ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 6166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

òè÷åñêîãî  ïðîãðåññà.  Ñòàäèÿ  êîãíèòèâíîé  èíòåãðàöèè  äîëæíà

äîïîëíÿòü ïðîöåññ ýìîöèîíàëüíîé ðàçðÿäêè. Ãëàâà ïðåäñòàâëÿåò

ñîáîé ïåðåðàáîòêó ñòàòüè, îçàãëàâëåííî頓The Place of Catharsis

in  Psychodrama”  (“Ìåñòî  êàòàðñèñà  â  ïñèõîäðàìå”),  îïóáëèêî-

âàííîé â

 Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry,

1984. Èñïîëüçóåòñÿ ñ ðàçðåøåíèÿ HELDREF Publications.

Ãëàâà 7 èññëåäóåò çíà÷åíè堓ñöåíè÷åñêîãèíñàéòà â ïñèõî-

äðàìå.  Èíñàéò-â-äåéñòâèè  èìååò  ñëåäñòâèåì  òàêîé  òèï  èíòåí-

ñèâíîé ëè÷íîñòíî頓ñáîðêè”, êîòîðûé âåäåò ê áîëåå ãëóáîêîìó

îáó÷àþùåìó  îïûòó,  ÷åì  ïðîñòîå  óìîçðèòåëüíîå  îñîçíàâàíèå,  è

îáëåã÷àåò ïðèìåíåíèå ïîëó÷åííîãî ïîíèìàíèÿ â îáû÷íîì ïîâå-

äåíèè âíå òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêè.

Ãëàâà  8  ñôîêóñèðîâàíà  íà  ìåæëè÷íîñòíûõ  âçàèìîîòíîøåíè-

ÿõ, êîòîðûå ðàçâèâàþòñÿ ñðåäè ó÷àñòíèêîâ ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé

ãðóïïû.  Ýòà  ãëàâà  èññëåäóåò  âîïðîñ  î  âîçìîæíîñòè  íàñòîÿùèõ

âçàèìîîòíîøåíèé,  ëèøåííûõ  èñêàæàþùåãî  âëèÿíèÿ  ïåðåíîñà.

Äåëàåòñÿ  âûâîä,  ÷òî  ïðèâëå÷åíèå  òåðàïåâòè÷åñêèõ  àññèñòåíòîâ

(“âñïîìîãàòåëüíûõ  ëèö”)  êàê  îáúåêòîâ  ïåðåíîñà  îáëåã÷àåò  ðàç-

âèòèå åñòåñòâåííûõ “òåëå” âçàèìîîòíîøåíèé â ãðóïïå. Ãëàâà ÿâ-

ëÿåòñÿ  ïåðåñìîòðåííîé  âåðñèåé  ñòàòüè,  îïóáëèêîâàííîé  â

Journal  of  Group  Psychotherapy,  Psychodrama  &  Sociometry, 

1979.

Èñïîëüçóåòñÿ çäåñü ñ ðàçðåøåíèÿ HELDREF Publications.

Ãëàâà 9 óäåëÿåò âíèìàíèå âàæíîìó çíà÷åíèþ âîîáðàæåíèÿ è

òåõíèêè  “êàê  áóäò â  ïñèõîäðàìå.  Îñíîâíàÿ  äèñêóññèÿ  â  ýòîé

ãëàâå  ðàçâîðà÷èâàåòñÿ  âîêðóã  âîïðîñà  àóòåíòè÷íîñòè  â  ðàìêàõ

ðîëåâîé èãðû. Äåëàåòñÿ âûâîä, ÷òî ïñèõîäðàìà ïîçâîëÿåò ëþäÿì

èñïîëüçîâàòü  ìèð  âîîáðàæàåìîãî  òàê  æå,  êàê  äåòè  èñïîëüçóþò

èãð󠖠äëÿ ïðåîäîëåíèÿ â ñèìâîëè÷åñêîé ôîðìå ñòðåññîâûõ ñè-

òóàöèé. Ãëàâà íàïèñàíà íà îñíîâàíèè ñòàòü蠓Psychodrama eine

“Als-Ob” Erfahrung”, îïóáëèêîâàííîé â 

Integrative Therapie, 

1982

ñ ðàçðåøåíèÿ Junfermann-Verlag, Paderborn.

