ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 766
Скачиваний: 3
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………………...………...…..5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь…………………………………………………….10
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета……………...…..12
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………....………………………..…....16
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета………..……20
2.3
Проблема государственного
долга…………………………..……………..……22
Заключение………………………………….……………………………………..…39
Список
использованных источников…………………………………..…………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица - Структура расходов бюджета………………….………………..……..…44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица – Расчет дефицита и профицита расходной части консолидированного бюджета………………….………………………………………………….............…45
Введение
Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий его существования финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетный фонд, обеспечивают государственным, территориальным и местным органам власти выполнение возложенных на них функций.
В настоящее время значительно возрастает роль бюджетной системы при осуществлении государственного регулирования экономики. Она позволяет управлять экономическими и социальными процессами в интересах членов общества. От того, насколько эффективно формируется, утверждается и исполняется бюджет, от правильного использования налоговых поступлений зависит экономическое развитие предприятий и организаций, снижение социальной напряженности в стране.
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации. Через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью курсовой работы является определение отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и назначение государственного бюджета;
- показать основы формирования доходов и расходов бюджетов в разрезе бюджетной классификации;
- показать динамику исполнения бюджета Республики Беларусь за 2011 – 2013 годы;
- определить основные направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа.
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).
С
помощью государственного бюджета
государственные власти получают
финансовые ресурсы для содержания
государственного аппарата, армии,
осуществления социальных мероприятий,
реализации экономических задач, т. е.
для выполнения государством возложенных
на него функций.
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, дает органам власти
реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
определяет тем самым налоговую политику
в стране. Бюджет фиксирует конкретные
направления расходования средств,
перераспределение национального дохода
и внутреннего валового продукта, что
позволяет ему выступать в качестве
эффективного регулятора экономики. В
то же время бюджет правомерно рассматривать
как экономическую категорию, которая
выражает определенные экономические
отношения.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь используется единая бюджетная классификация Республики Беларусь.
Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанной на их экономической характеристике, и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.
Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Консолидированный
бюджет Республики
Беларусь
Республиканский
бюджет
Местные
бюджеты
Бюджет
г. Минска
Бюджеты
областей
Бюджеты
районов
Рисунок - Структура консолидированного бюджета
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
Таким образом, бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Для анализа структуры доходов и расходов бюджета сначала необходимо описать бюджетную классификацию Республики Беларусь.
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:
-
классификацию доходов бюджета;
-
функциональную классификацию расходов бюджета;
-
программную классификацию расходов бюджета;
-
экономическую классификацию расходов бюджета;
-
ведомственную классификацию расходов бюджета;
-
классификацию финансирования дефицита бюджета;
-
классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.
Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации расходов бюджета.
Существуют также программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация, ведомственная классификация, классификация финансирования дефицита, классификация видов государственного долга. В данной работе я буду использовать функциональную классификацию бюджета.
Функциональная структура расходов республиканского бюджета на 2013 год в разрезе показателей ведомственной и экономической классификации расходов подразделяется на следующие пункты:
-
общегосударственная деятельность
-
национальная оборона
-
судебная, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
-
национальная экономика
-
охрана окружающей среды
-
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
-
здравоохранение
-
физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации
-
образование
-
социальная политика.
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь.
Проанализируем доходную часть государственного бюджета за 2011-2013гг.
Доходы консолидированного бюджета за 2012 год сложились в сумме 158,0 трлн. рублей, или 100,6 процента уточненного годового плана (больше на 555 731 108,4 тыс. руб.).
Доходы консолидированного бюджета за 2011 год сложились в сумме 85,6 трлн. рублей, или 104,8 процента уточненного годового плана.
В доход республиканского бюджета за 2012 год поступило 95,2 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана. Доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 54,2 трлн. рублей, или 105,6 процента уточненного годового плана.
Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2012 № 577 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2012 год и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 февраля 2012г. №75» доходы бюджета уточнены в сторону увеличения на сумму 2,0 трлн. рублей, при одновременном уменьшении отдельных платежей в связи со сложившимся отклонением от принятых при расчете бюджета основных макроэкономических параметров:
Первоначально утвержденный план по доходам выполнен на 102,6 процента.
В разрезе основных доходных источников республиканский бюджет исполнен следующим образом.
-
Налог на добавленную стоимость в республиканский бюджет поступил в сумме 32,3 трлн. рублей, или 99,0 процентов уточненного годового плана. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления налога на добавленную стоимость увеличились на 72,7 процента при росте налоговой базы – ВВП - на 77,5 процента. При этом доля налога на добавленную стоимость в ВВП сократилась с 8,9 до 8,6 процента.
-
С опережением запланированных показателей исполнены поступления по налогу на прибыль. В республиканский бюджет поступило 5,5 трлн. рублей налога на прибыль, или 102,4 процента уточненного годового плана. Темп роста поступлений налога на прибыль в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 194,9 процента.