Файл: Холмс. Внутренній мир снаружи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 7204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

ùóþ ôîðìó, êîòîðóþ ëè÷íîñòü ïðèíèìàåò â êîíêðåòíûé ìî-

ìåíò, êîãäà îíà ðåàãèðóåò íà ñïåöèôè÷åñêóþ ñèòóàöèþ, â êî-

òîðóþ âîâëå÷åíû äðóãèå ëè÷íîñòè èëè îáúåêòû. Ñèìâîëè÷å-

ñêîå ïðåäñòàâëåíèå ýòîé ôóíêöèîíèðóþùåé ôîðìû, âîñïðè-

íèìàåìîé äðóãèìè, íàçûâàåòñÿ ðîëüþ. Ôîðìà ñîçäàåòñÿ ïðî-

øëûì îïûòîì è êóëüòóðíûìè ïàòòåðíàìè òîãî îáùåñòâà, â

êîòîðîì ÷åëîâåê æèâåò... Êàæäàÿ ðîëü — ýòî ñëèÿíèå ëè÷íûõ è

êîëëåêòèâíûõ ýëåìåíòîâ. Êàæäàÿ ðîëü èìååò äâå ñòîðîíû —

ëè÷íóþ è êîëëåêòèâíóþ”.

(Moreno, 1961, â Fox 1987:62)

Èòàê, Ìîðåíî äîáàâëÿåò ê ëè÷íîñòíîìó è ðàçâèâàþùåìó (â

ñìûñëå ñîöèàëüíî îïðåäåëåííîìó) àñïåêòà젓ðîëè”, êîòîðûå áûëè

îïèñàíû Êåðíáåðãîì, åùå îäèí ýëåìåíò: âçãëÿä îáùåñòâà íà ðîëü —

ñêàæåì, íà ðîëü “ìàòåð蔠èë蠓âðà÷à” — âçãëÿä, êîòîðûé ñîäåð-

æèò èñòîðè÷åñêèé, êóëüòóðíûé è ïîëèòè÷åñêèé ýëåìåíòû. Èìåí-

íî ýòî â ñâîå âðåìÿ ïðèâîäèò ê ñîçäàíèþ ó ðåáåíêà èëè ó âçðîñëî-

ãî â âûñøåé ñòåïåíè ñëîæíûõ âíóòðåííèõ ðîëåé, êîòîðûå îáúåäè-

íÿþò ëè÷íîå è ÷àñòíîå ñ îáùåñòâåííûì.

 êàæäûé ìîìåíò âðåìåíè ñóùåñòâóåò ñòåïåíü ñëèÿíèÿ îáúåê-

òîâ (è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ðîëåé). Åñëè â äàííóþ ìèíóòó ðàññìîò-

ðåòü ëèøü îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ ìàòåðüþ, òî ìîæíî óâèäåòü ÷åòûðå

âîçìîæíûõ èíòåãðèðîâàííûõ âíóòðåííèõ îáúåêòà. Ýòî âíóòðåííèå

“õîðîøèé” è “ïëîõîé” ß-îáúåêòû è ñîîòâåòñòâóþùèå âíóòðåííèå

“õîðîøè锠蠓ïëîõî锠“äðóãîé”-îáúåêòû. Íåîáõîäèìî ïîä÷åðê-

íóòü, ÷òî âñå îíè ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà, àñ-

ïåêòàìè åãî ðàçâèâàþùåéñÿ ïñèõèêè. Åñëè âíîâü îáðàòèòüñÿ ê íà-

øèì ñõåìàòè÷åñêèì ðèñóíêàì, âíóòðåííèé ìèð èäåíòèôèêàöèé

ìîæíî èçîáðàçèòü â âèäå ñõåìû, ïðåäñòàâëåííîé íà ðèñ. 5.1.

Ýòè èäåíòèôèêàöèè îáúåäèíÿþò ðàçëè÷íûå îáúåêòû è ðîëè àô-

ôåêòèâíîé îêðàøåííîñòüþ. Òåì íå ìåíåå, î÷åâèäíî, ÷òî ïñèõè-

êà èíòåãðèðóåò òàêæå ðîëè, îáëàäàþùèå äðóãèìè êà÷åñòâàìè, íà-

ïðèìåð “ïðèçíàêè ìóæ÷èíû” èë蠓÷åðòû, ïðèñóùèå ìàòåðè”.

Îêîí÷àòåëüíûå àññîöèàöèè ðîëåé òåîðåòè÷åñêè ñâÿçàíû ñ êîíöåï-

öèÿì蠓ðîëåâûõ êëàñòåðîâ”, îïèñàííûõ â ïñèõîäðàìå.