Ãëàâà 10 èññëåäóåò  ðàçëè÷íûå ïðèìåíåíèÿ êîíöåïöèè îòûã-

ðûâàíèÿ â äåéñòâèè â ïñèõîäðàìå è ïñèõîàíàëèçå. Õîòÿ ýòî ïî-

íÿòèå èìååò ïîëîæèòåëüíîå çíà÷åíèå â ïñèõîäðàìå è îòðèöàòåëü-

íîå  â  ïñèõîàíàëèçå,  ïîêàçàíî,  ÷òî  ìåæäó  ýòèìè  ïîäõîäàìè  íà

ñàìîì äåëå ïðîòèâîðå÷èé íå ñóùåñòâóåò. Ïåðåñìîòðåííàÿ âåðñèÿ

ñòàòüè  “Acting  Out  in  Psychodrama  and  in  Psychoanalytic  Group

Psychotherapy”, îïóáëèêîâàííîé â 

Group Analysis, 

1984.

Ãëàâà 11 ïðåäñòàâëÿåò íåêîòîðûå ãèïîòåçû î “ìàãè蔠èëè íå-

ñïåöèôè÷åñêèõ àñïåêòàõ èçëå÷åíèÿ â ïñèõîäðàìå.

Ãëàâà  12  îïèñûâàåò  àíòèòåðàïåâòè÷åñêèå  ïðîÿâëåíèÿ  ñîïðî-

òèâëåíèÿ è íåêîòîðûå èç åãî îáû÷íûõ ôóíêöèé. Ãëàâà ñîäåðæèò


background image

îïèñàíèå  øèðîêîãî  ñïåêòðà  ìåòîäèê,  ïîçâîëÿþùèõ  ïðåîäîëåòü

ñîïðîòèâëåíèå, ðàáîòàþùèõ ïîñðåäñòâîì àíàëèçà èëè ìàíèïóëÿ-

öèé.  Ýòî  ìîäèôèöèðîâàííàÿ  âåðñèÿ  ñòàòüè  “Widerstand  im

Psychodrama”,  âïåðâûå  îïóáëèêîâàííîé  â  Petzold,  h.  (Ed.)

Widerstand:  Ein  strittiges  Konzept  in  der  Psychotherapie.

  Paderborn:

Junfermann-Verlag,  1981.  Ïåðåâîä  íà  àíãëèéñêèé  —

  Journal  of

Group  Psychotherapy,  Psychodrama  &  Sociometry

,  1983.  Ïå÷àòàåòñÿ

ñ ðàçðåøåíèÿ ïðåäûäóùèõ èçäàòåëåé.

Ãëàâà  13  îáñóæäàåò  êîíöåïöèþ  çàâåðøåíèÿ  â  ïñèõîäðàìå  è

ïðèâîäèò  ïðèìåðû  ðàáîòàþùèõ  ñòðàòåãèé  çàâåðøåíèÿ.  Ãëàâà

íàïèñàíà íà îñíîâå ìàòåðèàëîâ ñòàòü蠓Closure in Psychodrama”,

îïóáëèêîâàíîé  â

  Journal  of  Group  Psychotherapy,  Psychodrama

&  Sociometry

,  1988.  Ïîìåùåíî  â  äàííóþ  êíèãó  ñ  ðàçðåøåíèÿ

HELDREF Publications.

Ãëàâà  14  îïèñûâàåò  îñíîâíóþ  ïðîöåäóðó  ïðîöåññ-àíàëèçà  â

ïñèõîäðàìå è îáñóæäàåò íåêîòîðûå èç åãî ïðîáëåìíûõ êîìïîíåí-

òîâ. Â öåëÿõ îáó÷åíèÿ àíàëèç ìîæåò êîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà ëè÷-

íûõ, ïðîôåññèîíàëüíûõ, ñîöèàëüíûõ êîìïîíåíòàõ ïñèõîäðàìû.

