Файл: Холмс. Внутренній мир снаружи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 7167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

Òàê ÷òî æå òàêîå òåîðèÿ îáúåêòíûõ îòíîøåíèé?

Òåîðèÿ îáúåêòíûõ îòíîøåíè頗 ýòî ïñèõîëîãèÿ ðàçóìà, ðàçâè-

òàÿ èçâåñòíûìè ïîñëåäîâàòåëÿìè Ôðåéäà: â Áðèòàíèè ýòî Ìåëàíè

Êëÿéí, Â.Ð.Ä. Ôåéðáåðí, Ä.Â. Âèííèêîòò, Ãàððè Ãàíòðèï è Äæîí

Áîóëáè (è íå òîëüêî), â Ñîåäèíåííûõ Øòàòàõ åå ðàçâèâàëè òàêèå

ïñèõîàíàëèòèêè, êàê Îòòî Êåðíáåðã.

Èõ òåîðèè ðàññìàòðèâàþòñÿ â ñâåòå âîçäåéñòâèÿ èíäèâèäóàëüíûõ

îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ñ âíåøíèì ìèðîì íà åãî âíóòðåííèé ïñèõè-

÷åñêèé ìèð. Ïñèõèêà è ëè÷íîñòü ïðåäñòàâëÿþòñÿ, â ÷àñòíîñòè, êàê

ðåçóëüòàò ñâÿçåé ëþäåé ñ âíåøíèì ìèðîì, êîòîðûå çàïîìèíàþò-

ñÿ, èëè èíòåðíàëèçóþòñÿ, ðàçóìîì â âèä堓îáúåêòíûõ îòíîøåíèé”.

 ýòîé ñâÿçè äåòñòâî ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïåðèîä íàèáîëåå àêòèâ-

íîãî ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè, õîòÿ âíóòðåííèå îáúåêòíûå îòíîøå-

íèÿ ìîãóò áûòü èçìåíåíû è â çðåëîì âîçðàñòå ñ ïîìîùüþ, ñêàæåì,

ïñèõîòåðàïèè èëè ãëóáîêîãî æèçíåííîãî ïåðåæèâàíèÿ èíîãî ðîäà.

Òåðìèí “îáúåêò” èñïîëüçóåòñÿ â ýòîé òåîðèè ïðèìåíèòåëüíî ê

ëþäÿì (èëè ÷àñòÿì èõ òåëà), ñ êîòîðûìè ÷åëîâåê âñòóïàåò â îòíî-

øåíèÿ âî âíåøíåì ìèðå, à òàêæå ê âíóòðåííèì, ïñèõè÷åñêèì

“îáúåêòà씠èëè ïðåäñòàâëåíèÿì, êîòîðûå ñîçäàþòñÿ ÷åëîâå÷åñêèì

ðàçóìîì íà îñíîâå ýòèõ îòíîøåíèé.

 êíèãå îïèñàíû ñïîñîáû èññëåäîâàíèÿ îáúåêòíûõ îòíîøåíèé

ñ ïîìîùüþ òåðàïåâòè÷åñêèõ òåõíèê ïñèõîäðàìû. Â îïèñàíèè ðà-

çîãðåâà, ñ êîòîðîãî íà÷àëàñü ýòà ãëàâà, ìû óæå âñòðåòèëèñü, ïîêà

ëèøü êîñâåííî, ñ äâóìÿ âíóòðåííèìè îáúåêòàìè ÷ëåíîâ ãðóïïû: ñ

îòöîì Äæîðäæà (êîòîðûé ïîäàðèë åìó èãðóøå÷íîãî ñîëäàòèêà) è

ñ ìàòåðüþ Òåëüìû (êîòîðàÿ âûáðîñèëà åå òðÿïè÷íóþ êóêëó). Ýòè

îáúåêòû, èëè ïñèõè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ äðóãèõ ëþäåé, ñóùåñòâóþò

â ðàçóìå ÷åëîâåêà, íàõîäÿñü â îòíîøåíèÿõ ñ ïðåäñòàâëåíèåì ÷åëî-

âåêà î ñåáå (ñàìîïðåäñòàâëåíèåì). Äîñòóï ê ýòèì îáúåêòíûì îòíî-

øåíèÿì (èëè ïàìÿòü î íèõ) â òåðàïåâòè÷åñêîé îáñòàíîâêå áûë äî-

ñòèãíóò ÷åðåç ñèìâîëû, ñâÿçàííûå ñ âîñïîìèíàíèÿìè îá èãðóøêàõ.