Ñóïåð-Ýãî, â ñîîòâåòñòâèè ñ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèåé, ðàç-

âèâàåòñÿ â áîëåå ïîçäíèé ïåðèîä æèçíè ðåáåíêà. Åãî òàêæå ìîæíî

ðàññìàòðèâàòü êàê ðîëåâîé êëàñòåð, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ñîåäèíåíè-


background image

107

åì ñëåäîâ ïàìÿòè îá îáúåêòíûõ îòíîøåíèÿõ, ñâÿçàííûõ ñ âíåøíèìè

çàïðåòàìè ðîäèòåëåé è, ïîçæå, îáùåñòâà.

Ðèñ. 5.1

Êåðíáåðã ïðèøåë ê ñëåäóþùåìó çàêëþ÷åíèþ:

“Ïîñêîëüêó èäåíòèôèêàöèè ïîäðàçóìåâàþò èíòåðíàëèçàöèþ

ðîëåé... ïîâåäåí÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ëè÷íîñòè, âûðàæàþùèå â

äðóãîé       äðóãîé                           äðóãîé       äðóãîé

ß               ß                                      ß              ß

ñûòûé

 

    îáëàñêàííûé         îòøëåïàííûé    ïîêèíóòûé

õîðîøèå ÷óâñòâà       

                       

ïëîõèå ÷óâñòâà

êîðìÿùèé   ëàñêàþùèé                øëåïàþùèé    ïîêèäàþùèé


background image

108

ñîîòâåòñòâóþùåì âçàèìîäåéñòâèè îäíó èëè îáå âçàèìîñâÿçàí-

íûå ðîëè, ñòàíîâÿòñÿ ïðåîáëàäàþùèì ðåçóëüòàòîì èäåíòèôè-

êàöèè... Ðåáåíîê ó÷èòñÿ ñàì, ïîíà÷àëó ñêîðåå ïàññèâíî ïåðå-

æèâàÿ ðîëè êàê ÷àñòü îäíîé èç ñîñòàâëÿþùèõ èäåíòèôèêàöè蠗

“ÿ”-îáðàçà. Îí òàêæå ó÷èòñÿ ðîëÿì ìàòåðè (êàê ÷àñòè ìàòåðèí-

ñêîãî îáúåêò-îáðàçà) è èíîãäà ìîæåò ïðîèãðûâàòü ýòè ðîëè”.

(Kernberg, 1976:31)

Òàê, ðåáåíîê áóäåò âðåìÿ îò âðåìåíè èãðàòü ñâîþ “ìàìó”, êîð-

ìÿ êóêëó èëè ìåäâåæîíêà. Â äðóãîé ðàç îí áóäåò íàêàçûâàòü èõ è,

áûòü ìîæåò, “îòïðàâëÿòü ñïàòü, îñòàâèâ áåç óæèíà”. Åñëè ìàëû-

øà áüþò èëè êðè÷àò íà íåãî, îí, â ñâîþ î÷åðåäü, áóäåò îñêîðá-

ëÿòü ñâîè èãðóøêè.

Ýòî ïðîèñõîäèò, êàê åñëè áû “ÿ”, êîòîðîå àêòóàëüíî âîâëåêà-

åòñÿ â äåéñòâèå (èëè èãðó), â ëþáîé ìîìåíò âðåìåíè ìîãëî ñòàòü

îäíèì èç (îïÿòü æå â óïðîùåííîì ñëó÷àå) ÷åòûðåõ ïîëþñîâ èíòåð-

íàëèçîâàííûõ îáúåêòîâ. Èìåííî ýòî è ïîêàçàíî íà ðèñ. 5.2.

Âïîëíå âåðîÿòíî, ÷òî â ñîñòîÿíèè, â êîòîðî젓ÿ” ÷óâñòâóåò ñåáÿ

èíòåðíàëèçîâàííû젓äðóãîé”-îáúåêòîì, â ïñèõèêå âîçíèêàåò ïðî-

ìåæóòî÷íîå ñîñòîÿíèå, â êîòîðî젓ÿ”-ïðåäñòàâëåíèå èíòðîåöèðó-

åò àñïåêòû âíóòðåííåãî ïðåäñòàâëåíèÿ “äðóãèõ” â ñâîåé ïñèõèêå

(èëè èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñ íèìè). Ýòî ÿâëÿåòñÿ ïðÿìîé ïðîòèâîïî-

ëîæíîñòüþ òîìó, ÷òî Ñàíäëåð (Sandler, 1988:16) îïèñàë êàê ñîñòî-

ÿíèå îäíîïðîåêòèâíîé èäåíòèôèêàöèè (ñì. ãëàâó 8), è çíà÷èò,

ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê ôîðìà èíòðîåêòèâíîé èäåíòèôèêàöèè.