Åñëè ñëîæíîñòè â óïðàâëåíèè ïñèõîäðàìîé ïðåîäîëåíû, àíàëèç

ìîæåò  ñòàòü  ãëóáîêèì  îáó÷àþùèì  îïûòîì,  êîòîðûé  äàåò  âîç-

ìîæíîñòü ïîíÿòü ñëîæíûå ïðîöåññû, àêòèâèçèðóåìûå ïñèõîäðà-

ìîé. Â êà÷åñòâå ñèñòåìàòè÷åñêîé ïîìîùè â óëó÷øåíèè ïðîôåñ-

ñèîíàëüíûõ  íàâûêîâ  ïñèõîäðàìàòèñòà  â  êîíöå  êíèãè  ïðèâåäåí

îïðîñíèê.


background image

18

1. ÎÏÐÅÄÅËÅÍÈÅ

Òåðìèí “ïñèõîäðàìà” ñëîæåí è ìíîãîãðàíåí, è â ëèòåðàòóðå

íå ñóùåñòâóåò åäèíîãî ìíåíèÿ ïî ïîâîäó îïðåäåëåíèÿ ïñèõîäðà-

ìû. Òåðìèí ñâîáîäíî èñïîëüçóåòñÿ äëÿ îáîçíà÷åíèÿ, êðîìå âñå-

ãî ïðî÷åãî, êëèíè÷åñêèõ ðîëåâûõ èãð, ìîäåëèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ

ïóòåì  ðåïåòèöèé,  àíàëèçà  äåéñòâèÿ,  êðåàòèâíîé  äðàìàòèêè,

äðàìàòåðàïèè, òåàòðà èìïðîâèçàöèé è äàæå ñïîíòàííîãî õýïïå-

íèíãà.  Ïðîñòåéøèå  îïðåäåëåíèÿ  ïñèõîäðàìû,  òàêèå,  êàê  “íà-

óêà,  èññëåäóþùàÿ  “ïðàâä󔠠äðàìàòóðãè÷åñêèì  ìåòîäî씠 (More-

no,  1972)  èëè  “òåîðèÿ,  ôèëîñîôèÿ  è  ìåòîäîëîãèÿ  Äæ.  Ë.  Ìî-

ðåí (Fine,  1979),  íåàäåêâàòíû.  Â  òî  æå  âðåìÿ  óòâåðæäåíèå,

÷òî ïñèõîäðàìà íå ìîæåò áûòü ÷åòêî îïðåäåëåíà, òàê êàê îñíî-

âàíà íà äîâåðèè ê ñóáúåêòèâíîìó îïûòó, íåïðèåìëåìî.

Êðàòêîå è òî÷íîå îïðåäåëåíèå ïñèõîäðàìû íåîáõîäèìî ïî íå-

ñêîëüêèì  ïðè÷èíàì.  Âî-ïåðâûõ,  ïðîâåäåíèå  ýìïèðè÷åñêèõ  èñ-

ñëåäîâàíèé  ïðîöåññà  è  ðåçóëüòàòà  ïñèõîäðàìû  òðåáóåò  òî÷íîãî

îïðåäåëåíèÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû ìîæíî áûëî îòëè÷àòü ýòîò ïîäõîä

îò  äðóãèõ.  Âî-âòîðûõ,  ïðè  ïðåäñòàâëåíèè  ïñèõîäðàìû  â  öåëîì

êëèåíòàì  è  îáùåñòâó  íåîáõîäèìî  äàòü  åå  êðàòêîå  îïðåäåëåíèå,

÷òîáû ïîìî÷ü èì ðàçîáðàòüñÿ â òîì, ÷òî ìîæíî îæèäàòü îò ïî-

äîáíîãî ìåòîäà, à ÷åã íåëüçÿ. Â-òðåòüèõ, îáùåïðèíÿòîå îï-

ðåäåëåíèå ìîæåò ïîìî÷ü ïðîâåäåíèþ äèñêóññèè ìåæäó ïðàêòèêà-

ìè ñ ðàçëè÷íûìè óáåæäåíèÿìè.