 ýòîé êíèãå ïðåäëîæåíà ìîäåëü âíóòðåííåãî ìèðà, êîòîðàÿ

îñíîâàíà íà òåîðåòè÷åñêèõ ðàçðàáîòêàõ ìíîãèõ ïñèõîàíàëèòèêîâ, íå

ïîâòîðÿþùèõ äðóã äðóãà. Íà ñàìîì äåëå äåáàòû ìåæäó òåîðåòèêà-

ìè ïî ýòîìó âîïðîñó âñå åùå ïðîäîëæàþòñÿ, ÷òî ïîêà òàê è íå

ïðèâåëî ê êàêîé-ëèáî ÿñíîñòè. Ïñèõîàíàëèòèêè Äæîçåô Ñàíäëåð

è Àííà-Ìàðèÿ Ñàíäëåð â ðàáîò堓Πðàçâèòèè îáúåêòíûõ îòíîøå-

íèé è àôôåêòî┠óòâåðæäàþò:


background image

22

“Ïðåäìåò îáñóæäåíèÿ íåëåãîê, ïîñêîëüêó ïñèõîàíàëèòè÷åñ-

êàÿ òåîðèÿ îáúåêòíûõ îòíîøåíèé äàëåêî íå óäîâëåòâîðèòåëüíà,

è íàøà òåîðèÿ àôôåêòîâ â ëó÷øåì ñëó÷àå íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè

çäîðîâîãî è êîíñòðóêòèâíîãî õàîñà”.

(Ñàíäëåð è Ñàíäëåð, 1978:285)

Äæ.Ë. Ìîðåíî è ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

 öåíòðå âíèìàíèÿ ýòîé êíèãè íàõîäèòñÿ ïðèìåíåíèå ïñèõîàíà-

ëèòè÷åñêèõ òåîðèé ê òåðàïåâòè÷åñêîé òåõíèêå ïñèõîäðàìû. Ïîìè-

ìî ïðî÷åãî, ýòî ìîæåò áûòü ïîëåçíî â äàëüíåéøåì äëÿ ðàññìîòðå-

íèÿ ïîçèöèè Ìîðåíî, ïîñêîëüêó åãî îòíîøåíèå ê ïñèõîàíàëèçó

ñàìûì ãëóáîêèì îáðàçîì ïîâëèÿëî íà ðàçâèòèå ïñèõîäðàìû. Áî-

ëåå òîãî, âàæíûå àñïåêòû åãî ôèëîñîôèè îñòàþòñÿ êðàéíå çíà÷è-

ìûìè, ïî êðàéíåé ìåðå, â ìîåé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå.

Ñóùåñòâîâàâøèé ìåæäó Ìîðåíî è Ôðåéäîì àíòàãîíèçì, èìåâ-

øèé êàê ôèëîñîôñêóþ, òàê è ëè÷íîñòíóþ îñíîâó, ïîñëóæèë äëÿ

Ìîðåíî ïðåïÿòñòâèåì äëÿ ãëóáîêèõ ðàçðàáîòîê ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé

òåîðèè, êîòîðûå áûëè îñóùåñòâëåíû ïðååìíèêàìè Ôðåéäà. Ïîäîá-

íîå îòíîøåíèå ê ïñèõîàíàëèçó áûëî õàðàêòåðíî äëÿ öåëîãî ðÿäà

ïñèõîäðàìàòèñòîâ, îñîáåííî â àíãëîãîâîðÿùèõ ñòðàíàõ, ÷òî ïðå-

ïÿòñòâîâàëî òîé âûãîäå, êîòîðóþ ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå òåîðèè

