ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 4457

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обменом информацией по вопросам таможенного дела;

- подготовкой кадров;

- другими правоотношениями [ ].

Учитывая обусловленный научно-техническим прогрессом всё возрастающий объём указанных отношений, их значение в деле укрепления экономических основ государства, специфику и особое организационно-правовое регулирование этих отношений, можно сделать вывод о становлении международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного публичного права.

Основными задачами международного таможенного права являются:

- обеспечение международной экономической безопасности и неукоснительное соблюдение неотъемлемого суверенного права государств выбирать свою экономическую таможенную систему;

- свобода межгосударственного общения от произвола и незаконных эмбарго, бойкота, торговых, таможенных, кредитных и технологических блокад;

- обеспечения использования международных отношений в целях устранения эксплуатации менее развитых в экономическом отношении стран более развитыми в промышленном отношении государствами;

- содействие перестройки международных экономических отношений на началах уважения государственного и экономического суверенитета, равноправия и взаимной выгоды, создания благоприятных условий для развития сотрудничества между государствами в области таможенных связей и взаимопомощи [ ].

К принципам, регулирующим область международного таможенного сотрудничества государств, относится принцип совершенствования организационного механизма таможенного сотрудничества в рамках организаций, конференций и другие [ ]. Этот общий принцип позволил в международной торговле выработать и специальные отраслевые принципы: наиболее благоприятствующей нации; национального режима; взаимной выгоды; преференциального режима; свободы транзита; гласности внешнеторгового законодательства [ ].

Укоренить в национальных законодательствах стран мира принципы внешнеторговых отношений, призваны многие международные организации.

Среди них: Всемирная таможенная организация; Всемирная торговая организация; Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие.

Всемирная таможенная организациябыла основана посредством учреждения Конвенций о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950г., вступившей в силу 4 ноября 1952г. Высшим органом Всемирной таможенной организации является Совет, сессии которого проводятся ежегожно. Руководящими органами Всемирной таможенной организации также являются: Политическая комиссия; Финансовый комитет. Постоянно действующим исполнительным органом является Секретариат, штаб-квартира которого располагается в Брюсселе. Секретариат возглавляется генеральным секретарём, который избирается Советом сроком на 5 лет. Официальными языками Всемирной таможенной организации являются английский и французский.


Данная организация в настоящее время объединяет 178 государств, на долю которых приходиться 98% мировой торговли. Она регулирует процессами унификации норм и принципов международного таможенного права, который направлен на исключение любых методов экономической агрессии. Таких как: применение или угроза применения эмбарго; бойкота; торговой, кредитной и технологической блокады [ ]. Именно под патронатом WCO в Беларуси был принят Закон от 25 ноября 2004г. № 347 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Закон предоставил право на осуществление внешнеторговой деятельности всем резидентам и нерезидентам Республики Беларусь, а также Республики Беларусь, её административно-территориальным единицам в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом [ ].

Имплементация международного таможенного права в таможенном законодательстве ТС позволяет осуществлять процесс интернационализации в двух формах: международном экономическом сотрудничестве и международной экономической интеграции. Где интеграция представляет собой высшую форму интернационализации, так как она охватывает политику, которая обеспечивает развитие многосторонних связей между правительствами государств-участников для разработки совместных действий, направленных на развитие экономических связей [ ].

Всемирная торговая организация -

Представляется важным отметить, что сегодня интеграция представляет собой общую тенденцию мирового развития. Впрочем, это не удивительно, ибо она порождена закономерностями развития производительных сил, что мы и наблюдаем в зарубежных так и странах и поэтому носит объективный характер. А это значит, что интеграция присуща и государствам, как с плановой, так и государствам с рыночной экономикой в системе мирохозяйственных связей.

То есть в процессе реализации таможенных отношений наряду с нормами международного публичного права применяются нормы, как международного частного, так и национального права. Что мы и видим на примере Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.

Под влиянием процесса интернационализации мировых и хозяйственных связей государств и формирования механизма интернациональных форм международных отношений, таможенное право стало выступать в системе государств в качестве регулятора международных экономических отношений и как форма охраны экономической безопасности государств в мирохозяйственных связях. Отсюда следует, что международное таможенное право представляет собой обобщённые правила и обязательства государств мирового сообщества, координирующие и регулирующие отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.


Международное таможенное право является правой системой, нормы которой формируются посредством согласованных позиций государств, а их реализация осуществляется как в международном общении, так и во внутригосударственной сфере





      1. Субъекты и объекты международного таможенного права

Субъектами международного таможенного права являются суверенные государства.Где, государственный суверенитет – это верховенство государства на своей территории. В том числе, экономический – его полная независимость в международном общении в мирохозяйственных связях [ ].

Как субъект международного таможенного права государство обладает международными правами и несёт определённые обязанности, которые осуществляются в рамках и на основе норм и принципов современного международного права. Поэтому все государства в международной системе наделены одинаковыми правами и обязанностями независимо от присущих им различий политического, экономического, социального или иного характера.

Объектом правового регулирования международного таможенного права являютсямеждународные экономические отношения государств, в современной всеобщей системе межгосударственных связей, направленных на уважение экономического и таможенного суверенитета их участников.

