ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.12.2019

Просмотров: 1200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Какие из белорусских регионов являются проблемными?

2. Какие из регионов в Беларуси находятся в худших, средних по республике и в лучших условиях, имеют конкурентные преимущества по отношению кдругим регионам страны? Какие из этих групп регионов при формулировке соответствующих критериев можно рассматривать в качестве объектов «выравнивающей» региональной политики (проблемные регионы), а какие отнести к «территориям опережающего развития»? Без ответа на эти вопросы остается полной загадкой, что именно беспокоит государство в развитии белорусских регионов и поселений, каким регионам, имеющим те или иные проблемы, государство намерено оказывать поддержку.

Таким образом, в Беларуси все ещё нет четкого в правовом плане выделения конкретных регионов–объектов данного вида государственной политики. Нет и простых, понятных методик выделения данных объектов, утвержденных Советом Министров. Отсутствие в отмеченной выше Концепции объектов региональной политики (или хотя бы общих критериев их выделения) выглядит очень странным, поскольку даже в НСУР-2020 – более масштабном государственном прогнозе, разработанном на более длительную перспективу, такой перечень, пусть очень укрупненный, но приведен.

С учетом изложенного выше в среднесрочном периоде (в ближайшие 5 лет) предлагается придерживаться в условиях Беларуси взвешенного сочетания трех типов государственной региональной политики для совершенствования государственного регулирования по данному направлению:

1) выравнивающей, направленной на поддержку регионов страны, наиболее отстающих по основным критериям социально- экономического развития от среднереспубликанского уровня;

2) политики «поляризованного развития», основанной на поддержке небольшого количества «регионов-локомотивов», «полюсов роста», которые имеют наиболее высокий потенциал, необходимый для быстрого прорыва на ведущие международные рынки высокотехнологичных и наукоемких товаров и услуг и тем самым имеют объективные возможности, чтобы стать «окнами» для интеграции всей белорусской экономики в европейскую и мировую;

3) политики укрепления межрегиональных связей внутри Беларуси, заключающейся в преодолении оторванности периферийных регионов от больших, крупных и крупнейших городов Беларуси, трансевропейских и основных национальных автомобильных дорог, основных сетей и объектов энергетической, научной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры.

Зарубежная практика показывает, что для повышения эффективности любого вида проводимой правительством той или иной страны государственной политики одинаково важны как внешнее оценивание (external evaluation), проводимое сторонними наблюдателями (парламентом, специально созданными для этой цели правительственными комиссиями, экспертными группами ученых и специалистов, независимыми частными организациями и т.п., так и внутреннее оценивание (internal evaluation), проводимое непосредственно государственными органами, отвечающими за разработку и реализацию соответствующих политик и программ.


Как показывает зарубежный опыт, оценку (оценивание) государственных политик и программ целесообразно проводить на трех стадиях (в трех формах): предварительное оценивание (ex-ante evaluation) стартовых условий, различных вариантов проведения государственной политики, реализации государственных программ и проектов, а также предполагаемых результатов регулирующих воздействий, прямых и побочных, явных и косвенных эффектов; сопровождающее или промежуточное оценивание (ongoing evaluation, mid-term evaluation, interim evaluation) политик и программ, позволяющее точно обозначить промежуточные результаты, повлиять на процесс и механизмы реализации, а при необходимости и скорректировать регулирующее воздействие; ретроспективное оценивание (ex-post evaluation) после завершения реформ, программ, других регулирующих интервенций.

Представляется, что реализация предложенных выше мер позволит выработать достаточно стройную стратегию дальнейшего повышения эффективности государственной региональной политики в Республике Беларусь.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – и населения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно “свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способен привести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованно управляемой системы.

Сегодня в условиях перехода экономики к рыночным отношениям республика переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общества. В реализации социально-экономического развития по пути постепенного и поэтапного движения к обществу постиндустриального типа, ориентированному на повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания, важнейшая, если не решающая, роль отводится государственному регулированию экономики.

Формирование действенной системы государственного регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики, традициями и психологией людей и, во-вторых, - с особенностями переходного периода.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Анохин Л. М. Теоретические подходы к анализу государственного регулирования экономики // Известия Томского политехнического университета. - 2003. - № 6. - С. 113-116.

2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б Антонова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.

3. Вадейко Е. И. Государственное регулирование рыночной экономики // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2002. - № 4. - С. 20-25.

4. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/vazhnejshie_parametry.

5. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. - 166 с.

6. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.president.gov.by/ press10663.html.

7. Государственные регулирование переходной экономики / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин [и др.]; под общ. ред. проф. С.А. Пелиха. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 983 с.

8. Информация о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/ informacia_o_hode_realizaciia.

10. Макроэкономическая политика / Википедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Макроэкономичес кая_политика

11. Мищенко В. В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики. Учебное пособие /Мищенко В. В. - М.: Инфра-М, 2003 - 265с.

12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya.

13. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под общей редакцией В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.

14. Новосельцева Г.Б. Трансформация государственного регулирования в современных условиях. – М.: Экономические науки, 2006.

15. О социально - экономическом развитии Республики Беларусь в январе-декабре 2013 года / Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy /analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno---ekonomicheskom-razvitii---respubliki-belarus-v-janvare-dekabre-2013-goda_i_0000000460.html.

16. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики : Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1999. – 272 с.


17. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. / Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/ macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia.

18. Социальная политика / Википедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_политика