ìîãëè áû ïðèíåñòè ïñèõîäðàìå (Blatner and Blatner, 1988). Â òî

æå âðåìÿ ìíîãèå ïñèõîäðàìàòèñòû Ôðàíöèè, Áðàçèëèè, Àðãåíòè-

íû, Ìåêñèêè è ðÿäà äðóãèõ ñòðàí äîëãîå âðåìÿ ðàáîòàëè íàä òåì,

÷òîáû òâîð÷åñêè îáúåäèíèòü èäåè Ôðåéäà è Ìîðåíî.

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ãîðàçäî áîëüøå ïñèõîàíàëèòèêîâ ìîãëè áû

îùóòèòü òåðàïåâòè÷åñêóþ ñèëó è òâîð÷åñêîå îáàÿíèå ïñèõîäðàìû,

íå áóäü Ìîðåíî ñòîëü ñëîæíîé (íåñìîòðÿ íà âñþ ñâîþ ãåíèàëüíîñòü)

ëè÷íîñòüþ. Ñòèëü îïóáëèêîâàííûõ Ìîðåíî ðàáîò òàêæå íå ñïîñîá-

ñòâîâàë èõ ïîíèìàíèþ. Åãî êíèãè ïîðîé îòëè÷àëèñü áåññâÿçíîñòüþ,

íå îáëàäàëè âíóòðåííåé ëîãèêîé è âðåìåíàìè áûëè ïðîñòî íàèâíû,

è ýòî ñîñòàâëÿëî äåéñòâèòåëüíî áîëüøóþ ïðîáëåìó, êîòîðàÿ îòòîë-

êíóëà îò åãî òðóäîâ ìíîãèõ ïîòåíöèàëüíûõ ÷èòàòåëåé, ïðèíàäëåæà-

ùèõ ê äðóãèì òåðàïåâòè÷åñêèì øêîëàì.

 ñâîåé àâòîáèîãðàôèè Ìîðåíî î÷åíü ïðÿìî âûðàæàë ñâîå îò-

íîøåíèå ê îäíîìó èç ñòîðîí ñâîåãî êîíôëèêòà ñ Ôðåéäîì. Îí

ïèñàë:


background image

23

“ß ïîíÿë ïîçæå, ÷òî ìîé ñïîð áûë... íå ñ ôðåéäîâñêîé ïñè-

õîàíàëèòè÷åñêîé ñèñòåìîé. Ìîé ñïîð áûë ñ [åãî] ïîâåäåíèåì

êàê òåðàïåâòè÷åñêîãàêòåðà”. ß íå äóìàë, ÷òî âåëèêèé öåëè-

òåëü èëè òåðàïåâò ìîã áû èìåòü ïîäîáíûå âçãëÿäû èëè äåéñòâî-

âàòü òàê, êàê Ôðåéä. ß ïðåäñòàâëÿë ñåáå öåëèòåëÿ êàê ñïîíòàí-

íîãî, êðåàòèâíîãî ïðîòàãîíèñòà â öåíòðå ãðóïïû”.

“Àâòîáèîãðàôèÿ” (Moreno, 1989:62)

Ìîðåíî âåðèë âî âçàèìíîñòü âñòðå÷è* ìåæäó öåëèòåëåì è áîëü-

íûì, â îòíîøåíèÿ, êîòîðûå äîëæíû áûòü íàïîëíåíû âîçìîæíîñ-

òüþ òâîð÷åñòâà è ñïîíòàííîñòüþ. Îí íå ïðèçíàâàë êëàññè÷åñêóþ

ìåäèöèíñêóþ ìîäåëü ïî Ôðåéäó, òðåáîâàâøóþ, ÷òîáû âðà÷ ðàñïî-

ëàãàë ñâîåãî ïàöèåíòà

“...íà êóøåòêå â ïàññèâíîì ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè; àíàëè-