Ê  ñîæàëåíèþ,  ïñèõîäðàìà  ñåé÷àñ  ïîäîøëà  ê  òàêîé  ñòàäèè

ðàçâèòèÿ, êîãäà íå âñå èç òåõ, êòî íàçûâàåò ñåáÿ ïñèõîäðàìàòèñ-

òàìè,  ìîãóò  ïðèçíàòü  âñåõ  îñòàëüíûõ,  ïðèíÿâøèõ  ýòîò  “òèòóë”.

Çäåñü  èãðàþò  ðîëü  íå  òîëüêî  òåîðåòè÷åñêèå  ðàçíîãëàñèÿ,  íî  è

ãëóáîêèå ðàçëè÷èÿ â òåðàïåâòè÷åñêèõ öåëÿõ è ìåòîäàõ. Öåëü ýòîé

ãëàâû  ñîñòîèò  â  òîì,  ÷òîáû  ïðîÿñíèòü  ïðîáëåìó  îïðåäåëåíèÿ,

îáñóäèòü íåêîòîðûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîé ïðîáëåìû è

ïðåäëîæèòü  èñ÷åðïûâàþùåå  îïðåäåëåíèå,  ñ  êîòîðûì  ìîãëî  áû

ñîãëàñèòüñÿ  áîëüøèíñòâî  èññëåäîâàòåëåé  è  ïðàêòèêîâ.  Áîëåå

òîãî,  äàëåå  áóäóò  ïðåäëîæåíû  ïðàêòè÷åñêèå  ðåêîìåíäàöèè,  êà-

ñàþùèåñÿ  òîãî,  êîãäà,  ãäå,  äëÿ  êîãî,  êåì  è  ñ  êåì  ïðèìåíèìà

êëàññè÷åñêàÿ ïñèõîäðàìà.


background image

19

ß  äóìàþ,  ÷òî  ìîæíî  âûäåëèòü  øåñòü  îñíîâíûõ  ïðè÷èí  âîç-

íèêíîâåíèÿ  ïðîáëåìû  îïðåäåëåíèÿ  ïñèõîäðàìû.  Îíè  õîðîøî

ñîîòâåòñòâóþò  ñëåäóþùèì  çàãîëîâêàì:  èñòîðèÿ,  òðîéñòâåííàÿ

ñèñòåìà,  ýêëåêòèçì,  ïðèìåíåíèå,  ñòðóêòóðà  è  òåîðèÿ.

Èñòîðèÿ

Ïðîáëåìà  îïðåäåëåíèÿ  ïñèõîäðàìû  âîçíèêëà  âìåñòå  ñ  ïîÿâ-

ëåíèåì  òåðìèíîëîãèè  Äæ.  Ë.  Ìîðåíî.  Îðèãèíàëüíûå  îïðåäå-

ëåíèÿ Ìîðåíî ÷àñòî íåïîñëåäîâàòåëüíû è ïðîòèâîðå÷èâû, îñî-

áåííî êîãäà èäåò ðå÷ü î öåëÿõ ïñèõîäðàìû. Íàïðèìåð, åìó ïðè-

íàäëåæàò  òàêèå  ðàçíûå  îïðåäåëåíèÿ:  òåîëîãèÿ  ñ  ðåëèãèîçíûìè

ïîñòóëàòàìè (Moreno, 1920), ôîðìà äðàìàòè÷åñêîãî èñêóññòâà ñ

ýñòåòè÷åñêèìè  èäåàëàìè  (Moreno,  1923),  ïîëèòè÷åñêàÿ  ñèñòåìà

ñ îáùåñòâåííûìè öåííîñòÿìè (Moreno, 1953), íàóêà ñ èññëåäî-

âàòåëüñêèìè  ïðåòåíçèÿìè  (Moreno,  1953),  ïñèõîòåðàïåâòè÷åñ-

êèé  ìåòîä  ñ  öåëüþ  èçëå÷åíèÿ  è  ôèëîñîôèÿ  æèçíè.  Äàæå  åñëè

áðàòü âî âíèìàíèå òîëüêî ðàçëè÷íûå ôàçû ðàííåãî ðàçâèòèÿ ïñè-

õîäðàìû,  íè÷åãî  ïîõîæåãî  íà  ïîñëåäîâàòåëüíóþ  ïàðàäèãìó  íå

îñòàåòñÿ. ß ïîëàãàþ, ÷òî ïñèõîäðàìà äîëæíà áûòü îïðåäåëåíà íå

êàê òåîëîãèÿ, ïîëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà, íàóêà èëè ñïîñîá æèòü, íî

