ñïîñîáîì âûðàæåíèÿ âíóò-

ðèïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, êîãäà âíóòðåííèå íàïðÿæåíèÿ îôîð-

ìëÿþòñÿ  â  îòêðûòîå  ïîâåäåíèå,  ìèíóÿ  ïåðåâîä  íà  ñèìâîëè÷åñ-

êèé  ÿçûê  ñëîâ.  Ñïåöèôè÷åñêèì  ïðåèìóùåñòâîì  ïñèõîäðàìàòè-

÷åñêîãî îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå èì êàê

íåâåðáàëüíîé,  òàê  è  âåðáàëüíîé  êîììóíèêàöèè  (Polansky  &

Harkins,  1969).

Ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî çíà÷åíèå îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè êàê

öåííîãî ýëåìåíòà ïñèõîäðàìû îãðàíè÷åíî äåéñòâèÿìè â ïðåäå-

ëàõ  òåðàïåâòè÷åñêîé  îáñòàíîâêè.  Ìîðåíî  (Moreno,  1972)  ÿñíî

ðàçëè÷àë “èððàöèîíàëüíîå, íåïðåäñêàçóåìîå îòûãðûâàíèå â äåé-

ñòâèè, ïðîèñõîäÿùåå â ðåàëüíîé æèçíè, âðåäíîå äëÿ ïàöèåíòà è

îêðóæàþùèõ” è “òåðàïåâòè÷åñêîå, êîíòðîëèðóåìîå îòûãðûâàíèå

â äåéñòâèè, èìåþùåå ìåñòî â òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêå”. Îä-

íàêî,  ïðîâîäÿ  ïîäîáíîå  ðàçëè÷èå,  Ìîðåíî  íå  äèôôåðåíöèðî-

âàë àñïåêòû îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè â ïðåäåëàõ òåðàïåâòè÷åñêîé

îáñòàíîâêè.

“Èãðà âîâíå”

Ó íåêîòîðûõ ïñèõîòåðàïåâòîâ ñóùåñòâóåò òåíäåíöèÿ ëþáîå ñî-

öèàëüíî íåïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå ñî ñòîðîíû ïàöèåíòà âî âðåìÿ

ïðîõîæäåíèÿ ëå÷åíèÿ íàçûâàòü îòûãðûâàíèåì â äåéñòâèè (èãðîé

âîâíå).  Ïî  ìíåíèþ  Ìåííèíãåðà  è  Õîëüöìàíà  (Menninger  &

Holzman, 1973), áûëî áû ëó÷øå, åñëè áû “÷òî-òî èç ýòîãî íàçû-

*  Â  ýòîé  ïîäãëàâêå  ìû  ïûòàåìñÿ  ïåðåâåñòè  òåðìèíîëîãè÷åñêóþ  èãðó  ñ  çà-

ìåíîé  ñëîâà  “out”  (âîâíå)  íà  “in”  (âíóòðè),  “up”  (ââåðõ)  è  “through”  (ñêâîçü)

â òåðìèíå “acting out” (îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè).  

— Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà.


background image

157

âàëè  “èãðîé  ââåðõ”,  “èãðîé  âíóòðü”  èëè  ïðîñòî  “èãðîé”!  Òàê

êàê,  ðàçóìååòñÿ,  íå  âñå  ïîâåäåíèå,  êîòîðîå  íå  îäîáðÿåò  àíàëè-

òèê, ïîäõîäèò ïîä îïðåäåëåíè堓èãðà âîâíå”*. Ñàíäëåð è äðóãèå

(Sandler,  et  al.,  1973)  ïðåäëîæèëè  èñïîëüçîâàòü  òåðìèí  “ïîñòà-

íîâêà” äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè, ïðîèñõîäÿùå-

ãî íà ñöåíè÷åñêîé ïëîùàäêå. Íåêîòîðàÿ ïóòàíèöà âîçíèêëà èç-

çà íåâåðíîãî ïåðåâîäà íåìåöêîãî ñëîâà “agieren”: “...èñïîëüçîâà-

íèå ñëîâࠓâîâí唠âíåñëî íåêîòîðûå èçìåíåíèÿ â ñìûñë êîíöåï-

öè蔠 (Sandler,  et  al.,  1973).