òèê çàíèìàåò ìåñòî çà ïàöèåíòîì, ÷òîáû îñòàâàòüñÿ íåâèäèìûì

è èçáåæàòü âçàèìîäåéñòâèÿ... Ïàöèåíò ñîîáùàåò, ÷òî ïðîòåêàåò

÷åðåç åãî ðàçóì. Ïåðåíîñó (òðàíñôåðó) ïàöèåíòà ïî îòíîøå-

íèþ ê àíàëèòèêó íå ïîçâîëÿåòñÿ ðàñøèðèòüñÿ è ïåðåðàñòè â

ðåàëüíóþ, äâóñòîðîííþþ âñòðå÷ó... Èç-çà ýòîãî ñàìà æèçíü

áûëà èçãíàíà èç êîìíàòû, è ïðîöåññ ëå÷åíèÿ ïðèíèìàë ôîð-

ìó áîêñèðîâàíèÿ ñ òåíüþ”.

“Ïñèõîäðàìà Çèãìóíäà Ôðåéäà” (Moreno, 1967:11)

Ìîðåíî èíòåðåñîâàëñòîëêíîâåíèå”**, êîòîðîå ïðîèñõîäèëî

ìåæäó ëè÷íîñòÿìè. ß ñîìíåâàþñü, ÷òî îí äîïóñòèë áû èñïîëüçî-

âàíèå ñëîâà 

“îáúåêò”

 äëÿ îïèñàíèÿ ðåàëüíûõ ëþäåé. Ó ìåíÿ åñòü

ñâîå ìíåíèå ïî ïîâîäó ýòîãî òåðìèíà. Êàê êòî-íèáóäü ìîæåò íà-

çûâàòü ìîèõ îòöà èëè ìàòü îáúåêòàìè? Îäíàêî â ïðèìåíåíèè ýòîãî

è äðóãèõ òåðìèíîâ åñòü îïðåäåëåííàÿ ëîãèêà, è ÿ áóäó èñïîëüçîâàòü

èõ â êíèãå.

Ýòî íå åäèíñòâåííîå âîçðàæåíèå, êîòîðîå âûñêàçûâàë Ìîðåíî

ïðîòèâ àíàëèòè÷åñêîé ñèñòåìû Ôðåéäà. Îí ïèñàë:

“Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà, íàðÿäó ñ äðóãèìè àíàëèòè-

÷åñêèìè ñèñòåìàìè, èäóùèìè ñ íåé â íîãó, èìååò òåíäåíöèþ

*Àíãëèéñêîå ñëîâencounter” èìååò çíà÷åíè堓âñòðå÷à, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ

òåñíûì êîíòàêòîì, èíîãäà äàæå ñ îòòåíêîì ñòîëêíîâåíèÿ”. Òàêîå ïîíèìàíèå âñòðå-

÷è áûëî ñâîéñòâåííî Ìîðåíî. — 

Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà.

** ñìûñë堓âñòðå÷à, ïëîòíûé êîíòàêò”. — 

Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà.


background image

24

ñâÿçûâàòü èñòî÷íèêè æèçíè ñ 

áåäñòâèÿìè

. Êëþ÷åâàÿ êîíöåï-

öèÿ ôðåéäèñòñêîé ñèñòåìû — ýòî ëèáèäî, 

íî Ôðåéä, âìåñòî

òîãî ÷òîáû ñâÿçàòü ñåêñ ñ ïðîèçâîëüíîñòüþ, îáúåäèíèë åãî ñ òðå-

âîãîé, îòñóòñòâèåì áåçîïàñíîñòè, îòðåàãèðîâàíèåì, ôðóñòðà-

öèÿìè è çàìåùåíèåì

. Åãî ñèñòåìà ïðîÿâëÿåò ñèëüíóþ ñêëîí-

íîñòü ê íåãàòèâíîìó... Ýòî áûë íå ó÷àñòíèê ñåêñóàëüíîãî

äåéñòâà, íå åãî ðàçîãðåâ, âåäóùèé ê îðãàçìó, ýòî áûëà íå ñåê-

ñóàëüíàÿ ñâÿçü è âçàèìîäåéñòâèå äâîèõ â ñâîåì ïîçèòèâíîì ðàñ-

êðûòèè, à ñêîðåå îøèáêà ñåêñà, åãî îòêëîíåíèå è ñìåùåíèå;

íå íîðìà, à ñêîðåå ïàòîëîãèÿ, êîòîðîé îí óäåëÿë âíèìàíèå”.