êàê  ñïåöèôè÷åñêèé  ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèé  ìåòîä,  ïîäõîä  ê  ðå-

øåíèþ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì.

Òðîéñòâåííàÿ ñèñòåìà

Âòîðîé  èñòî÷íèê  ïóòàíèöû  ñ  îïðåäåëåíèåì  ñâÿçàí  ñ  ÷àñòî

öèòèðóåìîé  “òðîéñòâåííîé  ñèñòåìî锠 Ìîðåíî,  âêëþ÷àþùåé  â

ñåáÿ  ñîöèîìåòðèþ,  ãðóïïîâóþ  ïñèõîòåðàïèþ  è  ïñèõîäðàìó.

Âîçíèêàåò âîïðîñ: ÿâëÿåòñÿ ëè ñîöèîìåòðèÿ è ãðóïïîâàÿ ïñèõî-

òåðàïèÿ  íåîòúåìëåìûìè  ÷àñòÿìè  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé  ñèñòåìû

èëè  îòäåëüíûìè  ìåòîäàìè,  êîòîðûå  ìîãóò  ïðèìåíÿòüñÿ  èëè  íå

ïðèìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò îðèåíòàöèè ïðàêòèêà. Ïî-ìîåìó,

íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñîöèîìåòðèÿ è ãðóïïîâàÿ òåðàïèÿ ÷àñòî ÿâ-

ëÿþòñÿ  âàæíûìè  ýëåìåíòàìè  ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé  ïðàêòèêè,

îíè âñå æå íå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåîòúåìëåìóþ ÷àñòü ïñèõîäðà-

ìû è äîëæíû áûòü êîíöåïòóàëüíî îòäåëåíû îò íåå.

Ýêëåêòèçì

Òðåòüå  ïðåïÿòñòâèå  âîçíèêàåò  èç-çà  ýêëåêòè÷íîãî  õàðàêòåðà

ïñèõîäðàìû  è  åå  ñõîäñòâà  ñ  òàêèìè  ïîäõîäàìè,  êàê  òåðàïèÿ

ôèêñèðîâàííîé  ðîëè  (Kelly,  1955),  îáó÷åíèå  ñîöèàëüíîé  ìîäå-


background image

20

ëè  (Bandura,  1971),  ãåøòàëüò-òåðàïèÿ  (Perls,  Hefferline  &  Good-

man,  1973),  ãðóïïû  âñòðå÷  (Schutz,  1971),  äðàìàòåðàïèÿ  (Jen-

nings,  1986;  Landy,  1986),  è  ñ  äðóãèìè  ìåòîäàìè,  ñâÿçàííûìè  ñ

äåéñòâèåì. Õîòÿ ýòè ìåòîäû ìîãóò ñîäåðæàòü îäèí èëè íåñêîëü-

êî  ýëåìåíòîâ  ïñèõîäðàìû,  íî,  ñ  ìîåé  òî÷êè  çðåíèÿ,  íè  îäèí

ïîäõîä íå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïñèõîäðàìàòè÷åñêóþ ñèñòåìó öåëèêîì

è íå ìîæåò, òàêèì îáðàçîì, áûòü îïðåäåëåí êàê ïñèõîäðàìà.