Ìíîãèå  äðóãèå  àâòîðû  ïðåäïðèíèìàëè  ïîïûòêè  ïðîÿñíèòü

êîíöåïöèþ,  ìîäèôèöèðóÿ  ýòîò  òåðìèí.  Ýéäåëüáåðã  (Eidelberg,

1968)  îãðàíè÷èë  èãðó  âîâíå  äåéñòâèåì  “âí唠 òåðàïåâòè÷åñêîé

îáñòàíîâêè. Íàïðèìåð: “Ïàöèåíò íåîæèäàííî îòêàçûâàåòñÿ ïëà-

òèòü àëèìåíòû áûâøåé æåíå, çàìåùàÿ ýòèì íåæåëàíèå ïëàòèòü

òåðàïåâòó”.  Ýéäåëüáåðã  ïðåäëîæèë  òåðìèí  “èãðà  âíóòð蔠 äëÿ

îáîçíà÷åíèÿ  äåéñòâèé  â  ïðåäåëàõ  òåðàïåâòè÷åñêîé  îáñòàíîâêè,

íàïðèìåð, åñëè ïàöèåíò âî âðåìÿ ñåññèè âñòàåò ñ êóøåòêè è äî-

ñòàåò  ñ  ïîëêè  êíèãó.  Çåëèãñ  (Zeligs,  1957)  è  Ðîçåí  (Rosen,

1965) îáñóæäàþò îòëè÷èÿ “èãðû âíóòð蔠îò “èãðû âîâíå â ïðî-

öåññå  àíàëèçà”.  Äðóãàÿ  ïåðåìåíà  áûëà  ïðåäëîæåíà  Ðîáåpòüåëëî

(Robertiello,  1965),  êîòîðûé  ïðåäëîæèë  òåðìèí  “èãðà  ñêâîçü”

äëÿ îáîçíà÷åíèÿ âàæíûõ ïîâòîðåíèé ïðîøëîãî, ïðèíîñÿùèõ íà-

âûêè  è  èçìåíåíèÿ.  Â  äèñêóññèè  ïî  ãðóïïîâîé  ïñèõîòåðàïèè  ó

Õàëüñà  (Hulse,  1958),  à  òàêæå  â  ñòàòüå  Áðîìáåðãà  (Bromberg,

1958)  ïðåäïðèíèìàëèñü  ïîïûòêè  îòäåëèòü  íåðåàëèñòè÷åñêóþ

èãðó âîâíå îò ðåàëèñòè÷åñêîé, ïîâñåäíåâíîé.

Âíóòðè  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé  êîíöåïöèè  Áëàòíåð  (Blatner,

1973)  ïðåäëàãàåò  òåðìèí  “èãðà  âíóòðü”,  îáîçíà÷àþùèé  ïðèìå-

íåíèå ìåòîäîâ äåéñòâèÿ, êîòîðû堓ïðåâðàùàþò èìïóëüñû â èí-

ñàéòû”. Òàêàÿ çàìåíà åùå áîëüøå óñóãóáëÿåò ïóòàíèöó, ïîñêîëü-

êó íåÿñíî, èäåò ëè ðå÷ü î ïðåâðàùåíèè ðîëè âî 

âíóòðåííèé

 îïûò

(èíòåðíàëèçàöèÿ), 

âíóòðåííåì 

ïðîçðåíèè (èíñàéò) èëè äåéñòâèè

âíóòðè 

òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè.

Ñëîâî “âîâíå” â ðàññìàòðèâàåìîì òåðìèíå íå ìåíåå íåîäíîç-

íà÷íî, òàê êàê èìååò ïî ìåíüøåé ìåðå òðè çíà÷åíèÿ:

1. Ñîïðîòèâëåíèå: âíå òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè,

òî åñòü âíå âëèÿíèÿ è êîíòðîëÿ òåðàïåâòà.

2.  Îòðåàãèðîâàíèå:  óòå÷êà  ýíåðãèè  âîâíå,  èçáàâëå-

íèå îò íàïðÿæåíèÿ, âûõîä ÷óâñòâ.

3.  Êîììóíèêàöèÿ:  âî  âíåøíèé  ìèð  (èç  âíóòðåí-

íåãî).

Ýòè òðè çíà÷åíèÿ îòðàæàþò íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå êîí-

öåïöèè, êàñàþùèåñÿ òîãî, ÷òî æå âêëþ÷àåò â ñåáÿ “èãðà âîâíå”.


background image

158

Íàðÿäó  ñ  ïîâòîðÿþùèìèñÿ  äåéñòâèÿìè  (àêòóàëèçàöèåé  ïåðåíî-

ñà) îíè ñîñòàâëÿþò îñíîâíûå êîìïîíåíòû òîãî, ÷òî íàçûâàåòñÿ

èãðîé âîâíå (îòûãðûâàíèåì â äåéñòâèè).