Ýòè ïðîöåññû ïðîèñõîäÿò âî âíóòðåííåì ìèðå è íå âêëþ÷àþò (â ýòîò

ìîìåíò) ëþäåé èëè îáúåêòû 

âíå 

ðàçóìà. Òàêèì îáðàçîì, îíè ïðî-

èñõîäÿò â ôàíòàçèè.

Æèçíü ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñîñòîÿùåé èç îäíèõ òîëüêõîðîøèëè

“ïëîõî”. Ëþäè íå ïåðåæèâàþòñÿ êàê öåëîå èëè êàê íå÷òî èíòåã-

ðèðîâàííîå. Â ñàìîì äåëå, âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó “ÿ” è äðóãè-

ìè ìîãóò âñå åùå âîñïðèíèìàòüñÿ êàê âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó ÷à-

ñòÿìè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà (íàïðèìåð, ìåæäó ãðóäüþ, ðòîì èëè

ðóêàìè). “ß” (èë蠓äðóãîå”: ãðóäü, ìàòü, îòåö è ò.ä.) ïðåäñòàâëÿ-

åòñÿ èëè çíà÷èòåëüíûì, èäåàëèçèðîâàííûì è âñåìîãóùèì, èëè

ñòðàøíûì è ãàäêèì.

Äæîðäæ òàêæå èìåë èíòåðíàëèçîâàííûå ðîëè, íî, ïîñêîëüêó

îí óæå ïåðåøåë çà ýòè ðàííèå ýòàïû ñâîåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ,

åãî ðîëè áûëè áîëåå ñëîæíûìè è âêëþ÷àëè âçàèìîäåéñòâèå ðàçëè÷-

íûõ ñóáðîëåé. Â ïîâñåäíåâíîé æèçíè îí ðàññìàòðèâàë ñåáÿ êàê


background image

109

Ðèñ. 5.2

ìóæ÷èí󠗠ñîöèàëüíîãî ðàáîòíèêà; â òî æå âðåìÿ êîíöåïòóàëüíî

åãî ðîëü ìîãëà áûòü ðàçäåëåíà ïî ñâîèì íà÷àëüíûì êîìïîíåíòà젗

ýòó çàäà÷ó ïñèõîäðàìà ìîãëà ðåøèòü. Åãî ìóæñêîå íà÷àëî áûëî

ñëåäñòâèåì ðîëåâîé èäåíòèôèêàöèè ñ îòöîì, à ðîë蠓êîðìÿùåãî”

蠓óäîâëåòâîðÿþùåãî äðóãèõ”, êîòîðûå îí èãðàë íà ðàáîòå â êà÷å-

ñòâå âíèìàòåëüíîãî ñîöèàëüíîãî ðàáîòíèêà, áûëè ñâÿçàíû ñ âíóò-

ðåííèìè îáúåêòíûìè îòíîøåíèÿìè, âêëþ÷àþùèìè åãî ìàòü.

“õîðîøè锠ß

ñ àññîöèèðî-

âàííûìè

ðîëÿìè

“õîðîøèé”

Äðóãîé

ñ àññîöèèðî-

âàííûìè

ðîëÿìè

“ïëîõî锠ß

ñ àññîöèèðî-

âàííûìè

ðîëÿìè

“ïëîõîé”

Äðóãîé

ñ àññîöèèðî-

âàííûìè

ðîëÿìè

ß â ðåàëüíîì

âðåìåíè


background image

110

Ìåëàíè Êëÿéí è ïàðàíîèäíî-øèçîèäíàÿ óñòàíîâêà

Òåîðèè Ìåëàíè Êëÿéí ïî ðàííåìó ðàçâèòèþ ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ

äîñòàòî÷íî ñëîæíûìè è âî ìíîãîì çíà÷èòåëüíî îòëè÷àþòñÿ îò èäåé,

ðàçâèâàåìûõ â ýòîé êíèãå. È âñå æå åñòü âàæíûå ñîâïàäåíèÿ (÷òî

íå óäèâèòåëüíî, ïîñêîëüêó Êëÿéí áûëà îäíèì èç òåîðåòèêîâ, ðà-

áîòàþùèõ ñ îáúåêòíûìè îòíîøåíèÿìè). Åå âçãëÿäû î÷åíü õîðîøî

îñâåùåíû â êíèãàõ Õàííû Ñèãàë (Hanna Segal, 1964, 1973 è 1979)

è Õèíøåëüâóäà (Hinshelwood, 1989).

