ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 1220
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. |
4 |
1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………… |
5 |
1.1 Государственное регулирование: сущность и необходимость. Функции государства в экономике………………………………………….. |
5 |
1.2 Формы и методы государственного регулирования……………………. |
13 |
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики (на примере Швеции)……………………………………………………………... |
18 |
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……….. |
23 |
2.1 Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….. |
23 |
2.2 Проблемы государственного регулирования и необходимость социально-экономического прогнозирования………………………………. |
32 |
2.3 Итоги социально-экономического развития экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………... |
42 |
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………. |
48 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. |
52 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. |
53 |
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.
Государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики.
Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и с другой – возможностями самого государства. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.
Целью данной работы является обзор и анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
-
обосновывается необходимость государственного регулирования макроэкономики;
-
выявляются сущность государственного регулирования и функции государства в экономике;
-
рассматриваются методы государственного регулирования;
-
изучается структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь;
-
выявляются проблемы государственного регулирования;
-
обосновывается необходимость социально-экономического прогнозирования;
-
подводятся итоги социально-экономического регулирования экономики в Беларуси.
1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГЛСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Государственное регулирование: сущность и необходимость. Функции государства в экономике.
Государственное управление и регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и т.д. Чем удачнее сочетание разных элементов системы, а также чем раньше она и ее структура соответствует сложившейся экономической сфере, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.
Объективная возможность проводить государственное регулирование экономики (ГРЭ) появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрация производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем по совершенствованию механизма самоподдерживаемого технического и экономического прогресса. Поэтому в современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.[4,с. 256]
Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов – это социальные группы отличающихся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, офицеры и военнослужащие.
У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.[6,с. 158]
Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах, обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.
Выразителями хозяйственных интересов являются носители экономических интересов, которые объединены в развитых странах рыночного хозяйства в множественные союзы, ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, розничных торговцев, студентов, маклеров, водителей и т.д. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов – это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Для этого во многих странах (Германия) союзы предпринимателей имеют право «вето» на все законы, касающиеся экономической деятельности. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признакам, все местные и отраслевые профсоюзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые в свою очередь входят в международные региональные и мировые объединения.
Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфически региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии действуют от имени общенациональных интересов. Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.[12,с.37]
В результате такого сложного и разнородного представительства интересов всех слоев и групп населения создана развитая, формально отработанная процедура выработки национальных программ социально-экономического развития, начиная от годовых бюджетов и оканчивая созданием концепций развития страны на десятки лет. Такие концепции, прошедшие систему многократного оппонирования, апробирования, являются зрелыми, взвешенными, что позволяет избежать многих ошибок при их реализации , которыми изобилует наша действительность.
Осуществлять программу экономического развития будут субъекты регулирования экономики – исполнители хозяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами ГРЭ – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу.
Объекты ГРЭ – это регионы, отрасли, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального развития и поддержания социальной стабильности. Для стран с переходной экономикой объектом ГРЭ является вся экономическая система.[4,с. 148]
Основные объекты управления: экономический цикл; отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала, занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Перечисленные объекты носят различный характер; они охватывают макро-, мезо- и микроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, условия конкуренции, экономический порядок, структурная политика, территориальные комплексы, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Объекты государственного управления экономикой различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач: уровень предприятия, отрасли, региона, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы) [7, с. 24].
Государственное регулирование экономики призвано выражать и воплощать цели, задачи, интересы страны и народа.
Поэтому, под государственным регулированием экономикой надо понимать совокупность мер осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые отражают экономическое развитие и необходимый уровень благосостояния страны.[8,с.259]
Государственное регулирование экономики конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных приоритетных направлений деятельности государства:
-
институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;
-
структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;
-
инвестиционно-инновационная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования, по созданию соответствующей инновационной активности и восприимчивости субъектов хозяйствования;
-
денежно-кредитная политика в области формирования денежной массы и ее агрегатов, ресурсной базы банковской системы страны, развития фондового рынка, управления кредитными ресурсами, установления режима обратимости валюты и эффективного курса национальной валюты;
-
финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, управления государственным долгом и дефицитом бюджета, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, установления эффективной налоговой системы;
-
таможенная политика в области формирования взвешенной таможенно-тарифной политики, влияния ее на конкурентоспособность страны и политику импортозамещения;
-
политика в сфере поддержки предпринимательства и деловой активности в стране, по созданию условий высокой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
-
политика в области создания и эффективного использования логистической системы;
-
политика в регулировании отношениями собственности, социальной справедливости и социальных процессов, в развитии социальных функций государства; региональная политика по отношению к экономической интеграции районов и их социально-экономическому развитию;
-
внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;
-
политика в области охраны окружающей среды, поддержание политики энергосбережения как важного фактора повышения эффективности экономики и охраны окружающей среды;
-
политика в области построения экономической безопасности страны, регулирования использования монетарных факторов, природных ресурсов, продовольственных запасов, качества питания и сферы жизнедеятельности населения;
-
политика в области обеспечения обороны.[2,с.89]