ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 1225
Скачиваний: 1
Выручка от реализации за октябрь составила 53,7 трлн. рублей, или на 0,9% больше, чем за сентябрь текущего года. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций обрабатывающей промышленности за январь-октябрь 2013 г. в текущих ценах составила 419,1 трлн. рублей, или на 3% больше, чем за январь-октябрь 2012 г., при росте цен производителей продукции обрабатывающей промышленности за этот период на 15,2%. Выручка от реализации за октябрь составила 40,6 трлн. рублей, или на 4% меньше, чем за сентябрь.
Рентабельность продаж организаций обрабатывающей промышленности за Выше, чем в среднем по обрабатывающей промышленности, рентабельность продаж за январь-октябрь 2013 г. была в организациях по производству резиновых и пластмассовых изделий (13,2%), химического производства (13,1%), по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви (12%), по производству машин и оборудования (11,5%). Ниже, чем в среднем по обрабатывающей промышленности, уровень рентабельности продаж сложился в организациях по обработке древесины и производству изделий из дерева (2,3%), целлюлозно-бумажного производства, издательской деятельности (5,8%), по производству нефтепродуктов (6%), по производству прочих неметаллических минеральных продуктов (6,3%), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (6,4%), по производству транспортных средств и оборудования (7%), по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (7,3%).
Чистая прибыль организаций обрабатывающей промышленности за январь-октябрь 2013 г. по сравнению с январем-октябрем 2012 г. снизилась на 48,9% при росте цен производителей продукции обрабатывающей промышленности за этот период на 15,2%январь-октябрь 2013 г. составила 8,8% (за январь-октябрь 2012 г. – 13,6%).
Сумма чистого убытка убыточных организаций обрабатывающей промышленности за январь-октябрь 2013 г. была в 2,4 раза больше, чем за январь-октябрь 2012 г. Наибольшие суммы чистого убытка получили организации по производству пищевых продуктов (включая напитки) и табака (1,5 трлн. рублей), по производству прочих неметаллических минеральных продуктов (609,3 млрд. рублей), текстильного и швейного производства (293 млрд. рублей).
Суммарная задолженность на 1 ноября 2013 г. по сравнению с 1 января 2013 г. увеличилась на 30%, в том числе просроченная – в 1,9 раза при росте цен производителей продукции обрабатывающей промышленности за этот период на 10,8%. На 1 ноября 2013 г. 68,8% организаций обрабатывающей промышленности имели просроченную кредиторскую задолженность и 80,6% организаций – просроченную дебиторскую задолженность.
Сельское
хозяйство:
В январе-ноябре 2013 г. в хозяйствах
всех категорий производство продукции
сельского хозяйства в текущих ценах
составило 99,1 трлн. рублей и уменьшилось
по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. в
сопоставимых ценах на 3,9%.Производство
продукции животноводства в хозяйствах
всех категорий по сравнению с
январем-ноябрем 2012 г. уменьшилось на
0,1%, продукции растениеводства – на
7,8%. В сельскохозяйственных организациях
объем производства продукции сельского
хозяйства в январе-ноябре 2013 г. по
сравнению с январем-ноябрем 2012 г.
уменьшился на 3,3%.
На долю организаций сельского хозяйства на 1 ноября 2013 г. приходилось 26,5% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 6,3 раза. На 1 ноября 2013 г. на долю организаций сельского хозяйства приходилось 50,8% всей просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению в республике и 31,9% всей просроченной задолженности по кредитам и займам.
Внешняя торговля:
Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса в январе-октябре 2013 г. составил 74,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 36,7 млрд. долларов, импорт – 37,5 млрд. долларов. К уровню января-октября 2012 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 87,6%, экспорт – 83,1%, импорт – 92,5%. В январе-октябре 2013 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное в размере 712,1 млн. долларов.
Сальдо внешней торговли товарами в январе-октябре 2013 г. сложилось отрицательное в размере 3 057,5 млн. долларов. По методологии статистики внешней торговли товарами объем внешней торговли товарами в январе-октябре 2013 г. составил 66,7 млрд. долларов, в том числе экспорт – 31,3 млрд. долларов, импорт – 35,4 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-октябрем 2012 г. из расчета в текущих ценах уменьшился на 20,7%, или на 8,2 млрд. долларов, импорта – на 8,1%, или на 3,1 млрд. долларов. Уменьшение стоимостных объемов экспорта и импорта товаров в январе-октябре 2013 г. обусловлено падением средних цен и физических объемов поставок. По сравнению с январем-октябрем 2012 г. товарная масса экспорта уменьшилась на 19%, импорта – на 7,7%. Средние цены экспорта уменьшились на 2%, импорта – на 0,4%. В результате неблагоприятных ценовых условий внешней торговли и падения физического объема поставок товаров на внешний рынок покупательная способность белорусского экспорта по сравнению с январем-октябрем 2012 г. уменьшилась на 20,3%. По сравнению с январем-октябрем 2012 г. наиболее существенно сократились физические объемы экспорта инвестиционных товаров (на 15,1%) и промежуточных товаров (на 25,8%), в том числе энергетических (на 23%) и прочих промежуточных товаров (на 28,4%). Снижение средних цен экспорта наблюдалось по группе промежуточных товаров (на 4%), что вызвано падением цен на энергоносители (на 6,5%).