(Moreno, 1967:9)

Öèòàòà ïðèâåäåíà èç âûñòóïëåíèÿ Ìîðåíî, èìåþùåãî îòíîøå-

íèå ê åùå îäíîìó èçâåñòíîìó ïðîòèâîñòîÿíèþ, êîòîðîå ïðîèñõî-

äèëî â 1931 ãîäó ìåæäó íèì è àìåðèêàíñêèì ïîñëåäîâàòåëåì Ôðåéäà

ä-ðîì À. Áðèëëåì. Ìîðåíî âîçðàæàë ïðîòèâ èñïîëüçîâàíèÿ Áðèë-

ëåì ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèè äëÿ àíàëèçà äàâíî ïî÷èâøåãî Àâ-

ðààìà Ëèíêîëüíà, êîòîðûé î÷åâèäíî íå ìîã îòâåòèòü ñâîåìó “àíà-

ëèòèêó”.

Ìîðåíî ïðåäïî÷èòàë ñìîòðåòü íà ñèëó ëþäåé, ïîìîãàòü èì îò-

êðûâàòü ñîáñòâåííûå ïóòè ê îñâîáîæäåíèþ îò ïðîáëåì ïîñðåäñòâîì

ïðîöåññîâ, ïîâûøàþùèõ ñïîíòàííîñòü. Îí òàêæå áûë îçàáî÷åí

òåì, ÷òî ñàì îïðåäåëÿë êàê ðèãèäíûé äåòåðìèíèçì Ôðåéäà. Ìî-

ðåíî öèòèðîâàë èç ðàáîòû ÔðåéäࠓÏñèõîïàòîëîãèÿ ïîâñåäíåâíîé

æèçíè”:

“ ïñèõè÷åñêîé æèçíè íåò íè÷åãî ïðîèçâîëüíîãî èëè íå-

îïðåäåëåííîãî”.

[è]

“Èñõîäÿ èç íàøåãî àíàëèçà, íàì íåò íåîáõîäèìîñòè îñïàðè-

âàòü ïðàâî íà ÷óâñòâî óâåðåííîñòè, ÷òî ñâîáîäíàÿ âîëÿ ñóùå-

ñòâóåò. Åñëè ìû îòëè÷àåì ñîçíàòåëüíóþ ìîòèâàöèþ îò áåññîç-

íàòåëüíîé, ÷óâñòâî óáåæäåííîñòè ãîâîðèò íàì, ÷òî ñîçíàòåëü-

íàÿ ìîòèâàöèÿ íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà âñþ íàøó äâèãàòåëüíóþ

ðåøèìîñòü... ×òî æå òîãäà îñòàåòñÿ ñâîáîäíûì, êîãäà îäíà

ñòîðîíà ïîëó÷àåò ñâîè ìîòèâû îò äðóãîé ñòîðîíû, îò áåññîçíà-

òåëüíîãî, è äåòåðìèíèçì â öàðñòâå ïñèõè÷åñêîãî òàêèì îáðàçîì

îñóùåñòâëÿåòñÿ íåïðåðûâíî?”

(Freud, 1901, öèò. ïî Moreno, 1946, 1977:102)


background image

25

Ìîðåíî íå ëþáèë ýòó âåðó â ïðåäîïðåäåëåííîñòü, â êîòîðîé

ñèëû, êîíòðîëèðóþùèå ÷åëîâå÷åñêèå âçàèìîäåéñòâèÿ, îïðåäåëÿ-

þòñÿ èëè ãåíåòè÷åñêîé íàñëåäñòâåííîñòüþ èëè (ãîðàçäî ñèëüíåå)

ãîäàìè äåòñòâà.