 ðàáîòàõ Êëÿéí âíóòðåííèé ìèð ïðåäñòàâëåí òàê, êàê áóäòî

âíóòðåííèå îáúåêòû ñóùåñòâóþò â íåì, “ñâîáîäíî ïëàâàÿ” ñàìè ïî

ñåáå, à íå áóäó÷è îáúåäèíåíû â äèàäû (ñ àññîöèèðîâàííûìè àô-

ôåêòàìè), êàê ðàññìàòðèâàåòñÿ â íàñòîÿùåé êíèãå. Ïðåäëîæåííûå

åþ ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ âíóòðåííåãî ìèðà ðåáåíêà âåñüìà îòëè÷à-

þòñÿ îò òåõ, ÷òî áûëè îïèñàíû çäåñü. Òåì íå ìåíåå Êëÿéí ïðèõî-

äèò ê àíàëîãè÷íûì ñ òî÷êè çðåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ñòðóêòóð ðåçóëü-

òàòàì.

Åå ìîäåëü ðàííåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñâÿçàíà ñ âåðîé â ñó-

ùåñòâîâàíèå äâóõ áàçîâûõ èíñòèíêòîâ è âëå÷åíèé. Äëÿ íåå âíóò-

ðåííèé ìèð ìëàäåíöà áûë ìåñòîì, ãäå àêòèâíûå ïñèõîëîãè÷åñêèå

“ôàíòàçè蔠(ëþáâè è ðàçðóøåíèÿ) ñ ñàìîãî íà÷àëà êîíòðîëèðóþò

è íàïðàâëÿþò ïñèõè÷åñêóþ æèçíü.

Ìåëàíè Êëÿéí òàêæå îïèñûâàëà âíóòðåííèé ìèð ðåáåíêà êàê

ñîñòîÿùèé èç âíóòðåííèõ îáúåêòîâ, õðàíÿùèõñÿ îòäåëüíî äðóã îò

äðóãà. Îäíàêî äëÿ íåå òàêàÿ ñèòóàöèÿ áûëà ëèøü ñëåäñòâèåì ïðî-

öåññà ðàñùåïëåíèÿ â ïñèõèêå, ñâÿçàííîãî ñ ìåõàíèçìîì ïðîåêöèè.

Îíà íàçûâàëà ýòó ôàçó ðàçâèòèÿ (êóäà îòíîñèëà ïåðâûå íåñêîëüêî

ìåñÿöåâ æèçíè) ïàðàíîèäíî-øèçîèäíîé óñòàíîâêîé.

Äëÿ Êëÿéí çàùèòíûé ïðîöåññ ïðîåêöèè èìåë êðàéíå âàæíîå

çíà÷åíèå â ìëàäåí÷åñòâå; ïî åå ìíåíèþ, àñïåêòû “âëå÷åíèÿ ê ñìåð-

òè” ïðîåöèðóþòñÿ íà âíåøíèå îáúåêòû, êîòîðûå çàòåì âîñïðèíè-

ìàþòñÿ êàꠓïëîõèå”. Ïðîåöèðîâàòüñÿ ìîæåò è ëèáèäî, è òîãäà

îáúåêò (ê ïðèìåðó, ìàòåðèíñêàÿ ãðóäü) âîñïðèíèìàåòñÿ êàꠓõî-

ðîøèé”.

Ýòè âíåøíèå îáúåêòû (òåïåðü óæå îêðàøåííûå çàùèòíûìè àô-

ôåêòàìè) âïîñëåäñòâèè ìîãóò áûòü èíòåðíàëèçîâàíû è ñòàòü ÷àñòüþ

äåòñêîé ïñèõèêè (âíóòðåííèå îáúåêòû). Ðåçóëüòèðóþùèå îáúåêòû,

òàêèå êàꠓâíóòðåííÿÿ ãðóäü”, ïðîäîëæàþò àêòèâíî îòäåëÿòüñÿ è

èçîëèðîâàòüñÿ âíóòðè äåòñêîé ïñèõèêè, êàê çàùèòà îò ïîäàâëÿþ-

ùåé òðåâîãè î òîì, ÷òî áû ïðîèçîøëî, åñëè áû “õîðîøè锠ïñèõè-

÷åñêèé îáúåêò ïîäâåðãñÿ ðàçðóøåíèþ ñî ñòîðîíû ñàäèñòè÷åñêèõ