Ïî  ìîåìó,  “èãðà  âîâí唠 íåàäåêâàòíî  ïåðåäàåò  ñìûñë  âûøå-

ïåðå÷èñëåííûõ êîìïîíåíòîâ, è íàì íåîáõîäèìî ñìåíèòü òåðìè-

íîëîãèþ,  ÷òîáû  èçáàâèòüñÿ  îò  ýòîãî  íåóäà÷íîãî  âûðàæåíèÿ.

Ïðîÿâëåíèÿ äåéñòâèé îòðàæàþò íå÷òî áîëüøåå, ÷åì ïðîñòî èãðó

âîâíå.  Îíè  âêëþ÷àþò  â  ñåáÿ  âñå 

äåÿíèÿ 

÷åëîâåêà.  Âìåñòî  òîãî,

÷òîáû  íàçûâàòü  îäíè  äåéñòâèÿ  “èãðîé  âîâíå”,  äðóãèå  “èãðîé

âíóòðü”, òðåòü蠓èãðîé ñêâîçü”, ñëåäóåò âñå äåéñòâèÿ îïèñûâàòü

è  àíàëèçèðîâàòü  ñ  ïîçèöèè  èõ  çíà÷åíèÿ  â  òåðàïåâòè÷åñêîì

ïðîöåññå.

Ðàçëè÷èå ìåæäó äåéñòâèÿìè â ïðåäåëàõ è çà ïðåäåëàìè òåðà-

ïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè íîñèò òðèâèàëüíûé õàðàêòåð è îòâëåêà-

åò âíèìàíèå îò áîëåå ñóùåñòâåííîãî ðàçëè÷èÿ ìåæäó îòêðûòûì

è  âíóòðèïñèõè÷åñêèì  äåéñòâèåì  (Boesky,  1982).  Òðàäèöèîííî

èñïîëüçóåìûå òåðìèíû “âíóòð蔠蠓âîâí唠îïèñûâàþò äåéñòâèå

“ïðîñòðàíñòâåííî”,  íå  óêàçûâàÿ  íà  åãî  ïðèðîäó.  Äëÿ  îïèñàíèÿ

äåéñòâèé,  ïðîèñõîäÿùèõ  âíå  òåðàïåâòè÷åñêîé  îáñòàíîâêè,  íî

ÿâëÿþùèõñÿ ðåàêöèåé íà ïîëó÷åííûå òàì ïåðåæèâàíèÿ, íåîáõî-

äèìî  èñïîëüçîâàòü  áîëåå  îáùèé  òåðìèí,  íàïðèìåð,  “ñìåùå-

íèå”.  Íàçûâàòü  èõ  “èãðîé  âîâí唠 íåïðàâèëüíî,  òàê  êàê  ïîäîá-

íûå äåéñòâèÿ îáîçíà÷àþò íå òîëüêî äåéñòâèå âîâíå, íî è “ìûø-

ëåíèå  âîâíå”,  è  “÷óâñòâîâàíèå  âîâí唠 —  ñìåùåíèå  ìûñëåé  è

÷óâñòâ. Êàê óêàçûâàë Ðàíãåëë (Rangell, 1968), “âñå îòíîñÿùååñÿ

ê äåëó ïñèõè÷åñêîå ñîäåðæàíèå, ê êîòîðîìó â öåëÿõ çàùèòû àíà-

ëèç íå ïîäïóñêàåòñÿ, äîëæíî áûòü ïðîàíàëèçèðîâàíî”.

Òåðìèíîëîãèÿ äåéñòâèÿ

Èñïîëüçîâàíèå òåðìèíîëîãèè äåéñòâèÿ äîëæíî, â íàøèõ èí-

òåðåñàõ,  âûòåñíèòü  òåðìèí  “èãðà  âîâí唠 (“îòûãðûâàíèå  â  äåé-

ñòâèè”). Â öåëÿõ ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïèñàíèÿ ÿ ïðåäëàãàþ ïåðå-

âåñòè âûøåïåðå÷èñëåííûå êîìïîíåíòû îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè

â ñëåäóþùèå òåðìèíû: (1) ïðîòèâîäåéñòâèå (ñîïðîòèâëåíèå); (2)