“Æåëàíèå íàéòè äåòåðìèíàíòû äëÿ ëþáîãî ïåðåæèâàíèÿ, à

äëÿ òåõ äåòåðìèíàíò — ñâîè äåòåðìèíàíòû, à äëÿ ýòèõ äåòåðìè-

íàíò åùå áîëåå óäàëåííûå äåòåðìèíàíòû, è òàê áåç êîíöà,

âåäåò ê áåñêîíå÷íîé ïîãîíå çà ïðè÷èíàìè. Îíè îòðûâàþò îò

íàñòîÿùåãî ìîìåíòà, â êîòîðîì íàõîäèòñÿ ëîêóñ ïåðåæèâàíèÿ

âñåé ðåàëüíîñòè”.

“Ïñèõîäðàìà”.

 

Òîì 1. (Moreno, 1946, 1977:102)

Ìîðåíî ïðåäïî÷èòàë ðàññìàòðèâàòü èíäèâèäóàëüíóþ ñïîñîáíîñòü

ê ñïîíòàííîñòè, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç íàëè÷èå òîãî, ÷òî îí

íàçûâà렓s-ôàêòîðî씠— ñèëîé â ÷åëîâåêå, êîòîðàÿ íå ïîä÷èíÿåò-

ñÿ çàêîíó ñîõðàíåíèÿ ýíåðãèè, â ïèêó ôðåéäîâñêîé êîíöåïöèè ëè-

áèäî, ïðèíàäëåæàùåé ê ìèðó ôèçèêè, õèìèè è ìåäèöèíû. (Î

ñïîíòàííîñòè íàì åùå ïðåäñòîèò ïîãîâîðèòü â ãëàâå 6.) Ñ ãîäàìè

ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ è êëèíè÷åñêàÿ ïðàêòèêà ðàçâèëèñü è

ñòàëè áîëåå ñîâåðøåííûìè, ïîýòîìó ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî

êðèòèêà Ìîðåíî áûëà ñâÿçàíà ñ åãî âîñïðèÿòèåì ðàííèõ êëàññè÷åñ-

êèõ òåõíèê è òåîðèé Ôðåéäà è åãî ïîñëåäîâàòåëåé.

Âñòðå÷à Äæåéêîáà Ëåâè Ìîðåíî è Çèãìóíäà Ôðåéäà

Îïèñàíèå Äæåéêîáîì Ìîðåíî åãî íåäîëãîé âñòðå÷è ñ Ôðåéäîì

ïîçâîëÿåò ëó÷øå ïîíÿòü èñòîðè÷åñêóþ ïîäîïëåêó ðàçëè÷èé ìåæäó

ïñèõîäðàìîé è ïñèõîàíàëèçîì. Ìîðåíî òîãäà áûëî ÷óòü áîëüøå

äâàäöàòè, à Ôðåéäó —56 ëåò. Âñòðå÷à ïðîèçîøëà ïîñëå ëåêöèè

Ôðåéäà, ïîñâÿùåííîé àíàëèçó òåëåïàòè÷åñêîãî âèäåíèÿ (telepathic

dream). Ìîðåíî ðàññêàçûâàåò, ÷òî Ôðåéä ñïðîñèë åãî, ÷òî òîò

ñîáèðàåòñÿ äåëàòü, íà ÷òî ìîëîäîé Äæåéêîá îòâåòèë:

“Äîêòîð Ôðåéä, ÿ íà÷èíàþ ñ òîãî ìîìåíòà, ãäå Âû îñòàíàâ-

ëèâàåòåñü. Âû âñòðå÷àåòå ëþäåé â èñêóññòâåííîé îáñòàíîâêå

ñâîåãî êàáèíåòà. ß æå âñòðå÷àþñü ñ ëþäüìè íà óëèöå èëè ó íèõ

äîìà, â èõ åñòåñòâåííîì îêðóæåíèè. Âû àíàëèçèðóåòå èõ ñíî-