В январе-октябре 2013 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4 038 млн. долларов. В январе-октябре 2012 г. сальдо внешней торговли имело положительное значение и его величина составляла 1 000,1 млн. долларов. Формирование отрицательного сальдо внешней торговли товарами обусловлено, прежде всего, весьма существенным ростом дисбаланса внешней торговли промежуточными товарами (химическая продукция, сырье, материалы, комплектующие).
Доходы населения:
В январе-октябре 2013 г. общий объем денежных доходов населения составил 354,8 трлн. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2012 г. увеличился на 39,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этотпериод на 18,9%. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2013 г. по сравнению с январем-октябрем 2012 г. увеличились на 17,2% при прогнозе роста на 2013 год на 6,5%. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-октябре 2013 г. составил 85,2%.Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций республики (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в январе-октябре 2013 г. составила 5 047 тыс. рублей, в том числе в октябре – 5 477,6 тыс. рублей (по прогнозу на 2013 год – 4 642 тыс. рублей) и по сравнению с сентябрем 2013 г. увеличилась на 1,9%, или на 102,8 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2013 г. по сравнению с январем-октябрем 2012 г. увеличилась на 17,9%, в октябре по сравнению с сентябрем 2013 г. не изменилась. В ноябре 2013 г. были увеличены размеры пенсий, выплачиваемых органами по труду, занятости и социальной защите. Средний размер назначенных пенсий составил 2 206,7 тыс. рублей, что в 2,5 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 2 291 тыс. рублей, по инвалидности – 2 009,9 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1 449,9 тыс. рублей, социальных пенсий – 964,5 тыс. рублей. Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) в ноябре 2013 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. увеличился на 1,4%, по сравнению с октябрем 2013 г. – на 3,3%.
Демографическая ситуация:
Численность населения Республики Беларусь на 1 ноября 2013 г. составила 9 467,2 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года увеличилась на 3,4 тыс. человек. Естественная убыль населения в январе-октябре 2013 г. составила 6 032 человека. Миграционный прирост составил 9 428 человек и компенсировал естественную убыль, обеспечив увеличение численности населения. В январе-октябре 2013 г. в республике родилось 99,5 тыс. детей, что на 3,7 тыс. детей больше, чем в соответствующем периоде 2012 года, умерло – 105,5 тыс. человек, или на 541 человека больше. От болезней системы кровообращения в январе-октябре 2013 г. умерло 52,5% всех умерших, от новообразований – 13,8%, от причин, не связанных с заболеваемостью – 8,1%. В январе-октябре 2013 г. в трудоспособном возрасте умерло 21,6 тыс. человек, что на 4,1% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. От причин смерти, связанных с заболеваемостью, умерло 72,1% всех умерших в трудоспособном возрасте, из них от болезней системы кровообращения – 45,1%. От причин смерти, не связанных с заболеваемостью, умерло 27,9% всех умерших в трудоспособном возрасте. От самоубийств умерло 20,3% из общего числа умерших в трудоспособном возрасте от внешних причин, от случайных отравлений алкоголем – 16,3%, от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами – 11,4%. Миграция населения (смена постоянного места жительства). Миграционный прирост в январе-октябре 2013 г. составил 9 428 человек.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
К достоинствам проводимой в настоящее время в Республике Беларусь политики государственного регулирования можно отнести то, что в настоящее время очень развитыми считаются регионально ориентированные меры. В нашей стране они разрабатываются и реализуются практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. Наиболее сильное влияние на региональное развитие оказывают: Министерство экономики, Министерство архитектуры и строительства, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Таким образом, пассивная, рассредоточенная по многим направлениям государственного регулирования, или имплицитная региональная политика в Республике Беларусь уже достаточно хорошо развита. Тем самым в республике созданы объективные основы для подъема государственного регулирования регионального развития на качественно более высокий уровень, позволяющий существенно повысить отдачу всего государственного управления. В качестве слабых мест современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:
− недостаточно развитая законодательная, а также нормативная правовая база, определяющая политику государства по отношению к социально-экономическому развитию регионов, правовые рамки государственного регулирования этого процесса, а также механизм взаимодействия государственных органов, органов местного управления и самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, частного сектора, а также непосредственно населения при решении региональных проблем; − недостаточно развитые государственные институты, ответственные за разработку и реализацию государственной региональной политики;
− недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив;
− ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами.
Наиболее серьезная актуальная проблема в рассматриваемой области деятельности белорусского государства связана с недостаточно четкой проработкой методологии проведения и повышения эффективности государственной региональной политики в Беларуси. В частности, в последнем варианте проекта отмеченной выше Концепции содержится краткая оценка современного состояния и потенциальных возможностей дальнейшего социально-экономического развития регионов Республики Беларусь. Однако в нем нет ответов на принципиально важные вопросы: