ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 768
Скачиваний: 3
За 2011 год в республиканский бюджет поступило 2,8 трлн. рублей налога на прибыль, или 108,6 процента уточненного годового плана.
-
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности за 2012 год составили 25,5 трлн. рублей (98,6 процента уточненного годового плана). По сравнению с январем-декабрем 2011 года поступления увеличились на 68,2 процента при росте курса доллара США за этот период в 1,8 раза. В то же время исполнение по таможенным платежам в течение года можно отнести к разряду проблемных.
Среднегодовой официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США за 2012 год - 8 335,9 рублей/долл., за 2011 год - 4 623,5 рублей/долл.
-
Поступления акцизов в республиканский бюджет за 2012 год составили 11,2 трлн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана. По сравнению с 2011 годом отмечается увеличение данных платежей в 2 раза.
За 2011 год в республиканский бюджет поступило 5,6 трлн. рублей акцизов, или 102,4 процента уточненного годового плана.
5) Доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий в 2012 году составили 1,2 трлн. рублей, или 100,1 процента уточненного плана. По сравнению с 2011 годом поступления по данному источнику увеличились в 1,5 раза при росте чистой прибыли за январь-ноябрь 2012 год в 1,9 раза.
6)
Не выполнены уточненные плановые
назначения по налогу за добычу (изъятие)
природных ресурсов. В бюджет поступило
1,6 трлн. рублей налога, или 99,6 процента
уточненного годового плана.
Причиной невыполнения плана по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов явилось уменьшение поступлений по налогу за добычу (изъятие) нефти (98,4 процента уточненного плана) в связи со снижением добычи сырой нефти в январе-ноябре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,2 процента.
7) Доходы государственных целевых бюджетных фондов сформированы в сумме 7,5 трлн. рублей, или 99,8 процента уточненного годового плана, в том числе:
-
инновационные фонды – 4,2 трлн. рублей, или 99,4 процента уточненного годового плана;
-
фонд национального развития – 3,3 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана.
Общая сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2013 год определена в объеме 121 720,3 млрд. рублей или с ростом к ожидаемому исполнению 2012 года на 26,1 процента, из них сумма доходов без учета средств государственных целевых бюджетных фондов составляет 117 721,4 млрд. рублей и возрастает на 33,3 процента к ожидаемому исполнению 2012 года.
Законопроектом предусматривается формирование в бюджете 2013 года дополнительных средств резервных фондов в сумме 2 016,5 млрд. рублей, в том числе в республиканском бюджете – 915,8 млрд. рублей, в местных бюджетах – 1 100,7 млрд. рублей.
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета.
Проанализируем доходные и расходные части бюджета за 2011-2013 гг. Ниже приведена функциональная классификация государственного бюджета, далее данные по утвержденному бюджету, ожидаемое исполнение, утвержденный план и исполнение. Более подробно остановимся на анализе доходов и расходов за 2012 г.
Проанализируем расходную часть государственного бюджета за 2011-2013гг.
Расходы консолидированного бюджета за 2012 год составили 155,2 трлн. рублей, или 98,9 процента уточненного годового плана.
Расходы консолидированного бюджета на социально-культурную сферу в 2013 году растут опережающими темпами к общим расходам бюджета. Так, если общие расходы консолидированного бюджета к ожидаемому исполнению 2012 года возрастают на 123,5 процента, то расходы на здравоохранение – 127,3 процента, образование – 124,6 процента, культуру – 125,8 процента, социальную политику (без учета помощи в обеспечении жильем) – на 126,3 процента. Расходы на оказание помощи в обеспечении жильем сокращаются в связи с уменьшением объема льготных кредитов, предоставляемых за счет собственных ресурсов банков, и снижения ставки рефинансирования Национального банка в 2013 году.
Проанализируем расходы за 2011 -2012 год исходя таблицы 1. Как мы видим, по факту было потрачено больше на 5 172 092 615,10 тыс, руб, чем было по плану, что составило 0,9 % от ВВП в 2012 году. . Общее сальдо вышло положительное в размере 2 786 792 086,8 тыс. руб, что составило 0,5% от ВВП.
Таблица ― Расходы консолидированного бюджета 2011-2012гг.
РАСХОДЫ |
2011
год |
2012
год |
ДЕФИЦИТ (-) ПРОФИЦИТ (+) |
6 180 166 196,9 |
1 046 174 274,2 |
В процентах к доходам |
7,2 |
0,7 |
В процентах к расходам |
7,8 |
0,7 |
Валовой внутренний продукт |
274 282 051 000,0 |
510 050 000 000,0 |
Дефицит (профицит) в процентах к ВВП |
2,3 |
0,2 |
Если мы же оценим исполнение расходной части бюджета исходя из приложения Г за 2012 год исходя из фактических данных и плана, мы можем сказать, что местные бюджеты вышли на профицит на сумму 3 130 452 126,6 тыс. руб., а республиканский с дефицитом в 701 509 923,8 тыс. руб.
Подытожим полученную информацию:
Расходы консолидированного бюджета за 2012 год составили 155,2 трлн. рублей, или 98,9 процента уточненного годового плана.
В 2012 году расходная часть республиканского бюджета профинансирована в сумме 95,9 трлн. рублей, или 99,9 процента уточненного годового плана. Профицит консолидированного бюджета за 2012 год составил 2,8 трлн. рублей, или 0,5 процента ВВП.
Дефицит республиканского бюджета составил - 0,7 трлн. рублей, или 0,1 процента ВВП.
Профицит местных бюджетов за счет сверхпланового роста собственных доходов составил 3,1 трлн. рублей, или 0,6 процента ВВП.
Бюджетное управление осуществляет ряд программ по сокращению расходов бюджета, например капитальных и канцелярских расходов, но ряд расходов республиканского бюджета не подпадает под автоматическое сокращение, в их числе расходы:
- на заработную плату, начисления , трансферты;
- на компенсацию (возмещение) процентов;
- на государственную инвестиционную программу;
- на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
- государственных целевых бюджетных фондов (инновационных, включая Белинфонд, и фонда национального развития);
- резервных фондов,
- на межбюджетные трансферты (субвенции регионам);
- на обслуживание государственного долга;
- на отчисления в бюджет Союзного государства, международное сотрудничество, аппараты уставных органов межгосударственной интеграции и др. расходы, осуществляемые в валюте;
- фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
- на дорожное хозяйство;
- Министерства здравоохранения;
- на продукты питания, медицинскую помощь населению по всем распорядителям бюджетных средств;
- на бюджетные кредиты, ссуды, займы;
-членские взносы
- в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь (строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и объектов инфраструктуры атомной электростанции);
- на другие цели, не подлежащие сокращению в автоматическом режиме (РУП "Белтаможсервис", расходы за счет средств, полученных от реализации высвобождаемых материальных ресурсов, предоставление льгот на проезд гражданам, расходы на фестиваль-ярмарку "Дажынкi", использование средств, полученных от проведения лотерей, создание Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли, закупку отечественной техники и оборудования на условиях лизинга через ОАО "Промагролизинг", известкование кислых почв, мелиорация и некоторые другие первоочередные расходы).
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг.
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет.
Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.
По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:
-
циклический
-
структурный
-
операционный
-
первичный
-
квазифискальный
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.
Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
-
финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
-
накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка; отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.
Циклически сбалансированный бюджет.
Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен быть сбалансированным ежегодно - никакого священного закона, согласно которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.
Обоснование этой концепции бюджета просто и разумно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.