îòðåàãèðîâàíèå  (âåíòèëÿöèÿ);  (3)  êîììóíèêàòèâíîå  äåéñòâèå

(ýêñïðåññèÿ); (4) ïîâòîðÿþùååñÿ äåéñòâèå (ïîâòîðíîå ïðîæèâà-

íèå â ïåðåíîñå). Òàêèì îáðàçîì ìû èçáåãíåì ìíîãîìåðíîãî ïî-

íÿòèÿ “îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè”, îïèñûâàÿ ñïåöèôè÷åñêèå ÿâ-

ëåíèÿ ïñèõîäðàìû è ïñèõîòåðàïèè â öåëîì.

Êðîìå  òîãî,  óñòàíîâëåíèå  ðàçëè÷èé  ìåæäó  ðàöèîíàëüíûì,

êîíòðîëèðóåìûì,  ñîöèàëüíûì  è  äðóãèìè  ïîëîæèòåëüíûìè  âè-

äàìè äåéñòâèÿ è èõ ïðîòèâîïîëîæíîñòÿìè ìîæåò îêàçàòüñÿ êëè-


background image

159

íè÷åñêè ïîëåçíûì. Â çàâèñèìîñòè îò íàøåé òåîðèè ïñèõîòåðà-

ïåâòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ è ñèñòåìû öåííîñòåé ìîæíî ïðåäëîæèòü

ñ÷èòàòü îäíè äåéñòâèÿ òåðàïåâòè÷åñêè ïîëåçíûìè è íîðìàëüíû-

ìè, à äðóãèå ðàçðóøèòåëüíûìè è íåíîðìàëüíûìè.

Ýòî  èìååò  ñâîè  ñëîæíîñòè.  Ïîâåäåíèå,  êîòîðîå  îäíè  ïðàê-

òèêè  ðàññìàòðèâàþò  êàê  èìïóëüñèâíîå  è  íåêîíòðîëèðóåìîå,

äðóãèìè  ìîæåò  âîñïðèíèìàòüñÿ  êàê  ñïîíòàííîå  è  ýêñïðåññèâ-

íîå. Ðàçëè÷èå â ñèñòåìå öåííîñòåé ìîæíî ïðîèëëþñòðèðîâàòü íà

ïðèìåðå îòêëèêîâ íà ðàííèé âàðèàíò ýòîé ñòàòüè, îïóáëèêîâàí-

íûé  â  Group  Analysis  â  1985  ãîäó.  Ãðóïï-àíàëèòèê  èç  Ïàðèæà

Æàí-Êëîä  Ðîøè  íàøåë  ñòàòüþ  “þìîðèñòè÷åñêîé”,  òîãäà  êàê

Ìàðøà Êàðï, ïñèõîäðàìàòèñò èç Àíãëèè, “íå ïîíÿëà þìîðà”.

Âñå âûøåñêàçàííîå ïîä÷åðêèâàåò íåîáõîäèìîñòü ñîçäàíèÿ îá-

ùåé  òåîðèè  äåéñòâèÿ  (Parsons  &  Shils,  1951;  Moreno,  1953;

Hartmann, 1964), êîòîðàÿ äîëæíûì îáðàçîì îïðåäåëèëà áû äåé-

ñòâèÿ  ðåãðåññèâíûå  è  ïðîãðåññèâíûå,  ïàññèâíûå  è  àêòèâíûå,

ñïîíòàííûå  è  ïîäàâëåííûå,  ñîçíàòåëüíûå  è  áåññîçíàòåëüíûå,

âíåøíèå è âíóòðåííèå, äåìîíñòðàòèâíûå è ñêðûòûå, ïðåäîïðå-

äåëåííûå è ñâîáîäíûå.

Ïðèìåðû

Ñëåäóþùèå ïðèìåðû ãðóïïîâûõ ñåññèé èëëþñòðèðóþò ìîè àð-

ãóìåíòû.