Ïðèìåíåíèå

Â-÷åòâåðòûõ, ìíîãèå ïðàêòèêè íå ìîãóò ðàçëè÷èòü òåðàïåâòè-

÷åñêèå è íåòåðàïåâòè÷åñêèå ïðèìåíåíèÿ ïñèõîäðàìû. Êàê òåðà-

ïåâòè÷åñêèé  ïîäõîä  ïñèõîäðàìó  ïðèìåíÿþò  ïðîôåññèîíàëüíûå

ïñèõîòåðàïåâòû, ÷òîáû ïîìî÷ü áîëåå èëè ìåíåå ñëîæíûì êëèåí-

òàì.  ïðîòèâîïîëîæíîñòü ýòîìó íåòåðàïåâòè÷åñêèå ïðèìåíåíèÿ

âêëþ÷àþò  â  ñåáÿ  “ýêñïåðèìåíòàëüíóþ”  äåÿòåëüíîñòü  çäîðîâûõ

ëþäåé,  êîòîðûå  ó÷àñòâóþò  â  ïñèõîäðàìå  ñ  öåëüþ  ëè÷íîñòíîãî

ðîñòà, ðàçâëå÷åíèÿ, îáó÷åíèÿ èëè ïî êàêèì-ëèáî äðóãèì ïðè÷è-

íàì. Õîòÿ ïñèõîòåðàïèÿ ìîæåò ñëóæèòü òåàòðàëüíûì ðàçâëå÷åíè-

åì,  íåëüçÿ  íàçâàòü  ïñèõîäðàìó  ïðîñòî  òåàòðîì.  Êàê  áû  ìíîãî

ïðèìåíåíèé èãðîâîãî ìåòîäà â ðàçëè÷íûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ ìû íè

íàøëè,  ïñèõîäðàìà,  íåñîìíåííî,  åñòü  ñðåäñòâî  òåðàïèè.  Òàêèì

îáðàçîì, äðóãèå èãðîâûå ìåòîäû, êàê áû îíè íè áûëè ïîëåçíû

äëÿ  ó÷àñòíèêîâ  —  íàïðèìåð,  ïðèìåíåíèå  “ìåòîäîâ  äåéñòâèÿ”

èñêëþ÷èòåëüíî íà ïðîèçâîäñòâ堗 äîëæíû áûòü ñòðîãî îòäåëåíû

îò êëàññè÷åñêîé ïñèõîäðàìû è íàçâàíû ïî-äðóãîìó, ñêàæåì, ðî-

ëåâûì òðåíèíãîì. Êîãäà äðàìà ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ óëó÷øåíèÿ ñî-

öèàëüíîé àòìîñôåðû, îíà äîëæíà íàçûâàòüñÿ ñîöèîäðàìîé èëè

ñîöèàëüíûì  òåàòðîì.  Íàêîíåö,  êîãäà  äðàìà  èñïîëüçóåòñÿ  â  îá-

ðàçîâàíèè, òåðìèí “òâîð÷åñêàÿ äðàìàòèêà” êàæåòñÿ âïîëíå ïðè-

åìëåìûì.

Ñòðóêòóðà

Ïÿòàÿ ïðè÷èíà ñëîæíîñòåé îïðåäåëåíèÿ ïñèõîäðàìû âîçíèêà-

åò â ñèëó òîãî, ÷òî äëÿ ïñèõîäðàìû ñïîíòàííûé îïûò, èìïðîâè-

çàöèîííîå äåéñòâèå è îáùåå ñõîäñòâî ñ èãðîé èìååò î÷åíü âàæ-

íîå çíà÷åíèå. Êàæäàÿ ïñèõîäðàìàòè÷åñêàÿ ñåññèÿ ñèëüíî îòëè-

÷àåòñÿ  îò  ëþáîé  äðóãîé,  è  ýòî  çàòðóäíÿåò  ïîïûòêè  îáîáùåíèÿ

îáû÷íîãî  ïðîòåêàíèÿ  òàêîãî  êóðñà  òåðàïèè.  Äëÿ  ìåíÿ,  îäíàêî,

ïñèõîäðàìà äåéñòâèòåëüíî èìååò îáùíîñòü è ñòðóêòóðó, îïðåäå-

ëÿþùèå åå îñîáåííîñòè â òåðìèíàõ âðåìåíè, ïðîñòðàíñòâà è ñî-