8.4.3 Источники международного таможенного права

Источниками международного таможенного права являются формы закрепления (внешнего выражения) норм, созданных согласованными позициями его субъектов [ ].Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов таможенных правоотношений. Юридическими источниками международного таможенного права являются:

- международный обычай– это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного таможенного права признают юридически обязательный характер;

- международный договор– это соглашение между государствами, заключённое главным образом в письменной форме по различным вопросам их взаимных отношений в политической, таможенной и других областях сотрудничества, основанное на добровольности и суверенном равенстве;

- внутренний закон– это нормативный акт, направленный на регулирование наиболее существенных общественных отношений, принимаемый в развитии конституционных начал государства;

- прецеденты международных отношений. Прецедентом является юридическая форма решения спорных вопросов международного общения любыми правомерными способами и средствами. Например, путём переговоров, заключения международных соглашений, решения международных организаций по вопросам таможенного партнёрства и сотрудничества.



8.4.4 Основные институты международного таможенного права

Институт международного таможенного права состоит из:




\- международно-правового режима таможенной территории и таможенных границ;

- права таможенных пошлин;

- правовая структура таможенного тарифа;

- всеобщая система преференций и генеральная система торговых преференций; право таможенных льгот;

- правовое регулирование международных таможенных отношений;

- методика определения и оценки международных таможенных правонарушений и обязательств государств по пресечению международного преступления контрабанды;

- правовой механизм таможенного контроля государств и служб специализированных учреждений Организации Объединённых Наций в осуществлении международного таможенного сотрудничества по разрешению международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера [ ].

Рассмотрим более подробно отдельные институт международного таможенного права, которые сегодня уже активно имплементированы в таможенное законодательство таможенного союза трёх государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской федерации.



Международно-правового режима таможенной территории и таможенных границ.



Правовой режим регулирования международных правовых отношений охватывает различные виды таможенных территорий:

- национальная государственная таможенная территория. Она может включать в себя: территории искусственных островов, различных сооружений и установок, создаваемых в экономической зоне, над которой то или иное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела;

- единую таможенную территорию, созданную государствами на основе договора об укреплении таможенного союза;

- таможенную территорию свободной таможенной зоны;

- таможенную территорию экономической зоны

- другие [ ].

Таможенная территория, как правило, совпадать с государственной территорией. Но в определённых случаях она может и не совпадать. Например, при наличии в государстве свободных (вольных) гаваней, свободных таможенных зон, зон порто-франко и в других случаях. Где, например, под свободной (вольной) гаванью понимаются территория порта вместе с водными бассейнами, набережными и небольшие прилегающие участки земли с расположенными на них фабриками, мастерскими и складами. Территория свободной гавани, в соответствии норм международного таможенного права, не входит в таможенную территорию данного государства, поэтому в пределах такой гавани допускается свободный ввоз и вывоз иностранных товаров без взимания с них таможенных пошлин и таможенных сборов. Складирование и хранение таких товаров на приписных таможенных складах каким-либо сроком не ограничиваются. Разрешаются также обработка, переупаковка этих товаров, а также и некоторые другие операции. Товары, ввозимые из свободной гавани в пределы таможенной территории данного государства или какой-либо другой таможенной территории, подлежат оплате таможенными пошлинами на общих основаниях.


Аналогичный режим распространяется и на зоны порто-франко (то есть порт, город, область). Они, также, выделяются из общей таможенной территории и в их пределах разрешается свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров. Важно отметить, что порто-франко, в отличие от свободной (вольной) гавани, это не только территория порта с прилегающими к нему небольшими участками, а еще и город и даже целая область [ ].

Таможенная граница - граница, отделяющая таможенную территорию от окружающих территорий и морей. Таможенная граница обычно совпадает с государственной границей, но иногда отходит в глубь страны (при наличии в ней свободных городов, гаваней, портов и зон) или выходит за пределы государственной границы (в случае таможенного союза данной страны с другой страной). Таможенная граница состоит из ряда таможенных пунктов, в которых осуществляется фактический контроль за ввозом и вывозом товаров, ценностей, международных почтовых отправлений и проводятся различные таможенные операции [ ].

Следует отметить, что создаваемые союзы, зоны «корректируют» таможенные границы. Речь идёт о: таможенном союзе. Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяет таможенный союз как замену «нескольких таможенных территорий одной при полной отмене пошлин внутри данного союза и создание единого внешнего таможенного барьера» [ ]. Он создается путем заключения государствами многостороннего договора, когда два или более государства па основе заключенного ими договора создают единую таможенную территорию, в целях чего устанавливают единый внешний таможенный тариф, организуют единую таможенную администрацию. Он может содержать условия о порядке, критерии распределения между ними полученных таможенных доходов.

Таможенный союз образуется в том случае, если соглашение о свободной торговле дополняется единой внешнеторговой политикой его участников в отношении третьих стран. В то же время полностью сохраняется экономический суверенитет государств в вопросах экономической и валютной политики.

Территория государств, входящих в таможенный союз, представляет собой единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом и правилами; беспошлинной зоны, которая устанавливается для удобства транзитного движения, предоставляемого государствам, не имеющим выхода к морю; зоны свободного предпринимательства, которая создается для предоставления особо льготных экономических условий развития производства товаров и услуг в рамках ограниченных территорий, городов, морских и авиационных портов, пограничных станций. Таможенный контроль на внешних и внутренних границах такой зоны осуществляется государством. Продукция, поступающая на территорию зоны свободного предпринимательства из-за границы, в том числе и для переработки, сборки и последующего реэкспорта, освобождается от таможенного обложения [ ].