Äàâàéòå ðàññìîòðèì ñèòóàöèþ, êîãäà ïàöèåíò öåëóåò òåðàïåâ-

òà. ßâëÿåòñÿ ëè ýòî îòûãðûâàíèåì â äåéñòâèè? Åñëè äà, òî êîãäà

ïîöåëóé  ïîëåçåí,  à  êîãäà  ðàçðóøèòåëåí  äëÿ  òåðàïèè?  Áûëî  áû

áåññìûñëåííûì óòâåðæäàòü, ÷òî ýòà ñèòóàöèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé

îòûãðûâàíèå â äåéñòâèè, ïîòîìó ÷òî ñëîâࠓîòûãðûâàíèå â äåé-

ñòâè蔠— òîëüêî ïóñòàÿ ôîðìà, êîòîðóþ ãîâîðÿùèé èëè ñëóøà-

þùèé ìîæåò íàïîëíèòü ëþáûì ñîäåðæàíèåì. Çíà÷åíèå ïîöåëóÿ

ëó÷øå ïðîàíàëèçèðîâàòü ñ ïîçèöèè îïèñàííûõ âûøå ÷åòûðåõ àñ-

ïåêòîâ. Ïîöåëóé ìîæíî ðàñöåíèâàòü êàꠓîäíî è甠èëè êàê âñå

ñëåäóþùèå ïðîÿâëåíèÿ: (1) êàê ïðîòèâîäåéñòâèå îí ìîæåò ñëó-

æèòü ïîïûòêîé ñîáëàçíèòü òåðàïåâòà, ïðè ýòîì ïàöèåíò îòêàçû-

âàåòñÿ àíàëèçèðîâàòü äåéñòâèå ñàì èëè íå ïîçâîëÿò ñäåëàòü ýòî

ãðóïïå.  Åñëè  ýòî  òàê,  äåéñòâèå  ðàçðóøèòåëüíî  âëèÿåò  íà  ïðî-

ãðåññ  òåðàïèè  è  äîëæíî  áûòü,  åñëè  âîçìîæíî,  ìèíèìèçèðîâà-

íî; (2) êàê îòðåàãèðîâàíèå ïîöåëóé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé àôôåê-

òèâíóþ ðàçðÿäêó íàêîïèâøèõñÿ ýðîòè÷åñêèõ ÷óâñòâ ïî îòíîøå-

íèþ ê òåðàïåâòó. Îòðåàãèðîâàíèå è êàòàðñèñ âàæíû äëÿ òåðàïåâ-

òè÷åñêîãî ïðîãðåññà ãðóïïû. Îäíàêî, êàê ÿ óæå óêàçûâàë â ãëà-

âå  6,  îíè  ÿâëÿþòñÿ  òîëüêî  ÷àñòüþ  ïðîöåññà  è,  ÷òîáû  äåéñòâè-


background image

160

òåëüíî ïðèâåñòè ê ïðîãðåññó, äîëæíû áûòü äîïîëíåíû äðóãèìè

ôàêòîðàìè; (3) êàê ñðåäñòâî êîììóíèêàöèè ïîöåëóé ïåðåäàåò íå-

æíîñòü,  ïðèÿçíü.  Êàê  âåðáàëüíûå,  òàê  è  íåâåðáàëüíûå  ïðîÿâ-

ëåíèÿ  êîììóíèêàöèè  æèçíåííî  âàæíû  äëÿ  ïðîãðåññà  òåðàïèè;

(4)  êàê  ïîâòîðåíèå  ïîöåëóé  ìîæåò  ïðåäñòàâëÿòü  ñîáîé  ëîæíóþ

ñâÿçü  ìåæäó  òåðàïåâòîì  è  ÷åëîâåêîì,  êîòîðîãî  ïàöèåíò  õîòåë

ïîöåëîâàòü ìíîãî ëåò íàçàä; ïîâòîðíîå ïåðåæèâàíèå ïîöåëóÿ èç

ïðîøëîãî,  èëè  ïîëó÷åíèå  “ýêñïåðèìåíòàëüíûõ  äàííûõ”  êàê

ïðèìèòèâíûé  ìåòîä  ðåêîíñòðóêöèè  (Ekstein  &  Friedman,  1957).

Ïîâòîðíûå  äåéñòâèÿ,  èëè  ÿâëåíèÿ  àêòóàëèçàöèè  ïåðåíîñà,

îáû÷íî ðàññìàòðèâàþòñÿ êàê íåçàìåíèìûå ñîñòàâëÿþùèå äèíà-

ìè÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè è ïñèõîäðàìû.

Âòîðîé ïðèìåð äåìîíñòðèðóåò, êàê íå÷òî, ïðîèñõîäÿùåå âíå

òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè ïñèõîäðàìû, ÿâëÿåòñÿ ðåàêöèåé íà

ñîáûòèÿ, ðàçâèâàùèåñÿ â ïðåäåëàõ òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè.

Ïîñëå  äâóõ  áåçóñïåøíûõ  êóðñîâ  èíäèâèäóàëüíîé  òåðàïèè

Èðèñ, 32-ëåòíÿÿ æåíùèíà, íà÷àëà êóðñ ïñèõîäðàìû. Ïðè÷èíîé

âîçíèêíîâåíèÿ åå ïðîáëåì ïîñëóæèëè íåóäà÷íàÿ ïîïûòêà ïîëó-

÷èòü àêàäåìè÷åñêóþ ñòåïåíü è íåñïîñîáíîñòü âñòóïèòü â äîëãîâðå-

ìåííûå ãåòåðîñåêñóàëüíûå îòíîøåíèÿ. Ïîñëå íåñêîëüêèõ ìåñÿ-

öåâ  ïðåáûâàíèÿ  â  ãðóïïå  Èðèñ  ïðèçíàëàñü,  ÷òî  â  ïðåäûäóùèå

âûõîäíûå  ó÷àñòâîâàëà  â  äâóõäíåâíîì  ìàðàôîíå-ñåìèíàðå  ïî

EST. Ýòî áûëî ñþðïðèçîì äëÿ ãðóïïû, òàê êàê íèêòî è íå ïî-

äîçðåâàë  î  åå  íàìåðåíèÿõ.  Èðèñ  ïðèçíàëàñü,  ÷òî  ñêðûëà  ñâîè

ïëàíû  èç  îïàñåíèÿ,  ÷òî  äðóãèå  ÷ëåíû  ãðóïïû,  â  îñîáåííîñòè

ëèäåð,  èõ  íå  îäîáðÿò.

Õîòÿ  áîëüøèíñòâî  ãðóïïîâûõ  òåðàïåâòîâ  ðàñöåíèëè  áû  ïî-

âåäåíèå Èðèñ êàê ïðîñòóþ ôîðìó îòûãðûâàíèÿ â äåéñòâèè, áî-

ëåå ïðîäóêòèâíûì ÿâëÿëñÿ ïóòü àíàëèçà íåñêîëüêèõ äåéñòâèòåëü-

íûõ  çíà÷åíèé  äàííîé  ñèòóàöèè.  Ïåðâûé,  è  ñàìûé  î÷åâèäíûé

àñïåêò  —  ýòî,  êîíå÷íî,  ñîïðîòèâëåíèå:  áåãñòâî  Èðèñ  èç  ãðóï-

ïû. Êîãäà Èðèñ ñïðîñèëè îá ýòîì, îíà ïðèçíàëàñü, ÷òî ãðóïïà

âûçûâàëà ó íåå ÷óâñòâî ñêóêè è íåâåðèÿ â òî, ÷òî ñìîæåò ïîìî÷ü

åé  äîñòè÷ü  ïåðåìåí.  Äàëüíåéøåå  èçó÷åíèå  ýòîãî  âîïðîñà  îáíà-

ðóæèëî ôàíòàçèè è âåðó â òî, ÷òî åé ïîìîãóò íåêèå ìàãè÷åñêèå

ñèëû áåç âñÿêîãî ó÷àñòèÿ è îòâåòñòâåííîñòè ñ åå ñòîðîíû. Ýòî,

â  ñâîþ  î÷åðåäü,  ïðèâåëî  ê  îáñóæäåíèþ  âòîðîãî  àñïåêòà  —  ïî-

âòîðíîãî äåéñòâèÿ: íåñïîñîáíîñòü Èðèñ ó÷àñòâîâàòü â ãðóïïå ñòà-

ëà îòðàæåíèåì íåñïîñîáíîñòè âñòóïàòü â äîëãîâðåìåííûå áëèç-

êèå âçàèìîîòíîøåíèÿ, ÷òî ñòàëî îäíîé èç ïðè÷èí åå ïîÿâëåíèÿ

â  òåðàïåâòè÷åñêîé  ãðóïïå.  Òðåòèé,  êîììóíèêàöèîííûé  àñïåêò,

áûë âåðáàëüíî âûðàæåí êàê íåäîâåðèå ê ãðóïïå è ñêåïòè÷åñêîå

ê  íåé  îòíîøåíèå.  Íàêîíåö,  âî  âðåìÿ  ãðóïïîâîé  äèñêóññèè

Èðèñ  ïðèçíàëàñü,  ÷òî  åé  áûëî  ïðèÿòíî  “èçìåíèòü”  òåðàïåâòó,